«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа»





Скачать 90.42 Kb.
Название«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа»
Дата публикации30.06.2014
Размер90.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Мастер класс на тему «Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа».
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания МКОУ СОШ №15 п. Прикалаусский Новиковой И.В.
Цель: Из опыта работы учителя показать приемы и методы формирования толерантности у учащихся МКОУ СОШ №15п. Прикалаусский.

Главной задачей является формирование предпосылок взаимопонимания, терпимости,

уважения различных наций в условиях полиэтничности Северного Кавказа».

-работа с понятием «толерантность»

- работа по закреплению и формированию навыков необходимого толерантного общения и

взаимодействия между нациями путем применения новых педагогических технологий.

Ход мастер класса:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Я, Новикова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №15 п. Прикалаусский.

Прежде чем объявить тему своего мастер класса, я прошу вас посмотреть на экран.

Стадия Вызов» (Звучит музыка)

Слайд 1 презентации ( из истории войн, истребления народов, религиозные конфликты)

Слова: войны, истребление народов, ненависть, религиозная резня...

- Вы можете мне сказать, что это очень древняя история, и с тех пор человечество слало умнее, культурнее, терпимее друг к другу.

Слайд 2 Отнюдь, посмотрите еще раз на экран

(идут кадры геноцида еврейского народа, взрыв атомной бомбы в Японии, конфликт между арабами и Израилем, грузино- осетинский конфликт)

Слова: геноцид, гнев, боль, ярость, террор.

Вы видите, что прошли века, мы живем в XXI веке, но человечество ничему не научилось, и не сделало никаких выводов. И в опять можете мне сказать: « Эти события далеки от нас, и уж нас -то они не качаются, не касаются они и наших детей, меня эта чаша минует...»

Слайд 3 И снова я прошу вас посмотреть на экран ( идут кадры взрыв в Кисловодске, Беслан, взрывы в Дагестане, захват заложников в Буденновске, война в Чечне).

Слова: террор, убийства, ненависть, захват заложников, смерть, вражда...Северный Кавказ..
- Так, что же мы видим с вами? Проходят века, история идет вперед, но люди не становятся терпимее друг к другу, они по- прежнему полны ненависти, гнева, религиозной и национальной вражды. С болью должны мы признать, что и наша благословенная земля Северного Кавказа становиться зоной экстремизма, национальной вражды. И я задумалась.... может ли каждый из нас, что- то сделать, чтобы изменить ситуацию? Если не сможет один человек, то уж все вместе мы может изменить наш мир, сделать его лучше, терпимее, добрее и толерантнее.
Слайд 4. Итак, тема моего мастер класса: «Формирование толерантности на уроках

истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного

Кавказа».
Слайд 5. Я не ставлю перед собой глобальных целей, просто для нашего региона эта тема очень актуальна. Наш Северный Кавказ, Ставропольский край, Петровский район, поселок Прикалаусский многонациональны. Только в моем 7 классе учатся ребята таких национальностей как: русские, армяне, табасаранцы (которые, к тому же являются мусульманами, т.е. представителями другой религии), цыгане, т.е. реалии таковы, что мы живем с вами в поликультурном обществе. И вот, чтобы не допустить национальной вражды, ненависти, проявления агрессии, экстремизма я по мере свих сил на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности формирую у наших детей толерантность, и с удовольствием поделюсь с вами своими мыслями
Слайд 6. С чего же начинается формирование основ толерантности?

А начинается оно в 4-5 классе с работы над понятием толерантность.

Беседа с залом. Как вы думаете, что такое толерантность?

Выслушиваются ответы зала. Действительно, посмотрите как много вы дали определений толерантности, и все они правильные. Это очень разноплановое понятие, и в разных языках, в разных сферах общественной жизни, в разных культурах оно звучит по- разному. (Понятие в переводе с латинского означает: переносить, выдерживать, терпеть). Но мне близка следующая позиция Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО 1995.
Еще один важный момент, который логически вытекает из понятия толерантность: богатое многообразие мира. Это очень важный момент, для осознания школьниками следующей идеи: что нас много, что все ми разные. Я хочу показать вам на конкретном примере.
Слайд 7. Упражнение Домино. Работа с залом.
Упражнение показывает, что в группе между участниками существуют как различия, так и общие, объединяющие всех взгляды. Правило «Домино»: первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики. Например: «С одной стороны, я близорука, и ношу очки, а с другой стороны я очень люблю свою профессию учитель» Есть ли в зале человек, который тоже любит свою профессию? Участник, который тоже любит свою профессию берет меня за руку. С другой стороны он показывает свое отличие: это может быть увлечения, черты характера, особенности внешности. Третий участник, у которого есть свои отличия присоединяется к группе. Упражнение завершается общим кругом, все участники стали частью «домино».

Рефлексия. Итак, какова же главная идея этого упражнения? Посмотрите, все мы с вами разные: разная внешность, степень здоровья, черты характера, увлечения, национальность. И это замечательно! Мир прекрасен в своем многообразии. Одна рука у нас показывает наши отличия друг от друга, а вторая рука наше сходство. Мы стоим с вами в кругу, а это символ единства. Что же нас объединяет с вами? Мы люди, профессия учитель, мы живем с вами в Петровском районе, и, в конечном счете, мы с вами обитаем на планете Земля.

Так на простом примере мы приходим к очень важной мысли, которую я доношу до ребят: Да, мы все разные, но это хорошо, в мире, природе должно быть многообразие. Но в то же время мы едины, мы все вместе, и в этом наша сила. Это важнейший принцип толерантности.
Слайд 8. Следующим этапом моей работы, являются приемы, когда ребятам надо научиться находить точки соприкосновения между их многообразием, учиться коммуникациям, общению.
Посмотрите пожалуйста видеоролик, и постарайтесь ответить на вопрос, что происходит между его участниками?
Беседа с залом: что мы видим с вами. Эти участники могут представлять разные социальные группы. Это как маленький слепок нашего общества. Это может быть семья (родители и дети- новое поколение, это может быть народ и правительство, а может это и целые государства, например США, Россия, и Грузия) Но самое главное, что мы заметили, что хотя они и общаются, но не слышат друг друга, между ними нет ДИАЛОГА. А диалог- это умение вести беседу, слушать и слышать друг друга. Это важнейшее условие для формирования толерантности. Учить коммуникации взаимодействия, умению вести диалог мне помогает педагогическая технология «Дебаты». Я начинаю работать с ней с 6 класса, мы учимся защищать свою точку зрения, слышать противоположную сторону, приводить аргументы, и правильно и красиво говорить. Как это происходит на уроках я вас сейчас продемонстрирую.

Слайд 9. Представьте, урок обществознания в 10 классе. Тема межнациональное общение. Начинаю с проблемной ситуацию Внимание на экран (демонстрация ролика, где на улицах города кавказские парни танцуют лезгинку- 2 мин.).

Работа с залом. Итак, наша задача с вами 1 ряд становиться в позицию защитников такой традиции, и приводят аргументы за.

2 ряд -сторонники против такой традиции, и должны подтвердить свою позицию аргументами.

А моя роль, как учителя, и 3 ряда найти точки примирения, соприкосновения, мы должны прийти к единым выводам, и не допустить ссоры и столкновений взглядов.( 4 минуты)

Слайд 10. Итак, какие же выводы мы можем сделать? Да, может мне не нравиться этот танец, мне не нравиться открытое и агрессивное выражение своих традиций, их навязывание. Мы должны уважать друг друга, культурный обмен должен проходить в нужном месте, в зависимости от ситуации, но не в коем случае не должен нарушаться при этом закон.

Таким образом, сейчас мы с вами на примере создания проблемной ситуации на уроке провели элемент педагогической технологии «Дебаты»
Слайд 10. Психологи утверждают, что в основе нашего гнева, ненависти, вражды, агрессии лежит очень сильная эмоция- страх. Все, что нам не знакомо, неведомо оказывает ответную реакцию- желание защитить себя, первыми проявить силу, на всякий случай...А когда мы узнаем что- то или кого- то поближе, это становиться не таким страшным, а даже приятным. И нам нужно выстроить этот процесс сближения и узнавания друг о друге. С чего же начинается узнавание и сближение с себя, своей семьи, своих корней, с истории своего рода, истории народов, которые живут рядом, их традиций, быта, обычаев. И здесь я применяю проектную и исследовательскую технологию. Начинаем с простого мини- проекта « Родословная моей семьи». Постепенно шаг за шагом мы ближе узнаем друг друга. Обратите внимание, вот лишь некоторые проекты и исследования моих учеников, которые заняли призовые места на муниципальном, краевом и региональном этапах научных конференций. Метод проектов помогает нам в процессе сближения, узнавания друг друга, стимулирует творчество и активность, учит преодолевать страх перед всем незнакомым, и ведет к формированию толерантности.
Слайд 11.

Но, поистине огромный и богатейший пласт для формирования толерантности представляет для нас внеклассная работа: это и классные часы, и экскурсии, и исследовательская работа, совместные общешкольные праздники. Уже традиционными в нашей школе стали коллективно- творческие дела- общешкольные праздники, объединения всех национальностей, проживающих на Северном Кавказе. Это « Ярмарка народов Кавказа», «Национальное подворье». А как же увлечь всю школу, не заставить ребят участвовать в общешкольном мероприятии, а объединить их в едином творческом порыве.

Слайд 12.

Здесь мне на помощь приходят такие активные методы, как экскурсия. Ведь нет ничего лучше, чем реально увидеть памятники культуры, архитектуры, о которых написано в учебнике. Тем более, что наш регион очень богат и разнообразен в культурном наследии. Я со своими учениками побывала в центре Буддийской культуры городе Элиста. Мы прикоснулись к совершенно другой религии, которая учит нас идеям мира, веротерпимости, духовному спокойствию, и толерантности.

Слайд 13. Формировать толерантные основы личности надо начинать с младших школьников.

В рамках курса ОРКИСЭ ( я являюсь преподавателем- тьютером, и веду модуль ОПК, и модуль ОМРК) учу ребят веротерпимости, уважению к людям других религий и национальностей, их активному взаимодействию на позициях согласия и взаимоуважения. Применяю активные формы обучения игры, мини- проекты, экскурсии, и фестивали. Итоговым занятием является открытый урок- «Фестиваль религий. Под одним небом», на котором ребята, выступая со своими проектами, приходят к главной идеи - мы строим диалог культур, наций и религий, мы учимся толерантности.
Слайд 14. Решив использовать летние каникулы с пользой для ребят, я подготовила и разработала целую лагерную смену Пришкольного лагеря Орбита. Она была посвящена изучению традиций, истории, быта, культуры народов, проживающих на Северном Кавказе. Это этнографическая смена носила название «Книга народов Кавказа». Ребята проживали день, знакомясь с историей одной нации, как бы погружаясь в нее, они разучивали танец, песню, делали национальную поделку, учили несколько ключевых слов. Эта летняя смена дала мощный импульс для формирования толерантности в нашей школе.
Слайд 15. Чтобы формировать толерантность надо задействовать как познавательный интерес, так и эмоциональную, чувственную сферу ребят. Обычно это происходит так:

Работа с залом. Активная беседа.

- Посмотрите, что у меня в руках? ( Демонстрирую предметы быта разных народов, может быть расческа для чесания шерсти, палочка для проталкивания нити при ковроделии у табасаранцев, рубель, армянский дундук....)

- Вы знаете, что это такое, как называется?

Где используются эти предметы? Пожалуйста, их можно потрогать, сделать свои предположения.

- Вы знаете, даже я не знаю назначения и названия этих предметов, но в классе у нас есть ребята, которые могут объяснить нам, что это такое, как в их семьях это применяют. А вы хотите узнать? Сейчас нам ( Рамазанова Мадина, Самсон Галстян, Айрапетян Анжелика, Епхиева Индира.. в каждом классе найдется ученик другой национальности) покажут и расскажут, об этих вещах. Так возникает познавательный интерес- т.е. происходит мотивация учащихся. А это очень сильный эмоциональный двигатель, который мы используем.

- Ребята, а давайте и другим ребятам в нашей школе тоже расскажем о своих традициях, угостим национальным блюдом, споем песню, или станцуем национальный танец. И вот, уже вся школа закрутилась в подготовке общешкольного праздника «Национальное подворье».

Конечно, главная роль принадлежит вам- учителю, вашей энергии, вашему творчеству, вашей способности объединить всех: родителей, учеников, классных руководителей, администрацию школы. Вы и сценарист, и режиссер, и постановщик танцев, музыкальный редактор.

Слайд 16. Но как горят глаза у ребят, как им хочется рассказать побольше о «своей нации», интереснее ее представить. Ребята тянут жребий, какому классу достанется представлять ту или иную нацию, проживающей на Северном Кавказе. И не всегда в классе есть ребята представители этой нации. И о каких национальных ссорах, конфликтах, о какой национальной ненависти может идти речь? Когда все танцуют лезгинку, осетинский танец, цыганочку, все поют хором русскую и украинскую песню. Главная моя задача, сохранить эти положительные эмоции, чувства сопричастности, единения наций - ведь наш праздник завершается кругом единения. Ребята вырастут, выйдут в жизнь, не важно кем они станут, я хочу, чтобы они навсегда запомнили главную идею:

Слайд 17. Все мы разные - и это прекрасно, но мы все вместе - и в этом наша сила, и это закон жизни! А еще приходят на ум слова А. де Сент-Экзюпери « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю тебя».

Слайд 18. Завершить свой мастер класс я хочу словами поэта и барда Булата Шавловича Окуджавы... Звучит музыка...

Давайте говорить друг другу комплименты

Давайте восклицать, друг другом восхищаться

Высокопарных слов не надо опасаться....

Так будьте же терпимы друг к другу, будьте толерантны! Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconТема: Особенности природы Северного Кавказа Цель и задачи
Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсы Северного Кавказа
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconРеферат по истории народов Северного Кавказа «Выселение народов Северного...
Внезапно тишину нарушил какой-то непонятный нарастающий гул, вдалеке замелькали, постепенно приближаясь, десятки огоньков. То был...
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» icon5 июня 1934 года с целью разработки и осуществления мероприятий по...
Азово-Черноморского края и Северного Кавказа создан Ростовский научно-исследовательский противочумный институт. Первым директором...
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconС. Н. Малахов (Армавир) Некоторые вопросы церковной археологии Северного Кавказа
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconЛитература
«Возможности современных информационных технологий в работе с политико-правовым материалом на уроках истории и обществознания»
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе в условиях полиэтничности Северного Кавказа» iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск