Скачать 52.02 Kb.
|
Сырчикова З. М. учитель химии высшей категории Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии» Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, у кого из вас по химии были хорошие и отличные отметки? Надеюсь, что вы будете активными участниками диалога в части предметных знаний. Как известно, химия – наука многогранная. Поэтому в сегодняшнем разговоре я предлагаю рассмотреть роль именно химии в становлении исследовательской культуры школьников, как одну из технологий системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Исследовательскую деятельность учащихся следует рассматривать как процесс формирования новых знаний и как вид познавательной деятельности. Её цель - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Одним из методических инструментов, лежащих в основе формирования исследовательских умений школьников, является технология критического мышления. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл предлагают чёткую структуру алгоритма урока по такой технологии. Один из её приёмов – составление кластера – выделение смысловых единиц информации. Перенесёмся на урок химии в 9 классе по теме «Гидролиз солей». Эта тема вызывает значительные затруднения для учащихся. Перед вами в пробирках растворы двух веществ. Одно из них кислота, другое – щёлочь.
Индикатор. Итак, первая смысловая единица кластера – индикатор. С его помощью определяется кислотная и щелочная среда (СЛАЙД кислота, щёлочь). Эксперимент.
И кислоты и щёлочи могут вести себя как слабые и как сильные электролиты. Испытаем индикатором раствор соли.
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации теоретико-экспериментального исследования на уроке. Это первая ступень развития исследовательских умений и навыков на уроках химии в основной школе. Её цель - стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание значимости для самореализации и успешной адаптации в предмете. Уровень владения 10-классниками основами теоретико-экспериментального исследования был представлен на сегодняшнем уроке. В ходе самостоятельного поиска, анализируя формулы, учащиеся установили отличительную особенность представителей вновь изучаемого класса соединений. Найдено общее, которое является смысловой единицей для дальнейшей работы: определение критериев и классификация карбоновых кислот. Фрагмент урока, на котором знания алгоритма нужно было применить в новой ситуации, позволил организовать деятельность в зоне ближайшего развития Составление названий кислот разной сложности строения согласно СН создало проблемную ситуацию, искусственно созданную учителем для включения в работу каждого ученика Эффективным способом организации исследовательских заданий считаю проблемные миниэксперименты, которые использую на уроках. Одно из требований исследовательской технологии - интерпретация полученных данных Казалось, простой миниэксперимент по изучению растворимости разных кислот требует установления причинно – следственных связей в цепочке состав вещества – строение – свойства Интерпретация полученных в ходе эксперимента данных позволила сделать правильные выводы, формулирование которых также одно из требований к исследовательской деятельности Результатом этого этапа, где действия ограничены неким алгоритмом, должно стать желание проектировать собственный эксперимент. Более высокой ступенью является ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределённым результатом. На данном этапе идёт формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов собственной деятельности для достижения этих целей. Следует сказать, что на уроках химии в основной школе такую ситуацию создать достаточно трудно. Поэтому, понимая её значимость для старшей ступени, был разработан, прошёл экспертизу и введён в учебный план за счёт часов компонента ОУ курс по выбору «ОВР». Примером поисковой исследовательской деятельности на этом курсе может служить изучение реакций взаимодействия сульфида натрия с перманганатом калия в разных средах. Опуская подробности химических превращений, перечислю виды деятельности девятиклассников: анализ химических формул исходных веществ, выбор веществ для создания среды, проведение эксперимента, наблюдение и фиксация результата, анализ состава и формул продуктов. И как результат получение нового знания и совершенствование умений. Как известно, именно такой арсенал учебных действий позволяет школьникам результативно участвовать в конкурсах. На слайде одно из заданий муниципального тура олимпиады по химии для 9 класса (СЛАЙД). Опираясь только на знаниевый компонент, учащиеся могут определить, что простое вещество жёлтого цвета – сера, который как химический элемент входит в состав соединений, участвующих в превращении. А дальше: анализ состава и формул, прогнозирование результата ближайшего и перспективного этапа превращений, выбор из нескольких вариантов и т. д. Тема следующего урока в 10 классе – «Химические свойства карбоновых кислот», где учащиеся сами сформулируют проблему и планируют собственный эксперимент для её разрешения Моя роль как учителя заключается в создании условий для исследовательской деятельности учащихся, обеспечении учебного процесса дидактическим материалом, организации индивидуальной работы и делового общения учащихся в группе и парах. Следует различать учебное исследование, о котором шёл разговор до сих пор, и научное исследование. Его отличает самостоятельно заданная проблема, самостоятельное определение цели и механизмов действия по их достижению. Этот уровень предлагаем тем старшеклассникам (3 ступень), которые планируют продолжение образования в Вузах. Таких выпускников у нас немало. До 40% учащихся 9 и 11 классов выбирают химию для сдачи экзамена. До 60% выпускников 11 класса продолжают изучение химии в ВУЗах, становятся призёры конкурсов исследовательских работ. Среди выпускников ВУЗов есть первые магистры химии, преподаватели ВУЗов и ССУЗов. Успешное использование системно – деятельностного подхода к организации урока возможно при условии такого же подхода к собственной работе Я не ставила целью перечислить все технологии, которые формируют исследовательские умения и навыки школьников, и вернусь к технологии критического мышления. В этом контексте необходимо подчеркнуть важность осмысления не только самой информации, но и собственных действий. Предлагаю вам это сделать вместе со мной. Механизм рефлексии разработан Сергеем Измаиловичем Заир - Беком. При планировании уроков важно проектировать образовательные ситуации, которые рождают новое знание и становление опыта учащихся, приводят к осознанию своего «Я», собственных действий и действий других учеников. Рефлексивная позиция учителя позволяет осознать собственные действия и приводит к становлению нового педагогического опыта. Это важнейшее условие эффективного педагогического процесса |
Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии | Формирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Мастер-класс «Картина-пейзаж» Огаркова Е. Ю. Учитель изобразительного... Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня | Рабочая программа по предмету Химия Составитель: Кузнецова Флюра Закеевна, учитель химии высшей квалификационной категории | ||
«Химия в каждом доме» Автор – составитель Касимова Г. Л. учитель химии высшей категории мбоу «Балезинская сош №1» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дронь Е. Н., учитель высшей категории. «Кириллица пригожая, забытая глаголица» (Урок словесности 10 класс) Мастер-класс. Каб. 16 | ||
Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании проблемных... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объедкова Анастасия Алексеевна – учитель биологии и химии высшей квалификационной категории | ||
Азы аналитической химии Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шишмарёва С. Л., учитель химии высшей категории моу сош п. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района | ||
Урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов» Технологическая карта урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов». Сулима Е. Ю. учитель высшей категории | Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | ||
Рабочая программа по химии для 9 класса Составитель: учитель второй категории Башорова Г. Д Н. Н. Гара, 2009г и в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии | Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Календарно-тематическое планирование уроков по химии на учебный год... Планирование составлено на основе рабочей программы курса химии для базового изучения химии в X – XI классах общеобразовательных... |