Скачать 1.42 Mb.
|
Предметная неделя немецкого языка в школе Методическая разработка Составил: Бовтун С.М, учитель немецкого языка МБОУ «СОШ № 3» г. Новый Оскол Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной недели немецкого языка в школе. Разнообразные игры, конкурсы, викторины помогают раз-вивать у учащихся чувство товарищества, коллективизма; подго-товка и проведение вечеров, постановка сказок, спектаклей разви-вают у них художественный вкус, артистические способности; а научно-познавательные мероприятия углубляют знания по пред-мету, повышают качество успеваемости учащихся, закрепляют на-выки самообразования. Особое внимание автор уделил изучению немецкой и рус-ской литературы, что расширяет кругозор учащихся, помогает им более полно представить красоту родной и иностранной культуры. Пособие адресовано преподавателям иностранного языка, заведующим кафедрой. Материалы работы могут быть использова-ны на уроках, во внеклассной работе по предмету. Содержание: I. Введение. II.Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитатель-ного процесса. 1. Цели и задачи внеклассной работы. 2. Формы внеклассной работы. 3. Заключение. III. План проведения «Недели немецкого языка». IV. Разработки мероприятий, проводимых в рамках Недели немец-кого языка.
V. Приложения. 1.Сказка братьев Гримм «Звёздный талер» (инсценировка). 2. Обозрение «Народные обычаи». 3. Досуг для наших детей. 4. Песни для разучивания с детьми. VI. Литература. I.Введение Многие учащиеся изучают немецкий язык. Почему? Актуаль-ность овладения школьниками немецким языком объясняется тради-ционными культурными и экономическими связями России и Гер-мании, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе (на нем говорят в Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне). Люди, у которых немецкий язык – родной, живут так-же в Италии (Южный Тироль), во Франции (Эльзас), в некоторых регионах Бельгии и Дании. В России проживает также 2 миллиона рус-скоговорящих немцев. Даже в Северной и Южной Америке есть облас-ти с немецкоговорящим населением, и, наконец, большим вкладом немецкоговорящих народов в развитии мировой культуры. Немецкий язык изучается в настоящее время наряду с другими языками в качестве первого иностранного языка, как в начальной, основной, так и в средней школе, а также в качестве второго, а в отдель-ных случаях третьего иностранного языка. Немецкий язык относится к группе индогерманских языков. Внутри этой группы он относится к германским языкам и родственен датскому, норвежскому, шведскому, голландскому, английскому и некоторым другим. Первые немецкие памятники литературы о языке, которыми мы обладаем, происходят со времен Карла Великого. Тогда не было единого немецкого языка, у каждой области был свой диалект. Большое влияние на немецкий язык, прежде всего, на его произношение, имел юг Гер-мании, потому что он быстро культурно развивался. Якоб Гримм описал первым это влияние на дальнейшее развитие немецкого языка. В сред-невековье также не было еще единого немецкого языка, т.к. Германия была раздроблена. В жизни, государстве, в торговле использовался латин-ский язык, который в средневековье стал все менее и менее употре-бимым. В учреждениях, писали и говорили по-латыни, а в повседневной жизни каждый регион говорил на своем собственном языке. Языком науки по-прежнему оставался латинский язык. Формирование общего литера-турного языка связано с переводом Мартином Лютером Библии на не-мецком языке, в связи с чем он считается основателем литературного языка. Немецкие ученые употребляли также латынь, в высших кругах говорили по-французски, и только в конце XVII века проявился вновь интерес к немецкому национальному языку. Ученые также стали поль-зоваться немецким языком. Но только с развитием классической нацио-нальной литературы литературный немецкий одержал свою победу как единый национальный язык. На немецком языке, как на родном, говорят более 100 миллио-нов человек. Немецкие меньшинства в Польше, Румынии, в странах СНГ также частично сохранили немецкий язык. В Европе говорят более чем на 50 языках, и немецкий язык – самый распространенный в Европе. Так почему и зачем люди изучают немецкий язык? Немецкий язык – это язык Гёте, Шиллера, Дизеля, К.Рентгена, Г.Гейна, Бетховена, язык Гуттенберга и Мартина Лютера…Да разве можно перечислить всех великих людей, которых Германия подарила миру?! Каждая десятая книга в мире написана на немецком языке. Как язык перевода немецкий язык после английского и французского занимает третье место в мире. С середины 90-х годов число учащихся иностранцев в гер-манских вузах бьет все рекорды. В Германии учатся более 250000 иностранцев, примерно на 60% больше, чем в 1995 (данные 2005 года). Сейчас каждый десятый студент – иностранец, большинство из Вос-точной Европы и Китая. А среди первокурсников почти каждый пятый не имеет германского паспорта. Тем не менее, Германия – третья страна по привлекательности для студентов после США и Великобритании. Изучать немецкий язык стало престижным делом, и именно в Германии. Современный человек должен знать, по крайней мере, один иностранный язык, т.к хорошее понимание среди народов очень важно для международного сотрудничества. Великий Гете говорил: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своем собственном», а также он говорил, что «немец должен учить все языки, чтобы ему дома было удобно с любым иност-ранцем, а на чужбине (за границей) он чувствовал себя, как дома». Немецкий язык – один из основных языков межнационального общения в Европе. Изучая немецкий язык, можно иметь возможность читать литературу в оригинале, т.к переводы не могут в полной мере продемонстрировать все достижения немецкой литературы. Люди, говорящие по-немецки, укрепляют отношения с деловыми партнерами в немецкоговорящих странах. Наибольшее количество туристов приезжают в Россию из не-мецких стран. В России работают немецкие фирмы, они ищут сотруд-ников со знанием немецкого языка. Немецкий язык даст возможность узнать Европу. Тот, кто изу-чает немецкий язык, открывает для себя важную духовную, эконо-мическую и историко-культурную сферу жизни центральной Европы. Тот, кто говорит по-немецки и понимает немецкий язык, может лучше узнать и понять Германию, ее историю и культуру. Немецкий язык – язык культуры. Благодаря знанию немецкого языка, есть возможность открыть для себя одну из великих европейских культур. Люди хотят изучать немецкий язык, чтобы переписываться с коллегой из Германии, лично общаться. Люди хотят читать немецкую художественную литературу в оригинале, черпать необходимую ин-формацию о Германии из СМИ самой Германии. Необходимо под-черкнуть, что при изучении любого иностранного языка человек тре-нирует свою память, кроме того, он обогащает свой родной язык. Россия входит в мировое сообщество, и проблема изучения иност-ранных языков для общения сегодня особенно актуальна. Каждая школа, каждый вуз выбирает иностранные языки, исходя из объективных и субъективных причин. Язык объединяет. В 2002 году в Москве и в Берлине состоялись встречи в рамках первого германо-российского молодежного форума. Инициатива исходила лично от глав Российского и Германского госу-дарств. В 2001 году президент Владимир Путин и канцлер Герхард Шредер пришли к соглашению о проведении германо-российского вузовского конкурса, который должен был способствовать диалогу меж-ду двумя государствами. Примером тому послужила лингвистическая олимпиада, в которой с 60-х годов принимают участие школьники из Германии и России, желающие изучать язык другой страны. На Вей-марской встрече в верхах (2002 год) было приято решение провести «Германо-российские культурные встречи 2003-2004 гг.», которые и про-шли с огромным успехом в Москве, Санкт-Петербурге и Берлине. Экспе-риментаторы обеих стран выступили тогда с предложениями по улуч-шению совместной работы: необходимо поддерживать обмены школь-никами и студентами, начинать совместные научные проекты и совер-шенствовать знания русского и немецкого языков в школах. Необхо-димо познавать Германию и Россию на собственном опыте. Исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, по-чему доминирующее значение в школе отдается немецкому языку. Имея определенный опыт внеклассной работы по немецкому язы-ку, автор данного пособия (педагогический стаж свыше 33-х лет) знакомит читателя с различными внеклассными мероприятиями, ма-териал к которому автор подбирал и составлял лично. И только материал для «литературной гостиной» составлялся в тандеме: русский текст – учитель русского языка и литературы Жевак В.М., немецкий текст – автор данного пособия. Автор счел нужным включить в пособие раздел «Приложение», материал которого поможет учителям немецкого языка в проведении различного рода мероприятий. Так, например, в нем содер-жатся песни разных жанров: военно-патриотического направления, ли-рического характера, на школьную тему. Здесь также представлен обширный материал к празднику «Пас-ха» – это и нравы, и обычаи, песни и даже выпечка пасхального пе-ченья. Есть сценарий сказки братьев Гримм «Звездный талер». Необходимо подчеркнуть, что только системная, а не эпизо-дическая внеклассная работа даст положительный результат. II. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса Каждому учителю немецкого языка известно, что дает внеклас-сная работа и какой огромный потенциал в ней заложен. Она спо-собствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; вос-питанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий. Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образо-вательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязатель-ных учебных программ. Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку – система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют определенные формы, пол-ностью отражающие содержание внеклассной работы. Содержательный аспект внеклассной работы составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе (массовые, групповые и индивидуальные). Орга-низационный аспект системы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам. Уменьшить падение интереса и уровня мотивации на определенной ступени обучения (чаще это бывает в 6–7 классах) может внеклассная воспитательная работа по предмету. Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета. Данное пособие знакомит читателей с «Неделей немецкого языка», которая проведена в МОУ с углубленным изучением немецкого языка. Данное пособие рекомендуется учителям немецкого языка, неза-висимо от того, изучается немецкий язык как предмет или факульта-тивно, или это второй, третий иностранный язык. Предлагаемый материал данного пособия может быть исполь-зован как во неурочное время, так и в урочное. Данное учебное пособие рекомендуется всем, кто изучает или интересуется немецким языком. 1. Цели и задачи внеклассной работы: 1. Внеклассная работа по немецкому языку в школе стала неотъем-лемой частью общей системы учебно-воспитательных средств форми-рования личности. Внеклассная работа проводится с учетом трех основ-ных целей: практической, образовательной и воспитательной. Для реализации практической цели необходимо в процессе утренника (вечера) активизировать знания, навыки и умения, получен-ные учащимися на уроках немецкого языка. С образовательной целью полезно при проведении утренника (вечера) расширить кругозор школьников, поэтому здесь дается инфор-мация о традициях, праздниках, достопримечательностях, известных пи-сателях, художниках, композиторах страны изучаемого языка. Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма, в создании возможностей для про-ведения их индивидуальных художественных способностей. Названные цели определяют задачи внеклассной работы по немецкому языку: – тематику внеклассной работы целесообразно связывать со стра-ной изучаемого языка; – внеклассная работа должна базироваться на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке. Для этого необходимо: а) активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамма-тических игр, загадок, кроссвордов и т.д.; б) создавать дополнительную естественную практику для ауди-рования на немецком языке во время прослушивания номеров худо-жественной самостоятельности; в) быть доступной большинству участвующих и присутствую-щих для понимания; г) дарить радость познания нового; д) быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия; е) воспитывать интерес и уважение к ментальности, истории, искусству немецкоговорящих стран, на сравнение с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине. Внеклассная работа является одним из существенных факульта-тивов, способствующих успешному обучению немецкому языку. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит частого применения в жизненной практике школьников, и именно вне-классная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных учащимися знаний. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов соревновательного характера, утренников, тематических ве-черов и т.д.) способствуют повышению интереса учащихся к изу-чаемому предмету, улучшению качества знаний, развитию разговор-ных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса. При подготовке любого внеклассного мероприятия надо помнить о том, чтобы оно не было слишком длительным, затянутым, т.к. длительное восприятие иностранной речи утомляет детей; здесь необходимо учитывать, для какого возраста предназначается то или иное внеклассное мероприятие, особенно это касается сказок, утренников или тематических вечеров в отличие от викторин, поскольку они проходят более оживленно, т.к. идет обоюдное общение (ведущий или ведущая и зал). Следовательно, чем младше школьники, тем меньше времени (15 – 25 минут). Темы материала должны подбираться соответственно возрастным группам учащихся. Необходимо, чтобы участники как можно чаще подготавливали сами детали к оформлению сцены (лозунги, плакаты, изречения великих людей, пословицы, поговорки на иностранном языке). Костюмы могут быть сшиты как с помощью родителей, так и взяты напрокат в районных дворцах культуры. При организации самостоятельной работы, например, выпуске стен-газет на иностранном языке, важно учитывать принцип посильности. Сначала материал подбирается, затем отбирается необходимый и распределяется по всему объему ватмана, придумываются заголовки, рисунки. Большую роль при выполнении внеклассного мероприятия играют современные технические средства. Это телевизор, мультимедийные диа-проекторы, кассетные записи, диски, пианино, а также домашние инстру-менты (гитара, скрипка, баян, гармонь, деревянные ложки и т.д.). Очень многие ребята играют на гитаре, и их привлечение к раз-ного рода внеклассным мероприятиям повлияет положительно на ста-новление детей как личностей. Ведь не секрет, что такие ребята поль-зуются большой популярностью у своих одноклассников, а их вы-ступление перед большой аудиторией в актовом зале школы тем более действует положительно на психику подростка. Он чувствует, что он не одинок, нужен коллективу. Большинство школ живут под девизом: «И лучше всех умеем мы трудиться, и лучше всех умеем отдыхать». Отдыхать – это не значит лежать на диване или сидеть в классе и смотреть телевизионные программы. Отдыхать – это значит принимать участие, а не быть простым созерцателем происходящего на сцене. Многие учителя добиваются достаточной эффективности внеклассной работы за счет четкой ее организации и при умелом сочетании с учетом работы. Когда школьники приступают к выполнению на иностранном языке того или иного задания по внеклассной работе, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Задача учителя – добиться того, чтобы интерес не пропал, а был постоянным и устой-чивым; если же все будет делаться без интереса, как говорится, из-под палки, то пользы не будет тому, кто выполняет и тому, кто даёт это задание. Никому! Если же что-то у ученика не получается сразу, надо ему помочь, ни в коем случае не исключать из кружка, а найти что-то именно для такого ученика, чтобы разбудить в нем интерес. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расши-рению кругозора учащихся. Организационная работа должна быть четкой. Дни проведения мероприятий согласовываются с учебной частью школы. Тематика занятий должна быть актуальна и соответствовать уровню подготовленности и интересам учащихся. Немаловажную роль во внеклассной работе занимает то, как оформлен кабинет иностранного языка, чувствуют ли себя ребята уютно, где и что на-ходится для проведения различного рода внеклассных мероприятий: наборы песен, стихов, игры, костюмы, куклы и т.д., красочное оформление, сценарии проведения внеклассных мероприятий. Поэтому учителю удобно, если материал сгруппирован по темам, по датам, страноведческий материал подобран по странам, где немецкий язык – родной. Такое распределение материала для проведения внеклассной работы дает учителю возможность вместе с учениками оперативно выпускать газеты, оформлять стенды, сочинять сценарии вечеров и т.д. В данном случае учитель выступает, как «директор», консультант, помощник, который не мешает инициативе ребят, а поддерживает их желание проявить себя в каком-то задании. Партнерство, понимание, играют важную роль при под-готовке и проведении внеклассного мероприятия как для учащихся, так и для учителя. Успешно выполненное задание побуждает учащихся принимать ак-тивное участие в дальнейшей внеклассной работе. Различные массовые формы внеклассной работы помогают организовать свободное время школьников, уси-ливают мотивацию в дальнейшем к изучению немецкого языка, решают задачи общего развития. Они дают учащимся возможность практически применять не-мецкий язык, способствуют развитию у них речевых умений, повышают интерес к немецкому языку. |
Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическая разработка к внеклассному мероприятию по немецкому языку ко дню Святого Николая в Германии в 6 классе учителя... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель немецкого языка гоу сош №1211 с углубленным изучением немецкого языка сао г. Москва Клюкина Изида Сергеевна | Урок с использованием эор Автор урока: Бахирева Л. О., учитель немецкого языка мбоу сош №12 с углубленным изучением отдельных предметов г о. Балашиха | ||
Петрук Юлия Алексеевна Учитель немецкого языка мбоу сош №10 Г. Кострома Торжественная линейка, посвященная празднику Последнего звонка, объявляется открытой | Материально-техническая база мбоу таловской сош В мбоу таловской сош для осуществления образовательного процесса имеются 4 кабинета начальных классов, кабинеты биологии, технологии,... | ||
«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Урок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Методическая разработка урока математики в 5 классе Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель немецкого языка мбоу- сош №12 станицы Новониколаевской, Калининский район Н. В. Богданова | Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения» |