Скачать 94.73 Kb.
|
Мастер-классТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности».Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала. Добрый день, коллеги! Я приветствую вас на моём мастер-классе и приглашаю вас к диалогу: Слайд 3-4 - Кто такие исследователи?
- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете? (Рычков Петр Иванович, Аристотель, Пржевальский Николай Михайлович, Беринг Витус Ионассен, Лихачев Дмитрий Сергеевич) - Что такое исследование?
- Что такое проект? Слово проект происходит от латинского «projectus» -брошенный вперёд. Совокупность документов (чертежей, расчётов т т.п.) для создания какого-либо сооружения или изделия; - А чем отличается проект от исследования? Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, а проект – решение какой-либо практической задачи. - Что есть исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность учащихся – высший уровень мыслительной деятельности, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного задания, овладение основными способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний. (И.Герасименко). - Как организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроке? Слайд 5 На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач. Например, с целью обучения предмету следует решать следующие задачи
Постановка цели обучения исследовательской деятельности требует решения других задач: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы). По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на типы:
Допускаются и комбинированные уроки. Слайд 6 По объему осваиваемой методики исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:
Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3). На уроках-исследованиях возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Слайд 7 В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:
Слайд 8 Исследовательская деятельность на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы (под проблемой мы понимаем теоретический или практический вопрос, требующий разрешения). Выбор темы исследования – определение аспекта рассматриваемой проблемы. Выбирая тему исследования необходимо руководствоваться несколькими правилами:
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Слайд 9 Вопросы в помощь при выборе темы Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею. Тему исследования надо записать. Давайте запишем…. Слайд 10 Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? При формулировании цели работы необходимо использовать глаголы: обосновать, описать, объяснить, изучить, выявить, установить, уточнить, разработать и др. Слайд 11 Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон. Запишем цель своего исследования: Давайте прокомментируем слайд и запишем задачи: Слайд 12 Иметь цель очень важно, но многие открытия и изобретения появились на свет совсем иначе – благодаря счастливому стечению обстоятельств. Их авторы не преследовали цели сделать изобретение или открытие. Следующая ступень – выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом, в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате эксперимента данные учащиеся должны интерпретировать. В заключении необходимы оценка, оформление результатов работы и выводы из них. Слайд 13 Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …». Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее. Слайд 14 - Как составить план исследовательской работы? Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования: • подумать самостоятельно; • прочитать книги о том, что вы исследуете; • познакомиться с кино- и телефильмами; • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет; • спросить у других людей; • понаблюдать; • провести эксперимент. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете. Например, если вы изучаете поведение вороны, то можете использовать все названные выше методы: подумать, что вам уже известно о вороне; расспросить других об этой птице; поискать информацию в книгах и в Интернете. О воронах достаточно большое количество фильмов, и вы можете многие из них посмотреть. Можно провести наблюдение за поведением ворон, и даже поэкспериментировать с ними. А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать и уж тем более провести эксперимент вам, скорее всего, не удастся. Вы вынуждены будете ограничиться собственными суждениями и умозаключениями, чтением литературы, изучением специальных фильмов, беседами со специалистами, математическими расчетами. А если все же вы попытаетесь провести эксперимент, то он возможен только на моделях - уменьшенных копиях Земли и астероидов. Давайте отметим основные особенности указанных выше методов исследования: Слайд 15 Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов. Поэтому нужно сделать выводы по результатам исследования. Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме, изображённой на экране. Давайте попробуем, согласно схеме, рассказать о своём мини - исследовании. Педагоги выступают с мини – исследованиями. Слайд 16 По итогам нашего занятия должны остаться следующие записи: Проблема … Тема исследования … Цель исследования … Задачи: Гипотеза … Подтверждение гипотезы … Вывод … Так, на мой взгляд, можно организовать исследовательскую деятельность обучающихся. Лучше, конечно такую деятельность построить на изучении краеведческого материала. Слайд 17 Именно краеведческий подход в образовании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности педагога. Доктор педагогических наук Т.В.Иванов отмечает, что краеведческий материал выступает в обучении в наглядной форме, в форме конкретных примеров, способствует активизации мышления учащихся; помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, т. е. делает их доступными для понимания и усвоения. Местный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о крае, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей. В своей деятельности краеведческий материал использую на уроках, на экскурсиях, Слайд 18 на пришкольном участке. |
Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,... | Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности... Мотивация учебной деятельности важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,... | ||
Механизмы мотивации как метод повышения эффективности производственной... Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Курсовая работа на тему: «Совершенствование системы мотивации как... | ||
«Новые формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся основной школы» Цель педсовета Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность... | Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | Проектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII... | Культура делового письма в разных сферах деятельности. 17 Деловое письмо одно из важнейших средств общения в деловом мире. Оно с давних пор помогает человеку осуществлять предпринимательскую... | ||
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного... | Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской... | ||
Приказ №212 от 22 сентября 2008г «О введении новой системы оплаты... Департамента образования г о. Баксан №212 от 22 сентября 2008г «О введении новой системы оплаты труда работников отдельных общеобразовательных... | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... |