Скачать 464.71 Kb.
|
Научно – методическая работа Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка учителя немецкого языка Гришино – Слободской средней общеобразовательной школы Хваловой Елены Викторовны 2003 год Содержание Введение………………………………………………………стр. 3
2.1 Дифференциация обучения……………………………25 2.2 Внутриклассная дифференциация на уроках иностранного языка. Ее методические особенности……27
Заключение…………………………………………..44 Введение. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: предлагается иное содержание, иные подходы, отношения, педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем обучения с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании и использовании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное, от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Перед образованием встаёт задача _ обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребёнка, но и готовность к дальнейшему развитию или к самообразованию. Последний компонент содержания образования особенно важен для динамично развивающегося современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства её реализации. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. «Он стал в полной мере восприниматься как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала».[15, с.171] Однако при организации обучения в массовой школе остаются основные трудности: недостаток активной устной практики в расчёте на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения, несформированность умения самостоятельно добывать знания. Попытаемся по мере возможности решить поставленные проблемы. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать эффективность использования самостоятельной работы на уроках иностранного языка с применением дифференцированного подхода при её организации. В представленной работе проверялись следующие гипотезы:
В ходе проверки гипотез необходимо было решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ опросов занятий, анализ и сравнение результатов деятельности, собеседования с учащимися и родителями. В ходе эксперимента объектом изучения являлись учащиеся 9-го класса. Предметом изучения – самостоятельная работа и дифференцированный подход при её организации.
Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем в преподавании иностранного языка в школе. Она активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Именно в ней более всего может проявиться мотивация школьника, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Поэтому одна из основных задач учителя - воспитать определённую культуру самостоятельной работы и, рационально направляя её, сформировать самометодику учащихся, т. е. осознанное владение приёмами учебного труда. Чтобы правильно организовать самостоятельную работу учащихся, изучим её психологическую сторону с позиции теории учебной деятельности: Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно, организуемая и управляемая учителем учебная работа школьника должна выступать в качестве определённой присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком. Во-вторых, самостоятельная работа школьника представляет более широкое понятие, чем домашняя работа, которая есть выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу ученика. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им программе усвоения какого-либо материала. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма учебной деятельности ученика. Это высшая форма учебной деятельности. Она, по сути, есть форма самообразования, связанная с работой обучаемого в классе. «Психологически для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознанна как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия»[7,с. 111,112]. Подлинно самостоятельная работа возникает тогда, когда у школьника формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы состоит в том, что она всегда осуществляется на новом для школьника материале, в процессе решения познавательных задач. Здесь увлекательным должен быть сам процесс овладения новым материалом, а не только и не столько форма организации. Это должен быть напряженный, целенаправленный, захватывающий школьника труд. Справедливо отмечается, «что без известного самостоятельного труда, ни в одном серьёзном вопросе истины не найти»[7, с. 68]. В нашем определении самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе системного управления со стороны учителя. Представляя собой особую высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально – психологическими и личностными особенностями школьника. Сюда относится, прежде всего, саморегуляция. У учащихся должна быть сформирована система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать. Школьнику нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому. «Школьник должен уметь моделировать собственную деятельность, т. е. уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своём опыте представления о предмете потребности, а в окружающей ситуации найти объект, соответствующий этому предмету» [7, с. 114]. Важным проявлением предметной саморегуляции ученика служит умение оценивания. Сюда входит умение человека оценивать конечные и промежуточные результаты своей деятельности для предотвращения ошибки. В условиях школы полное формирование внутреннего самоконтроля затруднительно, возможно формирование только его элементов. При обучении иностранному языку следует формировать контроль не только за речевой, но и за учебной деятельностью по овладению языком в целом, что позволит ученику регулировать свою учебную деятельность самостоятельно. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. М.Е.Брейгина предлагает такие этапы формирования самоконтроля:
При формировании самоконтроля учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов языка (грамматики, лексики или фонетики), затем задача усложняется включением в контроль двух аспектов и, в конечном счёте, контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности. Неотделима от контроля оценка и самооценка. Назовём последовательность необходимых действий при формировании данных умений.
