Скачать 43.14 Kb.
|
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» Цели: 1). образовательная совершенствование навыков правописания, обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю; 2) развивающая развивать речь учащихся, развивать образное мышление, умение создавать свой текст; 3) воспитывать чувство прекрасного. Проблемный вопрос: На что способно истинное произведение искусства? Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного? Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский. Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Сегодня наш урок посвятим комплексному анализу текста, чтобы на конкретном материале применить свои знания и развивать свои способности по основным разделам языка, могли показать, как вы владеете основными видами речевой деятельности. Наша цель – овладевать навыками работы с информацией, представленной в тексте, навыками осмысления текста, умением рассуждать на предложенную тему, приводить аргументы и , конечно, грамотно писать и говорить. Все это необходимо для успешной сдачи экзамена . У каждого на парте лежат тир листа : с текстом с пропусками, схема анализа текста и рабочий лист с заданиями. На каждом подпишите свою фамилию. Работа буде в группах и в парах.
Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложении; интонация и др. - Что включает в себя анализ текста? (слайд 3 ) Работа со схемой. - Тема (о чем?), основная мысль (для чего?), проблема (вопрос, требующий исследования, тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль речи (художественный, научный, разговорный, официально-деловой и публицистический) , а также речевое оформление. 4. Знакомство с текстом. Автор отрывка из повести «Последний поклон» Астафьев В.П. – известный русский писатель. (слайд 4) - Какие произведения этого автора читали? (Васюткино озеро, Конь с розовой гривой, Ангел-хранитель, Мальчик в белой рубашке) Читает учитель. Звучит музыка «Полонез Огинского» - Какое впечатление произвел текст? Какие чувства вызвал? 5. Проблемный вопрос: На что способно истинное произведение искусства? Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного? 6. Работа с текстом. - Озаглавьте текст. (работа с листом №3 – с заданиями) - Что отражено в названии : тема или основная мысль? - Какова тема текста? (задание 2) Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ. 1 группа отвечает и объясняет. (Волшебная сила музыки ) ответ «б» (обведите) (Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставили автора плакать, наполнили сердце чем-то большим и тревожным .Музыка трогает струны человеческой души, заставляет и плакать, и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью к родной земле, ко всему миру, делает человека лучше. Музыка способна изменить человека). - Какова основная мысль? (задание 3) Выберите правильный ответ.(«б») (обведите) 2 группа объясняет: Астафьев убеждает читателя в том, что музыка, как любой другой вид искусства, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, учит любить жизнь, свою родину). - Каким стилем написан текст, какой тип речи? (задание 4). Выберите правильный ответ («а»)(обведите) 3 группа отвечает: художественный, т.к.воздействует на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин, используются образные средства языка. Тип речи – повествование с элементами описания (состояние человека) 1 часть проблемного вопроса: На что способна музыка? 7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.(самостоятельная работа – 5 мин) (работа с листом 1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (задания 5 и 6) 8. Взаимопроверка (открывается текст с вставленными буквами и знаками препинания, проверяют в парах, нормы оценок - на доске) Сформировать группы орфограмм и пунктограмм (по группам) Над какими видами орфограмм и пунктограмм работали?
- Расставляя знаки препинания, вы назвали пунктограммы. С какими синтаксическими конструкциями встретились? (простые односоставные и двусоставные предложения, предложения с причастным и деепричастным оборотом, однородными членами, сложные предложения и т.д.) Выполнить задание 7. (1 группа – в 7 предложении - 3 основы; 2 группа - в 9 предложении – 2 основы; 3 группа - в 23 предложении – 1 основа.)(записать) Но в этом тексте есть и односоставные предложения, выполните задание 8 (записать).(Слайд 6) 1 группа - №20 - безличное 2 группа - №6, 7 - безличные 3 группа - №9 (н\л), 9 и 15- безличные. - Почему же автор, рассказывая о себе, использует столько безличных предложений? (т.к. в тесте речь идет о состоянии человека, о его чувствах.) В безличных предложениях важно не действие, а состояние, оно происходит независимо от чьей-либо воли. В 1 абзаце состояние передано словами категории состояния, во 2 и 3 – словом нет ,как антоним – нет композитора, а память жива, нет отца, матери, но родина есть. В 3 абзаце уже нет тревоги и печали, жизнь родины, ощущение родины, любовь к ней – это главное. 10. Творческая работа. (на обратной стороне листа) - Какова же роль односоставных предложений в этом тексте? Напишите мини-сочинение на эту лингвистическую тему. (5-6 предложений) 11. Проблемный вопрос: Почему же надо воспитывать в себе чувство прекрасного? Автор сумел с помощью синт.конструкций передать состояние человека при восприятии истинного искусства, сумел вызвать в нас ответное чувство. 12. Рефлексия. -Что показалось трудным? Интересным? Работу над этим текстом продолжим на следующем уроке. 13. Домашнее задание. (слайд 7) Мини-сочинение. «Мир был добр и одинок так же, как и я». Как вы понимаете эти слова? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» | ||
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:... Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование... | Методические указания к выполнению курсовой работы и подготовке к... Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине «Бухгалтерский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Анализ искусствоведческого текста как способ расширения культурологического пространства школьникови подготовки к егэ | Текст как лингводидактическая единица. Комплексный анализ текста,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | Анализ уровня развития доу за учебный год «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | ||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5) | Контрольная работа № Тема: Комплексный анализ текста Интернете так раздр…жают людей. Невида…ая информацио…ая э…ективность Интернета и…пользуется для ра…пр…странения в несколько тысяч…... | ||
Конспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода... Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Употребление имён прилагательных в речи». В ходе урока использованы следующие методы и приёмы: создание проблемной ситуации, защита... | ||
Рабочая программа для студентов направления 010100. 62 Математика.... Девятков А. П. Граничные свойства аналитических функций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва» Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа по русскому языку (элективный курс) Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать... | Общеобразовательных учреждений Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный... |