Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс





НазваниеУрок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс
страница1/5
Дата публикации28.09.2013
Размер0.53 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
1 урок. 06.10.11г.

Литература

9 класс

Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М.В.Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Классицизм. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния».

Цель урока: Познакомить учащихся с личностью писателя; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды).

Школьники уже довольно много знают о литературе этого времени.

Беседа. Каких авторов этого века вы помните? Какие произведения мы изучали?

Ученики активно подключали резервы памяти, называли и цитировали стихотворения, факты биографий писателей.

Мы с вами расмотрим некоторые вопросы:

- Какие факты биографий Ломоносова запомнились вам больше всего? В области, каких наук ученый сделал свои открытия?

- Что такое теория «трех штилей»? Чем характеризуются каждый штиль?

- Как отзывался Ломоносов о русском языке?

Вспомним такое высказывание Ломоносова: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».

- Как вы его понимаете?

Ученики высказывают свои догадки.

Слово. Итак, изучая древнерусскую литературу, мы дошли с вами до 18 века. «Бунташный век» - время, когда меняется мировоззрение людей, идут на спад апокалиптические ожидания, старые литературные формы распадаются и заменяются новыми. Мы помним, что в это время развивается сатира и бытовая повесть. При дворе Алексея Михайловича открывается первый в России театр.

1664 году в Москву переезжает Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, закончивший Киево – Могилянскую коллегию и Виленскую иезуитскую академию. Он принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и становится учителем «братской » школы при этом монастыре. Царь покровительствует ученому монаху, который направляет свои творческие силы на службу интересам зарождавшегося русского абсолютизма.

Симеон Полоцкий прекрасно знал латинский, польский, украинский, белорусский языки, а также «семь свободных наук», которые преподавались в западных университетах: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрология, музыка). При дворе его называли мудрейшим «философом», «витией» и «пиитом». Он принимал участие в делах государственной важности, например в церковном соборе, осудившем и патриарха Никона, и протопопа Аввакума; ему было поручено воспитание и образование царских детей. Он же экзаменовал на роль наставника юного Петра дьяка Никиту Зотова.

- Какой поэт 19 века продолжил традицию Симеона Полоцкого и стал воспитателем царских детей?

Еще рассказываю им некоторые интересные факты о Симеоне Полоцком. Все внимательно слушали и отвечали на заданные вопросы. Очень активны!

Записываем в тетради: «Развитие литературы 18 века можно разделить на четыре периода. Первый период – литература петровского времени, которая носит переходный характер от литературы религиозной по преимуществу к литературе светской. Второй период – формирование классицизма, создание новой жанровой системы, разработка литературного языка».

  1. Классицизм. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния».

Мы уже встречались с понятием классицизма. В России одним из первых теоретиков и практиков классицизма стал великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве Ломоносова. И я предложила им самостоятельно прочитать статью учебника – хрестоматии.

- Что нового узнали из этой статьи?

- Мы называем Ломоносова теоретиком и практиком классицизма. Что же такое классицизм?

Записываем в тетради определение классицизма по учебнику – хрестоматии ( стр31).

Итог к уроку: что мы сегодня узнали? Как мы сегодня работали?

Домашнее задание. Перечитать стихотворение «Вечернее размышление…», сформулировать его основную мысль ( письменно).

\

Зачетная работа.

2 урок. 08.10.11г.

Литература

9 класс

Тема: «Вечернее размышление…». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Цель урока: Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания. Обращаемся к «Вечернему размышлению…».

- Легко ли вам было читать это стихотворение дома? Как вы его поняли?

Какова, по-вашему, его главная мысль?

Прочитаем и прокомментируем последовательно каждую строфу стихотворения, выделяя мысли, отмечая старославянизмы.

- Что такое «бездна, звезд полна»?

Бездна – звездное небо, шире – космическое пространство, Вселенная.

Человек во Вселенной ( «я, в сей бездне углублен») – песчинка «в морских волнах».

- Как вы понимаете выражение «уста премудрых»? О ком говорит поэт?

В пространстве Вселенной – «несчетны солнцы» горят, «народы там и круг веков». Все миры Вселенной равны пред Богом. По сути, Ломоносов в поэтической форме говорит об обитаемости Вселенной, о существовании разумной жизни на других планетах.

Северное сияние – загадочное для человека явление природы.

- О вы, которых быстрый зрак./ Пронзает в книгу вечных прав, / Которым малый вещи знак. / Являет естества устав…» Как вы понимаете эти строки? К кому обращается поэт?

Поэт обращается к ученым, ум который проникает в тайны природы. Ученые, изучая частные явления («малый вещи знак»), делают выводы и всеобщих законах природы («естества устав»). Этим Ломоносов утверждает путь естественных наук от частного к общему, от практики к теории.

И так записываем в тетради: « Жанр « Вечернего размышления…» определяют как оду. Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла».

Кто подготовился к домашнему заданию и активно работали, ставятся оценки!

2. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление России, мира, науки, просвещения.

Далее я читаю им оду по строфам, ученики рассказывают, как они поняли содержание, находят старославянские слова, объясняют их смысл.

В первой строфе поэт обращается к тишине – в традициях латинской поэзии, прославляет блага мирной жизни.

Во второй строфе утверждает, что в мире нет ничего краше «Елисаветы и тебя», то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.

Третья строфа. Елизавета, вступив на престол, положила конец русско-шведской войне 1741-1743 годов.

В четвертой строфе – прямое обращение к царице: «Божественным устам приличен,/ Монархиня, сей кроткий глас…».

Пятая и шестая строфы – похвала Елизавете.

Седьмая – девятая строфы – прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.

Десятая – одиннадцатая строфы – сожаление о смерти Петра и «кроткой Екатерины».

Двенадцатая – пятнадцатая строфы – радость по поводу воцарения Елизаветы, ее восхваление.

Шестнадцатая – двадцатая строфы – описание малоосвоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья.

Двадцать вторая и двадцать третья строфы, уже известные ученикам, призывают юношей заниматься науками и восхваляют их пользами.

В последней строфе оды автор вновь прославляет Елизавету.

После комментированного чтения я вам даю домашнее задание.

Итог. Что нового узнали? Вам понравилось работать над текстом?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение «своей» строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.

3 урок. 11.10.11г.
Литература

9 класс

Тема: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». М. В. Ломоносов о русском языке.

Цель урока: На уроке мы должны уметь красиво читать, работать с текстом, уметь делать выводы.

Тип урока: Урок развития речи.

Ход урока.

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания. « Ода на день восшествия…». Девятиклассники выступают в порядке, в котором были распределены строфы оды, и читают выписанные дома слова. Слова, малопонятные вам всем, записываем на доске и в тетрадях:

1) класы – колосья;

2) порфира – пурпурная мантия монарха;

3) облобызала – поцеловала;

4) понт – море;

5) зиждитель мира – Бог;

6) тщание – старание;

7) дщерь – дочь;

8) еленей – оленей;

9) паки – опять, снова;

10) запона – препона , преграда, препятствие;

11) вран – ворон;

12) В расселинах – в ущельях; Минерва – богиня мудрости;

13) верхьи Рифейски – вершины Уральских гор;

14) раченье – старанье;

15) завидя – завидуя; беспреткновенну – не встречающую препятствий.

Прояснив таким образом значение непонятных слов, ученики по порядку прочитали доставшиеся им строфы оды.

Беседа. Насколько изменилось ваше восприятие этого произведения?

Каким размером оно написано? Как вы думаете, почему Ломоносов выбрал именно ямб?

Кто как сумели, рассказали свои мнения, (особенно активно работала Л. Дуся).

2. М. В. Ломоносов о русском языке.

Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»: « Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Итог. Вам понравилось читать стихотворение? Как мы сегодня работали?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение отрывка о русском языке из «Российской грамматики» (наизусть по выбору учащихся). Повторить характеристику первого и второго периодов русской литературы 18 века.

4 урок. 13.10.11г.

Литература

9 класс

Тема: Характеристика русской литературы 18 века (третий и четвертый периоды). Гавриил Романович Державин.

Цель урока: Повторить периоды русской литературы, углубить знания.

Тип урока:

Ход урока:

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания. Итак, сначала проверим домашнее задание. Слушаем выразительное чтение из отрывка « Российской грамматики» М. В. Ломоносова о русском языке. Начинает С. Гутя. Затем Г. Алина и У. Александр. Ставятся оценки.

И так повторяем характеристику первого и второго периодов литературы18 века. Сделаем это в форме коллективной работы по заполнению таблицы. Третью и четвертый периоды заполним потом.

Период

Тенденции

Имена

Жанры

Примечания

Первый

«Обмирщение»

Ф. Прокопович

Газета, драматургия, учебники, ораторская проза, повесть.




Второй

Формирование классицизма

А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков

Сатиры, оды, басни, трагедии, комедии, любовная лирика




Третий













Четвертый















2. Характеристика литературы 18 века (третий и четвертый периоды).

Повторив первый и второй периоды, мы продолжим работать со схемой, после того как познакомимся с третьим и четвертым периодом.

Третий период – (1760-е – первая половина 70-х годов) связан с началом царствования Екатерины. В связи с утверждением «Манифеста о вольности дворянства» власть дворян становится практически неограниченной. Екатерина выдвинула лозунг просвещенного царствования. В это время начинают издаваться литературные журналы: «И то, и ее», «Смесь».

Самыми известными становятся журналы Н. И. Новикова (1744-1818) с названиями «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Журналы Новикова носили сатирический характер, и Екатерина, на словах ратовавшая за Просвещение, закрывала их один за другим.

Чтобы понять особенности четвертого периода, нам мало знать о событиях русской истории. Ручкой другого цвета отметим на нашей схеме два важнейших события мировой истории: война за независимость Америки против Англии (1755-1783) и Великая французская революция (1789-1794). Россию же в 1773-1775 годах потрясло восстание под предводительством Емельяна Пугачева, которое страшно напугало Екатерину и заставило ее существенно изменить свои взгляды на просвещение народа.

Самые знаменитые имена этого периода – Г. Р. Державин, своими произведениями решительно разрушавший каноны классицизма, Д. И. Фонвизин, автор басен и знаменитой комедии « Недоросль», А. Н. Радищев, И. А. Крылов, И. И. Дмитриев и, наконец, Н. М. Карамзин – родоначальник сентиментализма.

Таким образом, характерные черты четвертого периода – эволюция и постепенное разрушение канонов классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
3. Гавриил Романович Державин.

Слово учителя. Мы сегодня познакомимся с Г. Р. Державиным. Его биографию вы изучали в 7 классе. А сейчас все самостоятельно прочитайте статью из учебника – хрестоматии. Вы должны не просто усвоить факты биографии, но и понять, что Г. Р. Державин – не просто хрестоматийно известный поэт, но необычайно колоритная и характерная для своего века фигура.

Итог. Что вы узнали? Вам понравилось новая тема? Вам было интересно?

Домашнее задание. Прочитать стихотворения «Властителям и судиям», «Снигирь».


5 урок. 15.10.11г.

Литература

9 класс

Тема: «Властителям и судиям». Стихотворения Г. Р. Державина.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconПлан работы мо на 2012-2013 учебный год Первое заседание. 14. 09. 11г
Первое заседание. 14. 09. 11г. Утверждение плана работы мо на 2012-2013 учебный год
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУрок «Тряпичная кукла \"Веснянка\"» Ссылка: Тип материала: Урок План-конспект...
«Русский язык и литература» на филологических факультетах педагогических университетов проводится диалектологическая практика. Она...
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУрок с использованием икт
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУрока: Обучающая
Урок литературы в 10 классе( учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconТематическое планирование по литературе в 9 классах гбоу цо №953...
Дополнительное пособие: «Литература. 9 класс». Тематические тестовые задания для подготовки к гиа
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс iconУрока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература...
Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск