Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 144.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.11.2013
Размер144.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Февраль 2009 г.

Открытый урок в 6 классе.
Тема: «Передвижение веществ в организме» (с использованием ИКТ).
(Урок был представлен для участия в городском конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ»)

Конспект урока

«Передвижение веществ в организме», 6 класс, с использованием ИКТ.

Разработан учителем биологии МОУ «Средняя школа №5» г. Канаш

Фадеевой Любовью Ивановной.
Предмет: биология, урок обобщения и систематизации знаний.
Тема: Передвижение веществ в организме.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 6 класс
Технологии: возможности интерактивного комплекса, цифровые образовательные ресурсы к учебно-методическому комплекту С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, презентации к уроку, разработанные учителем.
Конспект урока:
Урок обобщения и систематизации знаний

по теме: «Передвижение веществ в организме».
Цель урока:

Расширить представление о перемещении веществ в организмах растений и животных.
Задачи:

  1. Расширить представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой кровеносной системах; систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах.

  2. Показать, что самостоятельная деятельность учащихся – одно из условий успешного обучения.

  3. Продолжить формирование умений работать с учебником, умений сравнивать и обобщать.


Новые понятия:

Корневое давление, корневые волоски, сосудисто-волокнистый пучок, сердце, предсердие, желудочек.
Оборудование:

Микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, таблицы «Тип простейшие», «Схема кровообращения позвоночных животных», «Строение корня», цифровые образовательные ресурсы к учебно-методическому комплекту С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, презентации, разработанные учителем к уроку.
Ход урока:


  1. Орг. момент.

Вызов информации.

Прежде чем я объявлю вам тему урока, я предлагаю вам самим догадаться, о чём будет идти речь сегодня.

Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем?

(Демонстрируется 1-й слайд ИАД)
А ещё для чего необходимы пароходы, поезда, автомобили?

А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют?

(Ответ: транспортную функцию)
Тема урока: «Передвижение веществ в организме»


  1. Целевой момент.

Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока: расширить представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах
В тетрадях записываем дату, тему урока (ИАД, 2 слайд)
Нам предстоит работа в группах.

Цель групповой работы: научиться согласовывать свои интересы с коллективом, научиться останавливаться на выборе одного общего ответа.

Класс делится на 5 групп, т.е. «оборудовано» 5 «станций» изучения передвижения веществ в организмах. Работать будете по технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:

  1. ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, контролирует работу всех остальных членов команды, помогает секретарю, «подгоняет» работу членов своей команды.

  2. докладчик – выступающий от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды.

  3. секретарь – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, работает с подсказками.

  4. таймер – человек, который следит за временем, вся работа должна быть выполнена в срок.

  5. лаборант – работает с компьютером, может несколько раз, по мере необходимости, выводить свою команду к ИАК.

На работу «станций» отводится 20 минут.
Общий план работы описан в технологических картах:

  • знакомство с дополнительным материалом: используются ЦОР, ИАК, таблицы, подсказки

  • самостоятельная работа по вопросам

  • обсуждение результатов самостоятельной работы в группах и подготовка к защите

  • защита – выступление.




  1. Работа в группах (20-25 минут)




  1. Рефлексия (учащиеся знакомят с результатами своей работы), заполняя на ИАД необходимые слайды.




  1. Мотивационный момент.

Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?

(ответы учащихся)
Самый главный орган кровеносной системы в организме животных – сердце. А какие эпитеты, характеризующие сердце, вы можете вспомнить? Запись на доске:

«-»: каменное, пустое, беспокойное, жестокое (жестокосердие), звериное, глухое;

«+»: благородное, большое, терпеливое, гордое, золотое, сильное, открытое, добросердечный.

Ребята, а чьё сердце - доброе, любящее объединяют эпитеты со знаком «+»?

Ответ : сердце Матери. Ежегодно в ноябре мы отмечаем особенный праздник – День Матери.


  1. Релаксация

Сейчас, в конце урока я вам предлагаю отдохнуть. Расслабьтесь, сядьте как вам удобно, закройте глаза, и послушайте стихотворения, написанные вашими одноклассниками. Они посвящены мамам. (Александров А.В., Насыбуллин Р).


  1. Задание на дом




  1. Аналитический момент.

Оценки за работу на уроке, мишень

Дидактический раздаточный материал к уроку «Передвижение веществ в организме».

Технологическая карта №1 Для групп №1 и 2.

Внимание!!!

      1. Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

      2. Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

      3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.

      4. Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

        • Не перебивайте одноклассников

        • Не повторяйте сказанное другими

        • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем

      5. Технологическая карта №1. продолжительность работы – 20 минут

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0

Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.


Прочитайте

Цели урока

УЭ -1


Цель: Подготовка к восприятию материала

Изучите правила работы с микроскопом в приложении, или используя ЦОР (Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «поиск» à введите ключевое слово «микроскоп» à изучите лабораторные работы: «Световой микроскоп», «Работа с микроскопом при малом увеличении», «Работа с микроскопом при большом увеличении»)

Самостоятельная работа


УЭ -2


Цель: Самостоятельно изучить особенности строения клеток крови человека и лягушки.

Выполните лабораторную работу

Лабораторная работа.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель: 1) Изучить строение клеток крови человека и лягушки.

2) Сравнить строение клеток крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Ход работы.

  • Рассмотрите микропрепарат крови человека при малом и большом увеличении. Сколько типов клеток вы наблюдаете?

  • Опишите красные кровяные клетки: форма, строение. В 1 мм³ крови человека до 5 млн. эритроцитов, что можно предположить об их размерах?

  • Нарисуйте красную кровяную клетку человека.

  • Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при малом и большом увеличении.

  • Опишите клетки крови лягушки: форма, строение. Сравните их с размерами клеток крови человека.

  • Нарисуйте красную кровяную клетку крови лягушки в том же масштабе, что и клетку крови человека.

  • Сформулируйте своё предположение о причинах отличий в строении, размерах и количестве эритроцитов в крови человека и лягушки. Можно ли по микропрепарату крови определить, у какого организма идёт более интенсивный обмен веществ?




Прочитайте цель


Прочитайте цель

Работа в тетради

(запишите дату и тему лаб. работы)
Самостоятельная работа


Работа в тетради

(нарисовать)

Работа в тетради

(нарисовать)
Самостоятельная работа



УЭ -3


Цель:

1. Выполните лаб.раб. «Изучение микроскопического строения крови» («адрес» смотрите в УЭ – 1)

2.Обсудите результаты работы в группе, сделайте вывод и подготовьтесь к выступлению.


Работа в группе


УЭ -4


Устный отчёт по работе.






Приложение.

Правила работы с микроскопом.

Микроскоп – дорогой прибор, поэтому необходимо обращаться с ним осторожно и не пренебрегать следующими правилами:

  1. Увеличительные стёкла должны быть чистыми. Отпечатки пальцев на линзах искажают изображение объекта.

  2. Микроскоп поставьте справа от себя, если вы хорошо владеете левой рукой, и слева – если вы правша.

  3. Настройте свет.

  4. Опустите тубус микроскопа до тех пор, пока линза почти не коснётся микропрепарата.

  5. Медленно поднимая тубус, добейтесь чёткого изображения предмета.

  6. Зарисуйте рассматриваемый объект в тетради.

  7. Запишите, под каким увеличением вы рассматривали объект.


Технологическая карта №2 Для групп №3 и 4.
Внимание!!!

      1. Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

      2. Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

      3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.

      4. Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

        • Не перебивайте одноклассников

        • Не повторяйте сказанное другими

        • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем

      5. Технологическая карта №2. продолжительность работы – 20 минут

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0


Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.


Прочитайте

Цели урока

УЭ -1


Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение дыхательной и кровеносной систем

  • Насекомых

  • Ракообразных

  • Моллюсков

  • Позвоночных животных ( рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих)

(Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à «Дыхание» à «Дыхание насекомых»

Или: Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à

«Транспорт веществ в организме» à «Гемолимфа»; «Кровеносная система…»)

Прочитайте цель
Самостоятельная работа с учебником (с.69), ЦОР, подсказки на стене


УЭ -2


Цель: обобщение и закрепление знаний

1. Решение биологических задач.

      • Если гемолимфа насекомых не участвует в переносе газов, то какие функции она выполняет? Почему гемолимфа раков и моллюсков выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных?

      • Чем отличаются кровеносные системы лягушки и собаки ? Есть ли у них что-нибудь общее?

  • Что заставляет кровь двигаться по сосудам? В каком направлении она перемещается?

  1. Заполните опорную схему: Кровь=………+……..+……..+……..плазма

  2. Восстановите порядок в перепутанной логической цепочке:

Желудочек сердцаàвеныàкапиллярыàартерииàпредсердие



Самостоятельная работа

УЭ -3


Цель: Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению


Работа в группе


УЭ -4


Устный отчёт по работе.






Технологическая карта №3 Для группы №5
Внимание!!!

  1. Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

  2. Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

  3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.

  4. Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

        • Не перебивайте одноклассников

        • Не повторяйте сказанное другими

        • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем

  1. Технологическая карта №3. продолжительность работы – 20 минут

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0


Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.


Прочитайте

Цели урока

УЭ -1


Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение и функции:

  • Корней

  • Стеблей

  • Листьев

(Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à «Органы цветковых растений» à «Корень»

Или: Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à

«Транспорт веществ в организме» à «Проводящие ткани растений».

Прочитайте цель
Самостоятельная работа с учебником (*с.42, *с.43, *с.77), ЦОР, подсказки на стене


УЭ -2


Цель: обобщение и закрепление знаний

1. Решение биологических задач.

  • Могут ли корни растений жить без побегов, а побеги без корней? Ответ обоснуйте.

    • Скорость движения крови по сосудам зависит от частоты сокращения сердца, что, в свою очередь, определяется потребностью организма в кислороде и питательных веществах. Какие органы растений влияют на скорость передвижения веществ по стеблю и работают «насосом»?

    • Почему сосудисто-волокнистые пучки растений иногда называют «внутренними органами растения»? Проведите сравнение сосудисто-волокнистого пучка растений с кровеносными сосудами животных.

    • Как объяснить тот факт, что паразитические плоские черви, живущие в кишечнике животных, обходятся без кровеносной системы?

  1. Заполните опорную схему:

Типы движения веществ в растениях

↓ ↓ ↓

? из клетки в клетку ?

  1. Восстановите порядок в перепутанной логической цепочке:

Корневой волосокàкораàсосуды древесиныàлуб


Самостоятельная работа

УЭ -3


Цель: Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению


Работа в группе


УЭ -4


Устный отчёт по работе.






Подсказка для групп № 1, 2

Красные кровяные клетки – эритроциты очень малы: в 1 мм³ крови человека содержится до 5 млн. эритроцитов. Зрелые эритроциты не имеют ядер. Под микроскопом эритроциты выглядят как двояковогнутые диски. Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Снаружи эритроцит покрыт мембраной, внутри него содержится особый белок – гемоглобин, придающий эритроциту красный цвет.

Строение эритроцитов ( они очень мелкие, их много, без ядра) соответствует их функции и имеет приспособительное значение: огромная площадь поверхности всех эритроцитов обеспечивает быстрое поглощение ими кислорода в лёгких.

В 5 литрах крови человека гемоглобина содержится мало – только около 700 грамм, но он «мелко раздроблен», рассредоточен в 3000 миллиардах эритроцитов, общая площадь их поверхности составляет более 3000 м².

Эритроциты крови лягушки крупнее эритроцитов человека в……. раз ( см. подсказку – таблицу на доске). Но несмотря на крупные размеры, эритроциты лягушки переносят меньше кислорода, так как большую часть эритроцита лягушки занимает ядро

Подсказка для групп №3,4

Трахеи насекомых буквально пронизывают всё тело насекомых. По этим трахеям в клетки тела насекомых поступает воздух, богатый кислородом, поэтому кровь не содержит эритроцитов и , необходимых для переноса кислорода и кровь бесцветная.

У насекомых кровеносная система не используется для транспорта дыхательных газов, так как эту функцию выполняет трахейная система, поэтому кровь насекомых бесцветная и не содержит гемоглобина. Таким образом, кровеносная система насекомых используется только для доставки питательных веществ и выведения продуктов обмена.

У всех позвоночных животных имеется хорошо развитое сердце, состоящее из камер, и кровеносные сосуды, образующие один или два круга кровообращения. Благодаря сердцу, которое имеет мышечную стенку и способно сокращаться, кровь быстро разноситься по всему телу. От сердца кровь течёт по артериям, а возвращается к нему по венам. В органах крупные сосуды ветвятся на более мелкие – капилляры.

Кровеносная система рыб состоит из двухкамерного сердца и одного круга кровообращения. Камеры сердца – предсердие и желудочек.

Земноводные (лягушки) и пресмыкающиеся имеют трёхкамерное сердце, состоящее из правого и левого предсердия и одного желудочка. В предсердиях артериальная кровь (левое предсердие) и венозная кровь (правое предсердие) не смешиваются, но оба предсердия выталкивают одновременно кровь в единственный желудочек.

У земноводных в нём происходит полное смешение артериальной и венозной крови (фиолетовый цвет).

У пресмыкающихся в желудочке имеется неполная перегородка (у крокодилов полная), которая частично препятствует смешению артериальной и венозной крови, в результате чего к голове этих животных поступает преимущественно артериальная кровь.

Птицы и млекопитающие (собаки) имеют четырёхкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и двух желудочков. Сплошная перегородка полностью разделяет в кровеносной системе артериальную и венозную кровь.
Подсказка для группы № 5

Кровеносная и дыхательная системы у паразитических плоских червей отсутствуют в связи с паразитическим образом жизни. Газообмен происходит непосредственно через поверхность тела. Живут они в бескислородных условиях ( в организмах животных). Пища, переваренная в теле хозяина, в виде молекул питательных веществ поступает в тело паразитических плоских червей через всю поверхность, поэтому кровеносная система для переноса питательных веществ не нужна.

Группа 1, 2. Образец записи в тетради:
23.01.09. Лабораторная работа.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Микропрепарат крови человека

Увеличение микроскопа

Количество наблюдаемых клеток

  1. малое увеличение (х раз)




  1. большое увеличение (х раз)





Рисунки: (масштаб для рисунков 1 и 2 одинаковый)

  1. эритроцит человека (см. подсказку – таблицу)

вид сверху: вид сбоку:



  1. эритроцит лягушки (см. подсказку – таблицу)

вид сверху: вид сбоку:


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск