СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………….3
План стажировки ………………………………………………………5
Список литературы…………………………………………………….7
Приложения……………………………………………………………..9
Приложение 1……………………………………………………………9 Приложение 2……………………………………………………………14
Пояснительная записка Программа краткосрочной стажировки педагогических работников по проблеме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технология» в общеобразовательном учреждении (далее - Программа) предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений в качестве модуля дополнительной профессиональной образовательной программы.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- - ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письма Управления дополнительного образования Министерства образования РФ от 15.03.1996 г. «Об организации и проведении стажировки специалистов»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие нового ФГОС НОО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
- Положения о стажировке работников системы образования Белгородской области, утвержденного приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 09 февраля 2011 г. № 310;
Приказ департамента образования Белгородской области от 06.09.2013 г. № 2139 «Об утверждении стажировочных площадок, реализующих ООП в рамках ФГОС начального и основного общего образования с 01.09.2013 г.».
Программа предусматривает изучение практического опыта внедрения федеральных образовательных государственных стандартов начального общего образования, осмысления педагогами путей обновления методики преподавания (технология обучения) учебных дисциплин начальной школы в МБОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова».
Преподавание по программе может осуществляться в форме разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, занятий слушателей по самообразованию, что способствует повышению практической значимости программы. Формы организации учебной работы стажеров: проведение круглого стола, посещение мастер-классов педагогов, посещение и анализ уроков, проведение учебных групповых и индивидуальных консультаций.
Самостоятельная работа стажера предполагает участие в дискуссиях, анализ и обсуждение ситуаций, анализ нормативно-правовых документов, самостоятельная разработка проектов документов.
Практическая значимость программы заключается в возможности осуществления стажировки слушателями курсов повышения квалификации на базе общеобразовательных учреждений реализующих ФГОС НОО.
Категория слушателей – учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, слушатели курсов повышения квалификации ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».
Цель обучения – закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки стажера, полученные в результате теоретической подготовки.
Задачи:
1) создать условия для овладения стажером нормативно-правовой базой реализации ФГОС НОО в МБОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова»;
2) создать условия для изучения на практике обновления содержания образования на основе усиления личностной ориентации и реализации компетентностной парадигмы образования, осуществления системно-деятельностного подхода в организации повышения квалификации;
3) создать условия для формирования у педагогов профессиональных компетенций, осмысления путей обновления преподавания в контексте ФГОС НОО.
Ожидаемые результаты освоения программы стажировки.
Стажер должен знать:
- современные педагогические концепции и прогрессивные образовательные технологии, а также перспективные направления в развитии образовательной системы;
- основы воспитания и социализации в содержании современных образовательных стандартов;
- требования к организации образовательного процесса в условиях ФГОС НОО;
- требования к результатам освоения программы НОО: личностные, метапредметные, предметные.
Уметь составлять:
- рабочую программу по учебному предмету;
- план урока в рамках ФГОС НОО.
База реализации программы МБОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова».
По итогам освоения программы стажировки стажер оформляет дневник стажировки с предложениями по совершенствованию работы учреждения и отчетом о стажировке. Предложения по результатам стажировки вместе с отзывом руководителя стажировки от учреждения предоставляются на защиту аттестационной комиссии.
Учебно-тематический план
программы стажировки педагогических работников
по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:
нормативные документы, содержание, технология» Цель стажировки: закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки стажёра, полученных в результате теоретической подготовки.
Категория слушателей: учителя начальных классов
Продолжительность обучения: 36 ч.
Режим занятий: 6-8 ч. Стажировка может проводиться в групповой и индивидуальной формах.
Виды деятельности стажёра: изучение документов, посещение, анализ и моделирование уроков и занятий внеурочной деятельности, разработка учебных и рабочих программ.
Форма аттестации: итоговый отчёт слушателя о прохождении стажировки.
Тематическое планирование
№
| Наименование направления
(темы, проблемы) стажировки
| Коли-
чество часов
| 1.
| Тема 1. Концептуальные основы, структура и содержание ФГОС НОО
Задания:
1. «Актуализация понятия – ФГОС НОО» (анкетирование).
Изучение нормативно правовых актов, обеспечивающих сопровождение введения ФГОС в начальной школе.
3.Изучение алгоритма деятельность ОУ по внедрению ФГОС
| 3 1
1 1
|
2.
| Тема 2. Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения
Задания:
От теории к практике. Целостный педагогический процесс в условиях реализации ФГОС
Мастер-классы учителей «От традиционных уроков к современным технологиям».
3.Коллоквиум «Суть и содержание понятия «Метапредметные результаты»
4.Практикум по теме: «Проектирование планируемых личностных результатов образования»
| 4
1 1 1 1
| 3.
| Тема 3. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении предметным дисциплинам как методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения
Задания:
1. Школа стажера «Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения». Основные задачи и компоненты современного образовательного процесса. Сущность и определение системно-деятельностного подхода в обучении. Организация, структура и особенности этапов современного урока в рамках системного и деятельностного подходов.
2. Посещение уроков педагогов и их обсуждение и анализ.
3. Работа в малых группах. Разработка проекта «Рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода»
| 3
1 1
1
|
4.
| Тема 4. Система планирования работы учителя по достижению метапредметных результатов
Задания:
1. Методический семинар «Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам обучения»
2. Посещение уроков учителей и их обсуждение.
3. Консультации по теме: Уроки деятельностной направленности»
4. Мастерские по подготовке различных видов уроков (урок – путешествие, урок-исследование, урок-игра, проектная задача)
5. Кейс «Уроки в начальной школе».
| 6
2 1
1
1 1
| 5.
| Тема 5. Формирование УУД у обучающихся: программный подход
Задания:
1. Знакомство с теорией развития УУД деятельности.
2. Методический семинар «Формирование регулятивных учебных действий при обучении предметным дисциплинам начальной школы»
3. Мастер-классы учителей. Формирование УУД ребенка средствами уроков обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики, изо и др. (просмотр и анализ открытых уроков).
4. Обсуждение «Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы – к успехам ребенка».
| 4 1
1 1
1
| 6.
| Тема 6. Организация внеурочной деятельности в стандарте начального общего образования (на примере организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А. Угарова»)
Задания:
1. Ярмарка программ внеурочной деятельности младших школьников.
2. Мастер-классы учителей «Аукцион педагогических идей по реализации программ внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А. Угарова»
3. Выставка достижений младших школьников
4. Мастер-класс «Как организовать проектную деятельность младших школьников»
4. Стажерская проба «Учебный проект с младшим школьником»
| 5
1 1
1
1 1
| 7.
| Тема 7. Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях ФГОС
Задания:
1. Анализ работы ОУ по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальных классов:
-на уроках,
- во внеурочной деятельности.
2. Обмен опытом « Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка»
3. Посещение уроков и внеурочной деятельности
4. Консультация по теме: «Анализ урока и внеурочной деятельности с позиции формирования культуры здорового образа жизни школьников»
| 4
1
1 1
1
| 8.
| Тема 8. Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО
Задания:
1. Изучение системы оценки в свете требований ФГОС. Критерии оценивания сформированности личностных результатов и УУД обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС..
Портфолио как современный педагогический инструмент комплексного оценивания достижений обучающихся, ориентированный на формирование мотивации обучающихся к достижению успехов, на обновление и совершенствование качества образования.
3. Обмен опытом «Система психолого-педагогического оценивания сформированности личностных результатов и УУД обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»
4. Стажерская проба. Создание КИМ-ов для уроков предметной направленности. Разработка измерительных материалов по диагностике предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся.
| 6
2
2
1
1
| 9.
| Тема 9. Подведение итогов стажировки.
Задания:
Кейсовый набор «Проекты уроков по ФГОС НОО»
Отчёт стажёра.
| 1
| ИТОГО:
| 36
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение.2010.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ―М.: Просвещение,2010.
Планируемые результаты начального общего образования (под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой) ―М.:Просвещение,.2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников – М., 2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М., 2011.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня /Состав. В.И.Никулина, Н.В.Екимова. – Белгород.
Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы/Сост. В.И.Никулина, Н.В.Екимова. – Белгород, 2010.
Проектные задачи в начальной школе под ред А.Б.Воронцова, ―М.:Просвещение,2010
Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий―М.:Просвещение,2010
Педагогический энциклопедический словарь./Гл. ред.Б.М.Бим-Бад. – М., 2002.
Правовые основы деятельности методических учреждений: Сборник документов и рекомендаций./Сост. Л.И.Филатова - М.: АПК и ПРО, 2004. - 107 с. (Разработаны на основе методических рекомендаций Министерства образования РФ)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е. С. Савинов). — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ
Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. – М., 2009.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания. – М., 2011.
Официальные сайты:
Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/;
Федеральное агентство по образованию - http://ed.gov.ru/;
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/;
Федеральные образовательные стандарты - http://fgos.isiorao.ru/.
Федеральный портал «Российское образование»- http://edu.ru/;
Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/;
Здоровье и образование - http://www.valeo.edu.ru/;
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - http://fcior.edu.ru/about.page
Издательство «Просвещение» www.prosv.ru;
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Сервисы для профессионального общения:
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» - http://www.openclass.ru/;
Всероссийский августовский интернет-педсовет - http://pedsovet.org/;
Сетевая школа управленческих кадров общего образования - http://school.apkpro.ru;
Портал «Сеть творческих учителей» - http://www.it-n.ru/;
Портал АПКиППРО – www.apkpro.ru
Приложение 1 «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ № 28
с углубленным изучением
отдельных предметов имени А.А.Угарова»
________ Марчукова Г.В.
((подпись)
Приказ от «30»08. 2013 г. № 492 М.П. ДНЕВНИК
прохождения стажировки
ПО НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ _____________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество стажера (полностью)
_____________________________________________________________________________
Место работы_____________________________________________________
наименование общеобразовательного учреждения (полностью) _____________________________________________________________________________ Должность__________________________________________________________________ Категория слушателей _____________________________________________ Наименование программы стажировки: _____________________________
__________________________________________________________________
Цель стажировки__________________________________________________
__________________________________________________________________
Количество часов
(36 ч.)______________________________________________ Сроки стажировки
(выбирает слушатель)____________________________________________________ Стажировочная площадка (ОУ)______________________________________________________________
наименование общеобразовательного учреждения (полностью) Ответственный за стажировку от стажерской площадки (ОУ): (подпись) /Ф.И.О, должность
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель курсов повышения квалификации по накопительной системе: Цель стажировки – закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки стажера, полученные в результате теоретической подготовки.
Категория слушателей _____________________________________
Количество часов: 36 ч.
Режим занятий – 2-6 ч. Стажировка может проводиться в групповой и индивидуальной формах.
Виды деятельности стажера: самостоятельная теоретическая подготовка, работа с нормативной документацией, посещение и анализ уроков, внеклассных и иных мероприятий; участие в совещаниях.
Форма аттестации – итоговый отчет слушателя о стажировке. План – отчёт о стажировке
Наименование направления (темы, проблемы) стажировки
| Задание стажировки
| дата
| отчет
| Подпись о выполнении руководителя стажерской площадки
| Тема 1. Концептуальные основы, структура и содержание ФГОС НОО
| 1.Проанализировать действующий ФГОС. Выявить основные положения. (Перечислить документы, на которые опирались при анализе.)
|
|
|
| 2. Изучить и проанализировать использование нормативных документов ФГОС, школьную документацию, отражающую работу ОУ в условиях реализации требований ФГОС в педагогическом процессе. (перечислить документы)
|
|
|
| 3. Познакомиться с организацией учебного процесса:
-- режим,
--условия,
--оснащение учебных кабинетов истории и обществознания.
(дать общую характеристику по названным позициям)
|
|
|
| Тема 2. Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения
| 1.Посетить и проанализировать уроки в начальных классах учителя-мастера в связи с реализацией ФГОС НОО, отметить применение современных технологий в свете реализации ФГОС НОО.(записать результаты)
|
| Тема урока, класс, учитель:
Анализ урока:
|
| 2.Проанализировать использование различных средств и приёмов в просмотренных уроках.
(записать результаты)
|
|
|
| 3. Изучить методы и приёмы работы с учащимися у учителя-мастера.
(записать результаты)
|
|
|
| 4.Изучить и проанализировать деятельность педагога по формированию компонентов учебной деятельности, метапредметных результатов обучения.
(записать результаты)
|
|
|
| 7.Изучить применение современных технологий при организации и проведении урока (записать результаты)
|
|
|
| 6.Разработать конспект урока для начальной школы в связи с введением ФГОС НОО (конспект приложить).
|
| Тема урока, класс, учитель
|
| Тема 3. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении предметным дисциплинам как методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения
| 1.Самостоятельно изучить тему «Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения» (перечислить тезисы)
|
|
|
| 2. Посетить и проанализировать уроки в начальных классах учителя-мастера в связи с реализацией системно-деятельностного подхода.
|
| Тема урока, класс, учитель
Анализ урока
|
| Сформулировать предложения по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода»
|
| Учитель предложения
|
| Тема 4. Система планирования работы учителя по достижению метапредметных результатов
| Самостоятельное изучение материалов методического семинара «Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам обучения»
|
|
|
| 2.Посетить и проанализировать уроки в начальных классах, отметить соответствие ФГОС НОО к результатам обучения
(записать результаты)
|
| Тема урока, класс, учитель:
Анализ урока:
|
| 3.Разработать конспект урока для начальной школы в связи с введением ФГОС НОО (конспект приложить).
|
| Тема урока, класс, учитель
|
| Тема 5. Формирование УУД у обучающихся: программный подход
| 1. Выбрать из программы начальной школы учебник (класс по выбору) с указанием автора программы, учебника.
|
|
|
| 2.Расписать по выбранной теме универсальные учебные действия:
- личностные;
- коммуникативные;
- познавательные;
-регулятивные. (кейс)
|
|
|
| Тема 6. Организация внеурочной деятельности в стандарте начального общего образования (на примере организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А. Угарова»)
| 1. Самостоятельно изучить нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности начальной школы в ОУ. (перечислить документы).
|
|
|
| 2. Перечислить программы по внеурочной деятельности начальной школы в ОУ (стажёрской площадки)
(записать результаты)
|
|
|
| 3. Изучить методы и приёмы работы с учащимися во внеурочной деятельности.(записать результаты)
|
|
|
| 4. Проанализировать использование различных средств и приёмов в работе учителя (записать результаты)
|
|
|
| Тема 7. Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях ФГОС
| 1. Проанализировать работу ОУ по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростка:
-на предметных уроках,
- во внеурочной деятельности
(записать результаты)
|
|
|
| Тема 8. Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО
| Разработать примерные измерительные материалы по диагностике предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся (материалы приложить)
|
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дата
| Выполняемая работа стажера
| Подпись ответственного за стажировку в ОУ
| Предложения и замечания стажера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ О СТАЖИРОВКЕ
(о результатах стажировки: организация деятельности, технологии,
содержание и др. виды практической деятельности)
заполняет ответственный за стажировку в ОУ 1. Ф.И.О. стажера (полностью)
_____________________________________________________________________________
2. Место работы_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Должность _____________________________________________________________________________
4. Место стажировки ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Количество часов____________________________________________________________
6.Сроки стажировки____________________________________________________________
7. Итоги работы стажера (согласно пунктам программы стажировки)
На этапе самообразования было изучено:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На этапе стажерской практики в общеобразовательном учреждении были изучены и освоены умения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На этапе практической работы (при выполнении практических заданий) были отработаны профессиональные навыки:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ответственного за стажировку от стажерской площадки (ОУ):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Дата:
Ответственный за стажировку от стажировочной площадки (ОУ)
| ___________________/Ф.И.О. /______________
подпись
|
Стажер __________________________________________ /__________________________/
Подпись Ф.И.О.
Директор образовательного учреждения
| ___________________/Ф.И.О. /____________________
подпись
| М.П.
Дата:
Руководитель курсов повышения квалификации по накопительной системе
|
_____________________________/ Ф.И.О. подпись
| Приложение 2 Кейсы заданий Кейс 1 «Проекты уроков по ФГОС»
(расшифровать задание, включить в дневник стажировки). Кейс 2 «Учебный проект с младшим школьником»
(расшифровать задание, включить в дневник стажировки). Кейс 3 «Диагностика предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся достижений»
(расшифровать задание, включить в дневник стажировки).
|