«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»





Скачать 317.33 Kb.
Название«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
страница1/3
Дата публикации20.01.2015
Размер317.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3


1. Педагогический проект на тему: «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания».

Автор проекта: Аллерборн Тамара Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ СОШ№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется на базе школы в ходе учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Возрастной контингент учащихся: 5-11 классы. Номинация фестиваля: долгосрочные проекты.

2. Актуальность проекта.

Образование в современных условиях требует от выпускника не только наличия знаний по изучаемым предметам, но и умения пользоваться этими знаниями, добывать их самостоятельно и находить применение этим знаниям на практике. Поэтому актуальным для современного образования становится поиск форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в обучении является важным условием достижения этой цели.

3. Цель проекта:

Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания.

Задачи проекта:

  • проанализировать методическую литературу по данной проблеме;

  • изучить опыт других педагогов в решении данной проблемы;

  • сформировать банк заданий для формирования компетенций;

  • провести промежуточный мониторинг результатов деятельности;

  • осуществить корректировку, в случае необходимости, дальнейшей деятельности в процессе преподавания предмета;

  • подвести итоги деятельности по формированию компетентности учащихся.

4. Реализация проекта.

Проект является долгосрочным, его реализация рассчитана на несколько лет. В ходе деятельности осуществляется работа по формированию ключевых компетенций, овладение которыми необходимо для успешной учебной деятельности, а также направлено на подготовку к выполнению заданий по типу ГИА и ЕГЭ.

5. Ожидаемые результаты.

В ходе работы будет сформирован банк учебных заданий, выполнение которых будет направлено на формирование общепредметных и предметных компетенций. В ходе мониторинга будет выявляться картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими компетенциями, что позволит сделать вывод об уровне компетентности обучающихся.

6. Перспективы дальнейшего развития.

В настоящее время сформирован банк заданий по истории для учащихся 5-7 классов, а также по обществознанию для учащихся 9-10 классов по формированию коммуникативной и информационной компетентности. Работа в этом направлении будет продолжаться как в пополнении банка заданий, так и по подбору заданий для формирования других компетенций.

7. Информационные источники.

1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.

ucoz.ru/news/2008-08-24-2

2. Зуев П.В. Мерзлякова О.П. «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физики в школе». Екатеринбург, 2009 год.

3. Каверина И. И. «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней

общеобразовательной школе». Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.

http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.

6. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования « Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов.— Москва .: ИОСО РАО, 2002.

8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 год.

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

http://coollib.net/b/90181/read

«Мы слишком часто даем детям ответы,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать».

Роджер Левин.

Методическая основа компетентностного подхода в обучении.

Наиболее полная характеристика компетентностного подхода дана в работах А.В. Хуторского. По его мнению, «введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций».

Говоря о компетентностном подходе, необходимо при этом различать понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

А.В.Хуторской указывает, что там, где это возможно и необходимо, нужно

разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 
- Общекультурные компетенции.
 Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательные компетенции.
 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 
- Информационные компетенции
. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции.
 Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. 
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования
 направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Основные функции компетенций:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.


Технология конструирования компетенций (по А.В. Хуторскому)

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 
2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;
3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 
4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции:

а) объекта реальной действительности;

б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту;

в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.


Клю
чевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

история

обществознание

Внеурочная деятельность

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Театрализация, общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)

Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Ролевая и деловая игра
презентация проекта,

 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

театрализация , общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)

Диалог в письменной форме

объяснение собственной позиции по поводу исторических событий, явлений, фактов

написать эссе

самопрезентация в форме резюме, написать анкету, заявление, эссе

использование электронной почты для переписки

Полилог (коллективная дискуссия)

Групповая работа на уроках, при выполнении проекта, ролевая игра, презентация проекта, дискуссия

Деловая игра Групповая работа на уроках, при выполнении проекта, дискуссия

Ролевая игра, театрализация, презентация проекта, дискуссия




Монолог

выступать с устным сообщением презентация проекта

провести экскурсию

выступать с устным сообщением презентация проекта

выступать с устным сообщением презентация проекта Выступления в качестве ведущих на мероприятиях




Чтение

Анализ текстов, поиск информации

Составление плана

Анализ текстов, поиск информации

Составление плана

Анализ текстов, поиск информации

Составление плана




Письмо

Написание плана, конспекта, сочинения от лица исторического деятеля, реферата

Написание плана, конспекта, сочинения на общественно- значимую тему, реферата, памятки

Написание реферата, проекта


Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников.

Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности (по Е.В.Мироновой):

• первый уровень – неосознанная компетентность;

• второй – репродуктивная компетентность;

• третий – продуктивная компетентность;

• четвертый – творческая компетентность. (http://coollib.net/b/90181/read)

Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconТематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и...
Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПрезентация собственной методической системы
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания на основе применения инновационных образовательных...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconТема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания»
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconО. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников...
Жолован С. В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к пед н
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной цель моего учительского труда является: формирование нравственной культуры учащихся на уроках истории и обществознания
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПредмет класс
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconКалендарно-тематический план преподавателя
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconКаталог материалов в помощь учебно-воспитательному процессу
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск