Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 68.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.04.2014
Размер68.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Приобщение детей к духовно-нравственным

ценностям на уроках обществоведческого цикла

«Как зло, так и добро в юношеском сердце

крепко вкореняется; и чему в юности научаемся,

то и остается…» (слайд 2)

(Иоанн Маслов)

Главной цель моего учительского труда является: формирование нравственной культуры учащихся на уроках истории и обществознания.

Какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим (слайд 3).

Я убеждена, что на уроках истории и обществознания можно и должно прививать школьникам духовно-нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, формировать устойчивую гражданскую позицию. Для этого на своих уроках я создаю условия, которые позволяют учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать самостоятельность, познавательную активность, творческий потенциал.

Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В. О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Виды деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей (слайд 4)

  • поздравления с праздниками (ветеранов, пожилых людей, мам и бабушек и т.д)

  • работа с историческими текстами;

  • рассмотрение иллюстраций с последующим обсуждением;

  • сочинение (эссе) на определенную тему;

  • анализ учебных и жизненных ситуаций.


Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

  • как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

  • как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Изучая новейшую историю, рассуждаем над вопросами:

  • Почему памятник Хрущеву Н.С. выполнен наполовину из белого, а наполовину из черного мрамора? (слайд 5)

  • Плюсы и минусы развития культуры разных периодов XX века.

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

Школьные уроки побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни их них мелькают бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.

На уроке в 8-м классе по теме «Восстание декабристов» во время рассказа, обращаю внимание учащихся на то, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества. В течение урока читаем воспоминания участников восстания о самом восстании, о том, как декабристы переносили каторгу, читаем стихи посвященные им и их близким.(слайд 6)

Педагогика осуществляет себя ныне в ситуации усугубляющегося глобального системного кризиса человечества (загрязнение среды, прогресс болезней, рост преступности, наркомании), в основании которого лежит кризис духовно-нравственных начал жизни. Ребята готовят презентации, которые можно использовать на уроках истории и обществознания и через которые они выражают свое отношение к окружающему миру. Например, презентации (слайд 7) « Современные экологические проблемы», «Они на грани выживания», «Скажи наркотикам НЕТ», «Мы за здоровый образ жизни».
Преподавание истории и обществознания в школе должно способствовать формированию у учащихся нравственной культуры личности на основе изучения общечеловеческих ценностей, ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. На уроках обществознания в 5-6 классах проводим уроки-тренинги, например «Учимся жить дружно» создание «Дерева дружбы» и «Законов дружбы». (слайд 8) В 9 классе трагедия Холокоста вызывает бурю эмоций и переживаний у учащихся, т.к. используются письменные и фото архивы.(слайд 9)
Одним их важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. При изучении темы «Моя Родина - Россия» учащиеся провели социологический опрос. Необходимо было ответить на вопрос: «Назовите свою ассоциацию со словом РОДИНА». Затем были обработаны полученные ответы и оказалось, что наиболее часто встречающиеся ответы это - берёза, родительский дом, родители. Затем ребята нарисовали плакат и вывесили его в холле школы.

Культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков. Перед учителем истории сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России и обществознанию, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения своих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся нравственной и политической культуры, активной гражданской позиции, то есть социализации учащихся. 1 сентября - Урок «Год Российской истории» в 5 классе.(слайд 10)
Сущность моей работы заключается в социализации учащихся, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на опыте учащихся, коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.

Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, продолжали преемственность поколений, неразрывную связь времен. Традиционно в каждом классе мы составляем «Древо семьи» и пишем рассказы о своих предках. (слайд 11)

Чтобы не покидала гордость за своих предшественников, желание достойно продолжать начатое ими дело. Чтобы все лучшие человеческие качества прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.

Ежегодно в январе отмечается День рождения Ушакова Г.А. нашего земляка, полярного исследователя. Проводятся экскурсии в музей села, а на уроках в 9 классе при изучении достижений науки и культуры России в 20 веке, мы рассматриваем его жизнь и вклад в развитие страны, как гражданский и человеческий подвиг.(слайд 12)

Педагогика осуществляет себя ныне в ситуации усугубляющегося глобального системного кризиса человечества (загрязнение среды, прогресс болезней, рост преступности, наркомании), в основании которого лежит кризис духовно-нравственных начал жизни.

Учить «человека вообще» - значит, его не учить. Исходя из этого, с самого начала обучения, ребята должны в полной мере осознать свое пребывание в этой жизни, в этом обществе, на этой, данной им родной земле не просто субъектом социальной и культурно-исторической деятельности, а представителем своего века, так как данное назначение каждого человека заключено в самом слове «человек». С первого занятия ребята должны осознавать, что важным элементом общественной культуры является нравственный аспект пробуждение человеческого в человеке

Отличие моего подхода к изучению истории – в работе с детьми в режиме конкретизации представлений, погружение в эпоху посредством эмоционального окрашивания изучаемого материала и самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Как сказал Дмитрий Медведев в одном из интервью: «Древо человеческого бытия вырастает из тонкого гибкого ростка детства. И от того как за ним ухаживать, зависит его будущая стать и стройность. То есть, от того как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его дальнейшая жизнь интересной, творческой, значимой для него же самого».(слайд 13)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск