Скачать 295.84 Kb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования Программа для учителей немецкого языка По направлениям: Проектирование содержания образования по специальности. Использование новых педагогических технологий по специальности Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008г., регистрационный № 9966 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: Серия АА № 001267, регистрационный № 1237 от 28 апреля 2008г., срок действия до 28 апреля 2013 года Наименование программы с указанием категории слушателей: Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования Объем в часах: 72 аудиторных часа Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: ФИО ректора учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Билецкая О.П., к.ф.н., заведующая кафедрой немецкого языка; Спиридовская Л.А., к.п.н., декан факультета иностранных языков; Малахова Т.В., доцент кафедры немецкого языка; Рогожкина М.В., доцент кафедры немецкого языка Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина д. 86. Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46, e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Перечень приложений к заявке: Договор о сотрудничестве с гимназией № 6 г. Воронежа на период с 01.01.2007 г. по 01.01.2012 г. Подпись ректора: М.П.
Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования программа повышения квалификации учителей немецкого языка Разработчики: Билецкая О.П., к. ф. н, заведующая кафедрой немецкого языка (модуль 3) Спиридовская Л.А., к. п. н., декан факультета иностранных языков (модуль 3) Малахова Т.В., доцент кафедры немецкого языка (модуль 4) Рогожкина М.В., доцент кафедры немецкого языка (модуль 1,2) 2. Соответствие разработанной программы требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ Модернизация российского образования побуждает по-новому осмыслить программу методической переподготовки учителя, призванного осуществлять новые процессы в сфере иноязычного образования. Предлагаемый курс повышения квалификации учителей немецкого языка предполагает дальнейшее совершенствование профессиональных компетенций учителя, системообразующим элементом которых являются методические знания, базирующиеся на профессиональных знаниях и умениях как ориентировочной основе методического действия. 2.1. По результатам повышения квалификации по данной программе должны быть сформированы следующие компетенции:
2.2. Содержание программы повышения квалификации. Модуль 1: Единый государственный экзамен по немецкому языку в системе оценки качества образования Пояснительная записка Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты). Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Введение ЕГЭ заставляет по-новому осмыслить программу методической подготовки учителя, призванного осуществлять новые процессы в сфере образования. Данный модуль предполагает на основе профессиональных умений учителя, системообразующим элементом которых являются методические знания, базирующиеся на профессиональных знаниях и умениях, ознакомление, характеристику содержания и типов заданий ЕГЭ по немецкому языку, а также тренинг в технологиях подготовки выпускников к выполнению заданий. Перед курсом ставятся следующие цели:
Структура модуля предполагает обзорные лекции, практикум по технологиям проведения всех разделов ЕГЭ и по подготовке учащихся к экзамену, самостоятельную разработку отдельных вопросов по проблеме и выступление перед слушателями, посещение занятий у учителей-новаторов базовых школ факультета. В ходе работы предусмотрены также круглые столы по обмену опытом подготовки к ЕГЭ. При всей важности ЕГЭ как современного средства аттестации методическое обеспечение подготовки к нему не доведено до уровня конкретных разработок, которые могли бы быть эффективно использованы в практике преподавания немецкого языка в школе. Предлагаемый педагогический практикум призван восполнить этот пробел. Участникам курса будет предложен широкий спектр методических подходов и технологий подготовки к ЕГЭ по немецкому языку, доказавших на практике свою целесообразность. На изучение курса отводится 48 часов, из них 20 аудиторных часов, где лекционных – 4, лабораторно-практических – 16. Самостоятельная работа слушателей на разработку КИМов составляет – 28 часов. Учебно-тематический план
Содержание Общеевропейские коммуникативные компетенции владения ИЯ. Стандарты нового поколения по ИЯ. Понятие «уровень владения ИЯ». Шкала уровней владения языком, разработанная Советом Европы в «Общеевропейской компетенции» (Страсбург, 1996). Характеристика разных уровней владения ИЯ: выживания, допороговый, пороговый, продвинутый, высокий, совершенный. Содержание допорогового и порогового уровней в средней общеобразовательной школе. Система уровней владения ИЯ как возможность установления преемственности между различными звеньями системы школьного языкового образования. Компетентностный характер контрольно-измерительных материалов по немецкому языку. Мировые тенденции развития системы иноязычного образования. Принципы управления системами на основе качества. ЕГЭ как средство итогового контроля. Приемы тестирования. Достоинства и недостатки тестирования как средства определения уровня владения языком. Содержание и технологии обучения аудированию. Факторы, определяющие успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Аудиотекст как объект речевой деятельности слушающего и как носитель информации. Цели обучения аудированию. Система упражнений для обучения аудированию. Контроль сформированности умений аудирования. Анализ результатов ЕГЭ в преподавании немецкого языка. Содержание и технологии обучения чтению. Место чтения в структуре целей обучения ИЯ. Методика обучения разным видам чтения. Тексты для обучения чтению, требования к ним. Этапы работы над учебным текстом (задания предтекстовые, притекстовые, послетекстовые). Контроль понимания при чтении. Анализ результатов ЕГЭ в преподавании немецкого языка. Содержание и технологии обучения лексико-грамматическим умениям. Требования программы к уровню грамматических знаний и грамматическим навыкам. Этапы формирования грамматических навыков. Трудности грамматической системы немецкого языка для русскоязычных учащихся и способы их преодоления. Упражнения для формирования грамматических навыков. Роль лексических навыков в речевой деятельности. Этапы формирования и совершенствования лексических навыков. Трудности лексики немецкого языка для русскоязычных учащихся. Упражнения для формирования и развития лексических навыков. Связь фонетических, грамматических и лексических навыков в процессе их формирования. Анализ результатов ЕГЭ в преподавании немецкого языка. Содержание и технологии обучения письму. Методика обучения письму как одной из форм общения. Виды письменных упражнений (изложение, сочинение, аннотация, реферат…). Упражнения для формирования и развития умений письма. Контроль письменных текстов. Анализ результатов ЕГЭ в преподавании немецкого языка. Анализ результатов ЕГЭ в преподавании немецкого языка. Проблема критериев и норм оценки иноязычных знаний, навыков, коммуникативных умений. Учебно-методические комплекты по подготовке к ЕГЭ. Влияние ЕГЭ на школьные учебники. Проблемный характер УМК последних лет. Пособия по подготовке к ЕГЭ по немецкому языку, рекомендуемые ФИПИ. Самостоятельная работа в рамках модуля предполагают выработку у слушателей потребность и готовность совершенствовать свое педагогическое мастерство, умение самостоятельно и творчески разрабатывать КИМы по немецкому языку с учетом индивидуального подхода к каждому конкретному ученику. В этих целях предполагается обсуждение проблемных ситуаций обучения. Итоговый контроль - разработка слушателями курсов системы упражнений и КИМов по немецкому языку в формате ЕГЭ. Литература
2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового Образования / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе.- 2005.-№8.-С.2-6. 3. Никитенко З.Н. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики / З.Н. Никитенко // Иностр. языки в школе. – 2010. - №2. – С.2-10. 4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М. : АСТ. Астрель, 2010. – С.4-20. 5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2007. – 480с.
Интернет-ресурсы http://www.fipi.ru http://www.ege.edu.ru http://www.vitamin.de http://www.pedsovet.org Н.Е. http://ege.vrn.ru Модуль 2: Технологии модульного обучения при разработке элективных курсов по немецкому языку Пояснительная записка Определение стратегических направлений развития систем образования продолжает волновать сегодня все мировое сообщество. Современные системы образования, как в базовой, так и в профильной школе направлены на реализацию социально-экономического и культурного развития общества. Школа стала общественно-государственной, отражающей как интересы государства, так и отдельной личности. Именно личность школьника, его потребности и возможности, желания и интересы родителей стали определяющими факторами для развития образовательной ситуации в стране. В современной методической литературе уже несколько лет поднимается вопрос о необходимости усиления степени автономии учащихся. Особенную актуальность автономия приобретает в профильной школе, где ключевые компетенции являются основой формирования специалиста. Данный модуль предполагает на основе профессиональных умений учителя, системообразующим элементом которых являются методические знания, базирующиеся на профессиональных знаниях и умениях, изучение модульно-компетентностного подхода при составлении учебных программ и элективных курсов, а также тренинг в разработке материалов для модульной технологии. Перед курсом ставятся следующие цели:
Структура модуля предполагает обзорные лекции, практикум по технологиям составления элективных курсов, самостоятельную разработку отдельных вопросов по проблеме и выступление перед слушателями, посещение занятий у учителей-новаторов базовых школ факультета. В ходе работы предусмотрены также круглые столы по обмену опытом. Предлагаемый педагогический практикум призван восполнить этот пробел. Участникам курса будет предложен широкий спектр методических подходов и технологий по разработке модульных курсов по немецкому языку, доказавших на практике свою целесообразность. На изучение курса отводится 18 часов, из них 8 аудиторных часа, где лекционных – 2, лабораторно-практических –6. Самостоятельная работа слушателей на разработку элективов составляет – 10 часов. Учебно-тематический план
Содержание Методические основы разработки модульных курсов. Усиление роли учебной автономии в образовании в стандартах 2-го поколения. Ведущие умения автономного обучения. Специфика модульного обучения. Структура модульных курсов. Принципы модульного обучения. Современные требования к учебно-методическому обеспечению курса. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение курса. Отбор и организация учебного материала в УМК по немецкому языку. Проблема учебника для профильной школы. Технологии разработки элективных курсов. Модульная модель построения курсов. Алгоритм построения учебных программ в системе иноязычного образования. Отбор содержания курса. Создание структурной модели. Базовые принципы учебного взаимодействия учителя и учащихся. Типология учебных заданий. Содержание и формы контроля. Анализ элективных курсов. Посещение занятий учителей школ, где элективные курсы внедрены в практику обучения с последующим обсуждением и обменом опыта. Защита проектов «мой элективный курс». Круглый стол с презентацией разработанного в период повышения квалификации элективного курса по профилю школы. Самостоятельная работа в рамках модуля предполагают выработку у слушателей потребности и готовности совершенствовать свое педагогическое мастерство, умение самостоятельно и творчески разрабатывать элективы по немецкому языку с учетом индивидуального подхода к каждому конкретному ученику. В этих целях предполагается обсуждение проблемных ситуаций обучения. Итоговый контроль - разработка слушателями курсов элективных учебных курсов по немецкому языку для профильной школы. Литература 1. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе.- 2005.-№8.-С.2-6. 2. Никитенко З.Н. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2010. - №2. – С.2-10. 3. Пассов Е.И., Урок иностранного языка / Е.И., Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д : Феникс; М : Глосса-Пресс, 2010. – 640с. 4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М. : АСТ. Астрель, 2010. – С.48-90. 5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2007. – 480с. Интернет-ресурсы http://www.vitamin.de http://www.pedsovet.org http://www.schubert-verlag.de Модуль 3: Лингвокогнитивный и социолингвистический аспект обучения немецкому языку Пояснительная записка Социокультурная компетенция (СКК) является одной из базовых компетенций немецкого языка. Предпосылкой формирования СКК выступают знания о национальных особенностях картины мира, которая локализуется в сознании языковой личности и эксплицируется в языке, о процессах, происходящих в обществе, и национально-специфических реалиях, находящих отражение в изучаемом языке. Цель данного курса состоит в:
обусловленной общественно-политическими явлениями,
Структура курса предполагает лекции по когнитивной лингвистике и социолингвистике, а также семинары и практические занятия, направленные на актуализацию современных социокультурных реалий. На семинарах будет проводиться работа над актуальной лексикой, отражающей общественно-политические, социально-экономические и культурно-исторические изменения в жизни носителей немецкого языка. При организации практических занятий планируется использовать зарубежный опыт преподавания иностранных языков. В рамках данного курса предполагается проведение практических занятий с зарубежными преподавателями, работающими на кафедре немецкого языка - лектором фонда имени Р. Боша (Германия) и стажёром Австрийской академической службы обмена. На изучение курса отводятся 48 часов общей трудоёмкости, из них аудиторных часов 24, где лекционных – 10, семинаров – 6, практических – 6, контроль – 2 часа. Самостоятельная работа слушателей составляет 18 часов. Тематический план
Содержание курса 1. На лекции 1 слушатели знакомятся с основными понятиями когнитивной лингвистики. Обосновывается необходимость понимания термина «картина/образ мира» в обучении иноязычной коммуникации. Рассматриваются наиболее значимые составляющие языковой картины мира. 2. На лекции 2 рассматриваются понятия «концептуальная картина мира», национальная концептосфера «концепт». Обращается внимание на национально-культурную специфику базовых концептов. 3. Тема 3 посвящена рассмотрению влияния общественных явлений на развитие и функционирование языка и знакомит с такими разновидностями, немецкой лексики, как слова века/«слова, составившие историю (Wörter des Jahrhunderts/Wörter, die Geschichte machten). Основное внимание уделяется анализу семантической структуры особо показательных лексических единиц, выявлению разнообразных лексико-семантических связей. 4. В теме 4 слушатели знакомятся с актуальной лексикой современного немецкого языка на примере слов года (Wörter des Jahres) ХХI века. Рассматриваются критерии отбора слов года, их общественно-политический контекст, лингвистические характеристики (оценочный потенциал, улучшение/ухудшение значения, механизмы номинации, словообразовательная активность, стилистическая маркированность и т.д.), функционирование слов года в различных коммуникативных формах. 5. В теме 4 даётся трактовка понятия «антислово» как лингвистического и социолингвистического феномена, информация об акции «Антислово года». На примере антислов, выявленных в Германии и других немецкоязычных странах, рассматриваются их тематическая, семантическая, прагматическая и когнитивная специфика. 6. Занятия проводятся с носителями немецкого языка. На практическом занятии 6 ведется работа над безэквивалентной и фоновой лексикой немецкого языка, отражающей социокультурные реалии. 7. На практическом занятии 7 продолжается работа над лингвострановедческой лексикой с социокультурным компонентом и культурно-специфическим текстом. 8. Практическое занятие 8 посвящено австрийскому варианту немецкого языка. Стажёр из Австрии знакомит слушателей с некоторыми национально-специфическими особенностями лексики. 9. На занятии 9 осуществляется контроль усвоения материала. В форме круглого стола обсуждаются стендовые доклады, подготовленные слушателями. Самостоятельная работа в рамках модуля направлена на закрепление лекционного материала, выработку мотивационной готовности к применению на практике лингвокогнитивных и социолингвистических знаний, совершенствованию навыков работы с аутентичной литературой социокультурной проблематики и научной литературой при подготовке докладов. Итоговый контроль предусматривает подготовку слушателями коротких стендовых докладов (7 – 10 минут) социокультурной проблематики. Литература 1. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка. – М.: Русские словари, 1997. – 416 с. 2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. – М.: Языки славянской культуры. – 2004. – 560 с. 3. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – 190 с. 4. Schlosser H.D. Lexikon der Unwörter. / H.D. Schlosser. – Bertelsmann Lexikon Verlag, 2000. – 125 S. 5. Wörter, die Geschichte machten: Schlüsselbegriffe des 20. Jahrhunderts / Hsg. von der GfdS. – Gütersloh/München : Bertelsmann Lexikon Verlag, 2001.- 224 S. 6. Wörter des Jahres 2001- 2009 // Der Sprachdienst. – Nr.1 – 2002 – 2010. |
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии) | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» | Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... ... | ||
Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных... Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений | Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | Согласовано председатель профкома мобу «Лицей№6» имени З. Г. Серазетдиновой ... | ||
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Постановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении... Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа деятельности нацелена на решение следующих задач Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических... |