С другой стороны, организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка поднимает ряд вопросов, относящихся к готовности самого школьника как субъекта этой формы деятельности к её осуществлению. Готовность к осуществлению самостоятельной работы характеризуется рядом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:
В зависимости от сформированности каждого компонента готовности выделяют три степени готовности: 1) готовность к копирующей деятельности (преобладание внешней мотивации, низкий уровень саморегуляции, форма усвоения действий – подражание, осмысленное копирование действий учителя, выполнение упражнений под его руководством); 2) готовность к воспроизводящей деятельности (средний уровень саморегуляции, самостоятельное воспроизведение учеником приёма, усвоенного совместно с учителем, использование усвоенного приёма в аналогичных условиях деятельности); 3) готовность к собственно самостоятельной деятельности (преобладание внутренней мотивации, саморегуляция на высоком уровне, самостоятельное выполнение речевых упражнений, применение усвоенного в новых условиях). Учитель должен определить степень готовности каждого учащегося и в соответствии с этим планировать свою обучающую деятельность. Таким образом, исходя из вышеизложенного, отмечаем: с точки зрения психологии самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности школьника. Она требует достаточно высокого уровня мотивации, самопознания, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение в самосовершенствовании. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своём темпе, чтобы прийти к нужному результату. Это свойство индивидуальности значительно способствует улучшению успеваемости школьника. 1.2. Педагогические основы самостоятельной работы на уроках иностранного языка. Передовые педагоги всегда считали, что самостоятельная работа должна занимать исключительное место на современном уроке: дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом. Под самостоятельной учебной работой в педагогике понимают любую организованную активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит школьника либо к получения совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
Исследования учёных – педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
Каждый их этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке. При обучении иностранному языку условно выделяют следующие уровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий. Воспроизводящий уровень самостоятельной работы лежит в основе других уровней, и он «ответственен» за формирование вербальной произносительно – лексико – грамматической базы, за создание эталонов в памяти. Фактически с этой базы начинается усвоение нового. Учащимся предлагается чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» всего материала. При этом учителю нужно помнить, что долго держать учащихся на такой работе не следует, поскольку она скучна и монотонна; в то же время нужно, чтобы учащиеся могли правильно и в нормальном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который им нужен для решения задач более высокого ранга. Полутворческий уровень самостоятельной работы – следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретённых знаний, умений, навыков на другие, но аналогичные ситуации, в частности на чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует большей мыслительной активности. Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему «…», прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность. Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. «1. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы. 2. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. 3. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы. 4. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. 5. Содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца. 6. Самостоятельная работа организуется так, чтобы она вырабатывала навыки и привычку к труду». [15, с. 163] В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно – вариативные, эвристические и творческие. В практике каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителем в системе урочных и внеурочных занятий. Наиболее распространёнными и эффективными являются: работа с книгой, упражнения, решение коммуникативных задач, подготовка сообщений, рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Все виды самостоятельных работ могут быть использованы для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, а также при организации самостоятельной работы любой формы: индивидуальной, групповой, фронтальной. Таким образом, мы приходим к выводу, что с точки зрения педагогики самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. Становится очевидным, что программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвёртого, творческого уровня самостоятельности. При этом следует помнить, что путь к нему лежит через предыдущие уровни. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке. 1.3. Методические основы применения самостоятельной работы в обучении иностранному языку. Проблема организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка, как уже отмечалось, особенно актуальна на сегодняшний день. Она заключается в целенаправленном обучении учеников содержанию этой работы. Рассмотрим, что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Во – первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели упражнения есть не что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника. Во - вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, то есть осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления. В – третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими как звукозапись, учебный дидактический материал для парной, групповой, индивидуальной работы; умение пользоваться справочной литературой: словарями, лексиконом, грамматическими справочниками. В – четвёртых, необходимо видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае важно предусмотреть и научиться пользоваться готовыми опорами или создать свои. В – пятых, важно обеспечить необходимые условия для успешного самостоятельного выполнения заданий. Помимо этого методисты выделяют следующие умения, помогающие успешно работать самостоятельно: учебные умения правильно организовывать режим работы, оформлять записи в тетрадях и словарях, выполнять письменные домашние задания; умение работать над новым звуком, интонацией, самостоятельно пополнять словарный запас, работать над грамматическими явлениями дома и в классе, над развитием диалогической, монологической речи, над чтением. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа принимает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе. Самостоятельная работа в классе, как было отмечено выше, может осуществляться индивидуально, в парах и в малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся. Поэтому полноценное обучение невозможно без точного знания индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом. Е.И.Пассов предлагает использовать такую форму учёта индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет учителю оперативно и в полной мере управлять процессом обучения с использованием самостоятельной работы и применением дифференцированного подхода. «Таковой является методическая характеристика класса (МХК) (см. таблицу №1, с.19). В используемой форме МХК представляет собой таблицу, в которой по горизонтали помещены сведения по всем подструктурам индивидуальности, а по вертикали – учащиеся данного класса. Фамилии учеников располагаются не в алфавитном порядке, а ранжируются по успеваемости: открывают список ученики с низкой успеваемостью, далее идут ученики со средней успеваемостью и замыкают список ученики с высокой успеваемостью обучения. Внутри каждой группы проводится дополнительное ранжирование учеников по общему уровню развития способностей. Таким образом, ученики со слабой успешностью в обучении и слабыми способностями оказываются в верхней части МХК, т. е. под более пристальным взглядом учителя» [13, c. 62]. Первые пять граф содержат общие диагностические сведения об учениках. Информация, содержащаяся в них, даёт возможность выявить учеников, требующих к себе индивидуального подхода в силу своей неуспеваемости, установить причины, мешающие учиться в полную силу индивидуальных возможностей. В графе 3 под литерами указан соответствующий уровень интереса к иностранному языку как учебному предмету: А – учить не хочу, неинтересно; Б – учить хочу, стало неинтересно; В – учить хочу, учу с прежним интересом; Г – учить хочу, стало интереснее. Далее в графах с 5 по 9 содержатся сведения об уровне развития отдельных способностей, что помогает учителю организовать работу по развитию умений при помощи специальных упражнений, ликвидировать пробелы. В графах 10 – 14 помещены сведения о личностных особенностях учеников. Данная информация позволяет воспитывать у учащихся положительное отношение к иностранному языку, организовать общение по интересам в паре, группах. Графа 12 фиксирует характер направленности эмоциональных переживаний. Выделяют два вида направленности: интраверсированность (И) – замкнутость на себя, и экстраверсированность (Э) – общительность, открытость, направленность своих переживаний на других. Замечено, что ученики – экстраверты, как правило, лучше успевают по иностранному языку: |
Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка... Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе | ||
Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь... | Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое... | Урок немецкого языка Лукьянчук Л. Р., учитель немецкого языка Оборудование: тематические картины по теме «Осень», магнитная доска, индивидуальные карточки по грамматике (Приложение) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель немецкого языка гоу сош №1211 с углубленным изучением немецкого языка сао г. Москва Клюкина Изида Сергеевна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дычко марина ивановна – учитель немецкого языка муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38... | ||
Пояснительная записка 9 класс «Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,... | Методическая разработка Составил: Бовтун С. М, учитель немецкого языка мбоу «сош №3» Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной... | ||
Схема аттестации по курсу теоретической грамматики немецкого языка за 1 семестр учебного года Студенты, посетившие не менее половины занятий в семестре, а также сдавшие реферат по морфологии немецкого языка до 1 декабря включительно,... | Конспект урока немецкого языка во 2 классе учителя немецкого языка... Учитель: Guten Tag! Setzt euch bitte! (сопровождает слова соответствующим жестом) | ||
Применение икт для развития одаренности учащихся на уроках немецкого языка Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Языковые средства манифестации пейоратива в словаре и тексте (на... Работа выполнена на кафедре немецкого языка и методики преподавания немецкого языка государственного образовательного учреждения... |