МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОРГАНИЗАЦИОННО-Методические УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Микробиология экосистем»
Красноярск 2013
УДК
ББК
Б Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы.
Составители: Н. Д. Сорокин
О Организационно-методические указания по изучению дисциплины Микробиология экосистем: / сост. : Н.Д. Сорокин – Красноярск : ИПК СФУ, 2013. – 23 с. – ISBN
Организационно-методические указания по изучению дисциплины составлены для магистров, обучающихся по магистерской программе 020400.68.01 – «Микробиология и биотехнология», в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Микробиология экосистем»; содержат тематический план лекций, и график учебного процесса. В сборнике указаний даны пояснения по оценке показателей успеваемости магистров в кредитно-рейтинговой системе.
Н.Д. Сорокин ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный
университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ 6
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 7
5. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 8
6. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 9
7. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 12
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 13
9. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРЕДИТО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 14
10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 16
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В организационно-методических указаниях изложена методика преподавания дисциплины «Микробиология экосистем» в рамках реализации образовательной программы подготовки магистров по специальности «Микробиология и биотехнология».
Организационно-методические указания содержат структуру и методику преподавания теоретической и практической части дисциплины, а также пояснения по оценке показателей успеваемости магистров в кредитно-рейтинговой системе.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальность и значимость учебной дисциплины «Микробиология экосистем» основывается на том, что это направление, объединяющее достижения комплекса наук биологического и небиологического профиля, имеет большое значение для различных сфер рационального использования ресурсов биосферы и охраны окружающей среды, выявления новых перспективных в народном хозяйстве форм микроорганизмов, развития научного направления экологической биотехнологии и микробиологии.
Цели дисциплины:
изучить структурно-динамические и функциональные закономерности развития микробных комплексов в природных почвенных и водных экосистемах, с целью практического применения;
изучить новые современные представления о роли микробных сообществ в биогеохимических процессах в экосистемах разного уровня.
Задачи изучения дисциплины
расширить представление о роли микроорганизмов в процессах деструкции и синтеза органических и неорганических веществ в наземных и водных экосистемах;
рассмотреть участие микробных комплексов в глобальном и локальном круговороте веществ;
сформировать у студентов компетенции, способствующие развитию системного мышления и пониманию современных биосферных процессов.
Студент в результате обучения дисциплине должен освоить приемы и способы решения конкретных задач из различных областей современной экологической науки; сформировать умение выделить конкретное, ключевое содержание прикладных задач будущей деятельности (экологизации и контроля состояния окружающей среды, а также использование потенциала биологических агентов на базе новейших достижений биотехнологии).
В результате освоения дисциплины студенты должны приобрести комплекс знаний и умений в сфере современных целей и задач экологии микроорганизмов, современных методов, основных направлений и перспектив развития; возможностей применения знаний по экологии микроорганизмов и экологической биотехнологии в народнохозяйственных целях, а именно:
знать основные экологические принципы функционирования микробных комплексов наземных и водных экосистем, взаимоотношения микроорганизмов с другими живыми организмами и косной средой их обитания;
уметь моделировать экспериментально различные функциональные процессы, осуществляемые микроорганизмами в природных условиях с применением методов математического планирования экспериментов;
владеть методами и основными программными средствами для исследования микробных комплексов в природных экосистемах;
демонстрировать навыки использования вычислительных методов и уметь использовать эти методы в планировании и осуществлении вычислительных экспериментов.
|