Скачать 177.75 Kb.
|
Ботина Татьяна ВладимировнаКалининградучитель русского языка и литературы МОУ СОШ №48 г . ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЕ ЗАДАЧИ ТОГИС ДЛЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАСС, ТЕМА: КЛАССИЦИЗМ Задача о русском классицизме №1. Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет: литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: минимальный Текст задачи «Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений? Когда и почему это произошло? а) Выделите ключевые слова для информационного поиска. б) Найдите необходимую информацию. в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию. г) Сделайте выводы. д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей. Возможные информационные источники :
5) http://www.dol.ru/ 6) http://cpq300.comp.pgu.karelia.ru/ Культурные образцы: 1)Из статьи Н.Зубкова «Классика и классицизм»: «Слова «классика» и «классицизм» весьма похожи, иногда они относятся к одним и тем же литературным произведениям; от них образуется одинаковое прилагательное «классический». Называют, например, классиками Гоголя или Достоевского, никакого отношения к классицизму не имеющих. Чтобы не было путаницы, необходимо разобраться в истории этих понятий. Первоначально – в древности – понятие «классический автор» означало «изучаемый в школе». Постепенно Древняя Греция и Рим уходили в прошлое, но в школе продолжали изучать их авторов. Возникло понятие «классическая древность» - античность В15-16 веках произведения древних авторов стали считаться непреложным образцом для подражания. Отсюда новое значение слова «классический» - «образцовый». В современных европейских языках именно оно осталось основным. Классицизм же относится к тому литературному направлению, в котором достоинство произведения определяется не оригинальностью, а следованием определенным правилам или мастерством подражания признанным образцам. Теоретики и писатели классицизма создали самую строгую и подробную систему поэтических правил. И до рубежа 18-19 веков именно она считалась обязательной для каждого поэта. Мыслители того времени были уверены в способности человеческого разума постичь истину и по разумным правилам сделать природу и общество упорядоченными и прекрасными. В 18 столетии в Европе перестали верить в разумность прежних философских идей и основ общества. Теперь крупнейшие мыслители считали. Что народ важнее государя, что нравственность основана на расчете или естественных ск5лонностях людей, что мир движется не по Божьей воле, а сам по себе. Но неизменной осталась вера в разум как таковой и в то, что жизнь должна быть устроена разумно. Система же литературных правил, разработанная классицистами, ни в чем этой вере не противоречила. Напротив, новые идеи было очень удобно выражать, используя ясные и логичные требования теории классицизма. Идеология изменилась, литературные правила остались теми же». 2) Из статьи «Правила драматургии классицизма»: «Из всех жанров эпохи классицизма наиболее популярными были драматические – трагедия и комедия. К ним же относятся самые твердые и известные правила. Первое и главное из них – строгое единство тона. В трагедии не должно быть ничего смешного, в комедии – ничего печального или трогательного. Обязательно требовалось соблюдать единство действия: сюжет должен развиваться строго последовательно, без всяких отступлений и побочных линий. Приписывалось также соблюдать единство места и единство времени. Это было необходимо для создания правдоподобия. Это правило триединства было известно еще с античности. Сюжет в трагедии и «высокой» комедии должен был непременно включать все свои составные части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Каждой части соответствовало одно драматическое действие – вот почему трагедии классицизма обязательно писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа было связано с новым событием». Методический комментарий: Данная задача является первой в теме, относится к минимальному уровню и предполагает формирование у учеников основных теоретических знаний по разделу. Поэтому мы решаем прежде всего терминологические проблемы, разграничивая понятия «классика» и «классицизм», проводя для этого определенные историко – лингвистические исследования. После этого переходим к историко- литературному аспекту, определяясь, с одной стороны, с тем, почему именно классицизм стал главным литературным течением в эпоху абсолютной монархии; с другой стороны, выявляем его основные теоретические положения. При решении задачи необходимо ответить на следующие вопросы: 1)Какое общее лексическое ядро заложено в понятия «классика» и «классицизм»? Выявите, в какой момент произошло расхождение в лексическом значении и почему? 2)Король Людовик 14 говорил: «Государство – это я!» Что представляла из себя идея абсолютной монархии при «короле-солнце»? 3)Почему именно классицизм стал основным литературным направлением в это время? Выявите его основные положения Задача о классицизме №2. Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г.Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет: литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: общий Текст задачи: На вопрос короля Людовика 14 к поэту и теоретику литературы Буало, кто тот величайший писатель, который прославил его царство, последовал ответ: «Мольер, ваше величество». Так почему же великий Мольер умер на подмостках, в нищете, без медицинской помощи, священники отказались отпевать его, а похоронен он был за оградой кладбища?
Возможные информационные источники :
3) http://www.krugosvet.ru 4) http://ru.wikipedia.org 5) http://feb-web.ru Культурные образцы: 1)Статья Г.Бояджиевой: «Мольер, создавая зрелища для двора и став любимым комедиографом короля, получал право судить об обществе и его классах как бы с «королевской вышки». Если трагедия извлекала из идеи «государственной целесообразности» закон подчинения страсти героя его долгу, то комедия, став на эту «государственную» позицию, могла обличать злостных носителей всяких общественных скверн. Веселящемуся королю было даже лестно, что перед его особой унижены все эти аристократы, буржуа и клерикалы. Но когда дело доходило до особо острых ситуаций, король предавал своего любимца. Мольер вскоре убедился в этом». 2) Фундаментальная электронная энциклопедия «Русская литература и фольклор»: «Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесен домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актеры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актеру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала М. после смерти, как и при жизни, когда «презренное» ремесло актера помешало М. быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции «Comédie Française» до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера». 3) Материал из Википедии — свободной энциклопедии. «Если в своих ранних комедиях М. проводил линию социальной сатиры сравнительно осторожно и касался преимущественно второстепенных объектов, то в своих зрелых произведениях он берет под обстрел самую верхушку феодально-аристократического общества в лице его привилегированных классов — дворянства и духовенства, создавая образы лицемеров и развратников в поповской рясе или в пудреном парике.»Методический комментарий: Задача относится к общему уровню. Поэтому предполагает не только знакомство с биографией Ж.-Б. Мольера, подробный литературоведческий анализ главных его комедий, но и выход на дискуссию по теме «Власть и искусство» о пределах допустимой свободы художника в рамках определенной политической системы. В рамках решения этой задачи ученики должны ответить на следующие вопросы: 1)Какие события в биографии Мольера предопределили взлет его творческой карьеры? 2)Как удалось Мольеру перевести «презренную» комедию в ранг «высокой»? 3)Проанализируйте комедии Мольера с точки зрения формы и содержания и ответьте, над кем он смеялся и кто и как ему за это отомстил? 4)Легко ли художнику остаться свободным в рамках государства с тоталитарной системой? Дайте оценку личности Мольера с этой точки зрения. Отвечая на эти вопросы, ученики не только усваивают базовый материал, но и имеют возможность высказать свою точку зрения на одну из сложнейших проблем, тем самым подготавливая себя к дискуссии в рамках решения задач продвинутого уровня. Задача о русском классицизме №3 Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г.Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет:литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: минимальный Текст задачи «Теория трех штилей» была известна еще в античности. Почему же именно М.Ломоносова называют реформатором русской словесности? Что является фундаментом поэтической системы М.Ломоносова?
Возможные информационные источники: 1)Москвичева Г.В. Русский классицизм. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1978. 2)Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература, ч.1 – М., Аванта, 1999. 3) http://www.bibliotekar.ru 4) http://mihlomonosov.narod.ru 5) http://avtor-neizvesten.planetaknig.ru Культурные образцы:
Методический комментарий: Данная задача является задачей минимального уровня №2 и предполагает введение 2 блока теоретических знаний о классицизме, но уже в русской литературе 18 века. Прежде всего, это сведения о личности М.Ломоносова, его теории «трех штилей» и «воспитующей роли разумного слова» - одном из фундаментальных понятий классицизма. Предполагается, что ученики уже знакомы со стилистическими особенностями построения текста в древнерусской литературе и смогут выяснить причины необходимости их изменения. Кроме того, данные теоретические знания пропедевтически готовят учеников к решению задачи продвинутого уровня №7 (сочинение собственной оды). При решении задачи ученики должны ответить на следующие вопросы: 1)Что из себя представляла система «трех стилей» в античной литературе? 2)Каковы принципы стилистического построения текста в древнерусской литературе? 3)Чем была вызвана необходимость создания теории «трех штилей»? 3) Как вы думаете, случайно ли провел эту реформу именно М.Ломоносов? Какова, по его мнению, роль поэта в государстве? Оцените его вклад в историю развития русской литературы 18 века. Задача о русском классицизме №4 Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г.Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет: литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: общий Текст задачи Про А.Н.Оленина, председателя Академии художеств при Александре 1, рассказывали такую историю. В отрочестве на него настолько подействовала комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», что он стал усиленно заниматься науками, а в последующем стал одним из образованнейших людей своего времени. Почему? 1)Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2)Найдите нужную информацию. 3)Обсудите и проанализируйте собранную информацию. 4)Сделайте выводы. 5)Сравните ваши выводы с выводами известных людей. Возможные информационные источники: 1)Москвичева Г.В. Русский классицизм. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1978. 2)Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература, ч.1 – М., Аванта, 1999. 3) http://www.repetitor.org/fonvizin.html/materials/ 4) http://referat-deti-solnca.dirx.ru 5) http://rem.kubannet.ru/ Культурные образцы: 1) Из статьи Н.Зубкова «Недоросль»: «Фонвизин видит, насколько трудно осуществить главную идею литературы классицизма и Просвещения – разумным словом перевоспитать мир. Если не воспитать должным образом ребенка, не научить правильным языком выражать разумные мысли, он останется навсегда «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом. «Сходство с жизнью» не всегда лучшая похвала художественному произведению. Но в «Недоросле» оно так наглядно, Скотинины и Простаковы так достоверны и притом так мерзки, что комедии до какой-то степени удалось действительно «очистить нравы» (случай редчайший). Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожтм на Митрофана… В этом смысле Фонвизин лучше, чем кто-либо, исполнил заветы классицизма. Методический комментарий: Это 2 задача общего уровня. Решение ее поможет разобраться не только в структуре комедии, тематике, системе образов, а, главным образом, ответить на вопрос о том, как в ней реализуется один из главнейших принципов классицизма – дидактическая направленность. Почему именно Д.Фонвизину удалось реально осуществить мечту всех просветителей 18 века – воспитать словом. При решении этой задачи учащимся необходимо будет ответить на следующие вопросы:
Задача о русском классицизме №5 Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г.Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет: литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: продвинутый Текст задачи Нарисуйте герб и придумайте девиз французского и русского классицизма. Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения 1)Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2)Найдите необходимую информацию. 3)Обсудите и проанализируйте собранную информацию. 4)Создайте свой проект и подготовьте его защиту. Возможные информационные источники 1) http://www.svoboda.org 2) http://festival.1september.ru/ 3) http://alive-heraldry.narod.ru/ 4) http://www1.vadimpanov.ru/ Культурные образцы: Отсутствуют. Методический комментарий: Данная задача относится к продвинутому уровню и носит творческий, интегрированный характер. С одной стороны, необходимо найти информацию по геральдике, принципам создания и оформления герба; с другой стороны, эта задача проверяет умение учеников абстрагироваться, взглянуть на изученный материал со стороны, выделив ключевые слова, образы, цветовую гамму. При этом необходимо не только создать один герб и сформулировать девиз, но и провести сопоставительный анализ и защиту своего проекта. Поэтому данную задачу уместно давать не всему классу непосредственно на уроке, а группе детей с определенной художественной подготовкой для работы во внеурочное время и дальнейшей презентацией в классе. При решении задачи необходимо выяснить следующие вопросы:
Данная задача носит полностью самостоятельный, творческий характер, поэтому культурных образцов для сопоставления не предполагает. Поиск информации на различных носителях носит лишь вспомогательный характер, а основной целью является обнаружение способов решения задачи и выявление творческого потенциала учеников. Задача о классицизме №6. Автор Ботина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №48, г. Калининград, Предмет: литература Класс: 9 Тема: «Русский классицизм» Профиль: гуманитарный Уровень: продвинутый. Текст задачи Согласны ли вы с утверждением А.С. Пушкина «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», и как соотносится это утверждение со словами А. Кантемира: «Мы стали вдруг народ уже новый»? А) Выделите ключевые слова для информационного поиска. Б) Найдите и соберите необходимую информацию. В) Обсудите и проанализируйте собранную информацию. Г) Сделайте выводы. Д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей. Возможные информационные источники: Книги: «Энциклопедия для детей», т.9, ч.1 – М., Аванта, 1999 http://rvb.ru http:// www.nns.ru http:// infolio.asf.ru http:// www.auditorium.ru http:// adogalakov.narod.ru/ http:// philologos.narod.ru Культурные образцы для сопоставления Вступительная статья В. Коровина «Литература XVIII века»: «При активной поддержке Петра создается новая светская литература. «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», - писал Пушкин. Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры – сторонники нововведений Петра – видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, костное, что следует переделать и преодолеть, Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях невозвратную гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их роковые последствия ощущали все». А.Г. Догалаков «ИСТИНА И ПРАВДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ОТ ПЕТРА I ДО А. ПУШКИНА»: «Мы стали вдруг народ уже новый!» - эти слова Антиоха Кантемира выражают мироощущение людей того времени. В Москве проповедует теорию двойственной истины Карион Истомин, распространяет в своем кружке идеи сенсуализма и свободы совести Дм. Тверитинов, по поручению Петра I высылает в Россию повозками научную литературу первый русский доктор философии П. Плотников, даже братья Лихуды приступили к созданию «Показаний истины», где анализируются точки зрения Аристотеля, схоластов, Бэкона, Декарта). Привычным в книгах тех лет становятся ссылки на классицистов, романтиков, представителей французского просвещения. Феофилакту Лопатинскому принадлежит одно из первых печатных заявлений о свободе мысли, о внутренней силе истины: «хотя мы уважаем всех философов, а преимущественно Аристотеля, однако... желая узнать чистую истину, не полагаемся ни на чьи слова. Философии свойственно более доверять разуму, нежели авторитету... Истина открыта для всех, она ещё не исчерпана, многое осталось и для будущих поколений» [69, 2, 58]. Поддерживая идеи просвещения, В. Татищев утверждал, что «наука главная есть, чтоб человек мог себя познать», добивался того, чтобы для «распространения наук многие училища и академии по разным местам устроены и чрез оные большой свет истинного разума открыли» [138, 12]. Один из первых русских «энциклопедистов» В.Н. Татищев делает попытку найти закономерности в развитии общества, обосновать причины появления государственной власти, выступая как рационалист, связывающий исторический процесс с развитием «умопросвещения». Методический комментарий Решение этой задачи предполагает, что ученики, с одной стороны, достаточно глубоко знакомы с историей государства Российского и особенностями древнерусской литературы до начала XVIII века и причинами кризиса; с другой стороны, на минимальном и общем уровне знакомы с особенностями классицизма как литературного направления во Франции и России. Ключевое слово для дискуссии – «вдруг». В ходе решения задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
2. Предполагает ли слово «вдруг» полное отрицание достижений древнерусской литературы. Смогла бы она обеспечить запросы «нового общества»? 3. Считаете ли вы, что петровские преобразования были необходимы и неотвратимы, и почему именно классицизм подошел больше всего для литературы петровского периода? Для того, чтобы ответь на эти вопросы, необходимо проанализировать некоторые исторические и литературные труды. Но они будут лишь подспорьем, т.к. главным во всех вопросах является заявление собственной позиции ученика в процессе дискуссии и отстаивание ее. Причем вопросы сформулированы таким образом, что не требуют однозначного ответа и могут оставаться открытыми. Задача о русском классицизме №7 Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №48 г.Калининград, учитель русского языка и литературы) Предмет: литература Класс: 9 Тема: Классицизм Профиль: гуманитарный Уровень: продвинутый Текст задачи Как известно, оды в 18 веке поэты посвящали государям или видным полководцам. Кому из современников (на ваш взгляд) можно бы было посвятить оду в наши дни? Напишите ее, используя основные принципы создания оды в русском классицизме. 1)Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2)Найдите необходимую информацию. 3)Обсудите и проанализируйте собранную информацию. 4)Напишите оду и подготовьте ее к презентации. Возможные информационные источники 1)Москвичева Г.В. Русский классицизм. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1978. 2)Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература, ч.1 – М., Аванта, 1999. 3) http://www.russev.ru 4) http://www.llr.ru 5) http://dir.ufatop.ru Культурные образцы: Отсутствуют. Методический комментарий: Как и все задачи подвинутого уровня, данная задача носит интегрированный характер, предполагая, с одной стороны, использование аналитического аппарата, а с другой – творческого потенциала учащихся. В первой части предполагается проведение серьезной аналитической работы. Учащиеся должны, используя свои знания по истории, обществознанию, литературе, другим предметам и собственный интеллектуальный багаж, проанализировать путь, который прошла Россия в 20 веке и выявить наиболее значительные личности в ее истории. Причем это могут быть как политические деятели, так и военачальники, ученые, писатели, поэты и т.д. Выбор за учениками. Только после похождения этих этапов ученики смогут обратиться собственно к написанию оды. Для этого им будет необходимо обратиться к истории создания русской оды в 18 веке. На данном этапе предполагается обращение, как к теоретическим источникам, так и непосредственно к текстам од Ломоносова и Державина, для анализа тематики, структуры и поэтики данного типа произведений. Поэтому я считаю, что такую задачу можно давать для работы в группе во внеурочное время ученикам, обладающим достаточным кругозором и поэтическими способностями. Так как изучение од входит в обязательный минимум, именно ученики данной группы могут стать консультантами по данной теме для своих одноклассников непосредственно на уроке (помимо презентации своей оды). |
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие... Москвы. В то же время я выбрал классицизм по причине временного промежутка, в котором как раз он и зарождался, развивался, ведь меня... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Классицизм и барокко в архитектуре на примере шедевров Санкт – Петербурга. Дворцово парковый ансамбль Царское Село | ||
План урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной... Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная... | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая... Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | ||
Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Краткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки... ... | ||
Программа по литературе. 9 класс(102 часа) №№ урока Тема Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы | Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Тема урока Тип урока Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы | ||
Терехина Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы моу... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | Министерство образования и науки российской федерации стерлитамакский... Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | ||
Конспект урока литературы в 10-ом классе. Тема: Путь Л. Н. Толстого... Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В... | Конспект урока литературы в 7 классе Тема: Поэзия В. В. Маяковского.... Физ-мат класс. Глава 11 Взаимные превращения жидкостей и газов § 72, 73, 74 (коспект), упр. 14 6,7) |