«Утверждаю» Директор «МОУ СОШ № 40» ____________О.П. Кузнецова « » ___________ 2011г. Рабочая программа
по предмету «Литература»
8 класс
Рассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.11
Разработчик:
Попова Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 8 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев «Литература. 8 класс». - Москва, «Русское слово», 2007.
3. Программы под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Литература. 8 класс» (авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
4. Базисного учебного плана школы на 2011-2011 учебный год.
Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю, корректировка не производилась.
Своеобразие курса литературы в 8 классе заключается во взаимосвязи литературы и истории. На этой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.
В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах включаются произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек-общество-государство».
Таким образом, обучающиеся усваивают основы историко-литературного процесса в русской культуре. Цели и задачи:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
2
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Введение
| 1
| -
| 1
|
| Из устного народного творчества
| 4
| -
| 4
|
| Из древнерусской литературы
| 5
| -
| 5
|
| Из литературы 18 века
| 5
| -
| 5
|
| Из литературы 19 века
| 37
| -
| 37
|
| Из литературы 20 века
| 11
| -
| 11
| 7.
| Из зарубежной литературы
| 3
| -
| 3
| Всего
|
| 68
| -
| 68
| Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
Обучающиеся должны уметь:
— умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и
3
публицистических произведений;
— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
— умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
— умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
— умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
— умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
— умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
— умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
— умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков по литературе в 8 классе
-
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| Умение создавать сочинение - рассуждение
| Из литературы 19 века
| Сочинение - рассуждение
| март
|
4
Тематическое планирование
учителя литературы Поповой Любови Васильевны Литература. 8 класс на 2011 – 2012 учебный год Планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю);
из них р/р -10, вн/ чт – 7. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы.
Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010 Учебник: Г.С. Меркин, В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 8 класс. М.: Русское слово, 2007.
Тема №1 «Введение» (1ч)
№
урока
|
Тема урока
|
Содержание урока
|
Теория литературы
|
Методы и приемы
| 1
| Художественная литература и история
| Своеобразие курса литературы в 8 классе. Культурное наследие страны
| Литература и история, жанры и роды литературы
| Лекция, изучение различных статей
|
Тема №2 «Из устного народного творчества» (3ч+1ч р/р)
2
| Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета»
| Отражение истории в народной песне, темы и герои.
| Песня как жанр фольклора, историческая песня.
| Различные виды чтения, беседа.
| 3
| Песни о Степане Разине: «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка астраханка».
| Средства выразительности в исторической песне, нравственная проблематика.
| Отличие исторической песни от былины, песня- плач.
| Составление словаря исторической песни.
| 4
| Солдатские песни: «Солдаты готовятся штормовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».
| Обучение анализу исторической песни, план анализа.
| Историческая песня.
| Анализ исторической песни.
| 5
р/р 1
| Обучение анализу исторической песни.
| Проверка знаний.
| Историческая песня, песня- плач.
| Самостоятельная работа.
| Тема №3 «Из древнерусской литературы» (4ч+1ч вн/чт)
6
| Житийная литература: «Сказание о Борисе и Глебе».
| Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
| Житийная литература, сказание.
| Различные виды чтения и пересказа, составление конспекта.
| 7
| Основные нравственные проблемы «Жития Сергея Радонежского».
| Основные нравственные проблемы житийной литературы, анализ жития.
| Житие.
| Работа с текстом жития, с иллюстрациями.
|
8
| «Слово о погибели Русской земли».
| Тематическое многообразие древнерусской литературы.
| Слово и моление как жанры древнерусской литературы.
| Наблюдения над лексическим составом произведений.
|
9
| «Житие Александра Невского». Готовность к подвигу во имя Руси.
| Средства выразительности в житийной литературе.
| Агиография.
| Чтение, пересказ, анализ.
| 10
в/ч 1
| Просмотр и обсуждение фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»
| Просмотр фрагментов фильма.
| Иконописец.
| Беседа.
| Тема №4 «Из литературы 18 века» (4ч+1ч р/р )
11
| Г. Р .Державин «Памятник».Отражение в творчестве фактов биографии
| Поэт и государственный чиновник. Знакомство с биографией поэта
| Классицизм
| Сообщения, выразительное чтение
| 12
| Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина «Вельможа»
| Служба, власть и народ- основные мотивы стихотворения
| Традиции классицизма в лирическом тексте
| Анализ стихотворения, ключевые слова
| 13
| Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии
| Изучение биографии, Карамзин и Пушкин. Знакомство с «Бедной Лизой»
| Сентиментализм как литературное направление
| Сообщения учащихся, создание конспекта
| 14
| «Бедная Лиза» Карамзина. Основная проблематика
| «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Новый тип героя, образ Лизы
| Сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести
| Различные виды чтения и пересказа
| 15
р/р 2
| Обучение характеристике персонажа художественного произведения
|
| Сентиментальный герой
| Сообщения учащихся
|
Тема №5 «Из литературы 19 века» (23ч+7ч р/р+3ч вн/чт)
16
| Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
| Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.
| Жанровое своеобразие.
| Составление тезисного плана.
| 17
| В. А. Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое».
| Система образно- выразительных средств в балладе.
| Романтизм. Баллада.
| Выразительное чтение.
| 18
р/р 3
| Обучение выразительному чтению наизусть. Элегия «Море».
| Художественное богатство поэтических произведений.
| Элегия.
| Выразительное чтение наизусть.
|
19
| К. Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака».
| Сведения о творчестве, изучение произведений.
| Дума.
| Выразительное чтение, анализ.
| 20
| К. Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Мой гений».
| Биография поэта, план анализа.
|
| Выразительное чтение, анализ.
| 21
р/р 4
| Обучение анализу стихотворений Е. А. Баратынского
| Изучение стихотворений «Муза», «Чудный град порой сольется…».
| Романтизм.
| Обучение анализу.
| 22
| А. А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия»
| Биография Дельвига, особенность произведений.
| Романс, идиллия.
| Различные виды чтения, частичный анализ.
| 23
р/р 5
| Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений Н. М. Языкова
| Обучение выразительному чтению стихов «Родина», «Пловец»
| Романтизм.
| Выразительное чтение наизусть.
| 24
| А. С. Пушкин. Основные этапы творчества. «19 октября»
| В мире художественного слова А. С. Пушкина.
| Жанровое своеобразие.
| Выразительное чтение, сообщения, частичный анализ.
| 25
р/р 6
| Обучение сравнительному анализу. «Песни о Стеньке Разине».
| Сопоставление с песней о Разине (устное народное творчество).
| Песня, послание.
| Анализ, выразительное чтение.
| 26
| Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Жанровое своеобразие пр- ия.
| История написания и основная проблематика. Чтение и анализ первых трех глав.
| Историческая повесть.
| Различные виды чтения, сжатый пересказ.
| 27
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
| Путь духовного становления Гринева. Гринев и Швабрин.
| Историческая повесть
| Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа
| 28
р/р 7
| Обучение Сравнительной характеристике героев повести. Пугачев и народ
| Работа с главами 6- 11.
|
| Выступления групп, анализ эпизодов.
| 29
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
| Обобщение и систематизация материала.
| Историческая повесть.
| Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста.
| 30
р/р 8
| Обучение сбору материала для написания контрольного сочинения по повести.
| Выбор тем, составление плана, подборка рабочего материала.
| Повесть.
| Сообщения учеников, составление плана, работа над сочинением.
| 31
| М. Ю. Лермонтов и Кавказ. Творческая история поэмы «Мцыри».
| Особенности историзма в творчестве Лермонтова.
| Романтические традиции.
| Лекция, выразительное чтение, беседа по вопросам.
| 32
| Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
| Структурные особенности произведения.
| Сюжет и фабула, лироэпическая поэма.
| Выразительное чтение наизусть, анализ текста.
|
33
| Образ главного героя поэмы «Мцыри». Анализ художественных приемов.
| Способы раскрытия образа главного героя поэмы, образ- персонаж, образ- пейзаж.
| Романтизм, персонаж, лирический монолог.
| Анализ текста, выразительное чтение наизусть, беседа по вопросам.
| 34
| Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания, знакомство с комедией.
| Основные вехи биографии, «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.
| Драма как род литературы, комедия.
| Лекция, сообщения, комментированное чтение.
| 35
| Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы изображения.
| Углубление понятия о сатире и ее средствах, характеристики героев.
| Юмор, сатира, «говорящие фамилии».
| Комментированное чтение, составление таблицы.
| 36
| Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиции.
| Характеристика главных героев, выделение композиционных выделений.
| Композиция, комический рассказ.
| Сообщения учеников, чтение по ролям, рецензирование.
| 37
в/ч 2
| «Ревизор» в театре и кино
| Просмотр фрагментов театральных постановок, фильмов
| Театральная постановка.
| Обсуждение, рецензирование.
| 38
в/ч 3
| Мир реальный и мир фантастический в повести Н.В.Гоголя «Портрет»
| Композиция повести. Образ художника. Мир искусства
| Художественная деталь
| Беседа, аналитическое чтение отрывков повести
| 39
| Особенности историзма И. С. Тургенева. Повесть «Ася».
| Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви.
| Лирическая повесть.
| Работа с учебником, выразительное чтение.
| 40
| Характеристика героев повести. Образ Аси.
| Способы создания образа, характеристика героев.
| Тропы и фигуры в повести.
| Различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия.
| 41
в/ч 4
| Автобиографизм и художественный вымысел в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»
|
|
| Беседа по статьям, элементы анализа текста.
| 42
| Н. А. Некрасов. Судьба и жизнь народная. «Тройка», «Внимая ужасам войны».
| Основные темы поэта.
| Фольклорные приемы в поэзии, песня, народность.
| Сообщения, выразительное чтение.
| 43
| Раскрытие лирических переживаний в стихотворениях
Н. А. Некрасова.
| Раскрытие лирических переживаний.
| Эпитет, бессоюзие.
| Выразительное чтение наизусть.
| 44
| А. А. Фет. Мир природы: «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир от красоты»
| Краткие сведения о поэте, мир природы и духовности в поэзии.
| Устное рисование.
| Выразительное чтение наизусть, письменные ответы на вопросы.
| 45
| А. Н. Островский «Снегурочка». Творческая и сценическая история.
| Слово о писателе, знакомство с пьесой.
| Драма.
| Лекция, чтение по ролям.
| 46
| «Снегурочка»: своеобразие сюжета.
| Работа с текстом.
| Драма.
| Чтение по ролям, различные виды пересказа.
| 47
р/р 9
| Обучение анализу эпизода драматического текста. Образ Снегурочки.
| Письменная работа.
| Драма.
| Составление плана, анализ эпизода.
| 48
| «Снегурочка»: народные обряды, элементы фольклора в сказке.
| Продолжение анализа текста.
| Сказка.
| Анализ текста, составление цитатного плана.
| 49
р/р 10
| Подготовка к сочинению по пьесе
| Написание сочинения
| Пьеса, сказка, драма
| Работа с выбором темы, с планом, написание сочинения
| 50
| Л. Н. Толстой. «Отрочество».
| Основные вехи биографии писателя, знакомство с главами «Отрочествами».
| Автобиографическая проза.
| Сообщения, различные виды пересказа.
| 51
| Зачетный урок по теме «Из литературы 19 века».
| Контроль и проверка знаний.
|
| Контрольные
и тестовые задания.
| 52
| Л. Н. Толстой «После бала». Художественное своеобразие рассказа.
| Особенности рассказа,
Контраст- основной прием.
| Композиция и фабула .
| Аналитическая беседа.
Выразительное чтение.
| 54
| Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
| Идея рассказа, характеристика героев.
| Тема, идея произведения.
| Беседа, диспут.
Составление таблицы.
|
Тема №6 «Из литературы 20 века» (9ч+2ч вн/чт)
55
| М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе».
| Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
| Традиции романтизма. Песня, сказка. Образ- символ.
| Различные виды чтения и пересказа.
| 56
| В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
| Краткие сведения о поэте, «я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского.
| Конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм.
| Выразительное чтение наизусть, частичный анализ.
| 57
| Н. А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык».
| Большие проблемы «маленьких людей», художественное своеобразие.
| Литературный анекдот, юмор, сатира.
| Доклады, пересказ, беседа.
| 58
в/ч 5
| «Сатира начала 20 века»: «Счастливый случай» М. Зощенко.
| Анализ произведения.
| Ирония, сарказм.
| Анализ текста, пересказ.
| 59
| Труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения Б. Кедрина «Зодчие»
| Сведения о поэте, основные мотивы баллады, художественная идея.
| Баллада, символ, подтекст.
| Анализ текста, составление тезисов.
| 60
| Тема творчества в лирике Н. А. Заболоцкого 50- 60-х годов.
| «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».
|
| Час поэзии «Что есть красота?..».
| 61
| Любовь, доброта и мечта в повести А. Грина «Алые паруса».
| Работа с текстом, язык и стиль повести.
| Романтическое движение в повести.
| Дискуссия.
| 62
| Человек и война, литература и история в творчестве В. П. Астафьева
| «Фотография, на которой меня нет».
| Литература и история.
| Пересказ, беседа.
| 63
| Судьба страны в поэзии А. Т. Твардовского: «За далью - даль».
| Россия на страницах поэмы. Образ автора.
| Поэма, образ.
| Различные виды чтения, цитатный план.
| 64
| 20 век на страницах прозы В.Распутина. «Уроки французского».
| Нравственная проблематика повести, центральный конфликт и основные образы.
| Рассказчик.
| Сообщения, пересказ, дискуссия. Домашнее сочинение.
| 65
в/ч 6
| Литературная игра «Русская литература 20 века».
| Систематизация и контроль знаний по теме.
|
| Групповая работа.
|
Тема №7 «Из зарубежной литературы» (2+ 1ч вн/чт)
66
| Певец великих чувств и вечных тем - У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
| Слово о писателе. Сценическая история пьесы.
| Трагедия.
| Сообщения учеников, выразительное чтение, элементы анализа.
| 67
в/ч 7
| Сервантес «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.
| Работа над содержанием книги, обсуждение «Дон Кихот – книга на все времена.
| Роман, романный герой.
| Различные формы пересказа, дискуссия.
| 68
| Рекомендации книг для чтения летом
| Читательская конференция
|
|
| Список литературы Основная литература:
1. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010
2. Учебник: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 8 класс. М.: Русское слово, 2007. Дополнительная литература:
1.Г.И.Беленький. Литература 8 класс. Методические советы. – М., «Просвещение», 2006. 2.С.В.Волков. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., «Первое сентября», 2009.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы – М., «ВАКО», 2010. 4. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., «ВАКО», 2010. 5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе-М.: Просвещение, 2006.
6.Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., «Дрофа», 2005. |