Скачать 242.9 Kb.
|
Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюльганская СОШ№1» Каразбаева Расиля Шарифьяновна, п.Тюльган, Оренбургской области Итоговый урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс. Цель: Развивать познавательный интерес старшеклассников к творчеству М.А.Булгакова; Расширять кругозор в ходе приобретения навыков постижения мира с помощью проектной методики; Формировать ключевые компетенции старшеклассников; Воспитывать вдумчивого читателя. Оборудование: Презентация к игре, компьютер, мульмедиа, портрет М.А.Булгакова; репродукции картин Н.Ге «Что есть истина», «Тайная вечеря». «В Гефсиманском саду»; предметы или изображения для «Черного ящика» (глобус, подкова, колода карт, перстень, монеты, платок, тюльпан, очки, половая щетка, записка, баночка крема, голова, червонцы, шапочка, осётр, желтые цветы, телеграмма, афиша, подсолнечное масло); Таблица «Роман «Мастер и Маргарита»; Музыкальное сопровождение; Жетоны; грамоты («Самый внимательный читатель», «Знаток романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») Группа учащихся подготовила учебный проект: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?». Учитель комментирует ход урока: урок-игра проводится как личное или командное первенство. За правильные ответы игроки получают жетоны. В конце урока жетоны подсчитываются. Победителем становится тот, кто набрал большее количество жетонов. Также будут отмечены самые активные ученики. Ход урока.
Первый раунд. «БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК» Правила игры. Учитель представляет участникам игры предметы из «Чёрного ящика». Участники игры рассказывают истории, связанные с этими предметами в романе, и отвечают на вопрос: «Каким действующим лицам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежат эти предметы?».
«Умоляю верить брошен Ялту гипнозом Воланда молнируйте угрозыску подтверждение личности Лиходеев» - телеграмма Лиходеева директору Варьете.) Подсолнечное масло (Аннушка уже купила подсолнечное масло… даже и разлила».) Афиша («На зеленых листах крупными красными буквами было напечатано: «Сегодня и ежедневно в театре Варьете сверх программа: Профессор Воланд. Сеансы чёрной магии с полным её разоблачением») Учитель. Мы внимательно ознакомились с романом и хорошо знаем, что последует за выступлением Воланда. Группа наших учеников исследовала деятельность Воланда в Москве. ВТОРОЙ РАУД. Представление учебного проекта «Дабы воздать каждому по делам его» Основной вопрос проекта: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?» Комментарий учителя. Учащиеся делают вывод, указывают использованную в ходе подготовки литературу, представляют свою работу в форме компьютерной презентации и буклета. Образец выступления. _ так кто же ты? - Я – часть той силы, Что вечно хочет зла и вечно Совершает благо. И.В.Гете «Фауст» Нас заинтересовал роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Характеры героев обрисованы так живо, что нам захотелось больше узнать об особенностях произведения, героях, их судьбах. В ходе работы над проектом мы сформулировали основной вопрос: «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?» Актуальность работы обусловлена внимаем наших современников к роману. Вечное противостояние добра и зла, милосердия и жестокости, войны и мира, светлого и тёмного в душе каждого человека – всё это рассматривает в своём романе автор. Как известно, «рукописи не горят». Всему свой черёд. «Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время», - так толкует Апокалипсис святой Иоанн Богослов. «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и как судья. Функции судьи доверены бесу?» - предполагает литературовед Игорь Золотусский. В романе Булгакова Воланд говорит: «Ну что ж, они – люди как люди, любят деньги, но ведь это всегда было … человечество любит деньги из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их»… В ходе своей работы мы постарались выяснить, какой грех у современного общества кажется Воланду непростительным, кого наказывает Воланд в романе. В результате внимательного чтения мы получили следующие данные. Материалы нашей работы мы представляем в виде таблицы. Многие литературоведы писали, что «Берлиоз обречён на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют безоговорочно отрицать и Бога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиеся в рамки теорий, основы жизни. Воланд предъявил ему «седьмое доказательство» от противного: литератора настиг рок в виде Аннушки – Чумы. Пролившей подсолнечное масло на рельсы, и девушки-вагоновожатой, не сумевшей поэтому затормозить». Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Анатоль Франс утверждает: «Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло – единственная причина существования добра»; «Без гибели не было бы и смелости, без страдания – сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотверженность при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия? Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы её прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал, по крайней мере, половину Вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искоренённым пороком исчезает соответствующая ему добродетель». РАУНД ТРЕТИЙ. Викторина.
Учебный проект учащегося.(см. в приложении) РАУНД ЧЕТВЕРТЫЙ «Узнай героя по его речи»
РАУНД ПЯТЫЙ. «Что это за место?»
РАУНД ШЕСТОЙ. «Искусство на страницах романа М.А.Булгакова»
,
Фрагменты из фильма (Режиссер Бортко) |
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
План-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации... ... | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урока тема урока Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | Урока, № урока по теме Урок семинар в 9 классе Подобина В. М. учитель русского языка и литературы мбоу петропавловская сош павинского района | ||
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | ||
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской... | Урок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама» Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна | ||
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы моу... Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
Календарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса... Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) |