Скачать 158.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской области « УТВЕРЖДАЮ» Директор Новостроевской средней школы Макрецкая Н.И. 9 ноября 2011г ПРОГРАММА образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Исследовательская, проектная деятельность младших школьников» Автор программы: Красникова Елена Яковлевна Рассмотрена и одобрена на методическом совете Новостроевской средней школы Протокол №2 от 9 ноября 2011 года п. Новостроево 2011 г. Пояснительная записка В процессе модернизации российской системы образования принципиальной трансформации подвергается и начальная школа, которая сегодня также ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. Именно в начальных классах работа над эмоциональным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Начальное звено обучения — «это годы приобретения или не приобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности — умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия» (Н. Н. Светловская). Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. По мнению Н. С. Лейтес, к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам на три четверти. Другие авторы называют и более ранние сроки и, соответственно, подчеркивают еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности, поэтому учитель начальных классов должен всемерно заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока. Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Педагоги затрудняются самостоятельно выявлять и максимально использовать возможности отдельных предметов в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития. Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае мы имеем ввиду исследовательскую деятельность. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и во многих обычных общеобразовательных школах. Однако исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяется в работе с подростками и старшим школьниками, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов часто вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Задачи:
Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Категория обучаемых: модуль адресован для обучения педагогических работников, учителей предметников, руководителей Цель программы модуля: ознакомить слушателей с возможностями интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Сроки обучения: один день 8 часов Режим занятий: 8 часов в день Результат обучения: слушатели курсов получат практические навыки организации проектной, исследовательской деятельности школьников Ключевые фразы, характеризующие содержание модуля: организация проектной и исследовательской работы, формирование позитивной самооценки, самоуважения у учащихся Форма входного и выходного контроля: презентация проекта, решение ситуационных задач Содержание модуля Для эффективного формирования ключевых компетентностей необходимо помнить, что этот процесс должен быть ненасильственным и личностно значимым. Единственный путь решения этой проблемы – индивидуализация образовательного пространства каждого ребенка. На мой взгляд, один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную или исследовательскую деятельность. Давно известно, что знания, приобретенные в процессе поиска, ценой личных усилий – самые устойчивые, а процесс поиска и интерпретации информации как раз и является той самой средой, в которой могут формироваться ключевые компетентности. А интегративное содержание предмета «Окружающий мир» даёт огромное возможности для данного вида деятельности. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: Для того чтобы использование данного метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности. Сначала дети учатся: - планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; - затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; - потом составлять инструкцию как способ решения проблемы; - и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели. В современном понимании проект – это шесть «П»: - Проблема, - Проектирование (планирование), - Поиск информации, - Продукт, - Презентация, - Портфолио (т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты и др) Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют: -исследовательские, -творческие, - прикладные, - информационные, - приключенческие, игровые, - телекоммуникационные. 1. Проектный и исследовательский метод обучения Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. 2. Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). Виды работ: А) «Посмотри на мир чужими глазами”» Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять. Б) «Тема одна – сюжетов много» Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.) В) «Составь рассказ, используя данную концовку» Например: «…Так я и не выучил стихотворение». Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»). А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?» Б) Упражнения на обстоятельства. -При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? -При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например: соль, сахар, мобильный телефон. В) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Развитие умений задавать вопросы А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи. Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет». В) Игра «Угадай, о чем спросили» Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира. И для этого дети осваивали новые виды деятельности: 1. Мы учились подбирать литературу по заданной теме. 2. Учились ориентироваться в словаре, справочной литературе. 3. Ориентировались в тексте, находили ключевые слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль». 3. Этапы выполнения учебного проекта Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:
Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей. Следует ли рассматривать проектную деятельность в этом случае как составную часть учебно-исследовательской, или проектная деятельность является самостоятельной, лишь сопутствующей, осуществляемой «параллельно»? Рассмотрим сущность проектной деятельности. Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки. Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е. С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. В практике эффективно реализуют следующие типы проектов:
Содержание и форма контроля: задания для практической работы Учебный план
Учебно-тематический план
Литература:
Электронные и Интернет-ресурсы.
6. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty Информационно-методическое обеспечение модуля: методические разработки, средства обучения (интерактивная доска), раздаточный материал (памятки, практические задания) Сведения о преподавателях, реализующих программу модуля
|
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | План проспект курсов повышения квалификации педагогических работников... Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные... | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | ||
Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | Реферат слушателя курсов повышения Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования | ||
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор... | Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе... Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников | ||
Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... | Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений... | Российской федерации Разработчик программы образовательного модуля повышения квалификации, заявляемого к включению в банк данных Автоматизированной системы... | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | Программа научно-практического семинара для зам директоров и учителей... Государственное образовательное учреждение Самарский институт повышения квалификации работников образования (сипкро) | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо |