Скачать 69.27 Kb.
|
Модель урока Автор урока Травникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 21» городского округа г.Стерлитамак Координаты автора :
(сот 9177637993) Краткая аннотация урока. Урок «Знакомство с причастием» проводится в 6 классе по программе по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской. Его можно классифицировать как урок объяснения нового материала. Он проводится в компьютерном классе с использованием персональных компьютеров. Урок с использованием IT способствует повышению интереса к новой, а для шестиклассников непростой темы. План-конспект урока Тема: Знакомство с причастием. Цели урока: 1) повторение грамматических признаков глагола и прилагательного и знакомство с грамматическими признаками причастия; 2) знакомство с суффиксами причастия; 3) формирование навыка употребления причастий в речи. Технические средства:
Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word Ход урока. I.Организационный момент. Беседа по ТБ. II. Слово учителя. Постановка целей. (Показ презентации через мультимедийный проектор) Презентация к уроку на тему «Знакомство с причастием».ppt СЛАЙД 1. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью речи – причастием. СЛАЙД 2. - В.И.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие: «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». - На уроке вы познакомитесь с грамматическими признаками причастия, научитесь различать причастие и прилагательное, познакомитесь с суффиксами причастий и будете учиться употреблять причастия в собственной речи. Мои помощники – папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие – начнут урок. Даю им слово. III. Сценка. - Скажите, что вы узнали о причастии? IV.Проверка домашнего задания. - Давайте сейчас и повторим признаки глагола и признаки прилагательного, проверив домашнее задание: морфологический разбор глагола играет и прилагательного маленькая из предложения Маленькая кошка играет с фантиками и шариками. (Ученики читают выполненный ими морфологический разбор этих слов.) СЛАЙД 3. (Учащиеся занимают места за ПК и открывают презентацию) V. Объяснение нового материала. Учитель читает текст слайда, затем обращается с вопросами к ученикам. СЛАЙД 4. – Переходим к слайду 4. 1) Он имеет заголовок (зачитывается). 2)Рассмотрите картинки. - Надеюсь среди вас нет таких, как этот мальчуган-хулиган, посмотрите, как страдает бедная кошка. А приходилось вам встречать таких людей? 3)- Но вернёмся к нашему разговору о причастиях. (Ещё раз зачитывается заголовок.) А если кошку покрасить, она уже не будет рыжая, а какая? (Покрашенная, т.е. та, которую покрасили.) А если её постричь, она уже не будет пушистая, а какая? (Постриженная, т.е. та, которую постригли.) Кошка не всю жизнь постриженная, она становится такой только после того, как её постригли, то есть совершили действие. И покрашенной она становится только после того, как её покрасили, то есть тоже совершили действие. 4) - Обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «местоимение + глагол». - А с прилагательными можно сделать подобную замену? 5)- Причастие тоже обозначает признак, но по действию. Наш мальчик Причастие что-то хочет сказать, он у нас не только скромный, но ещё и умный. Послушайте его рассуждения. (Чтение слайда 5) СЛАЙД 5. (По окончании чтения мальчик Причастие делает выводы.) - Я хочу сказать, что маме с папой не надо спорить, на кого я больше похож и почему меня часто рассматривают как особую форму глагола. Как и мама, я отвечаю на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?, обозначаю признак, но только этот признак связан с действием. Признак по действию – это черта папы Глагола. - Какие ещё признаки глагола имеет причастие? - А как определить вид и время причастия? - Теперь попробуйте определить глагольные признаки причастий, используя материалы слайда. - Сделайте вывод о том, что вы узнали о глагольных признаках причастия. СЛАЙД 6-9. - Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки, определите глагольные признаки причастия, выделите суффиксы. (Проверка.) СЛАЙД 10,11. - Понаблюдайте, как изменяются прилагательные и причастия, в чём они согласуются с именем существительным? (Выполняют задания слайда. Учащиеся склоняют прилагательное и причастие в Word) - Подытожим наблюдения:
Сделайте вывод - Опознать причастия можно и по морфемному строению. Причастия образованы от глаголов при помощи следующих суффиксов.(Ученик читает суффиксы причастий и все записывают их в словарь- справочник.) СЛАЙД 12-15. СЛАЙД 16-18. - Выпишите в тетрадь словосочетания «причастие + существительное», выделите суффиксы причастий.(Проверка.) СЛАЙД 19. - Чтобы ваша речь была яркой, чёткой и выразительной, вам надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» и попробуйте составить по картинке несколько предложений, употребив в них причастия. (Работа в текстовом редакторе Microsoft Word) - Дети читают составленные предложения. СЛАЙД 20. Подведение итогов. (Чтение слайда) VI. Учитель оценивает работу учеников. VII. Домашнее задание. Продолжить работу по картинке, составив связный текст. Определить у причастий признаки глагола и прилагательного, выделить суффиксы Методические рекомендации к проведению урока Заявленная тема урока совершенно незнакома шестиклассникам. Есть большое желание увлечь учащихся новым материалом. Поэтому урок проводится в компьютерном классе, так что каждый ученик имеет возможность работать не только с презентацией Microsoft Power Point, но и с текстовым редактором Microsoft Word. Урок начинается с презентации, выполненной в Microsoft Power Point, проецируемой через мультимедийный проектор на большой экран. По ходу урока к презентации подключаются учащиеся уже на ПК. В презентацию входят
Кроме того, учащиеся склоняют прилагательное и причастие, составляют предложения с использованием причастий в текстовом редакторе Microsoft Word, в нём можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы. Во-первых, этот редактор позволяет писать, ученик видит плоды своего труда сразу. Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд. Во время урока используется игровой материал – сценка с действующими лицами: папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие. Приложение № 3 Описание конкурсных материалов
|
Урока тема урока Боева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №40» г. Новошахтинска Ростовской области | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Разработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1» ... | ||
Урока, № урока по теме Урок семинар в 9 классе Подобина В. М. учитель русского языка и литературы мбоу петропавловская сош павинского района | Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» Автор: Хуснутдинова И. М., Смирнова С. А. учителя русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб | ||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области | Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности ... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | План урока русского языка с использованием икт форма Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна |