Урок с использованием икт





Скачать 87.53 Kb.
НазваниеУрок с использованием икт
Дата публикации25.09.2013
Размер87.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Волк на псарне»

Личностно-ориентированный урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

Обучающая - проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Жизнь и творчество».

Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитание чувства любви к Родине, гордости за наших предков;.

Нетрадиционная - формирование творческих коллективов, их сплочение; выявление лидеров; обучение навыкам групповой работы.

Наглядность:

а) портрет И.А. Крылов. Художник К. Брюллов;

б) презентация учителя к уроку;

в) презентации учащихся (творческие отчёты).

Домашнее задание к уроку.

  1. Групповое задание. Прочитать и проанализировать (план даётся предварительно) басни И. А. Крылова:

а) «Обоз»;

б) «Щука и Кот»;

в) «Ворона и Курица» ;

г) «Кот и повар».

Подготовить сообщения с использованием презентации.

  1. «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах)

  2. Индивидуальные задания учащимся по темам: библиографические , исторические сведения.



Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.

  1. Погружение в тему.

Чтение высказывания Н.В. Гоголя.

«Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни, всеми пренебрежённую, и в басне сделался народным поэтом».

- Как вы думаете, кому посвящены эти слова великого русского писателя? Почему вы так считаете?

Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову и его басням. Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Говоря о величии таланта русского баснописца, Н.В. Гоголь утверждал: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражался так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились с ним воедино”.

- Как вы понимаете смысл последнего выражения?

  1. Беседа. Актуализация опорных знаний:

Что вы знаете о И.А. Крылове?

Какие басни вам особенно запомнились? Почему?

Назовите выражения из басен, ставшие крылатыми.

Итак, нам предстоит вновь погрузиться в творчество великого баснописца, познакомиться с его взглядами на реальные исторические события, проанализировав басни, понять, в чём состоит величие его творчества.

  1. Работа над темой урока. «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года.»



  1. Что такое басня? . Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: “Басня есть поэзия рассудка”. Басня согласно определению из словаря — это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл.

- Каковы элементы басни? Что характеризует основное её содержание? Заполнение таблицы.

БАСНЯ

Небольшой рассказ, часто стихотворный, 2 части:

основное повествование

и мораль (нравоучение);

аллегорическая форма (иносказание);

сатирическое изображение;

герои – чаще животные.

диалог;

использование просторечной лексики;

лаконизм,

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной длины), передающие разговорную речь;

олицетворение.




  1. Какому событию посвящены басни , которые мы будем изучать сегодня на уроке?. Чтобы понять смысл басен, позицию И.А. Крылова , нам надо вспомнить основные события этого периода.

Реализация индивидуального задания – первое сообщение на тему «Основные события Отечественной войны 1812 года». Предполагаемый ответ.

( Основные события Отечественной войны 1812 года.

Объявление Францией войны России 10(22).06.1812

Переправа французских войск через р.Неман 12(24).06.1812

Сражение за Смоленск 04(16)-06(18).08.1812

Сражение за Шевардинский редут 24.08.(05.09).1812

Бородинская битва 26.08.(07.09).1812

Военный совет в Филях 01(13).09.1812

Оставление Москвы без боя русскими войсками 02(14).09.1812

Тарутинский маневр 05-21.09(17.09-03.10).1812

Уход французских войск из Москвы 07(19).10.1812

Сражение при Малоярославце 12(24).06.1812

Сражение у переправы через р.Березину 14(26)-16(28).11.1812

Выход русских войск на р.Неман декабрь 1812)

  1. Второе сообщение – «Исторические личности войны 1812 года» . Краткий обзор . Основное внимание на личности М.И. Кутузова, Александра I , Наполеона.



  1. . Выступление библиографа. « Отношение баснописца к войне 1812 года» Предполагаемый ответ.

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

  1. Творческие отчёты учащихся с использованием презентаций.

1 группа: басня « Обоз»:

- Выразительное чтение басни отражение событий.

- Художественные особенности, мораль.

-.Отражение исторических событий.

  1. группа: басня «Щука и Кот»…;

3 группа: басня «Ворона и Курица»… ;

4 группа: басня «Кот и повар»…

6 . Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне» .

- Чтение басни по ролям. Подготовленные учащиеся

- Языковедческая работа: объяснение значения слов- «овчарня», «псарня», «Ловчий».- Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами автор рисует переполох?

( Обратить внимание на активные, действенные глаголы) Как?

- Как ведёт себя в этой обстановке Волк? Обратите внимание на его поведение и речь.

- Как объясняет своё появление на псарне Волк и что об этом сообщает автор?

- Волк пытается скрыть злобу, а его обращение к Ловчему заискивающее, льстивое. Как мы называем такое поведение? Словарная работа – «лицемерие». Чтение речи Волка с передачей скрытого в ней притворства.

- Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Как он это объясняет?

- Как вы понимаете слова : « - Ты сер, а я, приятель, сед!»

- В каких словах заключена мораль басни?

- Что вы можете рассказать об этом человеке на основании его решения « ..с волками… не делать мировой»? Попробуйте передать опытность, мудрость, уверенность Ловчего в чтении его слов.

- Как сам автор относится к Волку ? Согласен ли он с решением Ловчего?

- Как вы думаете, каким событиям Отечественной войны 1812 года посвящена эта басня? Кого мы видим в лице Волка и Ловчего?

Выслушивание ответов учащихся и обобщение учителя.

В басне Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его толкования обыденный, бытовой случай. Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Об этом говорится в самом начале басни. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ: с Наполеоном сражалась не только русская армия, но и партизанские отряды крестьян, которые были вооружены и вилами, и топорами. Далее говорится о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург письмо императору Александру I с просьбой о мире. В ставку Кутузова прибыл посол наполеона граф Лористон с предложением мирных переговоров .Но Кутузов – старый опытный полководец, он не поверил Наполеону .» Меня проклянёт потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней все узнали о мудром , седом Ловчем и лицемерном Волке.

III.Обобщение по исследуемой теме.

- Что общего в баснях Крылова о войне 1812 года?

- Каково отношение И.А. Крылова к событиям войны , к историческим личностям и простому народу?

Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа ( «Кот и Повар»). Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года

IV.Домашнее задание: 1) выучить наизусть басню «Волк на псарне»2) ответить на вопрос: «Что нового узнали о баснописце Крылове и его творчестве?»

V. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали на урок

- Достигли ли мы поставленной цели? - Как вы оцениваете свою работу?
Приложение.

(Примерный план ответа группы) .

1. Выразительное чтение басни

2. Анализ содержания басни.

а) Тема басни

б) Краткое содержание.

в) Основные аллегорические образы и их характеристика.

3.Что характеризует художественную форму басни?

а) Стих басни .

б) Синтаксическое построение речи.

в) Народная лексика.

г) Диалог - образец разговорной речи народа .

4. Мораль басни.

5. Историческое событие, отражённое в басне.

Районная выставка методических разработок идей, посвящённых Отечественной войне 1812 года

Номинация – разработка урока.

Тема урока: «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Волк на псарне»

Выполнила :

Рябцева Алла Юрьевна ,

учитель русского языка и литературы

МКОУ « Жилетовская СОШ»

Жилетово, 2012

Заявка

на участие в « Районной выставке методических разработок (идей), посвящённых Отечественной войне 1812 года».

Полное название образовательного учреждения:

МКОУ « Жилетовская средняя общеобразовательная школа».

Название работы:

Разработка урока по теме «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Волк на псарне».

Автор разработки:

Рябцева Алла Юрьевна ,

учитель русского языка и литературы.

Контактный телефон: 8-953-467-69-02

Почтовый адрес: Жилетово, д.16, кв. 42.

Электронный адрес: alla.ryabceva @inbox.ru

Руководитель ОУ:

Климова Татьяна Михайловна ____________________________

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок с использованием икт iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Урок с использованием икт iconУрок по физической культуре с использованием икт тема: «Техника баскетбола....
Усвоение учащимися основных умений и навыков игры баскетбол с использованием икт
Урок с использованием икт iconПоложение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» Общие положения
Положение о городском конкурсе «Современный урок с использованием средств икт» (далее Конкурс) определяет условия и порядок проведения...
Урок с использованием икт iconУрок на проектной основе Личностно ориентированный урок Урок с использованием...
Педагогический марафон (далее марафон) проводится Городским управлением образованием Администрации города Абакана в рамках мероприятий,...
Урок с использованием икт iconУрок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного...
Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику
Урок с использованием икт iconУрок английского языка с использованием икт в 3 классе по теме: «Parts of body»
Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации редакторе Microsoft Power Point “Parts of the body” (Части тела)...
Урок с использованием икт iconУрок английского языка с использованием икт в 3 классе по теме: «Parts of body»
Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации редакторе Microsoft Power Point “Parts of the body” (Части тела)...
Урок с использованием икт iconУрок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха»
Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме
Урок с использованием икт iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт
Урок с использованием икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок был представлен для участия в городском конкурсе «Лучший урок с использованием икт»
Урок с использованием икт iconН. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок с использованием икт iconУрок английского языка в 6 классе по теме: Обучение чтению с полным...

Урок с использованием икт iconПрезентация. Новый взгляд. Родин Иван Владимирович. Мбоу «Заволенская оош»
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием икт. Ученики в состоянии воспринимать...
Урок с использованием икт iconУрок с использованием икт
«Применение частично-поискового метода при знакомстве со сложными словами» 2 класс
Урок с использованием икт iconУрок математики с использованием икт
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Урок с использованием икт iconУрок на тему «Животные степи»
План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме: «Животные степи». Урок с использованием икт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск