Скачать 437.1 Kb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт» программа для: учителей русского языка и литературы, учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподавателей СПО по направлению: проектирование содержания образования по специальности ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» Наименование учредителя: Министерство образования и науки РФ Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Серия А № 166369 регистрационный № 7253 29 июня 2006г. Свидетельство о государственной аккредитации:Рег. № 0264 (27 июля 2006 г.). Наименование программы: «Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма» Объем: 72 часа Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: 3180 руб. ФИО ректора ГОУ ВПО «БГПИ»: Пащенко Михаил Яковлевич ФИО, должность разработчиков программы повышения квалификации: Капрусова Н.М., зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания ГОУ ВПО «БГПИ», Толоконникова С.Ю., доцент кафедры литературы и методики ее преподавания ГОУ ВПО «БГПИ». Юридический адрес учреждения: 397160 г. Борисоглебск Воронежской обл. ул. Народная, д.43 Контактный телефон: 8 (47354) 6-10-90 (Чумичева Марина Сергеевна); dovuz@mail.ru Перечень приложений к заявке: Приложения к разделу 1:
Приложения к разделу 2: 2.1. Договор о сотрудничестве со школой-победительницей конкурса по отбору общеобразовательных учреждений Воронежской обл., внедряющих инновационные образовательные программы: МОУ «Борисоглебская СОШ № 3». 2.2. Договор о сотрудничестве с педагогом-инноватором Макашовой Л.В., учителем Борисоглебской СОШ №3, победителем конкурса «Лучший учитель года - 2009», победителем международного конкурса по внедрению в учебный процесс УМК «Мир вокруг тебя» Ректор ГОУ ВПО «БГПИ» М.Я. Пащенко Печать Содержание заявки
Раздел 1. Общая характеристика учреждения ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» - не только старейшее (был основан в 1940 году), но и крупнейшее профессиональное учебное заведение в г. Борисоглебске, расположенное в районном центре. Географическое положение вуза на границе 4-х областей расширяет поле деятельности института далеко за пределы своей области. «БГПИ» обеспечивает специалистами с высшим педагогическим образованием не только восточную часть Воронежской области, но и ряд районов Волгоградской, Тамбовской, Саратовской областей. Институт сегодня – это 4 учебных корпуса, хорошо оснащенные кабинеты и лаборатории, 6 учебных компьютерных классов, 2 актовых зала, столовая. К услугам обучающихся новый спортивный комплекс, класс открытого доступа в сеть Интернет, медиа-зал. Большую помощь в подготовке специалистов оказывает библиотека, располагающая четырьмя абонементами и двумя читальными залами. Информационно-технический центр института обеспечивает процесс обучения современными компьютерными и мультимедийными программами. Качество образовательного процесса и уровень подготовки выпускников института полностью соответствует требованиям инициативы «Наша новая школа», подготовленной по поручению президента, о чем свидетельствует востребованность выпускников института не только в районах (сельская местность) и районных центрах вышеперечисленных областей, но и в Москве, Санкт-Петербурге и др. крупнейших городах России. В 2008 году в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществлялась выездная (инспекционная) проверка вузов Воронежской области по ряду показателей. В ходе проверки было установлено, что ГОУ ВПО «БГПИ» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к вузам типа «институт». Ни по одному из критериев замечаний сделано не было. В 2010 году вуз успешно прошел сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества вуза международным стандартам серии ISO 9001: 2008, по результатам которого международной сертификационной компанией IQNET вузу выдан сертификат соответствия. С апреля 2008 года в институте в соответствии с лицензией (серия А № 166369, рег. № 7253 от 29.06.06 г.) и свидетельством о государственной аккредитации (серия АА № 000271, рег. № 0264 от 27.07.06 г.) функционируют курсы повышения квалификации для работников сферы образования. Важность организации курсов повышения квалификации в провинциальном вузе при наличии в Воронежской области Института повышения квалификации работников образования сегодня возрастает многократно. Борисоглебский пединститут дает возможность пройти повышение квалификации без отрыва от основного места работы или с частичным отрывом от места работы, при этом существенно экономятся средства с отсутствием необходимости оплачивать проезд и проживание. Для педагогических работников, административных и управленческих кадров Борисоглебского городского округа, а также ряда районов Воронежской, Волгоградской, Тамбовской обл. курсы повышения квалификации по основным образовательным программам вуза и проблемам системы менеджмента качества (на основе лицензионного договора с ФГОУ ДПО «Ярославская академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова») стали выгодной в экономическом и социальном планах возможностью повысить свой профессиональный уровень, что стратегически очень важно для округа и региона в целом. Занятия на курсах проводят высококвалифицированные специалисты с использованием современных педагогических и информационных образовательных технологий. Широко используется опыт инновационных школ-победителей конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и опыт учителей-инноваторов. К услугам слушателей лаборатории и специализированные кабинеты института, библиотечный фонд вуза, электронные библиотечные ресурсы, медиа-зал, предоставляется открытый доступ в сеть Интернет. Иногородним слушателям за умеренную плату предоставляются благоустроенные комнаты в общежитии. По окончании курсов слушатели получают документ государственного образца (удостоверение или свидетельство) о прохождении курсов повышения квалификации и обеспечиваются комплектом учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях. За время работы курсов повышения квалификации с апреля 2008 по апрель 2010 года прошли обучение 259 слушателей (директора учебных заведений, учителя и классные руководители школ; воспитатели детских дошкольных учреждений, педагогические работники учреждений НПО и СПО) по программам: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе», «Инновационные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателей образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования», «Основы теории и методики преподавания информатики в начальных классах», «Современные технологии развития способностей детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Инновационно-педагогический подход в изучении математических дисциплин», «Современный урок иностранного языка», «Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе». В 2010 году в соответствии с пожеланиями педагогических работников перечень программ значительно расширился, к их числу относится и предлагаемая в настоящей заявке программа. Раздел 2. Соответствие разработанной образовательным учреждением программы, базовым требованиям к содержанию дополнительных профессиональных программ. 2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации: По окончании курса слушатели должны знать:
По окончании курса слушатели должны уметь:
. 2.2 Содержание программы повышения квалификации: ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма Цель: определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, учителя, преподающие курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподаватели средних специальных учебных заведений Срок обучения 72 ч Режим занятий 6 ч.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма Цель: определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, учителя, преподающие курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподаватели средних специальных учебных заведений Срок обучения _72 ч.___________________________________________ Форма обучения __с отрывом от места работы______________________ Режим занятий ____6 ч._________________________________________
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма Введение Программа повышения квалификации «Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма» предназначена для школьных учителей русского языка и литературы, учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподавателей средних специальных учебных заведений. Все содержание курса повышения квалификации и каждое занятие включают следующие блоки: рефлексивный, информативный, практический и творческий, научно-исследовательский. Рефлексивный блок стимулирует мотивацию участников курсов на изучение избранных проблем. Информационный блок включает основное содержание изучаемых проблем, ключевые понятия и термины, методические инновационные подходы к преподаванию, списки литературы, ЦОР и др. Практический блок включает систему вопросов и заданий для самообразования, самоконтроля, анализа и обобщения собственного опыта, опыта учителей-новаторов и школ по решению рассматриваемых проблем. Творческий и научно-исследовательский блоки включают задания, стимулирующие дальнейшее исследование рассматриваемых проблем, их творческое решение в собственной педагогической деятельности. Современная социокультурная и образовательная ситуации предъявляют к учителю-гуманитарию (и особенно к учителю русского языка и литературы) серьезные требования. Очевидно, что деятельность педагога должна быть направлена на построение образовательной системы, антропоцентрической по цели, по содержанию и формам организации, поскольку в центре такого обучения находится личность обучающегося как реализация определенного педагогического проекта, предполагающего целостное развитие личности, а не только ее знаниевую образованность. Его главные черты: - гуманистическая направленность, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого человека и другой культуры, в толерантности; - творческая активность, креативность; - рефлексивность; - постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Цель курса – определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы. С основной целью связаны следующие задачи программы. 1. Показ путей изучения художественных текстов с целью воспитания у учащихся отношения к литературе как к особого рода духовной ценности и средству получения знаний о национальной и мировой культурах и о самом себе. 2. Знакомство с практическим опытом преподавания литературы в современной школе учителями-новаторами. 3. Расширение знаний учителей об основных мировых религиях и отражении духовных практик в литературе. 4. Знакомство с опытом преподавания в школах России «Основ православной культуры», разработка конкретных рекомендаций по ведению духовного просвещения учащихся. 5. Знакомство с инновационными подходами к изучению литературы в новой школе. 6. Показ перспективности культурологического подхода к преподаванию литературы и проведения интегрированных уроков. Программа рассчитана на 72 часа. В ее реализации принимают участие преподаватели кафедр литературы и методики ее преподавания, русского языка и методики его преподавания, учитель-новатор Макашова Л.В. Формы работы. Кроме академических форм работы (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), предполагаются активные формы проведения занятий (лекция-диалог, лекция с элементами диспута, диспут, эвристическая беседа, круглый стол, мозговой штурм и др.). I. Коммуникативный аспект речевой культуры педагога (2 ч.) Содержание Педагогическое речеведение: педагогическая коммуникативная ситуация, типы и жанры педагогической речи. Грамматика речевого поведения педагога: стратегия, тактика, приемы эффективного общения. Вид занятия: лекция II. Приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям нации и человечества и формирование духовной культуры учащихся в процессе изучения литературы в новой школе (4 часа) Основы русской православной культуры и школьный историко-литературный курс – звенья одной цепи, скрепляющие нацию и имеющие государственнообразующее значение. Роль литературы в формировании у учащихся чувства национального самосознания и патриотического чувства принадлежности к единому многонациональному государству. Литература – необходимая составляющая воспитания человека, играющая формообразующую роль для каждой нации и утверждающая вечные нравственные ценности. Вид занятия: лекция, круглый стол (проводит Макашова Л.В., учитель Борисоглебской СОШ № 3, победитель конкурса «Лучший учитель года» (2009 г.), победитель международного конкурса по внедрению в учебный процесс УМК «Вокруг тебя мир»). III. Методика изучения мировой и национальной культур (литератур) как универсальной знаковой системы (8 ч.) 3.1. Изучение культурной парадигмы и ее национальных проявлений как инновационный подход к преподаванию литературы в новой школе – 2 ч. Содержание Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим опытом писателей как творческих индивидуальностей. Многозначный характер художественного образа. Характер, национальный характер (на примере школьных программных произведений). Художественный тип как явление, наиболее актуальное для определенной эпохи. Эстетический идеал как способ проявления в произведении идеалов художника (национальных, социальных, нравственных, философских, религиозных и др.). Народность творчества (художественного произведения) и определяющие ее факторы. Критерии народности. Народное и национальное. Вид занятия: круглый стол Форма контроля: Ответы на вопросы по теме (коллоквиум). 3.2. Место архетипа в современной литературе – 2 ч. Содержание Понятие «архетип». Работы К. Юнга. Архетипы, их использование в литературоведении. Архетипы, архетипические образы, архетипоиды. Различные подходы к определению понятия «архетип» в отечественной науке. Роль архетипов в понимании идейно-тематической основы произведения (на примере различных произведений). Вид занятия: лекция Форма контроля: литературоведческий диктант по теме 3.3. Культурологический подход к преподаванию литературы в новой школе: литература и театр, литература и живопись, литература и психология, литература и философия – 4 ч. Содержание Система К. Станиславского, ее использование в ходе анализа художественного произведения: предлагаемые обстоятельства, действие героев – внутреннее содержание героев, художественные детали. Г. Лессинг о границах живописи и поэзии. Психологические аспекты в анализе художественного произведения. Л.С. Выготский «Психология искусства». Психологическая школа. Эстетика Гегеля. Эстетика Н.Г. Чернышевского. Литературно-критические и теоретические позиции. Вид занятия: лекция-диалог Форма контроля: написание рефератов на темы («Эстетические взгляды Лессинга», «Психологические аспекты анализа художественного произведения» (по работе Л.С. Выготского «Психология искусства»), «Литературоведческие воззрения Гегеля»). 3.4. Методы и приемы использования презентации на уроках литературы. Из опыта работы учителя (проводит Макашова Л.В., учитель Борисоглебской СОШ № 3). Вид занятия: методический практикум IV. Основы духовно-религиозной культуры и школьный курс литературы 4.1. Духовно-нравственные особенности древнерусской литературы (4 ч.) Содержание Крещение Руси как явление культуры. Истоки и сущность литературы Древней Руси, ее христианские корни. Библия и древнерусские художественные тексты. Агиография как особый род литературы. Связь агиографии с иконописью. Древнерусские жития и патерики. Древнерусское летописание и христианство. Церковь как оплот книжного дела и образования в Древней Руси. Духовно-нравственные основы древнерусской политической мысли и их выражение в ораторской прозе, проповеди и житии, в исторической и воинской повестях. Особенности изучения древнерусской литературы в средней школе (специфика подготовки к урокам учителя и учеников; объектно-субъектный подход к подбору материала; место и роль культурологических аспектов при изучении литературного текста). Вид занятия: лекция (2 ч.), круглый стол (2 ч.) Форма контроля: предоставление реферата на заданную тему («Крещение Руси как культурное явление», «Христианские темы и мотивы в древнерусской литературы»). 4.2. Литература и религия в России: органическая связь – разрыв – восстановление 4.2.1 Духовные истоки творчества русских писателей (8 ч.). |
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | ||
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии) | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Наименование учреждения Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный... | ||
Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных... Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений | Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | Согласовано председатель профкома мобу «Лицей№6» имени З. Г. Серазетдиновой ... | ||
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Постановление от 22. 10. 2012 №1155-п г. Ярославль Об утверждении... Утвердить прилагаемое Положение о порядке аттестации специалистов и руководящих работников государственных и муниципальных социальных... | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Программа деятельности нацелена на решение следующих задач Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических... |