Скачать 196.03 Kb.
|
Пояснительная записка. Кукла – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передаётся социально-культурный опыт, воспитываются нравственные им эстетические представления. Ребёнок познаёт мир и воспитывается через игрушку. Кукла – незаменимый участник детских игр. Кукла, сделанная своими руками, доставляет большую радость, неся в себе частицу души своего создателя. Обучение по программе построено таким образом, чтобы студенты знакомились с предметом от простого к сложному. Программа включает изучение мягконабивной простейшей куклы, различных видов игрушки, декоративной куклы, русской традиционной и авторской куклы.Что позволяет студентам ознакомиться с историей костюма, различными техниками исполнения кукол и игрушек, с русской традиционной культурой. На изучение русской традиционной куклы отведен 1 семестр. Что позволяет дать студентам самые необходимые знания по традиционной кукле. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до нас драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций И сегодня мастер-кукольник должен обратить внимание на традиционную куклу – не только как на интересную фигурку, имеющую простые и, вместе с тем, гениальные средства выражения и изображения, но и как на предмет народного искусства, потому что на сегодняшний день она зачастую рассматривается как игрушка, как детская забава, хотя и припоминаются её древние корни. При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Основная цель данного раздела - приобщение студентов к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа. В программе многие работы требуют творческого оподхода. Многие работы выполняются по индивидуальному эскизу, что способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей студентов.
- заинтересовать учащихся, пробудить их к творчеству. - обучить приёмам и средствам изготовления игрушек и кукол. -приобщить студентов к глубинному наследию русского народа с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений.
Предлагаемая программа предусматривает постепенное усложнение материала. Основные знания и умения, которые должны приобрести учащиеся в процессе обучения: овладеть приёмами шитья. Необходимо научиться качественному исполнению работы. При создании образа уметь использовать литературу, освещающую быт, нравы, культуру страны и эпохи персонажа. При создании стоящих игрушек и кукол научиться создавать каркасы, используя соответствующие материалы.
Дисциплина входит в состав базовой вариативной части Обще-профессионального цикла по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавр), дисциплины по выбору. Для изучения данной дисциплины студент должен владеть знаниями в области истории в объёмах школьной программы. Изучение дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла мира» осуществляется на 3 курсе в 6 семестре параллельно с другими дисциплинами обще-профессионального цикла. Освоение дисциплины способствует свободной ориентации в области истории развития народных промыслов, использованию приобретённых знаний в практическом применении при создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности. Для освоения курса необходимы: знания мировой и Отечественной истории; умения анализировать и обобщать полученную информацию;
Основная компетенция: готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия Дисциплина формирует следующие компетенции ООП: ОК-10, ПК-3, ПК-4, СК-1. В результате обучения студенты должны: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Иметь навыки:
Всего часов на освоение дисциплины (включая зачёт) – 90 ч. Аудиторные практические занятия - 54 ч Самостоятельная работа студента - 9 ч Итоговый контроль: экзамен. Курс строится на постепенном раскрытии творческих способностей студентов. Так, на первых курсах обучения идёт ознакомление с азами технологии изготовления простейших мягких кукол по готовым выкройкам. Также идёт знакомство с теоретическим и практическим материалом в разделе «Русская традиционная кукла». Таким образом, обучающиеся постепенно подходят к авторским разработкам декоративных интерьерных кукол. Обучение проходит в течение 5 семестра по выбору студента. 4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы (очная форма)
Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных кукол-игрушек. Тема 1.1. Ознакомление с историей предмета. Требования к студентам: - знать различные виды и назначения кукол в разные эпохи времени и в разных странах. Самостоятельная работа студентов: - просмотр рекомендуемой литературы. Тема 1.2. Материалы и инструменты, технологии изготовления. Требования к студентам: - знать основные виды тканей, ниток, клея, набивки. - знать виды машинных и ручных швов, раскрой деталей. - знать азы по изготовлению выкроек. - уметь правильно подбирать ткани и нитки, кроить и выполнять ручные швы. Самостоятельная работа студентов: - завести необходимые материалы и инструменты для занятий. Тема 1.3. Изготовление бескаркасной висячей куклы. Требования к студентам: - знать технологию изготовления бескаркасной висячей куклы - уметь работать с иллюстративным материалом и создавать свой образ, -уметь выполнять бескаркасные висячие игрушки: простейшие утяжки лица, машинный шов, ручной потайной шов. Самостоятельная работа студента: - набивка готовых деталей. Тема 1.4. Техника папье-маше. Композиция в раме. Требования к студентам: - знать технологию изготовления папье-маше. -уметь выполнять папье- маше для разных изделий - уметь выразить нарисованное изображение в ткани и др. материалах. Самостоятельная работа студентов: - вести самостоятельно работу, согласуя её с преподавателем. Создание эскиза работы. . Раздел II. Русская традиционная кукла. Тема 2.1. Русская традиционная кукла. Обрядовые куклы, связанные с рождением, болезнями человека. Требования к студентам: - знать основные виды тканей и материалов, используемых в традиционной кукле. - уметь выполнять схемы изготовления кукол и замерять их размеры. - знать куклы данного вида, их обрядовую историю. - уметь выполнять куклу-оберег, младенчика, лихоманку. Самостоятельная работа студента: - довести начатую работу до конца. Раздел III. Декоративная кукла. Тема 3.1. Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме. Требования к студентам: - знать технологию изготовления проволочного каркаса и головки из самоотвердевающей пластики. Также способы изготовления рук. - уметь на практике применять теоретические знания данного занятия. Самостоятельная работа студента: - просмотр иллюстративного материала, выбор образа, ведение работы по этапам. Тема 3.2. Ангел. Творческая работа в любой технике.. Требования к студентам: - знать образы ангелов, созданных различными классическими и современными художниками. - уметь создать свой образ. Самостоятельная работа студентов: - ведение работы по этапам. Авторская кукла Тема 1.1. Декоративная композиция с фарфоровой куклой. Требования к студентам: - знать теоретический материал данного занятия, знать технологию изготовления мягконабивного туловища для фарфоровых заготовок.. - уметь изготовить куклу с использованием фарфоровых заготовок.. Тема 1.2. Дизайнерская игрушка. Требования к студентам: - знать технологию изготовления игрушки в технике папье- маше, мягконабивной игрушки. - уметь создать свой образ и применить теоретические знания на практике. Самостоятельная работа студентов: - ведение работы по этапам. Тема 1.4. Авторские рождественские игрушки. Требования к студентам -знать работы других мастеров и художников по данной теме. - уметь создать эскизы к своим авторским работам и воплотить их в любом выбранном материале.. Самостоятельная работа студентов: - подобрать соответствующие ткани по заданию преподавателя. Самостоятельная работа студентов: - ведение работы по этапам.
Обход в конце I раздела. Требуемые работы: 1. бескаркасная висячая кукла. 2. сувенирная кукла-мешок. Промежуточный обход в конце 2 раздела. Требуемые работы: 1. Кукла- оберег. Обход в конце III раздела. Требуемые работы: 1. Декоративная кукла в стилизованном историческом костюме. 2. Ангел. Авторская кукла. Итоговый обход. Требуемые работы:
Литература Основная:
Дополнительная:
Периодические издания
Электронные ресурсы: www.perunica.ru (сайт о народной кукле) kukly.ru (сайт об авторской кукле) babiki.ru/blog/master/242.html( сайт по декоративной кукле) http://mvsforum.ru ( сайт о русской традиционной кукле) http://www.rukukla.ru ( сайт о русской традиционной кукле) http://www.dollbooks.ru/ ( сайт с учебной литературой по кукле) |
Протокол №1 от Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Характеристика учебного Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Программа элективного курса «Основы культуры речи и стилистики» Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Пояснительная записка. Общая характеристика курса Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Рабочая программа По русской литературе 8класс Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Программа по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2006)),... Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, для хранения и передачи информации, для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык — язык русского народа, который служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами, и учреждениями,... | ||
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе обязательного... Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели задачи изучения учебного предмета: • эстетическое воспитание школьников, формирование духовной культуры и потребности постоянного... |