Скачать 113.63 Kb.
|
Приложение к распоряжению проректора по учебной работе от 29 апреля 2010 Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» «Непривычный взгляд на современный урок (Рефлексивный анализ урока)» Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального образования. По направлению: образовательный мониторинг, организация современных условий обучения. Титульный лист заявки Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: № 1237 от 28 апреля 2008 г. Наименование программы с указанием категории слушателей: «Непривычный взгляд на современный урок (Рефлексивный анализ урока)» для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального образования. Объем (в часах): 12, в т.ч. аудиторных 8 (лекций - 2, практических занятий -6). Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: ФИО ректор учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Неделина Светлана Вячеславовна к.п.н, доцент кафедры педагогики Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86 Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46, e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Подпись ректора Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Кафедра педагогики «Непривычный взгляд на современный урок (Рефлексивный анализ урока)» учебная программа Воронеж - 2010 Автор-составитель кандидат педагогических наук, доцент С.В. Неделина Программа содержит теоретический материал, раскрывающий поиск ценностных оснований для совершенствования эффективности образовательного процесса; содержит практический материал, способствующий конструированию творческих приемов, обеспечивающих диалогичность и сотрудничество на уроке; программа направлена на осознания педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности. Пояснительная записка Непрерывное саморазвитие учителя и творческая реализация его в профессиональной деятельности – один из важнейших субъективных факторов совершенствования эффективности образовательного процесса. В то же время консерватизм мышления зачастую мешает педагогу критически оценивать собственную деятельность, искать новые, более эффективные пути и средства творческой самореализации. Поэтому необходимо обеспечить расширение зоны видения педагогом своих сильных и слабых сторон для поиска основ и направления профессионального самосовершенствования. Программа содержит один модуль. Среди ведущих педагогических ценностей и идей, на которых основан данный модуль, важнейшими являются диалогичность и сотрудничество. Основными направлениями организуемой деятельности слушателей курсов являются:
Основным средством является видеозапись фрагментов уроков, предлагаемая для группового анализа в аудитории. Содержание включает два смысловых компонента: 1) ценностные основания деятельности учителя; 2) технологический инструментарий как средство его творческой деятельностной самореализации. Ожидаемые результаты: - рефлексия и оценка учителем используемого на уроке технологического инструментария (средств, методов, приемов форм организации деятельности, и т.п.); - рефлексия и оценка учителем педагогической позиции и ценностных ориентиров собственной деятельности на уроке; - выбор и обоснование учителем новых ценностных ориентиров профессиональной деятельности, обеспечивающих творческий педагогический поиск условий для свободного, активного личностного развития учащихся в учебном процессе. Методы: демонстрация видеозаписей уроков; индивидуальный и групповой анализ; беседа, диалог, дискуссия; моделирование и проектирование; квази-преподавание (на учительской аудитории); видеозапись и самоанализ фрагмента урока. Необходимые средства: видеокамера, видеомагнитофон, проектор, DVD-проигрыватель, экран, телевизор, видеозаписи фрагментов уроков и мастер-классов. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль I. Рефлексивный анализ урока Цель модуля: развитие профессионально-педагогической рефлексии учителя, направленной на поиск и обоснование ценностных ориентиров профессиональной деятельности Учебно-тематический план
Содержание тем модуля Тема 1: Проблемы современного урока в контексте личностно ориентированной педагогической технологии. (Урок, каким он видится «из-за парты».) Содержание: а) аксиологический и знаниевый компоненты Ученик – субъект образовательного процесса и «герой» современного урока. Ценности учащихся и ценности учителя в образовательном процессе – конфликт или единство? Субъектный опыт ученика (опыт познания, переживания, деятельности) и педагогические условия для его формирования и развития; б) деятельностно-творческий компонент моделирование педагогических условий развития субъектного опыта учащихся; в) рефлексивный компонент осознание своей педагогической позиции, ее направленности. Основная форма и метод: коллективное обсуждение в аудитории выявленной проблематики Тема 2: Проблемы современного урока: рефлексивный взгляд педагога. (Урок, каким он видится «от учительского стола».) Содержание: а) аксиологический и знаниевый компоненты: Ценностные основания педагогической деятельности в гуманистической парадигме. Цели и смыслы деятельности учителя на уроке. Цели и смыслы педагогического взаимодействия. Цели учителя и цели ученика на уроке – есть ли в них единство? Позиция учителя: «мы»-«я»-«вы»? Деятельность учителя как мета-деятельность по управлению деятельностью школьника. б) рефлексивный компонент: Каким я вижу ученика? Мои ценности (всё ради чего?). Мои сильные стороны (всё благодаря чему?). Мои слабости (от чего мне трудно отказаться и почему?). «Невидимая зона» (что я не знаю о себе, известное другим?). Моя деятельность (цели-средства-результаты). Что мне мешает? в) деятельностно-творческий компонент Выбор и обоснование цели (цель урока, цель учителя, цель для учеников, цель профессионального развития). Как сделать, чтобы образовательная цель стала целью для учащихся? Основная форма и метод: коллективное обсуждение в аудитории выявленной проблематики Тема 3: Проблемы современного урока: в поисках ценностных оснований (Урок, каким он пока не виделся). Анализ современного урока на основе личностно-значимых критериев учителя (на основе видеозаписи). Выбор собственных ориентиров для анализа и оценки эффективности урока. Содержание: а) аксиологический и знаниевый компоненты Установление контакта, мобилизация внимания и деятельности учащихся, создание положительного эмоционального настроя и формирование чувства «мы», темп и ритм урока, постановка цели и задание смысла деятельности для учащихся, включение учеников в значимую деятельность, учет и реализация индивидуальных способностей учащихся, опора на личностный опыт – как возможные критерии оценки эффективности деятельности учителя. Критерии единства когнитивного, деятельностного, творческого, ценностного и эмоционального компонентов содержания; обучающего, воспитывающего и развивающего потенциалов в оценке современного урока. Критерии адекватности используемых методов и средств поставленным задачам и общей цели в оценке педагогического мастерства учителя; б) деятельностно-творческий компонент: конструирование технологии вовлечения учащихся в активную личностно значимую деятельность (постановка цели, разработка задач, выбор методов и средств, моделирование способов взаимодействия) в) рефлексивный компонент: педагогические находки в опыте учителей, и какие ошибки не хотелось бы повторять Основная форма и метод: коллективный анализ и обсуждение в аудитории фрагментов уроков и мастер-классов с обоснованием целесообразности используемой технологии Тема 4: Проблемы современного урока: в поисках эффективной технологии (Каким инструментом мы владеем?) а) знаниевый компонент: Педагогическая техника как инструмент эффективного взаимодействия и совершенствования педагогического мастерства. Технологические триады создания личностно значимой ситуации: задача-игра-диалог, заинтересовывание-проблемность-личностное вовлечение. Коммуникативная атака. Творческие приемы в работе учителя. Адекватность и целесообразность используемых средств. Организация эффективного взаимодействия. Обеспечение целостности урока. Оценка результативности урока. б) деятельностно-творческий компонент практическое использование приемов активизации учащихся на уроке в) рефлексивный компонент: органичность деятельности учителя его индивидуально-личностным особенностям Основная форма и метод: индивидуальный и групповой рефлексивный анализ видеозаписи практической деятельности участников курсов. Контрольная процедура Наличие достижения слушателями целей, обозначенных в программе, проверяется в ходе рефлексии и оценки учителем используемого на уроке технологического инструментария (средств, методов, приемов форм организации деятельности, и т.п.). Литература: 1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – Издательство: Академия, 2001. – 240 с. 2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 – 112 с. 3. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – Воронеж: изд-во им. Е.А. Волховитинова, 2001. – 157 с. 4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. – М.: «академия», 2002 – С. 112-174 5. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. – М., Просвещение, 1987г. – 224 с. 6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. Формы контроля: в связи со спецификой курса, основанного на принципе развитии рефлексивных способностей и педагогического мышления учителя, контроль за результатами обучения осуществляется в конце каждого занятия по результатам наблюдения и письменных работ курсантов и публичной защиты мини-проектов и проведении мастер-класса, в которых оцениваются аналитические, прогностические, конструктивные, рефлексивные умения. Самооценку и саморекомендации по профессиональному развитию дает себе сам учитель на основе педагогической рефлексии (индивидуальной и групповой), для активизации которой и предназначены курсы. Задания:
5. «Проблемные зоны» подготовки и проведения урока. Темы проектов (по выбору):
Ориентировочные направления мастер-классов участников
Практическое использование курса. Использование данного курса направлено на повышение эффективности образовательной деятельности учителей (любого звена, любого предмета) как в проектирования, так и в организации образовательного процесса, в частности, урока |
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии) | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» | ||
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... ... | ||
Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных... Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений | Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | Согласовано председатель профкома мобу «Лицей№6» имени З. Г. Серазетдиновой ... | ||
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Постановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении... Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа деятельности нацелена на решение следующих задач Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических... |