Скачать 83.67 Kb.
|
Хардыкова ирина Владимировна, учитель технологии МАОУ СОШ № 43 г. Калининград Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной. (7 класс) Урок «Тряпичная кукла "Веснянка"» Ссылка: http://www.fayloobmennik.net/2373385 Тип материала: Урок План-конспект занятия мастер-класс швейное дело 7 класс Тема.Тряпичная кукла «Веснянка» (по мотивам традиционной народной куклы) Тема. Тряпичная кукла «Веснянка» (по мотивам традиционной народной куклы) Цель:ознакомить уч-ся с историей народной тряпичной игрушкой, различными видами русской тряпичной куклы-закрутки; с техникой изготовления игрушки; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения; совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы; безопасной работы с ручными инструментами. Задачи:а) образовательная – расширить кругозор уч-ся; ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы; б) развивающая – совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы; в) воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; г) практическая – научить простым приемам работы с тканью. Наглядные средства: презентация, образцы игрушки. Оборудование и материалы:лоскуты х/б ткани, тесьма, синтепон, нитки вязальные, ножницы, нитки швейные. Тип занятия:комбинированный. Методы:беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа. Принцип:наглядности, доступности, посильности. Формы обучения:фронтальная, индивидуальная. Время:2 занятие 45 минут. Структура занятия. 1. Организационно-подготовительный. 2. Теоретическая часть. а) История народной тряпичной куклы б) Виды народной тряпичной куклы. 3. Практическая часть. а) Технология изготовления куклы-веснянки б) Изготовление куклы 4. Заключительная часть. Подведение итогов. 1.Организационно-подготовительный. Подготовка уч-ся к занятию. Сообщение темы и цели занятия. Снятие эмоционального напряжения с помощью дыхательных упражнений. «Посмотрели друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу. Сегодня у нас необычный урок. Мы научимся с вами скручивать весеннюю веселую куклу.» 2.Теоретическая часть. Показ презентации а) ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ СЛАЙД №1 С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. СЛАЙД №2 Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мир В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? СЛАЙД №3 б) Виды народной тряпичной куклы. Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. СЛАЙД №4 А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. СЛАЙД №5 Крупеничка— тяжеленькая кукла, наполненная ароматной гречей. Когда-то эта кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды. Крупеничка — лучший подарок хозяйке. СЛАЙД № 6 Подружка-Плакушка (Девкина Забава, радость) Кукла — подружка и советчица юной девочки в сердечных делах и житейских, оберегает сердце от тоски Девкина Забавка. Самая простая игровая кукла, которая изображает взрослеющую девочку. Служит подружкой и советчицей в сердечных делах, оберегает сердце от тоски. СЛАЙД №7 Кубышка-Травница.Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки. СЛАЙД №8 Зимние лихоманки (есть еще и весенние)— это обережные куклы от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Лихорадок клали в печь, в современном варианте где-то рядом на полку. И украшение для кухни, и помощь в доме. Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь. СЛАЙД №9 Кувадки — простые и очень непростые куклы. Они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были «теплые» куклы — из ткани или дерева Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для того, чтобы куклы стали оберегом. СЛАЙД №10 Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя — Авдотья-Весновка. Веснянки начинали делать с 14 марта. В старину этот день считался первой встречей весны. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». СЛАЙД №12 А еще Веснянку-Авдотью именовали Плющихой, Плющихой – из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плющиха провела плюшки». Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Она является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и желанно Куклы-скрутки — удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. 3. Практическая часть а) Технология изготовления куклы-веснянки Анализ образца: Из каких тканей выполнена кукла? Какие особенности имеет? Какие инструменты понадобятся? Показ мастер-класса. Делаем тельце: складываем ткань к середине. Это называется скрутка. Шарик синтепона для головы в складку ближе к центру прячем. СЛАЙД № 13-14-15 Формируем деталь «Голова»: скрутку сворачиваем пополам, выпуклость сверху. Делаем волшебный жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов — всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец), и начинает творить Все заметили волшебную палочку? Это важный инструмент в руках рукодельницы. Этой палочкой расправляют складки, прячут нити, правят узелки. Раньше ее делали из колышка. СЛАЙД №16 Делаем руки. Подгибаем материал для рук, заглаживаем. Складываем к центру (так же, как и скрутку для тельца). Завязываем края, не забывая волшебный жест — сначала нитку под большой палец и крепко прижать. Заправляем концы нитей в складку рукавчика. СЛАЙД №17-18 Соединяем тельце и руки. Вставляем рукава поглубже к горлу. Для объема в складку рукава добавляем немного синтепона, используя волшебную палочку. Делаем обережный крест. СЛАЙД №19-21 Надеваем нижнюю юбку. Начинаем сзади. Формируем складки. Следите за поворотом Веснянки в ваших руках. В конце оборота, подровняв концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем, — и привязываем нижнюю юбку. СЛАЙД №22-24 Надеваем верхнюю юбку. Здесь начинаем спереди. Накрываем тельце тканью по центру и от середины формируем складки, двигаясь от центра назад. Возможно, вам удастся заложить складки от центра в разные стороны. Рассмотрите это на фото. Привязывать верхнюю юбку начинаем сзади, поставим волшебный жест — нитку крепко прижимаем большим пальцем. Обращаю внимание, что край верхней юбки — почти вровень с подбородком Веснянки. Так надо. Это такая оборка. Чтобы рукавам было просторно, делаем ножницами на юбке небольшие надрезы в нижней части проймы рук. СЛАЙД № 25 Приступаем к волосам. Сначала проверьте как проходит палец внутрь детали Затем намотайте на книгу нитки, и разрежьте их с одного края. Поместите нитки в деталь головы, и расправьте так, чтобы концы были одинаковые. СЛАЙД №26-27 Формируем прическу. Шаг 1. Завязываем ниткой хвост, закругляя личико. Располагаем ее вверх затылком, отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Эту прядку привязываем к шее красной ниткой. Затем от шеи задираем прядь вверх, и снова привязываем ее в хвост, уже нитью цвета волос. СЛАЙД №28-30 Формируем прическу. Шаг 2. Поворачиваем Веснянку лицом к себе. Просовываем волшебную палочку в волосы, и отделяем прядь, которая будет челкой. Оставшийся хвост связываем нитью. СЛАЙД №31 Заплетаем косу. Веснянка лежит на спине, разворачиваем ее и плетем косу. В конце ввязываем тесьму. СЛАЙД №32 Делаем челку. Сначала крепко привязываем прядь к голове. Моя Веснянка запросила почему-то золотой зигзаг. Затем подрезаем челку профессионально — по краям челки волосы длиннее, в центре короче. СЛАЙД №33-34 Последний штрих — фартучек и пояс. Складки фартучка лучше направить друг к другу к центру. Не забываем волшебный жест — нитку прижимаем большим пальцем, затем оборачиваем вокруг, и завязываем узелок спереди. Красивый пояс бантиком. СЛАЙД №35-36 Готово! Теперь куклой можно любоваться! Физминутка для глаз слайд№37 б) Изготовление куклы физминутка Раз — подняться, подтянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть. 4. Заключительная часть. Подведение итогов. Слайд №38 рефлексия Литература: 1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с. 2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. - 3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с. Ccылки на источники в сети Интернет.
|
Организационный момент. Упражнение на растяжку «Тряпичная кукла и... Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками [д-д*] [т-т*] и буквами их обозначающими | "Тряпичная кукла. История тряпичной куклы" Ребятки, а вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения... | ||
Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа.... Ребёнок познаёт мир и воспитывается через игрушку. Кукла – незаменимый участник детских игр. Кукла, сделанная своими руками, доставляет... | Урок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Урок 11. 12. 2009 Тема: Символ года. Чердачная кукла Развивать навыки художественного преобразования действительности основы дизайнерского мышления | Мне показалась интересной еще и потому, что кукла самая древняя и... Барби, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная руками, профессиональным ли художником или... | ||
Конспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс ... | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... Учебная программа для 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования... | ||
Конспект урока Тема : Тип Членистоногие. Класс Насекомые Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | Конспект Класс: шестой умк: «Синяя птица» 6 (автор Селиванова Н.... Дидактическая цель: Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений,... |