Скачать 492.73 Kb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Проектная и научно-исследовательская работа в учебной деятельности школьников»Актуальность проекта Современное общество хочет видеть выпускников общеобразовательных учреждений адаптированными к условиям нашего времени, т.е. обладающими предметными, личностными и метапредметными компетентностями. Поэтому организация классно-урочной системы занятий должна быть перестроена в соответствии с задачей формирования данных компетентностей у учащегося. В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов, как один из методов, который поможет научить «человека будущего» нестандартно, творчески мыслить. Актуальность проекта определяется методологической значимостью, так как происходит вживление современных педагогических технологий в урок, разработка инновационных учебно-методических комплексов или дополнений к существующим УМК. Урок становится более живым, движимым, мобильным, наглядным, а также позволяет реализовать современные принципы обучения. Реализация данного проекта имеет большую практическую значимость, т.к. позволит школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектной цепочке от идеи до её реализации в модели, продукте труда. Внедрение метода проекта в предметы естественнонаучного цикла будут способствовать: • повышению качества образования и качества обученности учащихся; • формированию предметных, метапредметных, а также личностных компетентностей учащихся и созданию условий, положительно влияющих на развитие этих компетентностей; • созданию положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла; • созданию условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся; • развитию у учащихся навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия; снижению перегрузки учащихся и сохранению их здоровья, поддержанию устойчивого психологического микроклимата. Однако внедрение метода проектов в процесс обучения химии и географии ХМАО учащихся старших классов сопровождается рядом частных противоречий, требующих своего разрешения. К ним относятся противоречия: - между востребованностью метода проектов и слабой разработанностью его процессуально-результативной технологической базы, что затрудняет применимость данного метода как педагогической технологии, гарантирующей достижение запланированных результатов обучения и воспитания; - между требованием к систематичности и фундаментальности знаний в старших классах общеобразовательной школы и усложнением организации получения учеником таких знаний при обучении на основе метода проектов по сравнению с традиционными методиками; - между широкими возможностями метода проектов в развитии мотивационной сферы обучаемых и недостаточной разработанностью теоретических положений, обосновывающих направленность познавательной активности школьника на достижение целей учебного познания через реализацию программного проекта. Простой «накачки» учеников стандартными знаниями уже недостаточно. Задача школы – создать среду, максимально способствующую развитию творческих способностей, именно технология проектная может содействовать такому развитию. В связи с указанной проблемой определены цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования. Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в школьном возрасте при использовании в учебном процессе метода проекта. Предмет исследования: предметы естественно-научного цикла (химия, география ХМАО) Цель исследования: развитие творческих способностей и компетентностей учащихся через использование метода проектов. Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение в учебный процесс преподавания химии, географии ХМАО метода проекта повысит уровень мотивации и самостоятельности, обеспечит возрастание познавательных потребностей учащихся и, как следствие, эффективность обучения. В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:
Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные и профессиональные интересы самих участников проекта. По типу предметно-содержательной области проект представляет собой межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 5 лет, с 2007 – по 2011 год. Основное содержание проекта Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащемуся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Создание проектов предполагает системную работу с каждой группой учащихся. В первую очередь, это задания экспериментального, творческого и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. При внедрении проектной деятельности в учебный процесс я использую три вида урочных занятий. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки один раз в четверть по какой-то определенной теме. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новой информации учащимися (приложение 1). Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического или географического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию (приложение 2). Третий вид – использование в традиционном уроке элементов проектной деятельности, например, разноуровневое домашнее задание – выполнение творческого проекта по изучаемой теме (составить кроссворды, рисунки, презентации, видеоролики по пройденной теме, интерактивные игры и др.) (приложение 3). Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские, творческие. Многие ребята выполняют исследовательские проекты во внеурочное время. При создании исследовательского проекта методы, формы, приемы работы усложняются по мере усвоения учащимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, к более высокому – развитию любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. В дальнейшем усложняю задания элементами научного исследования. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками, применяя их в дальнейшей практической деятельности. Учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы, усложняется и тематика исследований. С этими работами школьники выступают на конференциях разного уровня: школьных, районных, окружных, областных, всероссийских многие из работ отмечены дипломами. При работе над проектом происходит расширение теоретических знаний по интересующей ученика проблеме. Дети получают знания в избранной области, и это способствует их профориентации. Хочется отметить, что с каждым годом пропорционально растет количество творческих продуктов проектного обучения и увеличивается количество учащихся, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Учащиеся, выполняющие проекты по химии и географии ХМАО принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, районных, всероссийских, международных олимпиадах, фестивалях, творческих конкурсах учебных проектов и конкурсах научно-исследовательских работ. Совокупность методов, используемых в проектной деятельности: исследовательские (дискуссии, эвристические беседы), поисковые (мозговые атаки), научный метод (ролевые игры), рефлексивные. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: - теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; - изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; - изучение документов, определяющих политику государства в области образования; - педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование; - независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, статистическая обработка результатов работы. Реализация педагогического проекта Проект предусматривает следующие направления деятельности: 1 направление: проект для школьников. Реализация данного проекта происходит в урочной и внеурочной деятельности школьников по направлениям: организация индивидуально – групповых занятий с учащимися по углублению знаний по химии и географии ХМАО; организация проектно - исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной системе; элективные курсы в рамках школьного компонента; проведение научно - практических конференций и конкурсов – форма презентации проектно - исследовательской деятельности; 2 направление: проект для учителей общеобразовательных школ Ханты-Мансийского района «Создание и использование проектов и научно-исследовательских работ в образовательном процессе школы» Реализация данного проекта предусматривает направления: создание коллекции проектов к курсам «Химия», «География ХМАО» с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей школьников; распространение опыта работы по внедрению проектной технологии в предметы естественного цикла и использованию проектов в образовательном процессе через школьный сайт, размещение в сети Internet на web странице http://portf-.ru/index/portfolio_korzhevskoj_oksany_vladimirovny/0-1 4 серии методических разработок и статей. Обобщение и распространение педагогического опыта: через регулярные выступления на методических совещаниях, на секциях методического объединения, участие в районных, окружных, всероссийских семинарах, конференциях, форумах . Результативность внедрения педагогического проекта
Результаты олимпиад 2008,2010, 2011 гг. результаты районной олимпиады по экологии -1 место Малыгина Д (11 кл.),.Киселева К. (10 кл.), Хасанов Е (9 кл.), Глазунова К (10 кл.); по химии 2011 г - 2 место Шумилова А (10 кл.); всероссийская дистанционная олимпиада: 2011 г – диплом III степени: Янович В, Бердашкевич И, Литвинова Е, Доронина К. (8 кл), Истомин Е (9 кл); IV и V Международная олимпиада по основам наук: 2010 г диплом III степени – Вашурина А (10 кл.), 2011 г – третье место, бронзовая медаль Зайцев Г (8 кл), диплом I степени – Рыжова А, Ломова В., Жилина С., Истомин Е., II степени – Нифталыев Ф. (9 кл.). Ресурсы, необходимые для реализации проекта: 1. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта) 2. Обеспечение кадровых условий (достаточный уровень квалификации педагогического работника, призванного обеспечить внедрение проекта) (Приложение 4). 3. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических разработок, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, открытых уроков). 4. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (создание страниц в сети Интернет). 5. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинета химии, оснащенного компьютерами). 6. Наличие у преподавателя педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | ||
Построение логической структуры учебной информации с учетом будущей... Поэтому правильно организованная методическая и научно-исследовательская работа содействует повышению эффективности преподавательской... | Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | ||
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | ||
Шпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая... Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной) | Проектная деятельность школьников (в рамках регионального компонента)... В этой связи возникла необходимость создания на базе нашего образовательного учреждения творческого объединения, позволяющего реализовывать... | ||
Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | Научно-исследовательская работа Автор: ученица 9класса Старцева Александра Ii. Практическая часть. 14 Влияние мультфильмов на психику младших школьников | ||
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | ||
Научно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/... О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения... | F научно-исследовательская работа Анализ деятельности, направленной на получение бесплатного основного и среднего образования |