Февраль 2009 г.
Открытый урок в 6 классе. Тема: «Передвижение веществ в организме» (с использованием ИКТ). (Урок был представлен для участия в городском конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ»)
Конспект урока
«Передвижение веществ в организме», 6 класс, с использованием ИКТ.
Разработан учителем биологии МОУ «Средняя школа №5» г. Канаш
Фадеевой Любовью Ивановной. Предмет: биология, урок обобщения и систематизации знаний. Тема: Передвижение веществ в организме. Продолжительность: 1 урок, 45 минут. Класс: 6 класс Технологии: возможности интерактивного комплекса, цифровые образовательные ресурсы к учебно-методическому комплекту С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, презентации к уроку, разработанные учителем. Конспект урока: Урок обобщения и систематизации знаний
по теме: «Передвижение веществ в организме». Цель урока:
Расширить представление о перемещении веществ в организмах растений и животных. Задачи:
Расширить представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой кровеносной системах; систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах.
Показать, что самостоятельная деятельность учащихся – одно из условий успешного обучения.
Продолжить формирование умений работать с учебником, умений сравнивать и обобщать.
Новые понятия:
Корневое давление, корневые волоски, сосудисто-волокнистый пучок, сердце, предсердие, желудочек. Оборудование:
Микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, таблицы «Тип простейшие», «Схема кровообращения позвоночных животных», «Строение корня», цифровые образовательные ресурсы к учебно-методическому комплекту С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, презентации, разработанные учителем к уроку. Ход урока:
Орг. момент.
Вызов информации.
Прежде чем я объявлю вам тему урока, я предлагаю вам самим догадаться, о чём будет идти речь сегодня.
Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем?
(Демонстрируется 1-й слайд ИАД) А ещё для чего необходимы пароходы, поезда, автомобили?
А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют?
(Ответ: транспортную функцию) Тема урока: «Передвижение веществ в организме»
Целевой момент.
Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока: расширить представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах В тетрадях записываем дату, тему урока (ИАД, 2 слайд) Нам предстоит работа в группах.
Цель групповой работы: научиться согласовывать свои интересы с коллективом, научиться останавливаться на выборе одного общего ответа.
Класс делится на 5 групп, т.е. «оборудовано» 5 «станций» изучения передвижения веществ в организмах. Работать будете по технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:
ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, контролирует работу всех остальных членов команды, помогает секретарю, «подгоняет» работу членов своей команды.
докладчик – выступающий от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды.
секретарь – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, работает с подсказками.
таймер – человек, который следит за временем, вся работа должна быть выполнена в срок.
лаборант – работает с компьютером, может несколько раз, по мере необходимости, выводить свою команду к ИАК.
На работу «станций» отводится 20 минут. Общий план работы описан в технологических картах:
знакомство с дополнительным материалом: используются ЦОР, ИАК, таблицы, подсказки
самостоятельная работа по вопросам
обсуждение результатов самостоятельной работы в группах и подготовка к защите
защита – выступление.
Работа в группах (20-25 минут)
Рефлексия (учащиеся знакомят с результатами своей работы), заполняя на ИАД необходимые слайды.
Мотивационный момент.
Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?
(ответы учащихся) Самый главный орган кровеносной системы в организме животных – сердце. А какие эпитеты, характеризующие сердце, вы можете вспомнить? Запись на доске:
«-»: каменное, пустое, беспокойное, жестокое (жестокосердие), звериное, глухое;
«+»: благородное, большое, терпеливое, гордое, золотое, сильное, открытое, добросердечный.
Ребята, а чьё сердце - доброе, любящее объединяют эпитеты со знаком «+»?
Ответ : сердце Матери. Ежегодно в ноябре мы отмечаем особенный праздник – День Матери.
Релаксация
Сейчас, в конце урока я вам предлагаю отдохнуть. Расслабьтесь, сядьте как вам удобно, закройте глаза, и послушайте стихотворения, написанные вашими одноклассниками. Они посвящены мамам. (Александров А.В., Насыбуллин Р).
Задание на дом
Аналитический момент.
Оценки за работу на уроке, мишень
Дидактический раздаточный материал к уроку «Передвижение веществ в организме».
Технологическая карта №1 Для групп №1 и 2.
Внимание!!!
Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
Не перебивайте одноклассников
Не повторяйте сказанное другими
Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем
Технологическая карта №1. продолжительность работы – 20 минут
Номер
Учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Управление
обучением
| УЭ -0
| Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.
| Прочитайте
Цели урока
| УЭ -1
| Цель: Подготовка к восприятию материала
Изучите правила работы с микроскопом в приложении, или используя ЦОР (Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «поиск» à введите ключевое слово «микроскоп» à изучите лабораторные работы: «Световой микроскоп», «Работа с микроскопом при малом увеличении», «Работа с микроскопом при большом увеличении»)
| Самостоятельная работа
| УЭ -2
| Цель: Самостоятельно изучить особенности строения клеток крови человека и лягушки.
Выполните лабораторную работу
Лабораторная работа.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Цель: 1) Изучить строение клеток крови человека и лягушки.
2) Сравнить строение клеток крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Ход работы.
Рассмотрите микропрепарат крови человека при малом и большом увеличении. Сколько типов клеток вы наблюдаете?
Опишите красные кровяные клетки: форма, строение. В 1 мм³ крови человека до 5 млн. эритроцитов, что можно предположить об их размерах?
Нарисуйте красную кровяную клетку человека.
Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при малом и большом увеличении.
Опишите клетки крови лягушки: форма, строение. Сравните их с размерами клеток крови человека.
Нарисуйте красную кровяную клетку крови лягушки в том же масштабе, что и клетку крови человека.
Сформулируйте своё предположение о причинах отличий в строении, размерах и количестве эритроцитов в крови человека и лягушки. Можно ли по микропрепарату крови определить, у какого организма идёт более интенсивный обмен веществ?
| Прочитайте цель
Прочитайте цель
Работа в тетради
(запишите дату и тему лаб. работы) Самостоятельная работа
Работа в тетради
(нарисовать)
Работа в тетради
(нарисовать) Самостоятельная работа
| УЭ -3
| Цель:
1. Выполните лаб.раб. «Изучение микроскопического строения крови» («адрес» смотрите в УЭ – 1)
2.Обсудите результаты работы в группе, сделайте вывод и подготовьтесь к выступлению.
| Работа в группе
| УЭ -4
| Устный отчёт по работе.
|
|
Приложение.
Правила работы с микроскопом.
Микроскоп – дорогой прибор, поэтому необходимо обращаться с ним осторожно и не пренебрегать следующими правилами:
Увеличительные стёкла должны быть чистыми. Отпечатки пальцев на линзах искажают изображение объекта.
Микроскоп поставьте справа от себя, если вы хорошо владеете левой рукой, и слева – если вы правша.
Настройте свет.
Опустите тубус микроскопа до тех пор, пока линза почти не коснётся микропрепарата.
Медленно поднимая тубус, добейтесь чёткого изображения предмета.
Зарисуйте рассматриваемый объект в тетради.
Запишите, под каким увеличением вы рассматривали объект.
Технологическая карта №2 Для групп №3 и 4. Внимание!!!
Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
Не перебивайте одноклассников
Не повторяйте сказанное другими
Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем
Технологическая карта №2. продолжительность работы – 20 минут
Номер
Учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Управление
обучением
| УЭ -0
| Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.
| Прочитайте
Цели урока
| УЭ -1
| Цель: Подготовка к восприятию материала
Вспомните строение дыхательной и кровеносной систем
Насекомых
Ракообразных
Моллюсков
Позвоночных животных ( рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих)
(Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à «Дыхание» à «Дыхание насекомых»
Или: Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à
«Транспорт веществ в организме» à «Гемолимфа»; «Кровеносная система…»)
| Прочитайте цель Самостоятельная работа с учебником (с.69), ЦОР, подсказки на стене
| УЭ -2
| Цель: обобщение и закрепление знаний
1. Решение биологических задач.
Если гемолимфа насекомых не участвует в переносе газов, то какие функции она выполняет? Почему гемолимфа раков и моллюсков выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных?
Чем отличаются кровеносные системы лягушки и собаки ? Есть ли у них что-нибудь общее?
Что заставляет кровь двигаться по сосудам? В каком направлении она перемещается?
Заполните опорную схему: Кровь=………+……..+……..+……..плазма
Восстановите порядок в перепутанной логической цепочке:
Желудочек сердцаàвеныàкапиллярыàартерииàпредсердие
|
Самостоятельная работа
| УЭ -3
| Цель: Проверить результаты самостоятельной работы
Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению
| Работа в группе
| УЭ -4
| Устный отчёт по работе.
|
|
Технологическая карта №3 Для группы №5 Внимание!!!
Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
Не перебивайте одноклассников
Не повторяйте сказанное другими
Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем
Технологическая карта №3. продолжительность работы – 20 минут
Номер
Учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Управление
обучением
| УЭ -0
| Цель: В процессе работы над учебными элементами расширить представление о передвижении веществ в живом организме.
| Прочитайте
Цели урока
| УЭ -1
| Цель: Подготовка к восприятию материала
Вспомните строение и функции: (Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à «Органы цветковых растений» à «Корень»
Или: Запустите программу 1С: образование 4. школа. Выберите: «Биология, 6 класс» à
«Транспорт веществ в организме» à «Проводящие ткани растений».
| Прочитайте цель Самостоятельная работа с учебником (*с.42, *с.43, *с.77), ЦОР, подсказки на стене
| УЭ -2
| Цель: обобщение и закрепление знаний
1. Решение биологических задач.
Могут ли корни растений жить без побегов, а побеги без корней? Ответ обоснуйте.
Скорость движения крови по сосудам зависит от частоты сокращения сердца, что, в свою очередь, определяется потребностью организма в кислороде и питательных веществах. Какие органы растений влияют на скорость передвижения веществ по стеблю и работают «насосом»?
Почему сосудисто-волокнистые пучки растений иногда называют «внутренними органами растения»? Проведите сравнение сосудисто-волокнистого пучка растений с кровеносными сосудами животных.
Как объяснить тот факт, что паразитические плоские черви, живущие в кишечнике животных, обходятся без кровеносной системы?
Заполните опорную схему:
Типы движения веществ в растениях
↓ ↓ ↓
? из клетки в клетку ?
Восстановите порядок в перепутанной логической цепочке:
Корневой волосокàкораàсосуды древесиныàлуб
| Самостоятельная работа
| УЭ -3
| Цель: Проверить результаты самостоятельной работы
Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению
| Работа в группе
| УЭ -4
| Устный отчёт по работе.
|
|
Подсказка для групп № 1, 2
Красные кровяные клетки – эритроциты очень малы: в 1 мм³ крови человека содержится до 5 млн. эритроцитов. Зрелые эритроциты не имеют ядер. Под микроскопом эритроциты выглядят как двояковогнутые диски. Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Снаружи эритроцит покрыт мембраной, внутри него содержится особый белок – гемоглобин, придающий эритроциту красный цвет.
Строение эритроцитов ( они очень мелкие, их много, без ядра) соответствует их функции и имеет приспособительное значение: огромная площадь поверхности всех эритроцитов обеспечивает быстрое поглощение ими кислорода в лёгких.
В 5 литрах крови человека гемоглобина содержится мало – только около 700 грамм, но он «мелко раздроблен», рассредоточен в 3000 миллиардах эритроцитов, общая площадь их поверхности составляет более 3000 м².
Эритроциты крови лягушки крупнее эритроцитов человека в……. раз ( см. подсказку – таблицу на доске). Но несмотря на крупные размеры, эритроциты лягушки переносят меньше кислорода, так как большую часть эритроцита лягушки занимает ядро
Подсказка для групп №3,4
Трахеи насекомых буквально пронизывают всё тело насекомых. По этим трахеям в клетки тела насекомых поступает воздух, богатый кислородом, поэтому кровь не содержит эритроцитов и , необходимых для переноса кислорода и кровь бесцветная.
У насекомых кровеносная система не используется для транспорта дыхательных газов, так как эту функцию выполняет трахейная система, поэтому кровь насекомых бесцветная и не содержит гемоглобина. Таким образом, кровеносная система насекомых используется только для доставки питательных веществ и выведения продуктов обмена.
У всех позвоночных животных имеется хорошо развитое сердце, состоящее из камер, и кровеносные сосуды, образующие один или два круга кровообращения. Благодаря сердцу, которое имеет мышечную стенку и способно сокращаться, кровь быстро разноситься по всему телу. От сердца кровь течёт по артериям, а возвращается к нему по венам. В органах крупные сосуды ветвятся на более мелкие – капилляры.
Кровеносная система рыб состоит из двухкамерного сердца и одного круга кровообращения. Камеры сердца – предсердие и желудочек.
Земноводные (лягушки) и пресмыкающиеся имеют трёхкамерное сердце, состоящее из правого и левого предсердия и одного желудочка. В предсердиях артериальная кровь (левое предсердие) и венозная кровь (правое предсердие) не смешиваются, но оба предсердия выталкивают одновременно кровь в единственный желудочек.
У земноводных в нём происходит полное смешение артериальной и венозной крови (фиолетовый цвет).
У пресмыкающихся в желудочке имеется неполная перегородка (у крокодилов полная), которая частично препятствует смешению артериальной и венозной крови, в результате чего к голове этих животных поступает преимущественно артериальная кровь.
Птицы и млекопитающие (собаки) имеют четырёхкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и двух желудочков. Сплошная перегородка полностью разделяет в кровеносной системе артериальную и венозную кровь. Подсказка для группы № 5
Кровеносная и дыхательная системы у паразитических плоских червей отсутствуют в связи с паразитическим образом жизни. Газообмен происходит непосредственно через поверхность тела. Живут они в бескислородных условиях ( в организмах животных). Пища, переваренная в теле хозяина, в виде молекул питательных веществ поступает в тело паразитических плоских червей через всю поверхность, поэтому кровеносная система для переноса питательных веществ не нужна.
Группа 1, 2. Образец записи в тетради: 23.01.09. Лабораторная работа.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Микропрепарат крови человека
Увеличение микроскопа
| Количество наблюдаемых клеток
| малое увеличение (х раз)
|
| большое увеличение (х раз)
|
|
Рисунки: (масштаб для рисунков 1 и 2 одинаковый)
эритроцит человека (см. подсказку – таблицу)
вид сверху: вид сбоку:
эритроцит лягушки (см. подсказку – таблицу)
вид сверху: вид сбоку:
|