«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно





Скачать 272.29 Kb.
Название«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно
страница1/3
Дата публикации30.04.2015
Размер272.29 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2009 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Классицизм в архитектуре Москвы

(реферат)
.32453246.00174-01 99 01

Листов 25

Разработчик:

____________/Воронов С. ./


1. Функциональное назначение разработки
В данной работе представлен продукт исследования по теме: «Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно ссылающееся на античную культуру, мне ближе, я принял решение, что подробно займусь изучением именно классического наследия Москвы. В то же время я выбрал классицизм по причине временного промежутка, в котором как раз он и зарождался, развивался, ведь меня всегда интересовали реформы Петра I и «золотой век» Екатерины II, насыщенный важными историческими событиями. Все это вместе и определило характер моей работы.

Я провел большую исследовательскую деятельность, напрямую изучая классическую Московскую архитектуру, используя возможность самому увидеть исторические памятники. В то же время я проработал большое количество литературы и все это попытался отобразить в своем реферате.

Прежде всего, в своей работе я говорю о классицизме как таковом, о его зарождении на фоне мировой культуры. Затем я характеризую особенности русского классицизма, выделяя несколько основных этапов, через которые он прошел. Далее я выделяю основных Московских классических архитекторов и основные классические архитектурные сооружения.
I. Введение понятия классицизма.

1. Зарождение классицизма в мировой культуре. Его отличительные особенности.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. Classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17 – нач. 19 вв., одной из важнейших черт которых являлось обращение к образам и формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону.1

Картина мира 17-18 вв. особым образом сказывается в искусстве классицизма. В данном стиле можно наблюдать умонастроения людей той эпохи, их видение всего существующего на земле.

Известно, что начиная с эпохи Возрождения человечество напрямую ставило перед собой вопросы о создании мира, о законах природы, о ее принципах и закономерностях, основываясь на которые наука сможет шаг за шагом открывать перед собой новые объекты для последующего изучения. Люди обращаются к идеям рационализма (философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей). Так величайший французский философ Рене Декарт говорит о единой возможности постижения мира, его упорядочения; он пытается показать нам, что человек может постигнуть мироздание путем разума, в частности языком математики. Именно поэтому в это время все, что не могло пройти проверки, каким-либо образом быть выведенным путем эксперимента, путь логических умозаключений, отвергалось.

Впервые классицизм, как направление, был упомянут итальянскими мыслителями, однако известно, что всю свою полноту он отобразил во Франции, и, несмотря на то, что данный стиль находит свое уникальное отражение в культуре каждой страны, где он был способен проявить себя (в частности европейских стран), данный стиль имеет характерные черты, присущие только классицизму.

Искусство данного направления призвано явить идеальные черты природы. Античный принцип, высказанный Аристотелем, говорит о том, что греческие статуи стоят выше природы только потому, что все их самые прекрасные черты собраны воедино, когда природа редко собирает их в одном и том же предмете. Зная, что классицизм брал за основу эстетику античной Греции, мы можем смело сказать о том, что данный стиль говорит о целостности предмета, о его неделимости и уникальности.

Для данного направления в искусстве важны лишь родовые черты, оно отбрасывает всю индивидуальность, классицизм обращает свое внимание лишь на непреходящее, неподвластное временем, то есть он выделяет основную концепцию, основное содержание предмета. В каждом своем проявлении классицизм стремится к образцу, запечатлевая его в едином мгновении, мгновении, которое отображает всю его уникальность и неповторимость. Время останавливается, объект наблюдается в своем идеальном вечном облике. Классицизм отображает то, что нельзя наблюдать в реальности, в нем явно проявляются черты утопизма.

Его отличают такие черты как стойкость, мужественность, упорядоченность, соразмерность частей. Архитектура характеризуется четкой геометрической планировкой.

Классицизм вступал в сложные отношения с другими искусствами. Он отталкивается от эстетики Возрождения; в то же время мы видим явную антитезу стилю барокко, исключая личностные черты.

Рассматриваемое направление нормативно, то есть деятель искусства обязан соблюдать особые правила, ссылаясь на античную культуру. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» и «низкие», для которых установлены свои уникальные границы. Не допускается смешение этих жанров.

Несмотря на всю свою целостность, на все свои достоинства данный стиль пришел в упадок вследствие своей способности приглушить индивидуальные черты художника, скрыть от зрителя истинную действительность жизни. Именно поэтому такие направления, как сентиментализм, романтизм и реализм, стали преодолевать классицизм.
2. Предпосылки появления классицизма и его развития в России.

Время правления Петра I знаменуемо многочисленными реформами. В том числе мы можем наблюдать большие изменения и в русском зодчестве, которые пришли в Россию благодаря преобразованиям великого императора. Именно в это время на смену достигшего своего творческого апогея барокко пришел ссылающийся на античную культуру классицизм.

Его приход может быть во многом обусловлен экономическими, политическими и социальными изменениями внутри государства. Образование обширного внутреннего рынка, расширение и новые направления во внешней политике говорили о большой потребности в административных и частновладельческих сооружениях. К ним относились торговые здания, здания общественного характера, государственные здания. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа. Но в этих условиях, условиях огромного строительства с разными целями использование такого популярного в то время стиля, как барокко, было найдено неразумным, в силу своей излишней пышности, изысканной сложности, ведь декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей, которых на то время было не так много в России. Именно это и привело к кризису барокко, к вынужденному поиску новых решений в зодчестве, к использованию новых методов строительства, новых его отражений. В то время, как классическая архитектура как раз удовлетворяла все потребности пришедших изменений. Классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма. Архитектура классицизма в значительной степени обогащалась за счет итальянского Возрождения, также опиравшегося в своем искусстве на античность.
3. Этапы развития классицизма

Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х) и строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е). На первом этапе тон задают общественные здания, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В этот период дворяне получили освобождение от обязательной государевой службы, что способствовало массовому строительству загородных усадеб с пейзажными парками. В центрах городов на крупных площадях по индивидуальным планам создавались ансамбли общественных и дворцовых построек. Ансамбль — отличительная черта классицистической архитектуры.

Отдельно выделяется такой этап развития данного стиля, как ампир: наиболее поздняя стадия классицизма. Ампир начала XIX в. — наивысшая фаза в почти вековом развитии архитектуры классицизма. Новизну и стилистическое своеобразие этого этапа определяют преобладание в архитектурном творчестве градостроительных задач и господство общественных сооружений. Укрупнение архитектурных форм и членений, сокращение элементов, делящих объем, подчеркивали монументальные качества архитектуры. Пространственный размах предопределяет характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доминанте.

Следует обратить внимание на то, что крупнейшие ампирные сооружения в столицах — это перестройки или перепланировки уже существующих комплексов.
II. Архитектура Московского классицизма. Выдающиеся архитекторы

Приход классицизма знаменовал собою большой приток иностранных архитекторов. В то же время множество талантливых русских зодчих было отправлено в европейские страны, где архитектура развивалась действительно очень быстро, поэтому за неимением достаточного количества мастеров архитектуры, Петр I приглашал зарубежных, отправляя в то же время русских учеников за границу. Однако нельзя сказать, что Россия сильно отставала от своих соседей. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. И мы можем смело выделить действительно выдающихся московских архитекторов.
1. Баженов Василий Иванович (1737/38—1799)

Один из основоположников русского классицизма. Родился в селе Дольское (Калужская губерния) близ Малоярославца в семье дьячка. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. В 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским. Приняли, но не зачислили. В списках учеников Д.В.Ухтомского он нигде не значится. Василий, судя по всему, был определен туда вольным слушателем. Дмитрий Васильевич достаточно высоко оценил способности Баженова, но, зная об его бедственном положении, предпочел освободить своего воспитанника от обязательных занятий и часто предоставлял ему возможность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве газеля (подмастерья) на стройки для составления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте.



Год спустя в судьбе Василия произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. А когда «основалась в Санкт-Петербурге Академия художеств, и начальствующий над ней обер-камергер Иван Иванович Шувалов потребовал из Московского университета несколько учеников, способных к изящным художествам, тогда Баженов был назначен первым в числе таковых и отправлен в Санкт-Петербург», - рассказывает первый биограф Баженова Е. Болховитинов. После окончания Академии художеств Василия Баженова отправили в поездку во Францию и Италию. В Париже он обучался у профессора Дюваля, архитектора Шарля де Вайи. В Италии Василий Баженов удостоился дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться.
Кремлевский дворец.

Вначале 1767 года Баженов возвратился в родную Москву. Тем временем Екатерина II «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Григорий Орлов, командующий артиллерией и фортификацией, пригласивший Баженова к себе на службу. Он делал попытки восстановить свои утраченные позиции при дворе, потеснить деятельного Потемкина. Поэтому Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес.

Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим. Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов.

К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами и приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей.

Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом - Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля. Модель, по словам Баженова, - «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций.

Модель впечатлила всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое - и техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца. Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение. Все этажи были объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент, украшенный скульптурой, поддерживали четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа - по десять колонн, за ними - двухколонные выступы. В нишах стен располагались изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся, таким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление. Не менее эффектным было и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах.

Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москве грянула эпидемия чумы. Жесткие, но малодейственные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме. На следующее лето праздником начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Поэтому проект дворца остался лишь в заготовочном варианте.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconИнститут Открытого Образования
Петровское барокко. Барокко и классицизм в русской архитектуре 2-й пол. XVIII века
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Классицизм и барокко в архитектуре на примере шедевров Санкт – Петербурга. Дворцово парковый ансамбль Царское Село
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconКалендарно тематический план по мхк, 11 класс 1 полугодие
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconНие Художественная культура Нового времени (15 часов)
Стилевое много-образие искусства, гуманизм, маньеризм, барокко, классицизм и романтизм. Разграни-чение понятия «стиль» и «историчес-кая...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconРеферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи»
Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconТерешина Дарья Викторовна Баймагамбетов Султан Биржанович Герой Советского Союза
И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог: Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconБарокко, классицизм, сентиментализм такими словами обозначают в литературоведение...
Барокко, классицизм, сентиментализм – такими словами обозначают в литературоведение основные литературные направления XVIII века
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconАнкета для Радикального Прощения
Лорен, а меня совершенно игнорирует. Он винит во всем, меня и говорит, что я просто эмоционально неуравновешенная. Из-за него я чувствую...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconТематическое планирование составлено на основе буп 2008 года Мировая художественная культура
Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Дивное узорочье московского барокко
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconМатериалы рекомендаций для педагогов
Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Если аналогичная ситуация...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развить и закрепить представление о разных направлениях в искусстве (классицизм, романтизм и реализм.)
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconКультура Франции эпохи Просвещения и революции. Искусство во Франции в 1760 – 1770-ые годы
Так возник антидворянский классицизм. Его главными задачами была критика рококо, пропаганда культа разума, поиск в античности подходящих...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconИстория программирования по музеям Москвы
Данную тему для реферата я выбрал, потому что я увлекаюсь изучением программирования, и мне стало интересно, с чего всё начиналось....
«Классицизм в Московской архитектуре». Данная тема была выбрана вследствие большой заинтересованности в изучении архитектуры Москвы в целом. Я долго не мог определиться: что же больше интересует меня, классицизм или барокко? Но выделив для себя, что все-таки направление в искусстве, непосредственно  iconКлассицизм (Франция. XVII век) содержание
Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран – Италии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск