Скачать 317.33 Kb.
|
1. Педагогический проект на тему: «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания». Автор проекта: Аллерборн Тамара Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ СОШ№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется на базе школы в ходе учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Возрастной контингент учащихся: 5-11 классы. Номинация фестиваля: долгосрочные проекты. 2. Актуальность проекта. Образование в современных условиях требует от выпускника не только наличия знаний по изучаемым предметам, но и умения пользоваться этими знаниями, добывать их самостоятельно и находить применение этим знаниям на практике. Поэтому актуальным для современного образования становится поиск форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в обучении является важным условием достижения этой цели. 3. Цель проекта: Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания. Задачи проекта:
4. Реализация проекта. Проект является долгосрочным, его реализация рассчитана на несколько лет. В ходе деятельности осуществляется работа по формированию ключевых компетенций, овладение которыми необходимо для успешной учебной деятельности, а также направлено на подготовку к выполнению заданий по типу ГИА и ЕГЭ. 5. Ожидаемые результаты. В ходе работы будет сформирован банк учебных заданий, выполнение которых будет направлено на формирование общепредметных и предметных компетенций. В ходе мониторинга будет выявляться картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими компетенциями, что позволит сделать вывод об уровне компетентности обучающихся. 6. Перспективы дальнейшего развития. В настоящее время сформирован банк заданий по истории для учащихся 5-7 классов, а также по обществознанию для учащихся 9-10 классов по формированию коммуникативной и информационной компетентности. Работа в этом направлении будет продолжаться как в пополнении банка заданий, так и по подбору заданий для формирования других компетенций. 7. Информационные источники. 1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj. ucoz.ru/news/2008-08-24-2 2. Зуев П.В. Мерзлякова О.П. «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физики в школе». Екатеринбург, 2009 год. 3. Каверина И. И. «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе». Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm 4. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2. 5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год. 6. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год. 7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования « Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов.— Москва .: ИОСО РАО, 2002. 8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 год. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm http://coollib.net/b/90181/read «Мы слишком часто даем детям ответы, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать». Роджер Левин. Методическая основа компетентностного подхода в обучении. Наиболее полная характеристика компетентностного подхода дана в работах А.В. Хуторского. По его мнению, «введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Говоря о компетентностном подходе, необходимо при этом различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. А.В.Хуторской указывает, что там, где это возможно и необходимо, нужно разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику). А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 1) ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций: - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. - Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. - Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. - Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. - Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. - Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. - Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. Основные функции компетенций: - отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; - быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; - задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; - задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; - быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; - соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля. Технология конструирования компетенций (по А.В. Хуторскому) 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения. Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.
Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников. Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности (по Е.В.Мироновой): • первый уровень – неосознанная компетентность; • второй – репродуктивная компетентность; • третий – продуктивная компетентность; • четвертый – творческая компетентность. (http://coollib.net/b/90181/read) Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями. |
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и... Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5 | ||
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
План проведения районного семинара учителей истории и обществознания... Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Презентация собственной методической системы Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания на основе применения инновационных образовательных... | ||
Тема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания» Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | О. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников... Жолован С. В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к пед н | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главной цель моего учительского труда является: формирование нравственной культуры учащихся на уроках истории и обществознания | Предмет класс Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Календарно-тематический план преподавателя Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | ||
Каталог материалов в помощь учебно-воспитательному процессу Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся... |