Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области





Скачать 106.18 Kb.
НазваниеЗапорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области
Дата публикации27.06.2014
Размер106.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Запорожцева Галина Юрьевна

Учитель обществознания

ГБОУ ООШ с.Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области

«Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках обществознания»
"Самостоятельность головы

учащегося – единственно

прочное основание всякого

плодотворного учения"

К.Д. Ушинский.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса « ключевых компетентностей», способствующих социализации личности молодого человека, а именно:

- способность к адаптации;

- способность к коммуникации;

- толерантное отношение к другим;

- социальную ответственность.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности. Наиболее эффективным в решении комплекса данных задач и развития компетенций является метод проектов. Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.
 Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Задачи:

 1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

 Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания обществознания и внеклассной работы по предмету. В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию - “метод проектов”.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево - игровые проекты. Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием. Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы. Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции. Структура ролево - игровых проектов только намечается. Для них характерно: конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы. Ролево - игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт. В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными. В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Метод проектов на уроках обществознания. В своей работе применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении обществознания, мы с учащимися разрабатывали исследовательский проект “По следам семейных традиций”. Целью работы было научиться всему, что умел древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал. На уроках обществознания в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево - игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности. В 9-х классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например, видеофильм «Древний Китай,»  «Древнее Междуречье» ( информационные проекты), видеофильм «Древний Египет» , «Наука в 19 веке» , как ролево - игровые проекты «Дети войны». Применение проективной методики на уроках обществознания и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал. Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании обществознания в старших классах.

Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”. Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности. Выбор темы определялся следующими факторами: рассказы родных - свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность; исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний; возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений; события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить; разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта; работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности. Конечным продуктом проекта стали доклады презентации учеников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта:

создать целостное представление об истории России XX века; выяснить связи между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков; формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

№            Этап                                                                              Содержание

1.      Информационный.   Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.       Плановый.     Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.       Поисковый.    Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.       Обобщающий.    Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.        Этап представления и защиты проекта.    Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.        Аналитический.         Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог - организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы. Учащиеся представили 3 проекта под общим названием “XX век в истории России и моей семьи”. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из 3 проектов -1 уч-ся освещал время Перестройки, второй – годы брежневского “застоя”, третий – годы Великой отечественной войны. Изучив материалы СМИ, тенденции развития семьи в современном обществе, меры государственной поддержки семье должны были составить свой прогноз - « Семья -2013 года». Показателен тот факт, что ни один проект, так или иначе, не затрагивал весь ХХ век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода. У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д. Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Я открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как; как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти и многое другое. Обсуждение итогов проекта никого не оставила равнодушным, а главное, как отметили сами ребята, заставило их задуматься о том, какое важное место семья занимает не только в жизни каждого человека, но всего общества в целом, побудило желание создать самим семью в будущем и сделать все для того, чтобы она была счастливой. При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках обществознания? Суммируя ответы, можно отметить следующее: изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты; они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”; в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем обществознания; педагогика сотрудничества стала реальностью; работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта; многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь. Применение проективной методики на уроках обществознания очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал. Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв) - развивает критическое мышление ребенка.

Список литературы:

1. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, – С. 52-55

5. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.

6. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

8. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика

9. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, – 2002. – № 11.
 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconИван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет
Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новый Камелик муниципального...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconКомплексный анализ текста при подготовке к гиа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новая Кармала муниципального...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПриказ от 31 августа 2013 года №216 -од Об организации учебно-воспитательного...
Основная общеобразовательная школа пос. Приморский муниципального района ставропольский самарской области
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПубличный отчет государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п г т. Безенчук муниципального района Безенчукский
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconВикторина «великие математики»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Б-толкай муниципального...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconРасписание звонков на уроки
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconОрганизационно методические указания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconКонспект урока математики в 5 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области icon2013 г протокол № Председатель нмси
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconЛес многоэтажный дом
Полное название образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбоу сош «ОЦ» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватель: Прудникова Наталья Юрьевна, учитель химии, биологии Образовательное учреждение: моу «Мараксинская оош» Колпашевского...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconМетодические указания Красноярск ипк сфу
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный...
Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка муниципального района Кошкинский Самарской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы: гбоу сош №1 п г т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск