Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через





Скачать 196.03 Kb.
НазваниеКукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через
Дата публикации19.05.2015
Размер196.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Пояснительная записка.
Кукла – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передаётся социально-культурный опыт, воспитываются нравственные им эстетические представления. Ребёнок познаёт мир и воспитывается через игрушку. Кукла – незаменимый участник детских игр. Кукла, сделанная своими руками, доставляет большую радость, неся в себе частицу души своего создателя.

Обучение по программе построено таким образом, чтобы студенты знакомились с предметом от простого к сложному. Программа включает изучение мягконабивной простейшей куклы, различных видов игрушки, декоративной куклы, русской традиционной и авторской куклы.Что позволяет студентам ознакомиться с историей костюма, различными техниками исполнения кукол и игрушек, с русской традиционной культурой.

На изучение русской традиционной куклы отведен 1 семестр. Что позволяет дать студентам самые необходимые знания по традиционной кукле. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до нас драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций

И сегодня мастер-кукольник должен обратить внимание на традиционную куклу – не только как на интересную фигурку, имеющую простые и, вместе с тем, гениальные средства выражения и изображения, но и как на предмет народного искусства, потому что на сегодняшний день она зачастую рассматривается как игрушка, как детская забава, хотя и припоминаются её древние корни. При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека.

Основная цель данного раздела - приобщение студентов к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа.

В программе многие работы требуют творческого оподхода. Многие работы выполняются по индивидуальному эскизу, что способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей студентов.


  1. Цели и задачи курса.


- заинтересовать учащихся, пробудить их к творчеству.

- обучить приёмам и средствам изготовления игрушек и кукол.

-приобщить студентов к глубинному наследию русского народа с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений.


    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Предлагаемая программа предусматривает постепенное усложнение материала. Основные знания и умения, которые должны приобрести учащиеся в процессе обучения: овладеть приёмами шитья. Необходимо научиться качественному исполнению работы. При создании образа уметь использовать литературу, освещающую быт, нравы, культуру страны и эпохи персонажа. При создании стоящих игрушек и кукол научиться создавать каркасы, используя соответствующие материалы.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавр


Дисциплина входит в состав базовой вариативной части Обще-профессионального цикла по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавр), дисциплины по выбору.

Для изучения данной дисциплины студент должен владеть знаниями в области истории в объёмах школьной программы.

Изучение дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла мира» осуществляется на 3 курсе в 6 семестре параллельно с другими дисциплинами обще-профессионального цикла.

Освоение дисциплины способствует свободной ориентации в области истории развития народных промыслов, использованию приобретённых знаний в практическом применении при создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности.

Для освоения курса необходимы: знания мировой и Отечественной истории; умения анализировать и обобщать полученную информацию;


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»


Основная компетенция: готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

Дисциплина формирует следующие компетенции ООП: ОК-10, ПК-3, ПК-4, СК-1.

В результате обучения студенты должны:

Иметь представление:

  • об исторических особенностях возникновения традиционных промыслов и ремесел;

  • о глубинном наследии русского народа с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений.



Знать:

  • значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре;

  • материалы народных промыслов, особенности их выбора;

Уметь:

  • применять приёмы и средства изготовления игрушек и кукол.

Иметь навыки:

        • практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности.




  1. Общая трудоемкость дисциплины.


Всего часов на освоение дисциплины (включая зачёт) – 90 ч.

Аудиторные практические занятия - 54 ч

Самостоятельная работа студента - 9 ч

Итоговый контроль: экзамен.
Курс строится на постепенном раскрытии творческих способностей студентов. Так, на первых курсах обучения идёт ознакомление с азами технологии изготовления простейших мягких кукол по готовым выкройкам. Также идёт знакомство с теоретическим и практическим материалом в разделе «Русская традиционная кукла». Таким образом, обучающиеся постепенно подходят к авторским разработкам декоративных интерьерных кукол.

Обучение проходит в течение 5 семестра по выбору студента.

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(очная форма)


Вид занятий (учебной работы)

сем

сем

7

сем

сем

ИТОГО:

Лекции
















Лабораторные
















Практические







54




54

КСР
















Семинары




















































Итого аудиторных занятий:







54




54

Реферат
















Курсовой проект (работа)
















Другие виды самостоят. работы







9




9

Подготовка к экзамену







27




27

Итого самостоятельных занятий:







36




36

ИТОГО:







90




90

Вид итогового контроля







экз










  1. Тематический план






Темы

Макс. нагр.

Кол-во аудиторных часов

Самост. работа







студента

Всего

Теор

Практ

студента

Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных кукол-игрушек.

1.1.

Ознакомление с историей предмета.

2

2

2

-

1

1.2.

Материалы и инструменты, технология изготовления.


2


2




2


1

1.3.

Изготовление бескаркасной висячей куклы.


6


6





6


1

1.4.

Техника папье-маше. Композиция в раме.

4

4




4

1

Раздел II. Русская традиционная кукла.

2.1.

Русская традиционная кукла.



6



6



2



4



1

Раздел III. Декоративная кукла.

3.1.

Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме.



8



8




8



1

3.2.

Ангел. Творческая работа в любой технике.

6

6




6




Авторская кукла

1.1

Декоративная композиция с фарфоровой куклой.

10

10




10

1

1.2

Дизайнерская игрушка. В любой технике.

4

4




4

1

1.3

Авторские рождественские игрушки.


6

6




6

1




    1. Тематический план САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУКЛы. АВТОРСКие КУКЛы»






Темы

часы

содержание













Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных кукол-игрушек.

1.1.

Ознакомление с историей предмета.

1

Изучение истории возникновения обрядовой, декоративной куклы.

1.2.

Материалы и инструменты, технология изготовления.


1

Подбор и приобретение необходимых материалов и инструментов

1.3.

Изготовление бескаркасной висячей куклы.


1

Изготовление туловища, костюма и дополнительных деталей отделки

1.4.

Техника папье-маше. Композиция в раме.

1

Изготовление головного убора и отделки маски




Обход.







Раздел II. Русская традиционная кукла.

2.1.

Русская традиционная кукла.



1

Изготовление обрядовой куклы.

Раздел III. Декоративная кукла.

3.1.

Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме.



1

Изготовление костюма и деталей отделки. Оформление работы.

Авторская кукла

1.1

Декоративная композиция с фарфоровой куклой.

1

Изготовление туловища куклы, отдельных деталей декора композиции.

1.2

Дизайнерская игрушка. В любой технике.

1

Окончание работы над дизайнерской игрушкой.

1.3

Авторские рождественские игрушки.

1

Окончание работы над рождественсими игрушками.



  1. Содержание занятий.


Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных

кукол-игрушек.

Тема 1.1. Ознакомление с историей предмета.

Требования к студентам:

- знать различные виды и назначения кукол в разные эпохи времени и в разных странах.

Самостоятельная работа студентов:

- просмотр рекомендуемой литературы.
Тема 1.2. Материалы и инструменты, технологии изготовления.

Требования к студентам:

- знать основные виды тканей, ниток, клея, набивки.

- знать виды машинных и ручных швов, раскрой деталей.

- знать азы по изготовлению выкроек.

- уметь правильно подбирать ткани и нитки, кроить и выполнять ручные швы.

Самостоятельная работа студентов:

- завести необходимые материалы и инструменты для занятий.
Тема 1.3. Изготовление бескаркасной висячей куклы.

Требования к студентам:

- знать технологию изготовления бескаркасной висячей куклы

- уметь работать с иллюстративным материалом и создавать свой образ, -уметь выполнять бескаркасные висячие игрушки: простейшие утяжки лица, машинный шов, ручной потайной шов.

Самостоятельная работа студента:

- набивка готовых деталей.
Тема 1.4. Техника папье-маше. Композиция в раме.

Требования к студентам:

- знать технологию изготовления папье-маше.

-уметь выполнять папье- маше для разных изделий

- уметь выразить нарисованное изображение в ткани и др. материалах.

Самостоятельная работа студентов:

- вести самостоятельно работу, согласуя её с преподавателем. Создание эскиза работы.

.

Раздел II. Русская традиционная кукла.

Тема 2.1. Русская традиционная кукла. Обрядовые куклы, связанные с рождением, болезнями человека.

Требования к студентам:

- знать основные виды тканей и материалов, используемых в традиционной кукле.

- уметь выполнять схемы изготовления кукол и замерять их размеры.

- знать куклы данного вида, их обрядовую историю.

- уметь выполнять куклу-оберег, младенчика, лихоманку.

Самостоятельная работа студента:

- довести начатую работу до конца.

Раздел III. Декоративная кукла.
Тема 3.1. Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме.

Требования к студентам:

- знать технологию изготовления проволочного каркаса и головки из самоотвердевающей пластики. Также способы изготовления рук.

- уметь на практике применять теоретические знания данного занятия.

Самостоятельная работа студента:

- просмотр иллюстративного материала, выбор образа, ведение работы по этапам.
Тема 3.2. Ангел. Творческая работа в любой технике..

Требования к студентам:

- знать образы ангелов, созданных различными классическими и современными художниками.

- уметь создать свой образ.

Самостоятельная работа студентов:

- ведение работы по этапам.

Авторская кукла

Тема 1.1. Декоративная композиция с фарфоровой куклой.

Требования к студентам:

- знать теоретический материал данного занятия, знать технологию изготовления мягконабивного туловища для фарфоровых заготовок..

- уметь изготовить куклу с использованием фарфоровых заготовок..
Тема 1.2. Дизайнерская игрушка.

Требования к студентам:

- знать технологию изготовления игрушки в технике папье- маше, мягконабивной игрушки.

- уметь создать свой образ и применить теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа студентов:

- ведение работы по этапам.

Тема 1.4. Авторские рождественские игрушки.

Требования к студентам

-знать работы других мастеров и художников по данной теме.

- уметь создать эскизы к своим авторским работам и воплотить их в любом выбранном материале..

Самостоятельная работа студентов:

- подобрать соответствующие ткани по заданию преподавателя.

Самостоятельная работа студентов:

- ведение работы по этапам.


  1. Контроль знаний.


Обход в конце I раздела.

Требуемые работы:

1. бескаркасная висячая кукла.

2. сувенирная кукла-мешок.

Промежуточный обход в конце 2 раздела.

Требуемые работы:

1. Кукла- оберег.
Обход в конце III раздела.

Требуемые работы:

1. Декоративная кукла в стилизованном историческом костюме.

2. Ангел.


Авторская кукла.
Итоговый обход.

Требуемые работы:

  1. Декоративная композиция с фарфоровой куклой.

  2. Дизайнерская игрушка.

  3. Авторские рождественские игрушки.




  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Литература

Основная:

  1. Дайнг Г. и М. «Русская тряпичная кукла», 2011

Дополнительная:

  1. Дайн Г.Л. «Русская игрушка из коллекции художественно-педагогического музея АН СССР», г. Загорск. М., 1987

  2. Дайн Г.Л. «Русская народная игрушка», М., 2011

  3. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» 2010

  4. Левина М.С. «365 кукол со всего света». М., 2009

  5. Народные игры и игрушки. //Ред. Симаков Спб., 2009

  6. Русский народ. Книга 1. Праздники, обычаи и обряды на Руси. М. 2009

  7. Русский праздник: Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999

  8. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. СПбю, 1998

  9. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. //Сост. Г. Науменко , М., 1989

  10. Мудрагель Л. « Мишки- игрушки и коллекционные медведи».Культура и традиция.2007

  11. Голдовский Б. П. « Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия».Дизайн Хаус, 2009 г..

  12. Зайцева О.« Декоративная кукла. Практическое руководство.».,АСТ, Астрель- СПб, 2009 г.

  13. Иванова Ю. «Игра в лоскуты» М. 2007

  14. Мерцалова М.А. «Костюм разных времен и народов» М. 2001.


Периодические издания

  1. Кукольный мастер

  2. Проделки

  3. Время кукол


Электронные ресурсы:

www.perunica.ru (сайт о народной кукле)

kukly.ru (сайт об авторской кукле)
babiki.ru/blog/master/242.html( сайт по декоративной кукле)
http://mvsforum.ru ( сайт о русской традиционной кукле)
http://www.rukukla.ru ( сайт о русской традиционной кукле)
http://www.dollbooks.ru/ ( сайт с учебной литературой по кукле)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПротокол №1 от
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconХарактеристика учебного
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма элективного курса «Основы культуры речи и стилистики»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПояснительная записка. Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconРабочая программа По русской литературе 8класс
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2006)),...
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, для хранения и передачи информации, для...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык — язык русского народа, который служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами, и учреждениями,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе обязательного...
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями,...
Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели задачи изучения учебного предмета: • эстетическое воспитание школьников, формирование духовной культуры и потребности постоянного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск