Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»





Скачать 93.91 Kb.
НазваниеТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Дата публикации01.08.2014
Размер93.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

Тема
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

учитель химии

высшей категории

Катуаровской сош

Кухарькова Г.А.


28 марта 2008 г.
Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий, вызывает необходимость оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием. В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост «хемофобии» в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся школы. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой низкую мотивацию к изучению химии в школе. И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении дисциплин, связанных с химией. Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание, т.к. высокая учебная мотивация повышает эффективность урока, что является основным компонентом системы обеспечения качества образования.

В формировании учебной мотивации одно из первостепенных значений имеет познавательный интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой успешного обучения. С первых дней появления на свет ребенок начинает интересоваться окружающим его миром.

Отсутствие познавательного интереса на ранних стадиях развития – признак психического отклонения ребенка.

Как правило, познавательный интерес учащихся начальных классов достаточно высок. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Заинтересованный школьник учиться лучше. Задачей учителя является поддержание этого интереса на должном уровне.

Решению этой задачи помогут: четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала, умелое использование разнообразных учебных стимулов (оценка, устная похвала, индивидуальное домашнее задание, назначение консультантом и другие).

В организации познавательной деятельности учащихся учитель играет ведущую роль. Деятельность его должна быть направлена на то, чтобы вызвать у учащихся активность самостоятельность и инициативу в процессе усвоения новых знаний, умений и навыков. Необходимо поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество, ставить перед учащимися увлекательные цели, вызывать у них потребность, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности. А для этого необходимо, чтобы уроки были занимательными

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Оценивая результат, учитель не должен сравнивать достижения одних учеников с достижениями других, необходимо сравнивать сегодняшние собственные результаты ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом, например: «Ты сегодня хорошо поработал, научился быстро и правильно рассчитывать (находить, определять и т.д.), но для того чтобы полностью усвоить эту тему, необходимо еще поработать над ней».

Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

В подростковом возрасте часто наблюдается спад учебной мотивации с одной стороны (что приводит к появлению относительно большого числа «неуспевающих» детей), и формирование новых познавательных интересов с другой (не случайно в этот период всплывают одаренные дети). Задачей учителя на данном этапе является полнейшее удовлетворение познавательных потребностей учащихся, использование меж предметных связей (так как через интерес к другой области можно создать интерес к своему предмету). Необходимым является применение тех учебных стимулов, которые помогли бы поддерживать высокий уровень познавательной активности не только классного коллектива в целом, но и каждого учащегося в отдельности.

Но все усилия учителя заранее обречены на неудачу, если проводимые им уроки не будут занимательными для учащихся. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность, творческий подъем, степень утомляемости, радостное или наоборот подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять свои знания или, наоборот, нежелание это делать.

Эффективность работы учителя по формированию устойчивого познавательного интереса зависит от таких личностных качеств, как:

  • стремление к максимальной гибкости;

  • способность к сопереживанию, сочувствию;

  • восприимчивость к потребностям учащихся;

  • умение придать личностную окраску преподаванию;

  • владение стилем доверительного общения с учащимися;

  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Познавательный интерес - это факел, горение которого

нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.

Как же реализовать эти рекомендации, формируя познавательный интерес учащихся к такому предмету как химия и как сделать урок эффективным? Как помочь ученику открыть самого себя, развивать его творческие задатки.

Целью моей работы является: формирование у учащихся целостной картины мира, развитие у них познавательного интереса, развитие творческих способностей,

Целеполагание является основой «эффективного урока», следовательно при подготовке к учебному занятию необходимо четко и однозначно определять цели и задачи каждого учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучаемых.

Неотъемлемым структурным элементом педагогической системы является и содержание образования. Оно находится под влиянием ряда факторов, важнейшим из которых является соответствие содержания социальному заказу и запросам развития личности. При отборе содержания конкретного занятия, я особое внимание уделяю тому, чтобы в содержание занятия вошли основные виды знаний, среди которых:

-основные понятия и термины, раскрывающие сущность конкретных процессов;

-основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями;

-факты повседневной деятельности, науки и техники;

-теории, содержащие систему научных знаний;

-оценочные знания, знания о нормах отношений в обществе.

В процессе проведения занятий я ищу пути повышения эффективности уроков в сочетании различных методов и форм организации учебного процесса. Основными критериями отбора методов и форм организации учебных занятий являются: цели обучения, особенности содержания учебного материала, специфика обучаемых и условия проведения.

Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы я подбираю соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стараюсь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учащихся при максимально плотном использовании времени урока. Готовясь к урокам, старается продумывать их содержание и форму так, чтобы они были запоминающимися, красивыми и интересными.

Я считаю, что для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо применять современные образовательные технологии: КСО – коллективную систему образования, технологию развивающего обучения, лекционо - семинарскую систему, игровую, интегральную, проектную и другие.

Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний.

Игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Наиболее работоспособной и удобной в организационном плане является группа из 4х человек. Все члены группы должны быть готовы к ответу, так как могут спросить любого из них. Учащийся только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами полностью реализует свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

Мною разработано большое количество интегрированных уроков, которые провожу самостоятельно или совместно с другими учителями: химия-биология, химия-география, химия- экология, химия-физика, химия-история, химия-литература; а также интегрированных внеклассных мероприятий.

В проведении интегрированных уроков самостоятельно есть, на мой взгляд, рад преимуществ:

Во-первых: успех или неуспех урока зависит только от тебя, а значит легче корректировать ошибки по ходу урока или, применяя данную разработку в дальнейшем.

Во-вторых: реакция учащихся на разных учителей различна, а в ходе урока желательно поддерживать постоянную атмосферу.

В-третьих: информированность учителя в разных областях (его эрудированность) находит положительный отклик у детей, что, несомненно, повышает авторитет учителя, и, как следствие, часто вызывает заинтересованность его предметом.

Хочу отметить, что применение чужих разработок уроков, для проведения которых требуются предварительные репетиции, я не люблю. Внеклассные же мероприятия такого плана вполне оправданы.

Мной разработаны уроки, содержание которых позволяет осуществлять комплексный подход к формированию у школьников умений работать с учебником и дополнительной литературой, проводить химический эксперимент и анализировать полученные данные, делать обобщающие выводы. А исследовательские задания готовят их к самостоятельному решению проблем, придают работе групп творческий характер. Для этих целей я использую разработанный мною раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы учащихся (опорные схемы, карточки-инструкции, иногда стараемся создать опорную схему общими усилиями).

Важной составляющей повышения эффективности урока является система контроля знаний, умений и навыков учащихся. В зависимости от целей контроля мною используются разнообразные средства для его осуществления: вопросы, задания, письменные контрольные работы, тестирование, рейтинг и т.д. и разноуровневые многовариантные карточки-задания для текущего и тематического контроля знаний, программированный контроль (в том числе в форме тестов, графических диктантов).

Кроме традиционных способов оценки знаний и умений учащихся мною применяется одна из методик, служащих одновременно и средством диагностики, и учебным средством,- это методика выполнения самостоятельной работы обучающего характера .

Самостоятельная работа проводится следующим образом: учащимся предлагается блок из 3х самостоятельных работ трех уровней сложности. Ребята самостоятельно выбирают уровень выполняемой работы. На выполнение первой работы отводится 10 минут, на вторую-15 минут, на третью-20 минут. В ходе выполнения последующей работы учащийся может повысить уровень предыдущей работы, для этого предоставляется дополнительное время. Это способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Оценивается работа после выполнения всего блока. Использование данной методики позволяет судить об усвоении школьниками определенной темы, а также стимулирует их познавательскую деятельность.

Для проверки, контроля, закрепления и совершенствования знаний мной разработаны тестовые задания 3х уровней сложности(1й уровень-опознание, классификация, 2й уровень - подстановки, типовая задача, 3й уровень - нетиповая задача).

Для повышения эффективности урока особое внимание уделяю психологическому климату на занятиях, межличностному общению, налаживаю отношения сотрудничества в группах, парах, в коллективе в целом.

Повышению мотивации учащихся способствует и моя научно-исследовательская работа. Под моим руководством учениками проводят исследования, по результатам проводимых работ создают проекты. Лучшие проекты учащихся представляются на школьные научные конференции. Использую индивидуальные домашние задания, а также большое количество заданий творческого характера. Творческие находки учащихся становятся достоянием, гордостью школы. В кабинете химии периодически оформляется выставка лучших творческих работ по химии учащихся. Работы, естественно, оцениваются. Это прекрасное средство для организации занятий не только с одаренными учениками, но и со слабоуспевающими.
Изучение методической литературы, опыта работы коллег, анализ своего опыта позволили мне разработать критерии повышения эффективности урока, которые я стараюсь использовать в своей работе:

-постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

-оптимизация процесса обучения;

-стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

-применение активизирующих методов и средств обучения;

-организация самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся;

-создание благоприятного психологического климата;

-интенсификация учебного процесса путем научной организации труда преподавателя и учащихся.


.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconУроках гуманитарного цикла
Методическая тема школы: «Формирование мотивации учебной, внеучебной деятельности и профессионального самоопределения через развитие...
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconСырчикова З. М. учитель химии высшей категории Мастер – класс «Формирование...
Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии»
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данном классе мы изучаем язык третий год. У учащихся средние и ниже среднего способности, слуховая память развита больше, чем зрительная....
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconФормирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии
Цель: сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconТема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов...
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconУроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала
...
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconПроцесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconТема «Конституция как инструмент гражданского мира»
Цель: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения Основного Закона России, создание позитивной учебной...
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование устойчивой мотивации и учебной деятельности учащихся при системно-деятельностном подходе»
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconФормирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в...

Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» icon«Использование игровых форм обучения на уроках в начальной школе...
Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека
Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» iconПовышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии...
Тема: «Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая политика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск