Комплексный анализ текста при подготовке к гиа





Скачать 103.3 Kb.
НазваниеКомплексный анализ текста при подготовке к гиа
Дата публикации31.08.2014
Размер103.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самаркой области

Открытый урок русского языка в 9 классе.
Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА.

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Макарова Л.И.

Апрель, 2012г.

Тема урока: Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цель урока: подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки правописания; укреплять навыки работы с тестовым материалом, формировать навыки работы по написанию сочинений.

  2. Воспитательные: воспитывать любовь к слову, русскому языку, формировать навыки контроля и самоконтроля.

  3. Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, задавать уточняющие вопросы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: проектор, экран, ноутбуки, распечатка текста М. Борисовой «Предыдущий чокнутый», презентация «Тест по отрывку М. Борисовой «Предыдущий чокнутый».
Принципы обучения на данном уроке:


  1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка

  2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

  3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям ).

  4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

  5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения, текста).


Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:


  1. Устный и письменный.




  1. Фронтальный, групповой, индивидуальный.


Основные понятия на уроке: текст, тема, проблема, идея (основная мысль), микротема, лексический строй, грамматический строй текста.

Основные формы деятельности учащихся на уроке: коллективная работа над текстом, работа в парах по сжатию текста, работа в сменных парах по решению тестовых заданий.

Ход урока.
Целеполагание. Учитель объявляет цели и задачи урока, разъясняет основные методы и формы работы учащихся на уроке.

Стадия вызова. 1 этап.

    1. Корзина идей: о чем может быть текст, озаглавленный «Предыдущий чокнутый»?

  • Учащиеся делают предположения о теме текста: о подростке, о необычном человеке, рассказ о каком-то случае, о ненормальном человеке и т.д.

    1. Коллективная работа с текстом.

(Отрывок из рассказа М. Борисовой «Предыдущий чокнутый».)

Чтение текста вслух. Часть А) Арзуманова М. часть Б) Самаркин В. (пополам)

    1. Выявление впечатления от прочитанного. Учитель задает вопросы:

Какие впечатления возникали по мере чтения? Что осталось непонятым? Что

понравилось, что удивило вас? Чьи ожидания подтвердились?

  • Ответы учащихся: подтвердилось то, текст о необычном человеке; непонятно, почему «чокнутый», понравился добрый юмор текста, хорошо, то такие люди есть в мире.

Стадия осмысления.

  1. Этап. Анализ структурно-семантических особенностей текста. (Работа по группам: в классе 14 учащихся, образуются 3 группы по 4 человека.)

    1. Задание для 1группы: определить основную мысль, проблему текста.

(Родионова, Самойлов, Евсеев, Клещова)

    1. Задание для 2 группы: определить тему, озаглавить текст, выявить микротемы.

(Маряскина, Вертянкина, Родионов, Миняев)

    1. Задание для 3 группы: исследовать лексический строй текста. (Люлин, Митрюкова, Воеводина, Нургалеева)

Методический комментарий: группы составлены с учетом имеющихся затруднений учащихся.

Консультанты (наиболее успешные учащиеся): Арзуманова и Самаркин помогают группам.

Контроль выполнения: группы отчитываются по заданиям, консультанты комментируют правильность выполнения.

3.Этап. Сжатие текста. Работа в парах на ноутбуках. Учащиеся сжимают фрагменты текстов, результаты выводят на общий экран.

Пары учащихся:

1 – 8 предложение:

Маряскина, Воеводина

9 – 16 предложение:

Самаркин, Нургалеева

17 – 20 предложение:

Самойлов, Митрюкова

21 – 27 предложение:

Родионова, Родионов

28 – 31 предложение:

Люлин, Вертянкина

32 – 34 предложение:

Клещова, Миняев

35 – 44 предложение:

Арзуманова, Евсеев
Методический комментарий: 3 пары созданы по принципу более «сильный» - более «слабый», остальные - равные по успешности.

Контроль выполнения: оценка одноклассников.

Пока учащиеся работают над 4 этапом, Самаркин и Арзуманова соединяют сжатый текст. Выделяют ошибки.

  1. Этап. Анализ орфографических и пунктуационных особенностей текста.

Класс делится на 2 группы по 6 человек.

1 группа – составляет словарный диктант из словосочетаний на наиболее трудные орфограммы текста. (8 – 10 словосочетаний) Задают вопросы классу по различным орфограммам, класс отвечает.

2 группа – производит анализ грамматического строя и пунктуационных особенностей текста, устно.

Методический комментарий: 1 группа работает самостоятельно, 2 группа озвучивает найденные особенности.

Контроль выполнения работы 1 группы: словарный диктант записан на доске.

4.Этап. Работа над тестовой частью. Работа в парах с электронной презентацией. Каждая пара выполняет свои задания, ответы сверяются с ключом на экране. Учащиеся отчитываются по заданиям.

А1 – Нургалеева, Воеводина

А2 – Евсеев, Родионов

А3 – Митрюкова, Миняев

А4- Клещова, Вертянкина

А5- Самойлов, Самаркин

А6- Родионова, Люлин

А7-Маряскина, Арзуманова

В1 - Клещова, Вертянкина

В2 – Родионова, Люлин

В3 – Нургалеева, Воеводина

В4 – Евсеев, Родионов

В5 - Евсеев, Родионов

В6 – Митрюкова, Миняев

В7 – Самойлов, Самаркин

В8 – Самойлов, Самаркин

В9 – Маряскина, Арзуманова

Контроль выполнения заданий: ключ проецируется на экран – учащиеся проверяют свои задания, ошибки исправляются и комментируются классом.

Стадия рефлексии. 5.Этап.

5.1. Работа по созданию сочинений. Класс делится на 2 группы по списку в журнале:

С 1 по 7 пишут С2.1. по высказыванию Г. Степанова.

С 8 по 14 пишут С2.2, отвечая на вопрос: « Что понял Митрофанов Сергей, глядя в зеркало?»

Методический комментарий: каждая группа пишет одно сочинение.

Контроль знаний: группы читают свои сочинения – учитель комментирует правильность написания.

5.2. Учащиеся делятся впечатлениями о том, что им сегодня удалось, а что следует еще подучить, дают оценку своей деятельности и успешности на уроке. Оценки выставляются в журнал.

Материалы к уроку.

  1. Основная мысль текста: хорошо, что есть на свете люди пытливые, идущие своим путем, помогающие другим совершенно бескорыстно.

  2. Проблемы, поставленные в тексте: проблема выбора своего пути в жизни.

  3. Рассказ о необычном подростке Митрофанове Сергее.

  4. Микротемы отрывка:

  • М.С. – самостоятельный человек.

  • М.С. впервые пересекается с предыдущим чокнутым в лесу, на лыжне.

  • М.С. повторил поступок предыдущего чокнутого и спустился на месте обрыва.

  • М.С. снова столкнулся с чокнутым летом в спортивном лагере, когда помогал сторожу носить из деревни молоко для ребенка.

  • М.С. продолжает летние привычки зимой дома, на лоджии.

  • М.С. увидел чокнутого у себя дома, этажом выше.

  • М.С. понял, наконец, кто такой чокнутый.

  1. Особенности лексического строя текста:

  • много слов, обозначающих действие: глаголы, причастия, деепричастия – это создает динамичность и легкость тексту, свидетельствует о деятельной натуре главного героя.

  • Часто используются просторечные слова и выражения: влип, нужда, чокнутый, слабо, он тебе не указ, псих, полоумный, посудина и т.д. подобные слова могут говорить о простоте главного героя, его эмоциональности.

  • Экспрессивная лексика (грозя, карами, умоляя, позывные, взъярился) свидетельствует и о позитивном настрое героя, и о легкой самоиронии.

  1. Особенности грамматического строя текста:

  • Много предложений с однородными сказуемыми, деепричастными оборотами.

  • Бессоюзные предложения также способствуют быстрой смене событий.

  • Используются предложения с прямой речью.

  • В тексте 5 раз используется многоточие в конце предложений, это заставляет читателя самому поразмышлять

  1. Вариант словарного диктанта: предыдущий чокнутый, накатанной лыжне, неизвестно куда, неожиданно поднырнул, мысленно грозя, одновременно умоляя, загибался влево, оттолкнулся палками, кто-нибудь пытался, охраняет территорию, спешить на рассвете, старик не согласен, искупаться в речке, хотелось по-прежнему поглядеть, приобретенным привычкам, жалостный голос, растрепанный мальчишка, никто ж не заставляет, взъярился.

  2. Вариант сжатия текста.

Митрофанов Сергей в 15 лет был самостоятельным и жил своим умом.

С предыдущим чокнутым он впервые столкнулся на зимних каникулах. Катаясь на лыжах, М.С. увидел след, уходящий в чащу, и последовал за ним. Скоро он понял, что впереди был чокнутый, т.к. шел к обрыву. Грозя неизвестному и умоляя его повернуться, М.С. дошел до знакомой горки, воодушевился.

Не задумываясь, скатился с неё, миновав опасные предметы: сосну и столб. Он весело подумал о предыдущем, хотел его увидеть.

Летом М.С. был в спортивном лагере, где ему пришлось помогать сторожу. Мальчик приносил молоко из деревни для маленького внука охранника. Ему говорили, что до него тоже один подросток носил молоко. По дороге из деревни М.С. успевал искупаться в речке. Ему все же хотелось увидеть предыдущего.

В городе М.С. продолжал закаливаться: обливался водой, обтирался снегом.

Однажды к нему обратился мальчик с верхнего балкона и спросил, долго ли М.С. будет закаляться. Мальчику хотелось подражать М.С.

Обтираясь в ванной, М.С. взглянул в зеркало, улыбнулся и увидел предыдущего чокнутого.


Текст к уроку.

(1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом.

(2)Предыдущий Чокнутый впервые пересек путь Митрофанова Сергея зимой, во время школьных каникул. (3)Митрофанов Сергей шел лесной просекой по накатанной лыжне и внезапно заметил лыжный след, решительно сбегавший в чащу: кто-то совсем недавно сошел с просеки, поднырнул под заснеженную еловую лапу и двинулся по лесу неизвестно куда и зачем. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… (6)Снег становился всё рыхлее, кусты – непролазнее, и Митрофанов Сергей ругал себя, говоря, что глупо идти вперёд, но повернуть назад ещё глупее. (7)Как полоумный, он продолжал тащиться по лесу, мысленно грозя Чокнутому всяческими карами и одновременно умоляя его выбраться поскорее на открытое место. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. (9)Справа по некрутому, но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге, которая вела в посёлок и на станцию. (10)Слева же с этой горки съезжать было опасно, потому что тут были и обрыв, и яма, а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб, но след Чокнутого загибался именно влево, круто срываясь вниз. (11)Один голос внутри Митрофанова Сергея сказал ему: «(12)Это же псих, ненормальный! (13)Он тебе не указ!» (14)Другой голос внутри Митрофанова Сергея сказал: «(15)Он посмел, а ты не смеешь! (16)Тебе слабо…»

(17)Митрофанов Сергей повернул налево, приблизительно к обрыву и без задержки, чтобы не позволить страху одолеть себя, оттолкнулся палками. (18)Он упал уже на ровном месте, благополучно пролетев над ямой и счастливо миновав сосну и столб. (19)А Предыдущий Чокнутый свалился раньше: к подножию горы спускались глубокие отпечатки его ботинок. (20) «Хоть посмотреть бы на тебя, полоумного», - уже весело, без злости думал Митрофанов Сергей, возвращаясь в город на электричке…

(21)Летом Митрофанов Сергей поехал в спортивный лагерь. (22)По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23)А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и, если кто-нибудь пытался подойти к калитке, собака начинала грозно рычать. (24)Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25)На лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. (27)Можно было бы молоко носить по очереди, но старик не согласен: собака на каждого новенького лает, младенец просыпается, плачет, а если собаку к каждому приучать, то из неё потом плохой сторож получится. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а, возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся… (32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

(33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

(35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос: «(36)Эй, ты что вовсе чокнутый? (37)Ты на всю зиму свою физкультуру затеял?». (38)Митрофанов Сергей подошёл к ограждению лоджии и, задрав голову, с удивлением посмотрел наверх: этажом выше стоял, перевесившись, растрёпанный мальчишка. (39)Я следом за тобой, как идиот последний…» - сказал мальчишка. (40) «Никто ж не заставляет», - резонно заметил Митрофанов Сергей. «(41)Ага, значит, ты – можешь, а мне – слабо?! – взъярился мальчишка. - (42)А я, если поднатужусь, гирю жму до пятидесяти раз!».

(43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки! (По М.Борисовой)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:...
Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование...
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconПлан график подготовки выпускников 9 классов моу оош с. Дуплятка...
Формирование школьной рабочей группы по организации гиа, экзаменов по выбору, распределение обязанностей
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5)
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconПримерного положения о студенческом общежитии
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconТребования к оформлению рефератОВ, докладов, курсовых работ ввод текста
При подготовке текста документа в текстовом редакторе ms word рекомендуется устанавливать следующие настройки
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconТема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам»
Вид общеобразовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иванковская средняя общеобразовательная школа
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа. Составление лингвистического рассказа по схеме. Орфографический повтор. Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconОбщеобразовательных учреждений
Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный...
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconВикторина по обж «Правила дорожного движения и безопасность пешеходов». 8, 10
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconКомплексный анализ текста в связи подготовкой к егэ по русскому языку
...
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconИнформационные технологии и анализ художественного текста Выпускная...
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа iconФидаров роберт Олегович оценка эффективности протезирования пациентов...
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа icon«замки тевтонских рыцарей» польша варшава – торунь – гданьск – гдыня – сопот – мальборк – нидица
Лингвостилистический анализ текста. Синтаксис и морфология. Подготовка к гиа и егэ по русскому языку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск