Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников»





Скачать 158.2 Kb.
НазваниеПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников»
Дата публикации25.03.2015
Размер158.2 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской области


« УТВЕРЖДАЮ»

Директор Новостроевской средней школы

Макрецкая Н.И.

9 ноября 2011г

ПРОГРАММА образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических

работников
«Исследовательская, проектная деятельность младших школьников»


Автор программы:
Красникова Елена Яковлевна
Рассмотрена и одобрена на методическом совете Новостроевской средней школы Протокол №2

от 9 ноября 2011 года


п. Новостроево

2011 г.

Пояснительная записка

В процессе модернизации российской системы образования принципиальной трансформации подвергается и начальная школа, которая сегодня также ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. Именно в начальных классах работа над эмоциональным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Начальное звено обучения — «это годы приобретения или не приобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности — умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия» (Н. Н. Светловская). Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. По мнению Н. С. Лейтес, к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам на три четверти. Другие авторы называют и более ранние сроки и, соответственно, подчеркивают еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности, поэтому учитель начальных классов должен всемерно заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.

Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Педагоги затрудняются самостоятельно выявлять и максимально использовать возможности отдельных предметов в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника.

Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития. Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае мы имеем ввиду исследовательскую деятельность.

Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и во многих обычных общеобразовательных школах. Однако исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяется в работе с подростками и старшим школьниками, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов часто вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. они направлены на достижение конкретных целей;

  2. они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  3. они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

  4. все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

  3. Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.

  4. Формирование социально приемлемых форм поведения.

  5. Воспитание целеустремленности и настойчивости.

  6. Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.

  7. Формирование умения решения творческих задач.

  8. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

  9. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Категория обучаемых: модуль адресован для обучения педагогических работников, учителей предметников, руководителей

Цель программы модуля: ознакомить слушателей с возможностями интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Сроки обучения: один день 8 часов

Режим занятий: 8 часов в день

Результат обучения: слушатели курсов получат практические навыки организации проектной, исследовательской деятельности школьников

Ключевые фразы, характеризующие содержание модуля:

организация проектной и исследовательской работы, формирование позитивной самооценки, самоуважения у учащихся

Форма входного и выходного контроля: презентация проекта, решение ситуационных задач


Содержание модуля

Для эффективного формирования ключевых компетентностей необходимо помнить, что этот процесс должен быть ненасильственным и личностно значимым. Единственный путь решения этой проблемы – индивидуализация образовательного пространства каждого ребенка. На мой взгляд, один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную или исследовательскую деятельность. Давно известно, что знания, приобретенные в процессе поиска, ценой личных усилий – самые устойчивые, а процесс поиска и интерпретации информации как раз и является той самой средой, в которой могут формироваться ключевые компетентности. А интегративное содержание предмета «Окружающий мир» даёт огромное возможности для данного вида деятельности.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.

Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:

Для того чтобы использование данного метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности.

Сначала дети учатся:

- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;

- затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других;

- потом составлять инструкцию как способ решения проблемы;

- и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

В современном понимании проект – это шесть «П»:

- Проблема,

- Проектирование (планирование),

- Поиск информации,

- Продукт,

- Презентация,

- Портфолио (т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты и др)

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

-исследовательские,

-творческие,

- прикладные,

- информационные,

- приключенческие, игровые,

- телекоммуникационные.

1. Проектный и исследовательский метод обучения

Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

2. Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы

Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Виды работ:

А) «Посмотри на мир чужими глазами”»

Учитель читает детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Б) «Тема одна – сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.)

В) «Составь рассказ, используя данную концовку»

Например: «…Так я и не выучил стихотворение».

Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

А) Задания-рассуждения.

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?»

Б) Упражнения на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Например: соль, сахар, мобильный телефон.

В) Задания типа «Найди возможную причину события».

Например: Молоко прокисло.

Развитие умений задавать вопросы

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи.

Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант.

Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

В) Игра «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира. И для этого дети осваивали новые виды деятельности:

1. Мы учились подбирать литературу по заданной теме.

2. Учились ориентироваться в словаре, справочной литературе.

3. Ориентировались в тексте, находили ключевые слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль».

3. Этапы выполнения учебного проекта

Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

  • поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;

  • подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);

  • защита проекта.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.

Следует ли рассматривать проектную деятельность в этом случае как составную часть учебно-исследовательской, или проектная деятельность является самостоятельной, лишь сопутствующей, осуществляемой «параллельно»? Рассмотрим сущность проектной деятельности.

Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.

Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е. С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

В практике эффективно реализуют следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления

Содержание и форма контроля: задания для практической работы
Учебный план



№ п/п


Наименование модуля


Всего часов

В том числе


Форма контроля

лекции


практические занятия


1

«Исследовательская, проектная деятельность младших школьников».

8

3

5

Практические задания




Итого:8

8 час.

3 час.

5 час.




Учебно-тематический план



№ п/п


Название тем модуля


Всего часов

В том числе


Форма контроля

лекции


практические занятия


1.

Проектный и исследовательский метод обучения

2

1

1

Практические задания

2.

Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы

3

1

2

Практические задания

3.

Этапы выполнения учебного проекта

3

1

2

Создание проектов(практические задания)




Итого:

8 час.

3 час.

5 час.





Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с.

  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.

  3. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.

  4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

  5. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.

  6. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.

  7. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.

Электронные и Интернет-ресурсы.

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/

6. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

Информационно-методическое обеспечение модуля: методические разработки, средства обучения (интерактивная доска), раздаточный материал (памятки, практические задания)


Сведения о преподавателях, реализующих программу модуля

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Основное место работы

Должность, звание

1

Красникова Елена Яковлевна

Новостроевская средняя школа

Учитель,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПлан проспект курсов повышения квалификации педагогических работников...
Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников общеобразова­тельных учреждений, для педагогических работников на­чального и среднего профессионального...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconРеферат слушателя курсов повышения
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» icon«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconОбобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы
...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconРоссийской федерации
Разработчик программы образовательного модуля повышения квалификации, заявляемого к включению в банк данных Автоматизированной системы...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПрограмма научно-практического семинара для зам директоров и учителей...
Государственное образовательное учреждение Самарский институт повышения квалификации работников образования (сипкро)
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск