Методические указания Красноярск ипк сфу





НазваниеМетодические указания Красноярск ипк сфу
страница1/8
Дата публикации04.07.2013
Размер1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8





СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ,
КЛЕТОЧНОЙ И ТКАНЕВОЙИНЖЕНЕРИИ


Организационно-методические указания

Красноярск

ИПК СФУ

2011


Учебное издание
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ,
КЛЕТОЧНОЙ И ТКАНЕВОЙИНЖЕНЕРИИ

Организационно-методические указания

Составители:

Волова Татьяна Григорьевна

Гительзон Иосиф Исаевич

Шишацкая Екатерина Игоревна

Франк Людмила Алексеевна

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Целью организационно-методических указаний по курсу «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» является обеспечение эффективного процесса обучения студентов на основе изучения теоретического материала, выполнения экспериментальных лабораторных работ, самостоятельной работы с литературой на основе рациональной организации процесса обучения.

Организационно-методические указания предназначены для ассистентов и старших преподавателей, ведущих лабораторные ипрактические занятия, доцентов и профессоров, читающих лекции по дисциплине.

Исходя из концепции совершенствования качества и повышения эффективности подготовки специалистов и приоритетных задач, стоящих перед Сибирским федеральным университетом, необходимо совершенствование собственно процесса обучения, развитие активных форм обучения и ориентирование студентов на углубленное и творческое освоение дисциплин в процессе аудиторного обучения, а также расширение объема самостоятельной компоненты обучения и повышения творческой активности.

Расширение спектра компонентов деятельности студентов в процессе обучения и увеличения объема внеаудиторных занятий делают необходимыми повышение активности студентов и развитие у них чувства ответственности и самоконтроля. Для этого необходимо наличие критериев и показателей оценки качества обучения, современных средств мониторинга качества подготовки специалистов в университете, включая внедрение системы объективных измерений оценки успеваемости студентов – балльно-рейтинговую систему оценки результатов обучения студентов. Необходимость развития этого подхода и новых форм учебно-методической деятельности в университетах РФ регламентирована Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе № 215 от 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». В основе разработки настоящих методических указаний положены рекомендации, разработанные ИМУ СФУ от 01.09.2008.

Настоящие организационно-методические указания по дисциплине «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» включают в себя указания и рекомендации по порядку преподавания разделов и тем курса в процессе его усвоения студентами, включающего изучение теоретического материала на аудиторных и самостоятельных занятиях, выполнение лабораторных работ, оформление рефератов, проведение тестирования студентов, оценку эффективности обучения студентов на основе кредитно-модульной системы.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Основная образовательная программа (ООП) подготовки магистров по направлению «Биология» согласно ФГОС ВПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

– общенаучный цикл;

– профессиональный цикл;

и разделов:

– практика и/или научно-исследовательская работа;

– итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или)продолжения профессионального образования в аспирантуре.

Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инже-нерии» относится к циклу М.3. – профессиональный цикл по направлению подготовки магистров 020400.68 «Биология», программа подготовки 020400.68.01 «Микробиология и биотехнология», укрупненной группы 020000 «Естественные науки».

Значимость учебного курса «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» обусловлена тем, что создание экологически чистых материалов с полезными свойствами остается одной из ключевых проблем современности. Наиболее актуален поиск специализированных биосовместимых материалов для сформировавшегося в последние годы нового направления биоматериаловедения – клеточной и тканевой инженерии, связанного с разработкой биоискусственных органов. Исследования в области новых биоматериалов являются одним из актуальных направлений, соответствуют задачам и уровню развития науки, технологий и техники РФ и перечню критических технологий Российской Федерации, в котором приоритетным направлением являются «Технологии создания биосовместимых материалов». Эти исследования реализуются на стыке медицины, химии высокомолекулярных соединений, биотехнологии, биофизики, молекулярной и клеточной биологии и включают в себя следующие взаимосвязанные задачи:

1) разработку новых материалов, методов их модификации и переработки в специализированные изделия биомедицинского назначения;

2) изучение механизма взаимодействия биоматериалов с кровью и тканями; оценку физико-химических и медико-биологических свойств биоматериалов и изделий из них;

3) экспериментальное исследование и обоснование для применения новых материалов и изделий.
Цель курса – дать знания о новейших направлениях биотехнологической науки и практики, интегрирующих потенциал биомедицинского материаловедения, клеточных культур и технологий, тканевого инжиниринга как наиболее перспективных технологий реконструктивной биомедицины.

Задачи учебной дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» нацелены на рассмотрение теоретических основ новейших разделов медицинского материаловедения, клеточной и тканевой инженерии и приобретение студентами знаний методологии по этим ключевым направлениям. Для изучения данной дисциплины целесообразно предварительное освоение студентами курсов общей биотехнологии, биоорганической химии,общей генетики и общей микробиологии, молекулярной генетики.

В результате освоения дисциплины студенты приобретают:

знания:

  • научных основ биоматериаловедения;

  • основных направлений производства, разработки и модификации новых биоматериалов;

  • основ процессинга материалов для получения специализированных изделий;

  • понятия биосовместимости и методов тестирования биологической безопасности материалов и изделий;

  • научных основтехнологий и потенциала клеточных культур;

  • методологии инженерии органов и тканей;

умения:

  • ориентироваться в современных направлениях и новейших методах биотехнологии (биомедицинском материаловедении, технологиях клеточных культур, тканевой инженерии и конструирования биоискусственных органов);

  • использовать знания разделов новейших разделов биотехнологии при изучении специальных дисциплин;

  • применять полученные знания для повышения качества жизни людей;

  • использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов.


Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» содержит:

  • теоретический материал, в том числе и в виде электронного ресурса;

  • демонстрационную презентацию курса;

  • лабораторный практикум;

  • контрольно-измерительные материалы (экзаменационные билеты, перечень экзаменационных вопросов, электронный банк тестовых заданий по каждой главе курса, список тем рефератов);

  • методические указания по самостоятельной работе с учебно-методическим комплексом дисциплины;

  • дополнительный информационно-справочный материал;

  • календарный понедельный график самостоятельной работы студента по освоению дисциплины на семестр;

  • организационно-методические указания;

  • график учебного процесса и самостоятельной работы студентов;

  • календарный понедельный график самостоятельной работы студента по освоению дисциплины.



3. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина формирует следующие компетенции магистров:
а) общекультурные компетенции (ОК):

  • ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

  • ОК-2: способен к инновационной деятельности;

  • ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;

  • ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

  • ОК-5: проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности способен к поиску решений в нестандартных ситуациях;

  • ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные:

  • ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

  • ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

в) в соответствии с видами деятельности:

  • ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

Трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетные единицы/108 часов.

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ


Для освоения данного курса необходимы базовые знания, которые студенты должны получить по биохимии, микробиологии, биотехнологии, генетике. В ходе освоения курса студенты применяют знания и используют навыки, полученные в рамках обучения по программе большого практикума по биотехнологии, лекционного курса и практикума «Введение в биотехнологию».Компоненты УМКД курса «Современные проблемы и методы биотехнологии» служат основой для освоения студентами дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии».

Знания, получаемые по данной дисциплине, интегрируют достижения и умения в области цитологии, молекулярной биологии и молекулярной генетики, новейших направлений и методов биотехнологии, спецкурсов по клеточной и генетической инженерии.

Компоненты УМКД курса «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» служат основой:

  • для освоения студентами дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»;

  • подготовки магистерских диссертаций, тематика которых соответствует уровню науки и техники в области биомедицинского материаловедения, клеточной и тканевой инженерии;

  • получения фундаментальной основы, необходимой для проведения на высоком методическом уровне научно-исследовательских работ в области современной биотехнологии, а также подготовки высококвалифицированных специалистов доля производственной деятельности в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, медико-биологических лабораториях и клинических учреждениях.



5. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»изучается в течение одного семестра на втором году обучения в магистратуре.

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (з. е.)
(108 ч) и распределена равномерна по семестру. Трудоемкость каждого вида учебной работы данной дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл. 1. В трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка и самостоятельная работа студента.

Структура и содержание модулей дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» даны в прил. 1,2. Трудоемкость модулей и виды учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»представлены в прил. 1,2.

Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» включает аудиторные занятия (60 ч) – теоретический курс лекций (24 ч) и лабораторный практикум (32 ч). Внеаудиторная работа включает самостоятельное изучение ряда разделов теоретического курса и подготовку рефератов.



Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)

Семестр

12

Общая трудоемкость дисциплины

3,0 (108)

3,0 (108)

Аудиторные занятия:

0,67 (24)

0,67 (24)

лекции

0,22 (8)

0,22 (8)

лабораторные работы (ЛР)

0,44 (16)

0,44 (16)

Самостоятельная работа:

1,33 (48)

1,33 (48)

изучение теоретического курса (ТО)

1,22 (44)

1,22 (44)

реферат

0,1

0,1

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен



В основу построения учебного комплекса положен модульный принцип, который реализуется во всех типах работ: теоретическом курсе лекций, при проведении цикла лабораторных работ, а также в ходе самостоятельной работы студентов.

Модули дисциплины имеют структурированное содержание обучения. Последовательное изложение теоретического материала в соответствии с оценкой трудоемкости видов учебной работы в зачетных единицах и виды занятий в часах приведены в табл. 2. Модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента системы. Модули являются также основой для организации самостоятельной работы студентов по изучению материалов дисциплины и удобны для самообразования.

Лекции, демонстрационная презентация курса, самостоятельная работа, лабораторные работы, литература, система тестов, контрольные вопросы и методические рекомендации структурированы по отдельным модулям. Это является определяющим в содержание дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии». Теоретический материал представлен в логической последовательности при сохранении целостности содержания. Данный курс акцентирует внимание напрактической значимости биотехнологии для развития научно-технического прогресса общества и повышения качества жизни человека.
Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» состоит из 8 модулей:

Модуль 1.Введение в предмет «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии».

Модуль 2.Материалы медико-биологического назначения.

Модуль 3.Методы изучения материалов биомедицинского назначения.

Модуль 4.Тканевая реакция на имплантаты.

Модуль 5.Механизмы биодеструкции имплантатов.

Модуль 6. Биология клетки в культуре. Материалы для клеточных технологий и тканевой инженерии.

Модуль 7.Специфика технологии ведения клеточных культур.

Модуль 8.Новейшие клеточные технологии.
Курс дисциплины структурирован таким образом, что студент с момента начала изучения дисциплины получает представление о задачах каждого модуля, его трудоемкости, темах и количестве лекций, предстоящем объеме самостоятельной работы по усвоению теоретического курса, количестве и темах рефератов, а также об объеме и задачах цикла лабораторных работ.

Трудозатраты по каждому модулю дисциплины с учетом объема аудиторной и самостоятельной работы студентов представлены в табл. 2.
Таблица 2



п/п

Разделы
дисциплины

Лекции,

зачетные

единицы

(часы)

ЛР,

зачетные

единицы

(часы)

Самостоятельная работа, зачетные

единицы

(часы)

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

6

1

Модуль 1

Введение в предмет «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»

0,03 (1)

0,06(2)

0,17(6)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 12


2

Модуль 2

Материалы медико-биологического назначения

0,03 (1)

0,12 (4)

0,28(10)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


3

Модуль 3

Методы изучения материалов биомедицинского назначения


0,03 (1)

0,06(2)

0,17 (6)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


4

Модуль 4

Тканевая реакция на имплантаты


0,03 (1)

0

0,11

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


5

Модуль 5

Механизмы биодеструкции имплантатов


0,03 (1)

0

0,11


ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

6

6

Модуль 6

Биология клетки
в культуре. Материалы для клеточных технологий и тканевой инженерии

0,03 (1)

0,12 (4)

0,17 (6)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


7

Модуль 7

Специфика технологии ведения клеточных культур


0,03 (1)

0,06(2)

0,17 (6)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12


8

Модуль 8

Новейшие клеточные технологии


0,03 (1)

0,06(2)

0,17 (6)

ОК – 1, 2, 3, 4, 5, 6

ПК – 1, 2, 3, 12

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания Красноярск ипк сфу iconСпецсеминар
С избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. С. В. Прудникова,...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О организационно-методические указания по изучению дисциплины Микробиология экосистем: / сост. Н. Д. Сорокин – Красноярск : ипк сфу,...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск ипк сфу 2012
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconИзбранные главы биохимии микроорганизмов
И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В
...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Задереев Е. С
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400....
Методические указания Красноярск ипк сфу iconО организационно
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconТема урока: «Метагалактика- часть безграничной Вселенной»
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания для самостоятельной работы Красноярск
История отечественного государства и права: методические указания [Текст] / сост. Г. Н. Емцов, О. В. Богунова – Красноярск: Сиб федер...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconМетодические указания для семинарских занятий Электронное издание...
Электронный ресурс]: для студентов всех форм обучения/сост. О. В. Богунова. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. –...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
Методические указания Красноярск ипк сфу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б73 Римское право: учеб программа дисциплины / сост. В. П. Богданов. – Красноярск: ипк сфу, 2010. – 23с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск