На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ





Скачать 113.63 Kb.
НазваниеНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Дата публикации01.07.2014
Размер113.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа




Приложение к распоряжению

проректора по учебной работе

от 29 апреля 2010

Заявка

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников муниципальных

общеобразовательных учреждений Воронежской области в

региональный банк программ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»


«Непривычный взгляд на современный урок

(Рефлексивный анализ урока)»
Программа для педагогических работников общеобразова­тельных учреждений, для педагогических работников на­чального и среднего профессионального образования.
По направлению: образовательный мониторинг, организация современных условий обучения.

Титульный лист заявки
Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»
Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ
№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по про­граммам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повыше­ния квалификации: № 1237 от 28 апреля 2008 г.
Наименование программы с указанием категории слушателей: «Непривычный взгляд на современный урок (Рефлексивный анализ урока)» для педагогических работников обще­образовательных учреждений, для педагогических работни­ков начального и среднего профессионального образования.
Объем (в часах): 12, в т.ч. аудиторных 8 (лекций - 2, практических заня­тий -6).
Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя:


ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.
ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

Неделина Светлана Вячеславовна к.п.н, доцент кафедры педагогики
Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86
Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46,

e-mail: rektorat@vspu.ac.ru

Подпись ректора
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики

«Непривычный взгляд на современный урок

(Рефлексивный анализ урока)»

учебная программа


Воронеж - 2010

Автор-составитель

кандидат педагогических наук, доцент С.В. Неделина


Программа содержит теоретический материал, раскрывающий поиск ценностных оснований для совершенствования эффективности образовательного процесса; содержит практический материал, способствующий конструированию творческих приемов, обеспечивающих диалогичность и сотрудничество на уроке; программа направлена на осознания педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Пояснительная записка

Непрерывное саморазвитие учителя и творческая реализация его в профессиональной деятельности – один из важнейших субъективных факторов совершенствования эффективности образовательного процесса. В то же время консерватизм мышления зачастую мешает педагогу критически оценивать собственную деятельность, искать новые, более эффективные пути и средства творческой самореализации. Поэтому необходимо обеспечить расширение зоны видения педагогом своих сильных и слабых сторон для поиска основ и направления профессионального самосовершенствования.

Программа содержит один модуль.

Среди ведущих педагогических ценностей и идей, на которых основан данный модуль, важнейшими являются диалогичность и сотрудничество. Основными направлениями организуемой деятельности слушателей курсов являются:

  • педагогическая рефлексия своей профессиональной деятельности;

  • поиск ценностных оснований для совершенствования эффективности образовательного процесса, организуемого учителем;

  • поиск, конструирование эффективных творческих приемов, обеспечивающих диалогичность и сотрудничество на уроке.

Основным средством является видеозапись фрагментов уроков, предлагаемая для группового анализа в аудитории.

Содержание включает два смысловых компонента:

1) ценностные основания деятельности учителя;

2) технологический инструментарий как средство его творческой деятельностной самореализации.

Ожидаемые результаты:

- рефлексия и оценка учителем используемого на уроке технологического инструментария (средств, методов, приемов форм организации деятельности, и т.п.);

- рефлексия и оценка учителем педагогической позиции и ценностных ориентиров собственной деятельности на уроке;

- выбор и обоснование учителем новых ценностных ориентиров профессиональной деятельности, обеспечивающих творческий педагогический поиск условий для свободного, активного личностного развития учащихся в учебном процессе.

Методы: демонстрация видеозаписей уроков; индивидуальный и групповой анализ; беседа, диалог, дискуссия; моделирование и проектирование; квази-преподавание (на учительской аудитории); видеозапись и самоанализ фрагмента урока.

Необходимые средства: видеокамера, видеомагнитофон, проектор, DVD-проигрыватель, экран, телевизор, видеозаписи фрагментов уроков и мастер-классов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль I. Рефлексивный анализ урока
Цель модуля: развитие профессионально-педагогической рефлексии учителя, направленной на поиск и обоснование ценностных ориентиров профессиональной деятельности
Учебно-тематический план




Тема

кол-во

часов

Форма

занятия

1.


Проблемы современного урока в контексте личностно ориентированной педагогической технологии. (Урок, каким он видится «из-за парты».)

2

Лекция,

Мозговой штурм

2.


Проблемы современного урока: рефлексивный взгляд педагога. (Урок, каким он видится «от учительского стола».)

4

Лекция,

Рефлексивный анализ

3

Проблемы современного урока: в поисках ценностных оснований. (Урок, каким он пока не виделся).

4

Деловая игра, анализа фрагментов уроков

4

Проблемы современного урока: в поисках эффективной технологии. (Каким инструментом мы владеем?)

4

Дебаты,

групповая аудиторная работа

5

Моделирование и проектирование современного урока; квази-преподавание (на учительской аудитории)


4

квази-преподавание, рефлексии собственного педагогического опыта.




итого

18






Содержание тем модуля
Тема 1: Проблемы современного урока в контексте личностно ориентированной педагогической технологии. (Урок, каким он видится «из-за парты».)

Содержание:

а) аксиологический и знаниевый компоненты

Ученик – субъект образовательного процесса и «герой» современного урока. Ценности учащихся и ценности учителя в образовательном процессе – конфликт или единство? Субъектный опыт ученика (опыт познания, переживания, деятельности) и педагогические условия для его формирования и развития;

б) деятельностно-творческий компонент

моделирование педагогических условий развития субъектного опыта учащихся;

в) рефлексивный компонент

осознание своей педагогической позиции, ее направленности.

Основная форма и метод: коллективное обсуждение в аудитории выявленной проблематики

Тема 2: Проблемы современного урока: рефлексивный взгляд педагога. (Урок, каким он видится «от учительского стола».)

Содержание:

а) аксиологический и знаниевый компоненты:

Ценностные основания педагогической деятельности в гуманистической парадигме. Цели и смыслы деятельности учителя на уроке. Цели и смыслы педагогического взаимодействия.

Цели учителя и цели ученика на уроке – есть ли в них единство?

Позиция учителя: «мы»-«я»-«вы»?

Деятельность учителя как мета-деятельность по управлению деятельностью школьника.

б) рефлексивный компонент:

Каким я вижу ученика? Мои ценности (всё ради чего?). Мои сильные стороны (всё благодаря чему?). Мои слабости (от чего мне трудно отказаться и почему?). «Невидимая зона» (что я не знаю о себе, известное другим?). Моя деятельность (цели-средства-результаты). Что мне мешает?

в) деятельностно-творческий компонент

Выбор и обоснование цели (цель урока, цель учителя, цель для учеников, цель профессионального развития). Как сделать, чтобы образовательная цель стала целью для учащихся?

Основная форма и метод: коллективное обсуждение в аудитории выявленной проблематики

Тема 3: Проблемы современного урока: в поисках ценностных оснований (Урок, каким он пока не виделся).

Анализ современного урока на основе личностно-значимых критериев учителя (на основе видеозаписи). Выбор собственных ориентиров для анализа и оценки эффективности урока.

Содержание:

а) аксиологический и знаниевый компоненты

Установление контакта, мобилизация внимания и деятельности учащихся, создание положительного эмоционального настроя и формирование чувства «мы», темп и ритм урока, постановка цели и задание смысла деятельности для учащихся, включение учеников в значимую деятельность, учет и реализация индивидуальных способностей учащихся, опора на личностный опыт – как возможные критерии оценки эффективности деятельности учителя.

Критерии единства когнитивного, деятельностного, творческого, ценностного и эмоционального компонентов содержания; обучающего, воспитывающего и развивающего потенциалов в оценке современного урока.

Критерии адекватности используемых методов и средств поставленным задачам и общей цели в оценке педагогического мастерства учителя;

б) деятельностно-творческий компонент:

конструирование технологии вовлечения учащихся в активную личностно значимую деятельность (постановка цели, разработка задач, выбор методов и средств, моделирование способов взаимодействия)

в) рефлексивный компонент:

педагогические находки в опыте учителей, и какие ошибки не хотелось бы повторять

Основная форма и метод: коллективный анализ и обсуждение в аудитории фрагментов уроков и мастер-классов с обоснованием целесообразности используемой технологии

Тема 4: Проблемы современного урока: в поисках эффективной технологии (Каким инструментом мы владеем?)

а) знаниевый компонент:

Педагогическая техника как инструмент эффективного взаимодействия и совершенствования педагогического мастерства.

Технологические триады создания личностно значимой ситуации: задача-игра-диалог, заинтересовывание-проблемность-личностное вовлечение. Коммуникативная атака. Творческие приемы в работе учителя. Адекватность и целесообразность используемых средств.

Организация эффективного взаимодействия. Обеспечение целостности урока. Оценка результативности урока.

б) деятельностно-творческий компонент

практическое использование приемов активизации учащихся на уроке

в) рефлексивный компонент:

органичность деятельности учителя его индивидуально-личностным особенностям

Основная форма и метод: индивидуальный и групповой рефлексивный анализ видеозаписи практической деятельности участников курсов.

Контрольная процедура

Наличие достижения слушателями целей, обозначенных в программе, проверяется в ходе рефлексии и оценки учителем используемого на уроке технологического инструментария (средств, методов, приемов форм организации деятельности, и т.п.).

Литература:

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – Издательство: Академия, 2001. – 240 с.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 – 112 с.

3. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – Воронеж: изд-во им. Е.А. Волховитинова, 2001. – 157 с.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. – М.: «академия», 2002 – С. 112-174

5. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. – М., Просвещение, 1987г. – 224 с.

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

Формы контроля: в связи со спецификой курса, основанного на принципе развитии рефлексивных способностей и педагогического мышления учителя, контроль за результатами обучения осуществляется в конце каждого занятия по результатам наблюдения и письменных работ курсантов и публичной защиты мини-проектов и проведении мастер-класса, в которых оцениваются аналитические, прогностические, конструктивные, рефлексивные умения. Самооценку и саморекомендации по профессиональному развитию дает себе сам учитель на основе педагогической рефлексии (индивидуальной и групповой), для активизации которой и предназначены курсы.

Задания:

  1. «Портрет современного ученика» и современный урок: поиск точек пересечения.

  2. Ценностное содержание урока … (предмет) и технология его реализации.

  3. Мое профессиональное «Я»: опора, барьеры и перспективы развития

  4. Я глазами учеников, родителей, администрации.

  5. Неиспользованные возможности моего урока.

5. «Проблемные зоны» подготовки и проведения урока.
Темы проектов (по выбору):

  1. Визитная карточка учителя (персонально про себя) – в форме презентации.

  2. Возможности моего предмета в развитии личности учащихся.

  3. Нестандартный урок … (предмет).

  4. Критерии и показатели «хорошего» урока.

  5. Творческое взаимодействие на уроке.

  6. Диалог на уроке.

  7. Урок для учителя.


Ориентировочные направления мастер-классов участников

    • презентация своего опыта

    • эффективные приёмы организации различных видов деятельности учащихся

    • возможности ТСО для развития личности учащихся

    • НОТ учителя и учащихся на уроке


Практическое использование курса.

Использование данного курса направлено на повышение эффективности образовательной деятельности учителей (любого звена, любого предмета) как в проектирования, так и в организации образовательного процесса, в частности, урока

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии)
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
«Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Наименование учреждения Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconМодель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных...
Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconОбразованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников
Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconСогласовано председатель профкома мобу «Лицей№6» имени З. Г. Серазетдиновой
...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconАттестация педагогических работников образовательных учреждений
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconПостановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении...
Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ iconПрограмма деятельности нацелена на решение следующих задач
Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск