Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам»





Скачать 43.14 Kb.
НазваниеТема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам»
Дата публикации30.09.2013
Размер43.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам»

Цели: 1). образовательная

совершенствование навыков правописания, обобщение и расширение сведений

об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю;

2) развивающая

развивать речь учащихся, развивать образное мышление, умение создавать свой

текст;

3) воспитывать чувство прекрасного.

Проблемный вопрос: На что способно истинное произведение искусства?

Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного?

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок посвятим комплексному анализу текста, чтобы на конкретном материале применить свои знания и развивать свои способности по основным разделам языка, могли показать, как вы владеете основными видами речевой деятельности. Наша цель – овладевать навыками работы с информацией, представленной в тексте, навыками осмысления текста, умением рассуждать на предложенную тему, приводить аргументы и , конечно, грамотно писать и говорить. Все это необходимо для успешной сдачи экзамена .

У каждого на парте лежат тир листа : с текстом с пропусками, схема анализа текста и рабочий лист с заданиями. На каждом подпишите свою фамилию. Работа буде в группах и в парах.

  1. Объявление темы урока. (слайд 1), целеполагание (слайд 2)

  2. Повторение понятия «текст»

Это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложении; интонация и др.

- Что включает в себя анализ текста? (слайд 3 ) Работа со схемой.

- Тема (о чем?), основная мысль (для чего?), проблема (вопрос, требующий исследования, тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль речи (художественный, научный, разговорный, официально-деловой и публицистический) , а также речевое оформление.

4. Знакомство с текстом.

Автор отрывка из повести «Последний поклон» Астафьев В.П. – известный

русский писатель. (слайд 4)

- Какие произведения этого автора читали? (Васюткино озеро, Конь с розовой

гривой, Ангел-хранитель, Мальчик в белой рубашке)

Читает учитель. Звучит музыка «Полонез Огинского»

- Какое впечатление произвел текст? Какие чувства вызвал?

5. Проблемный вопрос:

На что способно истинное произведение искусства?

Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного?

6. Работа с текстом.

- Озаглавьте текст.

(работа с листом №3 – с заданиями)

- Что отражено в названии : тема или основная мысль?

- Какова тема текста? (задание 2) Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ.

1 группа отвечает и объясняет. (Волшебная сила музыки ) ответ «б» (обведите)

(Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставили автора плакать, наполнили сердце чем-то большим и тревожным .Музыка трогает струны человеческой души, заставляет и плакать, и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью к родной земле, ко всему миру, делает человека лучше. Музыка способна изменить человека).

- Какова основная мысль? (задание 3) Выберите правильный ответ.(«б») (обведите)

2 группа объясняет: Астафьев убеждает читателя в том, что музыка, как любой другой вид искусства, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, учит любить жизнь, свою родину).

- Каким стилем написан текст, какой тип речи? (задание 4).

Выберите правильный ответ («а»)(обведите)

3 группа отвечает: художественный, т.к.воздействует на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин, используются образные средства языка. Тип речи – повествование с элементами описания (состояние человека)

1 часть проблемного вопроса: На что способна музыка?

7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.(самостоятельная работа – 5 мин)

(работа с листом 1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (задания 5 и 6)

8. Взаимопроверка (открывается текст с вставленными буквами и знаками препинания,

проверяют в парах, нормы оценок - на доске)

Сформировать группы орфограмм и пунктограмм (по группам) Над какими видами орфограмм и пунктограмм работали?

  1. Речевое оформление текста. (слайд 5)

- Расставляя знаки препинания, вы назвали пунктограммы. С какими синтаксическими конструкциями встретились? (простые односоставные и двусоставные предложения, предложения с причастным и деепричастным оборотом, однородными членами, сложные предложения и т.д.)

Выполнить задание 7. (1 группа – в 7 предложении - 3 основы; 2 группа - в 9 предложении – 2 основы; 3 группа - в 23 предложении – 1 основа.)(записать)

Но в этом тексте есть и односоставные предложения, выполните задание 8 (записать).(Слайд 6)

1 группа - №20 - безличное

2 группа - №6, 7 - безличные

3 группа - №9 (н\л), 9 и 15- безличные.
- Почему же автор, рассказывая о себе, использует столько безличных предложений? (т.к. в тесте речь идет о состоянии человека, о его чувствах.) В безличных предложениях важно не действие, а состояние, оно происходит независимо от чьей-либо воли. В 1 абзаце состояние передано словами категории состояния, во 2 и 3 – словом нет ,как антоним – нет композитора, а память жива, нет отца, матери, но родина есть. В 3 абзаце уже нет тревоги и печали, жизнь родины, ощущение родины, любовь к ней – это главное.
10. Творческая работа. (на обратной стороне листа)

- Какова же роль односоставных предложений в этом тексте? Напишите мини-сочинение на эту лингвистическую тему. (5-6 предложений)
11. Проблемный вопрос: Почему же надо воспитывать в себе чувство прекрасного?

Автор сумел с помощью синт.конструкций передать состояние человека при восприятии истинного искусства, сумел вызвать в нас ответное чувство.

12. Рефлексия.

-Что показалось трудным? Интересным? Работу над этим текстом продолжим на следующем уроке.

13. Домашнее задание. (слайд 7)

Мини-сочинение. «Мир был добр и одинок так же, как и я». Как вы понимаете эти слова?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:...
Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы и подготовке к...
Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине «Бухгалтерский...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Анализ искусствоведческого текста как способ расширения культурологического пространства школьникови подготовки к егэ
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconТекст как лингводидактическая единица. Комплексный анализ текста,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconТесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconАнализ уровня развития доу за учебный год
«Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым»
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5)
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconКонтрольная работа № Тема: Комплексный анализ текста
Интернете так раздр…жают людей. Невида…ая информацио…ая э…ективность Интернета и…пользуется для ра…пр…странения в несколько тысяч…...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Употребление имён прилагательных в речи». В ходе урока использованы следующие методы и приёмы: создание проблемной ситуации, защита...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconРабочая программа для студентов направления 010100. 62 Математика....
Девятков А. П. Граничные свойства аналитических функций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconКонспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»
Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconРабочая программа по русскому языку (элективный курс)
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» iconОбщеобразовательных учреждений
Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск