Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком)





Скачать 64.98 Kb.
НазваниеФормирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком)
Дата публикации02.07.2014
Размер64.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Бородина Н.А. учитель иностранных языков МБОУ СОШ №8 г. Краснокамска

Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком)

На мотивационную сферу человека оказывают влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества. В совокупности они составляют внешнюю мотивацию. На мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой, например, человеку нравится иностранный язык, нравиться проявлять свою активность. Это так называемая внутренняя мотивация. Её подвидом является мотивация успешности. Эти мотивации могут носить положительный и отрицательный характер. Положительные мотивы обусловлены чувством долга, престижем, в старшем возрасте, пониманием того, что учишься для своих дальнейших достижений, а отрицательные вызываются наказанием, плохой отметкой. Если внешняя мотивация играет в известном смысле «стратегическую роль», то внутренняя мотивация - «тактическую», так как она «подогревается» самим процессом овладения иностранным языком. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. «Я смогу! Я добьюсь!»- основа стойкой внутренней мотивации «хочу учиться хорошо». Мотивация успеха – если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует её развитие системой психологически продуманных приемов. Для достижения выше сказанного, в своей деятельности я использую различные формы работы: дидактические игры и упражнения; внеклассные мероприятия, творческие работы (литературные переводы), проведение и участие в предметных олимпиадах, использование различных педагогических технологий – «технологии мастерских», игровые формы, интеграция обучения (краеведческая деятельность на иностранных языках).

Работа с песнями, стихами и рифмовками на иностранном языке выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Часто на уроках я использую методический прием «Юные поэты». Учащимся предлагается сделать литературный перевод небольшого стихотворения по теме, используя многозначность каждого слова для подбора рифмы и сохранения основного смысла стиха. В процессе работы ученики совершенствуют свои фонетические навыки и умения, пополняют словарный запас, учатся самостоятельно работать с учебными пособиями, а на этапах презентации и рефлексии проявлять свои личностные качества. Дальше в каждом классе мы знакомимся с творчеством Мориса Карема, Виктора Гюго, Теофиля Готье, Жана Кокто и др. В результате ребята участвуют во многих литературных конкурсах, например, в конкурсе начинающих переводчиков (Пушкинский Дом), создают свои «творческие блокноты».

Методически высоко эффективными являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, и другие формы занятий. В начальном и среднем звене я провожу урок-сказку. Начинаю с детских сказок « Теремок»- «La maisonnette», « Репка»- « Le grand navet», « Три медведя» -« Boucle d’or et les trois ours», «Три поросенка» -«Trois cochons» , « Колобок» -«La galette». Почему именно с них? Во-первых, эти сказки известны с детства, поэтому достаточно в игровой форме освежить в памяти сюжет, а дальше на уроке разыграть мини-спектакль в масках, или сделать пальчиковый кукольный театр. Во-вторых, в этих сказках задействовано большое количество персонажей, поэтому каждому из группы достанется своя роль. При этом мы добавляем своих персонажей и делаем сказку «на новый лад». В-третьих, в этих сказках по несколько раз повторяются и отрабатываются ЛЕ и МФ. А также, это хорошая возможность показать себя и свои знания родителям и своим сверстникам во время презентации и, конечно, хороший стимул для изучения языка. Кроме разыгрывания сценок на уроках, даются задания по формированию пересказа, на ознакомление и закрепление слов, выражений. Например: «Кто это сказал?», «Продолжи и закончи фразу», «Напиши слово в корректной форме» т.д. В старших классах, читая небольшие оригинальные французские сказки, ребята овладевают достаточным языковым и грамматическим материалом, навыками пересказа не только основного содержания, но и обсуждения ситуаций, анализа поучительности сказки.

Игра также является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Только необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если учащиеся повторяют песни и стихи, воспроизводят заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре они не приобретают. Если же они научились изменять слова, строить самостоятельно словосочетания, фразы и т.д., тогда достигаются поставленные цели учителя. Исходя из данных целей, имеется несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: грамматические игры, лексические, фонетические игры, орфографические игры и др. В своей работе я часто использую различные игры: - «лексические карты» (ученики должны составить предложения, затем монологическое высказывание по теме)- сhangez ma «tete» (играющие заменяют первую букву слов из списка, чтобы получить новое слово: père, tarte, fable, poule, etc.),- «лишний» (ученики находят слово, не соответствующее теме: Repas, viande, fromage, beurre, image, crème, lait, eau, vin, pain, huile.) - L’ amnéstique. ( Кто я?). Игроку дается имя знаменитого человека, название животного, предмета. Все остальные задают вопросы и отгадывают героя.- Choisissez un bon équivalent. К французским пословицам предлагается подобрать русский вариант. Из предложенных слов составить пословицу. В старших классах предлагается раскрыть идею пословицы на иностранном языке.

Ещё одним способом формирования мотивации успешности, я считаю, использование элементов технологии «мастерских». В мастерской идёт обсуждение в парах, группах, отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решения другой группы, т.е. происходит хорошо организованная социализация, где нет официального оценивания, что позволяет создать комфортные условия для всех. Методы и приёмы, используемые в данной технологии, направлены на организацию поисковой и творческой деятельности учащихся и рассчитаны на довольно большой лексический и грамматический запас, поэтому я практикую элементы технологии в основном в старших классах. Например,- метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования- культурный, словесный, научный (картина, поговорка, часть речи и др.). Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цель исследования, план работы, факты, возникшие вопросы, версии ответов, рефлексивные суждения. Каждый этап завершается социализацией – обменом мнениями, само- и взаимокоррекцией. Этот метод был особенно полезен при повторении грамматических явлений: образования деепричастия, причастного оборота и др.- Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали представители страны изучаемого языка. Этот метод был интересен учащимся при изучении темы «Париж», когда предлагались мнения, высказывания многих известных французских писателей о Париже и его достопримечательностях.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка, а также непосредственное общение с ними. В этом нам помогает краеведческая деятельность на иностранных языках. Школа №8 – ровесница города и имеет богатую историю, представленную в школьном музее. На его базе, в детском клубе «Параллели», учащиеся занимаются научно-исследовательской работой, проводят экскурсии на французском, немецком, английском языках для гостей города. Такая работа способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности учащихся.

Распространенным средством мотивации является также оценивание. Новые государственные стандарты по иностранным языкам предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учет мнения окружающих при самооценивании; оценивание своего вклада при выполнении группового задания. В своей работе я использую неформальное оценивание – сбор наблюдений за учеником в условиях обучения. Цель такого неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это делаю разными способами: устные положительные отзывы или комментарии в тетради, дарю наклейки за определенное количество правильных домашних заданий или отличных отметок, и т.д. Практикую самооценивание как рефлексию в конце урока, оценивание одноклассниками. Так ученики учатся взаимодействию, учатся уважать и принимать мнение другого человека; начинают доверять друг другу.

Таким образом, необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми и перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечивать проблемными заданиями, также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

Библиографический список:

1.Иванченко А.И. Карамышева Т.В. « Волшебный мир французской сказки» «КАРО» 2001

2.КларинМ.В. Технология обучения: идеал и реальность. –Рига: Эксперимент, 1999

3. Клодин Орио. Все способны. // Иностранные языки в школе.-1998.-№1

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. / /Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

5.Педагогические мастерские Франция—Россия. / Под ред. Э. С. Соколовой.  — М.: Новая школа, 1997 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconПрезентация как способ повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать так же методы обучения,...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconОтносится к германским языкам индоевропейской семьи языков. Около...
В процессе формирования английского можно проследить периоды, когда он тесно переплетался с французским языком
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconМурашева Т. В. Учитель английского языка
В статье определены пути повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка, обозначены различные методы наблюдения для...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconНа уроках немецкого языка
На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора....
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconФормирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие...
Той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconУрок по теме a tour to the usa
Цели: Практиковать уч-ся в устной речи с опорой на прочитанное и опорные ле; в чтении с охватом общего содержания. Расширить знания...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconДля аттестации -1- песня как один из приёмов повышения мотивации в изучении иностранного языка
«погружение» в иноязычную среду. Песня является бесспорным элементом в достижении цели овладения данными компетенциями. Она способствует...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconФормирование мотивации младших школьников к изучению иностранного...
Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconПрограмма дисциплины Французский язык
«0», а также для тех, кто владеет французским языком в объёме, заданном программой средней школы. Модульная структура содержания...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconПрограмма дисциплины Французский язык
Программа предназначена для студентов, начинающих изучение французского языка с «0», а также для тех, кто владеет французским языком...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconПрограмма дисциплины Французский язык
Программа предназначена для студентов, начинающих изучение французского языка с «0», а также для тех, кто владеет французским языком...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconПроектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Формирование мотивации успешности на уроках иностранного языка (в процессе овладения французским языком) iconНа уроках немецкого языка
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск