Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников





Скачать 242.79 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников
Дата публикации30.07.2014
Размер242.79 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
100-bal.ru > История > Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа


На тему:

ПИСЬМЕННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил: Смолин Е.А.

Благовещенск, 2013

1.1 Письменные творческие работы на уроках истории и обществознания как результат самостоятельной познавательной деятельности школьников
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Самым эффективным результатом самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания являются письменные творческие задания.
1.1.1 Сочинение
На уроках обязательно должна формироваться культура письменных домашних сочинений по истории. В сочинениях от учеников требуется выразить личное отношение выбранного ими героя к событиям и людям, с которыми тот сталкивался. Примером такого задания может служить сочинение писем от имени реального или вымышленного персонажа – участника войны 1812 года (солдата, офицера русской или французской армии, партизана) или современника событий (жителя Москвы, крестьянина и т. п.). Ребятам предлагается стилизовать свои работы, подражая языку той эпохи. Полезно рекомендовать им самим иллюстрировать работы рисунками. Естественно, что чем старше класс, тем более серьезные требования предъявляются учащимся.

Вот сочинение ученика пятого класса, который представил себя зрителем Олимпийских игр: «Однажды я был зрителем на Олимпийских играх. Болел за любимого атлета по бегу. К сожалению, он проиграл, но держался долго и хорошо. Также было много других атлетов. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что все победители родом из моего города. Из Спарты! Я был очень счастлив, ведь один из победителей – мой друг детства! Я долго его поздравлял, н6о отказался от приветствий, сказав, что тот, кого хвалят, становится впоследствии гордым. Я не обиделся на эти слова, наоборот, был рад, что у меня такой замечательный друг!»

Практика показывает, что письменные творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения – миниатюры.

Основная цель использования мини-сочинений – от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие.

Важнейшим условием эффективности мини-сочинений является предварительная подготовка к ним учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний сочинения становятся бессодержательными, а без умения правильно выражать мысли, убедить других оно будет непривлекательным и запутанным. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли.

Использование мини-сочинений обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы.

Такой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения учеников к тому или иному событию или факту, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные задачи.

Что нужно школьникам для успешного написания сочинения по истории? Необходимо запомнить определённую стратегию написания сочинения. Во-первых, школьнику нужно уметь определять проблему, выражать своё мнение по этой проблеме и уметь доказывать своё мнение, приведя аргументы на теоретическом и бытовом уровне. Неплохо добавлять «изюминку», чтобы сочинение запомнилось и отличалось от сочинений других учащихся по данной теме. Также необходимо отбирать термины, понятия, теоретические обобщения, факты, даты, имена, достижения, относящиеся к предмету проблемы, которые помогут аргументировать ответ на теоретическом уровне. Для этого необходимо просмотреть словарь, тетрадь, вспомнить содержание урока, прочитать дополнительную литературу и др. Чтобы проиллюстрировать своё мнение на бытовом уровне, необходимо вспомнить примеры из общественной жизни или личного опыта, уметь сопоставлять исторические события с современностью [9, с. 142].
1.1.2 Реферат
Еще одним результатом самостоятельной познавательной деятельности школьников является написание рефератов. Подготовка ученических рефератов рассматривается как способ формирования у ребят устойчивого интереса к предмету и вовлечение школьников в творческую деятельность. Реферирование позволяет ученику в какой-то степени проявить собственную индивидуальность, а заодно и приложить к конкретному материалу умения анализировать текст, выделять главные мысли автора, оценивать его аргументацию и т.п.

Школьное реферирование – вид познавательной деятельности старшеклассников. Реферат является одной из форм экзаменационной проверки. Данную форму работы чаще всего используют в работе только с «сильными» учащимися. Тему реферата дети обычно выбирают самостоятельно. Безусловно, работа над рефератом требует от учащегося и учителя больших затрат сил и времени. Но результаты обычно оправдываю все издержки.

Вот пример введения в реферате на тему «Героизм русского народа в Великой Отечественной войне»: «Данную тему реферата я выбрала потому, что эта тема близка мне, моей семье – это тема о моём родном Отечестве. Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне,. Именно “Русский Ванька” прижал к стене всю разложившуюся милитаристскую систему Германии. Наши деды ещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский. Я считаю, что реферат по такому предмету, как история должен изобиловать доказательствами событий. В своём реферате я старалась выделить конкретные примеры, конкретных героев земли Русской. Также, я хочу отметить, что я опиралась на менее известные примеры, но за каждым таким событием стоит судьба человека, который, подчас, жертвовал жизнью ради нас, ради будущего своих детей. В своей работе я привожу высказывания некоторых людей по поводу этой страшной войны. Например, выдержка из речи М.С. Горбачёва на одном из съездов очень понравилась мне, хотя к деятельности его в целом я отношусь негативно.

Как будущий юрист, я чётко выработала практический план моей работы над рефератом. Я думаю, что план, приведённый в моей работе, наиболее оптимальный вариант изложения содержания данной темы».

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержание прочитанной книги и т.п., доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Защита реферата относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам реферат – особый вид письменной работы. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учётом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата.

Защита рефератов, представляет собой проверку знаний и умений обучающихся, которая показывает уровень овладения ими программным материалом и способности анализировать различные источники по проблематике учебной дисциплины в соответствии с темой исследования. Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагая её суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события, факты, изложенные в тексте.

Допускается, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу [4, с. 123]
1.1.3 Эссе
В последние годы особую группу познавательных заданий в школьных курсах истории и обществознания составили эссе, относящиеся к «жанру философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающего подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Внешне эти задания напоминают логические, но в них упор делается на формулирование учеником собственного аргументированного мнения по поводу тех или иных фактов прошлого, оценочных суждений других людей. Умения, которые необходимы для подготовки эссе и, в свою очередь, совершенствуются в процессе работы над ним, замыкают перечень Требований к уровню подготовки выпускников основной и полной школы: «определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории», «сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различие», «высказывать мнение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок».

«Эссе» – это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Обычно эссе как метод познавательных заданий обычно используется в старших классах [2, с. 364].

Вот пример эссе учащегося одиннадцатого класса по высказыванию Н.В. Карлова «Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения»: «Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к заблуждениям людей. Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия».

Показателем овладения содержания обществоведческого и исторического образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам.

Автор С.А. Букинич пишет, что эссе целесообразно оценивать с учетом следующих критериев: соответствие текста теме; логика изложения; корректность высказанных суждений; самостоятельность мышления; ясный стиль изложения [1, с. 64].

Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся (выпускник, абитуриент) должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, взятым из социального или личного опыта [5, с. 10].

К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу соответствует государственному стандарту и существующим программам.

Успешно написать эссе могут те ученики, которые способны применять обществоведческие и исторические знания в новой ситуации, имеют собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеют убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, выражать собственные оценки и формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания. Эти умения и навыки формируются у учащихся в процессе изучения обществознания уже в классах среднего звена и в старших классах применяются на различных этапах и формах уроков.

В классах среднего звена происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации. Развернутое аргументированное суждение – необходимый элемент эссе. Учитель может использовать разные приемы обучения, например прием «незаконченного предложения», когда организуется работа с вопросами и заданиями, ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особо значимо на начальном этапе изучения обществознания. Ученикам дается схема построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...»; «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …». Данные схемы позволяют им выполнять и более сложные задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации.

Очень важно на первоначальном этапе обратить внимание учащихся на правильную работу с черновиком при написании эссе. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми, на широкие поля вносятся исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста, а также цитаты, примеры и т. д. Когда тема эссе понята и определено, в рамках каких обществоведческих вопросов ее следует рассматривать, на черновике в свободной форме можно выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, цитаты, примеры, противоречия, ассоциации, тезисы, мнения, аргументы, имена, события, т. е. все, что кажется нужным, интересным, полезным для раскрытия темы. Затем из этого многообразия материала необходимо выбрать самое эффективное: точную мысль, убедительный аргумент, соответствующее теоретическое суждение, интересные факты из социального опыта и общественной жизни, которые войдут в окончательный вариант текста. Следует обратить внимание на выделение абзацев (каждый абзац должен содержать только одну основную мысль), их логическую связь, а также на стиль изложения.
1.1.4 Исследовательская работа
Один из результатов самостоятельной познавательной деятельности школьников является исследовательская работа.

При написании исследовательской работы учащийся осваивает новую для себя роль – исследователя. Он приобщается к миру науки. В исследовательской работе содержаться все элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, анализ и обсуждение полученного материала в результате которых исследователь получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы.

Вот пример написания введения к исследовательской работе на тему «Война 1812 года как пример патриотизма и сплочённости народа»: «Цель исследованья: показать пример патриотизма и сплочённости народа, и актуальность данной тематики. Предмет исследования: предметом исследования является война 1812г.  Данные были взяты из энциклопедий  и огромного количества статей в интернете мною были сделаны выводы. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что ни к одной из войн Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию. Подробнейшим образом разрабатывался план предстоящей кампании, тщательно изучался театр военных действий, создавались огромные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия. Была проведена серия новых наборов (конскрипций), при этом жестоким карам подвергались не только уклонявшиеся от службы, но и их семьи. Под ружье было поставлено 1 200 тыс. человек. Половина армии была расквартирована в пределах огромной империи Наполеона, чтобы удерживать в повиновении завоеванные страны, в которых поднималось национально-освободительное движение против наполеоновского ига.  Актуальность темы работы в том, что война с Наполеоном (1812-1814) оказала впоследствии значительное влияние на развитие российской экономики в первой половине XIX в. В результате войны значительная часть страны была разорена, на огромной территории оскудели крестьянские и помещичьи хозяйства. Многие города лежали в развалинах. Общая сумма материальных потерь превысила 1 млрд. руб.

Отечественная война 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И в переломные моменты российской истории не раз приходилось об этом вспоминать. Речь идет не только о партизанском движении в Великую Отечественную войну, когда женщины, старики и подростки уходили партизанить, потому что желали помочь своим мужьям, отцам, и сыновьям одолеть врага и, наконец закончить войну. К примерам патриотизма и сплоченности россиян также относятся и годы пятилеток (1928/29-1934/35, 1933-1937 гг.), и послевоенное время, и перестройка (1985-1991 гг.), когда, благодаря бескорыстному, самоотверженному труду, вере в светлое и великое будущее своей страны, народ восстанавливал Россию из пепла войны, строил новые города и предприятия, работал сверх нормы. Все это делалось исключительно для блага своей страны, невзирая на личные нужды. И сейчас настал тот момент, когда Россия подошла ещё к одному переломному этапу в истории. После тяжелейших войн и репрессий страна пошла по пути восстановления. И, конечно, она во многом еще отстает от благоустроенных Европы и США, ей еще многого нужно добиться и ко многому прийти. Вот здесь-то и необходимо вспомнить о подвигах, совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ, необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма, готовый в нужный момент стать несокрушимой стеной. В этом – сила русского народа, его национальное достояние. Вскоре будет юбилейная дата в 2012 году исполнится 200 лет со дня начала войны. Проходили десятилетия, но и в годы испытаний подвиги солдат, партизан, всего народа в Отечественной войне продолжали вдохновлять воинов и народных мстителей. В честь победы России в Отечественной войне 1812 г. в Москве 19 в. был воздвигнут величественный храм Христа Спасителя, который стоит и по сей день».

Исследовательская работа подразумевает большую самостоятельность, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно такая работа выполняется теми, кто уже имеет некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководитель выступает при этом как консультант и, при необходимости помогает на разных этапах её выполнения.

Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая база и организация методически правильного руководства.

Для проведения и написания исследовательской работы необходимо познакомится с основными принципами и методами сбора, обработки и анализа полученного материала, их освоения и оценки [6, с. 132].
1.1.5 Активные формы работы на примере письменных творческих работ
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.  В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе. Существует несколько таких форм, в том числе – это небольшие письменные творческие работы. Ведь в компетентностной  парадигме приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, а самое главное, самостоятельной работы.

Эссе, реферат, исследовательская работа, сочинение – это письменные творческие работы, которые часто используются учителями на уроках истории и обществознания и являются эффективными результатами самостоятельной познавательной деятельностью школьников.

Но возможно рассматривать как результат самостоятельной познавательной деятельности такие письменные творческие работы, которые используются редко в практике учителей истории и обществознания, но являются наиболее интересными для выполнения их школьниками.

Можно предложить школьникам письменную творческую работу «Азбучные истины», повышающую интерес к изучению исторических понятий, терминов, персоналий, объяснение которых зачастую является затруднительным для учащихся. Данная работа также является результатом самостоятельной познавательной деятельности школьников. Используя алфавит, учащиеся должны подобрать несколько исторических понятий, терминов или имён исторических государственных деятелей на соответствующую букву алфавита, давая объяснение написанному, составляя, таким образом, историческую азбуку.

Для успешного написания в старших классах сочинения или эссе по истории и обществознанию, в средних классах можно школьникам предложить ещё одну письменную творческую работу – изложение. Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи. Зачитывая текст учителя на определённую историческую тему, на первом этапе работы с изложением школьники учатся воспроизводить чужой текст. В дальнейшей работе с изложением, необходимо перенести акцент с обучения определённым умственным действиям на то, чтобы «раскачать» мозг ребёнка, сделать мышление ребёнка динамичным и гибким, а самое главное – продуктивным, т.е. научить ребёнка генерировать новое – новые идеи и образы именно в работе над изложением. Многие могут поспорить о результатах работы над изложением. Но, ознакомившись с книгой «Урок творчества – изложение», описанная методика работы над изложением Г.В. Королёвой привлечёт внимание не только учителей русского языка, но и учителей истории и обществознания, т.к. работа над изложением по данной методике может служить учителю истории и обществознания как начальный этап работы над другими письменными творческими работами, такими, например, как сочинение или эссе.

Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.

Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда –  в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.

Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.

В обучении истории и обществознания развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся осуществляется как в учебной, так и во внеклассной работе. Все это происходит в процессе творческой работы.

В практике встречаются два основных вида художественного творчества учащихся. Первый – создание художественных произведений, стилизованных под памятники культуры изучаемой эпохи (написание баллады, воссоздание фрагмента древнегреческой постановки трагедии, рисунок, стилизованный под иконописное изображение, и т.д.). Второй – создание собственных произведений исторического жанра (стихотворение о событиях, портрет исторического героя, литературно-музыкальная композиция по произведениям современных авторов и т.д.) [8, с. 124].

Существуют и другие виды письменных творческих работ, которые также являются результатом самостоятельной познавательной деятельности школьников. Это составление плана текста, написание рецензии сообщения, написание доклада, характеристика исторической личности, анализ политических событий, комментирование политических высказываний, конспектирование, составление кроссворда и др. Для успешного выполнения подобных письменных творческих работ, учителю можно составить памятки, которыми будут пользоваться учащиеся в процессе их написания.

Таким образом, в современной методике преподавания истории и обществознания накопился достаточно широкий арсенал видов письменных творческих работ, главным отличием которых является направленность на развитие творческих способностей учащихся и развитие у них самостоятельной познавательной деятельности. Основными принципами таких заданий является создание проблемных ситуаций и открытые задания, возможность создания ученического образовательного продукта и формирование познавательного интереса.

1.2 Методика использования письменных творческих работ на уроках истории и обществознания
Успех творческого урока определяется стартовым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.

Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.

И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед ученическим интересом, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если ее решение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы.

Письменные творческие работы не имеют однозначных результатов их выполнения.

Такие работы принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Они предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а неверно угаданный или полученный ответ.

Период времени, отводимый на выполнение письменной творческой работы – от 1 минуты до нескольких занятий. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой – обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся.

Письменные творческие работы позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.

Существуют также некоторые требования к использованию на уроках письменных творческих работ.

Задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе. Задания не должны иметь заранее известного для учителя решения.

Формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора – учителя.

Разработать или подобрать тематику для письменных творческих работ не всегда легко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Выбирая тематику, учитель может знать 2-3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.

При разработке тем учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений получаемых учениками результатов. Лучшее задание – то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником.

Предчувствие оригинальных ответов учеников – важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое война». В данном случае не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребёнка при его выполнении [10, с. 78].

Решение таким заданий может стать для учащихся тем средством, которое всколыхнет познавательный интерес к истории и обществознанию, стремление найти дополнительный материал, готовность по собственному желанию обсуждать дискуссионный вопросы, желание иметь и высказывать свою точку зрения, стремление использовать полученные знания на других уроках и в жизни [7, с. 41].

Разнообразные творческие письменные работы, сочетаясь в обучении с различными структурными элементами учебного исторического и обществоведческого материала и приемами его изложения, усиливают организующую, а главное – направляющую роль преподавания учителя и повышают качество учебной работы учащихся [3, с. 130].

Проблемные вопросы и задачи также могут эффективно использоваться для активизации познавательного интереса учащихся на уроках истории. Варианты постановки и решения проблемных вопросов и задач могут быть самые разные, например на лекции:

Вариант 1. Учитель ставит перед учащимися задачу. Учащиеся, ввиду недостатка знаний, не в состоянии принять участие в ее разрешении. Учитель решает задачу сам, учащиеся вникают в логику развития его мысли (эссе).

Вариант 2. Учитель ставит перед учащимися задачу. Учащиеся принимают участие в ее разрешении (сочинение).

Научно-исследовательская деятельность – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь обосновать актуальность цели;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта, необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями;

  • использовать элементы вероятностных, статистических методов познания;

  • описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии.

Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Таким образом, использование на уроках творческих письменных работ делает уроки более эмоционально насыщенными и интересными, у школьников вырабатывается потребность анализировать, доказывать, искать новый материал по теме исследования, что в свою очередь влияет на развитие самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

Развитие познавательной деятельности учащихся, обеспечивающее проникновение в сущность изучаемого материала, формирование умений самостоятельно обобщать и систематизировать имеющиеся знания, использовать их в качестве способа деятельности при решении разного рода познавательных задач, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и активности школьников.

В современной методике преподавания истории и обществознания накопился достаточно широкий арсенал видов письменных творческих работ, главным отличием которых является направленность на развитие творческих способностей учащихся и развитие у них самостоятельной познавательной деятельности. Основными принципами таких заданий является создание проблемных ситуаций и открытые задания, возможность создания ученического образовательного продукта и формирование познавательного интереса.

Таким образом, эффективность использования письменных творческих работ для развития самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:

  • в росте качества знаний по истории и обществознанию.

  • в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;

  • в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.


Список использованных источников и литературы


  1. Алексашкина, Л.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 2008. – №5.– С. 15-22.

  2. Букинич, С.А. Проблемно-творческие задания по истории / С.А. Букинич // Преподавание истории и обществознания в школе. – 1999. – №8.– С. 61-64.

  3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В.Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

  4. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

  5. Григорьянц Л. И. Творческие задания, как средство развития креативного мышления на уроках истории и обществознания – Режим доступа: http://www.licey4.com/index.php - 10.12.2011

  6. Единый государственный экзамен по обществознанию. Часть С (Эссе). – Хабаровск: НМИЦ, 2008. – 108 с.

  7. Нидерман И.А. Формирование познавательного интереса учащихся при изучении в 10 классе темы: «Отечественная война 1812 года» / И.А. Нидерман // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №5.– С.41-47.

  8. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1968. – 94 с.

  9. Степанищев А.А. История Отечества: преподавание истории в школе / А.А. Степанищев. – М.: Гардарики, 2001. – 557 с.

  10. Хуторской А.В. Формы эвристического обучения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. – 1998. – № 5. – С.233-244.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Групповая работа на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования коммуникативной...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconЗапорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка...
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках обществознания и во внеурочной...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconМетодическая разработка
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconВнеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconТеатрализация как эффективный метод развития познавательной активности...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconПедагогический проект «Проектная и научно-исследовательская работа...
Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов, как один из методов, который...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconПлан внеурочной деятельности ступени начального образования
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия...
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности как результат самостоятельногй познавательной деятельности школьников iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск