Анализ уровня развития ДОУ за------ учебный год
МКДОУ «Детский сад ------------------------ функционирует в режиме развития.
Весь воспитательно-образовательный процесс в ----- учебном году - направлен на реализацию главной цели функционирования ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, своевременную коррекцию имеющихся нарушений; максимальную реализацию потенциальных возможностей, разностороннее развитие воспитанников; стабилизацию психофизического развития детей дошкольного возраста для успешной интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Детский сад посещало --- ребенка, в том числе --- слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, в специализированных группах.
Реализация основной образовательной программы (ООП)
Образовательная деятельность с детьми осуществляется в соответствии с ООП, разрабатываемой на основе примерных ООП дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре ООП и условиям ее реализации.
Содержание ООП реализовывалось
в совместной деятельности педагогов с детьми, в том числе и непосредственно образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей;
в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
во взаимодействии с семьями детей.
Деятельность в ходе режимных моментов
| Совместная деятельность взрослых и детей
| Самостоятельная деятельность детей
| Взаимодействие с семьями детей
| Прием детей на свежем воздухе;
все гигиенические процедуры;
выполнение всех форм двигательного режима;
закаливающие процедуры;
питание;
прогулка, подготовка к ней и возвращение;
подготовка ко сну;
практические и игровые ситуации образовательного характера;
проблемные ситуации, ситуации выбора;
ситуации общения (общение педагога с детьми в течение дня по разным вопросам между видами деятельности)
| Различные игры;
игровые упражнения;
проблемные ситуации;
тренинги, этюды;
чтение детям и обсуждение;
рассказ воспитателя;
свободное общение по поводу;
игры-занятия по ОБЖ, правовому воспитанию;
встречи с интересными людьми;
экскурсии, целевые прогулки;
«заочные» экскурсии, путешествия;
беседы;
словотворчество;
театрализация;
музицирование;
рассматривание различных объектов;
наблюдения;
труд;
продуктивные виды деятельности;
проектная деятельность;
досуговая деятельность;
экспериментирование;
экологически ориентированная деятельность;
коллекционирование;
слушание аудио;
просмотр видео и слайд-программ;
песочная игротерапия;
кружковая работа и др.
| Различные игры;
конструирование, лепка, рисование, ручной труд, моделирование;
музицирование;
рассматривание книг, альбомов, фотографий, коллекций и т.п.
| Беседы;
консультации;
мастер-классы;
семинары-практикумы;
родительские собрания, гостиные;
«Дни открытых дверей»;
включение в совместные праздники, развлечения, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты;
совместный труд;
семейные проекты;
анкетирование;
интервьюирование;
социологические опросы;
интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ, электронную почту;
оформление родительских уголков, буклетов, памяток, фотоальбомов;
обновление папок-передвижек;
выпуск стенгазет;
знакомство с печатным журналом ДОУ «В гостях у «Медвежонка», подготовка публикаций;
посещение семей на дому
и др.
|
Непосредственно образовательная деятельность во всех группах не предполагает предметного обучения в форме учебной модели, а ориентирована на интегрированную образовательную деятельность по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка». Количество и продолжительность видов образовательной деятельности определялось СанПиН 2.4.1.2660-10.
Наряду с Примерными программами реализовывались и парциальные / вариативные программы и технологии:
«Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением» В.А. Феоктистовой, Т.П. Головиной и др.;
Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьевой и др.;
«Экологическое воспитание» С.Н. Николаевой;
«Кто я? Какой я?» М.Н. Сигимовой;
«Азбука общения» Л.М. Шипициной;
«Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной;
«Ознакомление детей с социальной действительностью» Н.В. Алешиной;
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой и др.
Кроме того, при организации работы с детьми используются оригинальные авторские программы, технологии и методические разработки педагогов нашего ДОУ:
оздоровительная программа «Здоровый ребенок»;
«Система работы по развитию социально-бытовой ориентировки и зрительного перцептивного обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения» (коллективная);
«Песочная игротерапия для детей с нарушениями зрения» Е.В. Доскач, О.В. Лебеденко;
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» Г.П. Казанцевой;
«Познаем пространство, играя» Г.А. Язубчик;
«Развитие математических представлений у детей с нарушением зрения» Т.И. Салимгареевой;
«Развитие детского творчества средствами выразительности в живописи» М.И.Титаевой;
«Формирование социальной перцепции (восприятие человека человеком) у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» Л.А. Григорьевой, Г.А. Язубчик;
«Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста» (коллективная);
«Прогулки для «почемучек» и «Мир вокруг нас» (организация прогулок с детьми с нарушениями зрения в двух частях) С.А. Константиновой, Е.В. Доскач;
«Дошкольникам о профессиях» Г.П. Казанцевой, Г.А. Язубчик;
«Архитектурно-транспортная тематика в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» М.И. Титаевой, Е. П. Марковой;
«От росточка до плода» Г.П. Казанцевой;
«Портрет для малышей» из цикла «Изо-идеи для воспитателей» М.И. Титаевой;
«Архитектура для малышей» из цикла «Изо-идеи для воспитателей» М.И. Титаевой.
Совмещение технологий с примерными программами происходит путем соединения в единый перспективный план (интегрированное комплексно-тематическое планирование). В основу комплексно-тематической формы организации образовательной деятельности в ДОУ положен принцип интеграции: целостный образовательный процесс в течение всего дня объединен одной темой (определенная тема прослеживается «красной нитью» в разных видах детской деятельности), осуществляется в формах совместной и самостоятельной деятельности, в ходе которых одновременно решаются задачи из разных образовательных областей. Отработана система взаимодействия всех педагогов ДОУ: воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей изобразительной деятельности и физической культуры, музыкального руководителя, а также модель взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
Примерные, а также парциальные и авторские программы и технологии, используемые в ДОУ для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, реализованы. 100% воспитанников освоили образовательную программу по всем направлениям развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие.
Результаты мониторинга освоения ООП
по основным направлениям развития детей
общеразвивающих групп (примерная программа «Детство»)
Направления развития
| Уровни развития детей
| Младший возраст
| Старший возраст
| Начало года
| Конец года
| Начало года
| Конец года
| Физическое развитие
| Низкий – 100%
Средний – 0
Высокий – 0
| Низкий – 52%
Средний – 48%
Высокий – 0
| Низкий – 61%
Средний – 39%
Высокий – 0
| Низкий – 3%
Средний – 55%
Высокий – 42%
| Социально-личностное развитие
| Низкий – 95%
Средний – 5%
Высокий – 0
| Низкий – 67%
Средний – 33%
Высокий – 0
| Низкий – 37%
Средний – 63%
Высокий – 0
| Низкий – 0
Средний – 37%
Высокий – 63%
| Познавательно-речевое развитие
| Низкий – 100%
Средний – 0
Высокий – 0
| Низкий – 52%
Средний – 48%
Высокий – 0
| Низкий – 49%
Средний – 51%
Высокий – 0
| Низкий – 11%
Средний – 38%
Высокий – 51%
| Художественно-эстетическое развитие
| Низкий – 81%
Средний – 19%
Высокий – 0
| Низкий – 30%
Средний – 51%
Высокий – 19%
| Низкий – 27%
Средний – 61%
Высокий – 12%
| Низкий – 4%
Средний – 38%
Высокий – 58%
|
В конце учебного года низкий уровень развития по отдельным направлениям развития наблюдается у детей с особыми образовательными потребностями (ЗРР, ОНР), а также в связи с частыми пропусками по болезни и семейным обстоятельствам. Во второй младшей группе низкий уровень развития обусловлен также и затянувшимся периодом адаптации (дети приходили из дома в течение года).
Результаты мониторинга освоения ООП
по основным направлениям развития детей
специализированных групп для слабовидящих детей
(примерная программа «От рождения до школы» + программа специальных (коррекционных) ОУ под ред. Л.И. Плаксиной)
Направления развития
| Уровни развития детей
| Ранний возраст
| Младший возраст
| Старший возраст
| Начало года
| Конец
года
| Начало года
| Конец
года
| Начало
года
| Конец
года
| Физическое развитие
| Низкий – 75%
Средний –
25%
Высокий – 0
| Низкий – 24%
Средний – 47%
Высокий – 29%
| Низкий – 56%
Средний – 39%
Высокий – 5%
| Низкий – 5%
Средний – 64%
Высокий – 31%
| Низкий – 53%
Средний – 40%
Высокий – 7%
| Низкий –
0
Средний – 49%
Высокий – 51%
| Социально-личностное развитие
| Низкий – 83%
Средний – 17%
Высокий – 0
| Низкий – 38%
Средний – 53%
Высокий – 9%
| Низкий – 44%
Средний – 49%
Высокий – 7%
| Низкий –
12%
Средний – 36%
Высокий – 52%
| Низкий – 28%
Средний – 55%
Высокий – 17%
| Низкий – 1%
Средний – 20%
Высокий – 79%
| Познавательно-речевое развитие
| Низкий – 61%
Средний – 39%
Высокий – 0
| Низкий – 41%
Средний – 41%
Высокий – 18%
| Низкий – 33%
Средний – 65%
Высокий – 2%
| Низкий – 12%
Средний – 44%
Высокий – 44%
| Низкий – 50%
Средний – 41%
Высокий – 9%
| Низкий – 10%
Средний – 46%
Высокий – 44%
| Художественно-эстетическое развитие
| Низкий – 100%
Средний – 0
Высокий – 0
| Низкий – 46,5%
Средний – 46,5%
Высокий – 7%
| Низкий – 61%
Средний – 33%
Высокий – 6%
| Низкий – 14%
Средний – 49%
Высокий – 37%
| Низкий – 46%
Средний – 41%
Высокий – 13%
| Низкий – 5%
Средний – 52%
Высокий – 43%
|
В конце учебного года низкий уровень развития по отдельным направлениям развития наблюдается у детей с особыми образовательными потребностями (ЗПРР, ЗРР, ОНР), тяжелыми зрительными и сочетанными патологиями, у детей-инвалидов, а также в связи с частыми пропусками по болезни.
Из подготовительных групп № 3 и № 7 выпущено в школу 40 детей, из них «школьно-зрелые» – 31 / 77,5%, «средне-зрелые» – 9 / 22,5%. Все выпускники (100%) освоили программы детского сада. Дети контактны, обладают необходимыми коммуникативными навыками, умеют заниматься в коллективе. У всех выпускников сформированы представления о школе, социальной роли учителя, обязанностях ученика, сформирована учебная мотивация. Дети идут учиться в общеобразовательные школы (29 детей), гимназии (7 детей) и даже в прогимназии с немецким и французским уклонами, школу со спортивным уклоном.
Дополнительное образование в ДОУ представлено кружковой и студийной работой. В течение учебного года функционировали:
хореографическая студия «Улыбка»;
кружок «Юный живописец»;
секция подвижных и спортивных игр «Поиграй-ка!»;
вокальная студия «Веселые нотки»;
вокальный ансамбль «Зоренька»;
кружок «Умники и умницы»;
кружок «Умелые ручки».
Дети – участники кружков и студий участвовали в 7 конкурсах и фестивалях районного и городского уровней, получали Дипломы и памятные подарки, становились лауреатами и победителями, приглашались на праздники в ДК.
Оценка уровня выполнения годовых задач
В -------- учебном году деятельность ДОУ была направлена на решение следующих задач:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников ДОУ.
Организовать деятельность педагогического коллектива по внедрению и апробации основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Оптимизировать методическую работу по повышению профессиональной компетенции и педагогического мастерства педагогов.
Совершенствовать информационно-методическое и учебно-материальное обеспечение для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Для этого были подготовлены и проведены педагогические советы:
установочный, аналитико-планирующий - «Готовность ДОУ к новому учебному году»;
внеплановый, об участии ДОУ в районном поисково-формирующем эксперименте по теме «Формирование дидактической компетентности воспитателей как одного из компонентов профессионально-педагогической компетентности в условиях перехода ДОУ на ФГТ»;
тематический, в форме конференции - «Осуществление образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности»;
тематический, в традиционной форме + деловая игра - «Проектирование образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с современными требованиями»;
итогово-организационный «Итоги воспитательно-образовательной работы ДОУ за 2011/2012 учебный год».
Для реализации поставленных целей и задач организовывались:
медико-педагогические советы и совещания;
постоянно действующий семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования». Семинарские занятия проходили раз в месяц по следующим темам:
«Организация педагогического наблюдения»
«Освоение новых способов образовательной деятельности с детьми»
«Интеграция образовательных областей и видов детской деятельности»
«Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми»
«Реализация модели образовательного процесса с учетом ФГТ»
«Использование в работе с детьми метода проектов»
«Активизация взаимодействия с семьями воспитанников по реализации ООП»
«Интегрированный воспитательно-образовательный процесс: положительный опыт и проблемы»;
3. консультации:
«Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГТ»;
«Мониторинговая деятельность в ДОУ»;
«Организация в ДОУ гибкого режима дня»;
«Проектный метод в образовательной деятельности ДОУ»;
«Кинезиологические упражнения в психокоррекционной и оздоровительной работе с детьми»;
а также серия «заочных консультаций» по проблемам педсоветов и индивидуальные консультации по запросам педагогов;
4. открытые занятия и коллективные просмотры деятельности воспитателей с детьми;
5. выставка «Урожай у нас хорош!», смотр-конкурс приемных групп, конкурс совместного творчества детей и взрослых «Вместе с мамой, вместе с папой», конкурсы в подготовительных к школе группах «Умники и умницы»;
6. различные праздники, развлечения, досуги с детьми.
Педагоги все вместе посмотрели и обсудили видеовыступление управляющего директора издательства «Просвещение», научного руководителя Института стратегических исследований в образовании РАО, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, руководителя разработки ФГТ Александра Кондакова (О проблемах развития дошкольного образования в РФ) и видеовыступление заместителя директора Института стратегических исследований в образовании РАО, члена экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Госдумы РФ Нины Владимировны Фединой (О перспективах развития дошкольного образования).
В течение учебного года помимо ежедневного оперативного контроля за педагогической деятельностью в ДОУ осуществлялся контроль разных видов (предупредительный, обзорный, оперативный, тематический, фронтальный, опережающий) со стороны заведующего, старшего воспитателя, старшей медсестры, научно-методического совета. Были осуществлены
- обзорный контроль «Готовность ДОУ к новому учебному году»;
- оперативный «Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов»;
- опережающий «Организация образовательной деятельности с детьми во время прогулок»;
- тематический «Осуществление непосредственно образовательной деятельности с детьми в ДОУ»;
- предупредительный «Организация совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей»;
- фронтальный во второй младшей группе № 10;
- обзорный «Организация предметно-развивающей среды ДОУ для реализации ООП»;
- тематический «Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП»;
- тематический «Готовность детей подготовительных групп к обучению в школе»;
- опережающий «Подготовка ДОУ к летнему оздоровительному периоду».
Для каждого вида контроля старшим воспитателем разрабатывалась программа, собиралась и анализировалась разнообразная информация, по результатам контроля составлялась справка, вырабатывались рекомендации, определялись пути исправления недостатков; исполнение рекомендаций проверялось. На начало контроля и по результатам издавались приказы заведующего.
Результатами систематической планомерной работы в приоритетном направлении работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья стали:
1. Небольшое снижение количества детодней, пропущенных по болезни (без ветряной оспы) на одного ребенка – 18,5 (в 2010/2011 учебном году было 19). В целом наблюдается позитивная динамика в состоянии здоровья воспитанников (по данным мониторинга, проводимого старшей медсестрой):
108 детей / 74% (в 2010/2011 – 102 ребенка / 68%) относятся ко II группе здоровья (дети с функциональными расстройствами, часто длительно болеющие, 5-6 раз в год);
28 детей / 19% (в 2010/2011 – 43 ребенка / 29%) – III группа здоровья (наличие хронических патологий и врожденных дефектов развития органов и систем без изменений функций; дети имеют хронические заболевания в компенсированной форме);
3 ребенка / 2% (в 2010/2011 – 4 ребенка / 3%) относится к V группе здоровья (наличие тяжелых хронических патологий или врожденных пороков, приводящих к инвалидности (оперированный порок сердца с нарушениями функции кровообращения; бронхиальная астма тяжелой степени; сахарный диабет; ДЦП; Даун-синдром));
детей с I группой здоровья (идеально здоровые, перенесшие ОРВИ не чаще трех раз в год) – 4 / 3%; детей IV группы здоровья (состояние субкомпенсации) – 3 / 2% (в 2010/2011 учебном году детей с I и IV группами здоровья не было);
93 ребенка / 64% (в 2010/2011 – 94 ребенка / 63%) относится к I группе физического развития (средне-гармоничное развитие);
34 ребенка / 23% (в 2010/2011 – 47 детей / 32%) – II группа (ниже средне-гармоничного развития; имеют избыток или дефицит массы тела);
18 детей / 12% (в 2010/2011 – 8 / 5%) – III группа (хронические заболевания);
7 детей / 5% (в 2010/2011 также) имеют различные серьезные хронические заболевания (хронический пиелонефрит, бронхиальная астма, сахарный диабет, врожденный порок сердца);
10 детей / 7% (в 2010/2011 – 30 детей / 20%) имеют нарушения осанки;
29 детей / 20% (в 2010/2011 – 35 детей /23%) – плоскостопие;
42 ребенка / 29% (в 2010/2011 – 63 ребенка /42%) – заболевания нервной системы;
10 детей / 7% (в 2010/2011 – 27 детей /18%) перенесли инфекционные заболевания (ветряная оспа, энтерит);
62 ребенка / 41% (в 2010/2011 – 66 детей / 43%) имеют различные нарушения зрения и посещают специализированные группы ДОУ.
2. У 31% воспитанников ДОУ (без детей раннего возраста) в мае 2012 года выявлен высокий уровень физического развития, у 54% - средний уровень физического развития. Диагностика выпускников в школу из групп слабовидящих детей № 7 и № 6 в конце учебного года выявила, что у 83% детей средний уровень развития физических качеств, у 17% - высокий; темп прироста физических качеств за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания составил 12,1%, что соответствует оценке «хорошо». У 55% выпускников общеразвивающей группы № 3 средний уровень физических качеств, у 45% - высокий; темп прироста физических качеств – 12,2%, что соответствует оценке «хорошо».
3. Из специализированных групп № 6 и № 7 выпущено 17 детей с различными нарушениями зрения, из них 11 детей / 65% – с выздоровлением, 6 / 35% – с улучшением состояния зрения.
4. Из логопедической подгруппы выпущено 14 детей, из них 9 / 64% - с хорошей речью, 5 / 36% - со значительными улучшениями.
Анализ выполнения годового плана по разделу
«Организационно-педагогическая деятельность» №
п/п
| Мероприятия
| Кол-во
запланиров.
мероприят.
| Выполнено
/ %
| Не
выполн.
/ %
| Вид деятельности,
причина
невыполнения
| 1.
| Заседания Совета педагогов
| 4
| 5 / 125%
| -
|
| 2.
| Медико-педагогические советы
| 6
| 6 / 100%
| -
|
| 3.
| Семинары,
практикумы
| 2
| 2 / 100%
| -
|
| 4.
| Консультации
| 5
| 5 / 100%
| -
|
| 5.
| Открытые просмотры
| 16
| 16 / 100%
| -
|
| 6.
| Выставки,
смотры-конкурсы
| 5
| 5 / 100%
| -
|
| 7.
| Праздники,
развлечения
(без ЛОП)
| 10
| 10/ 100%
| -
|
| 8.
| Контроль
| 12
| 11 / 92%
| -
| Предупредительный в июле – закрытие ДОУ на ремонт
|
Работа с педагогическими кадрами,
анализ методической работы
Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ осуществляют 28 педагогов: 18 воспитателей, 3 тифлопедагога, 2 логопеда, 2 музыкальных руководителя, старший воспитатель.
Образование
| Квалификационная категория
| Уровень профессионального мастерства
| среднее спец.
| высшее
| педагог.
| высш.
| перв.
| втор.
| б/к
| творческий
| репродуктивный
| 11 /
39%
| 16 /
57%
| 27 /
96%
| 6 /
21%
| 17 /
61%
| 2 /
7%
| 3 /
11%
| 27 /
96%
| 1 /
4%
| 1 воспитатель, имея среднее образование, обучается заочно в дошкольном педколледже
| Возраст педагогов
| Педагогический стаж
| до 25
лет
| 26-35
лет
| 36-45
лет
| 46-55
лет
| от 56
лет
| 0-3 года
| 3-5
лет
| 5-15
лет
| 15-25
лет
| от 25 лет
| 1 /
4%
| 6 /
21%
| 10 /
36%
| 7 /
25%
| 4 /
14%
| 2 /
7%
| 1 /
4%
| 6 /
21%
| 11 /
39%
| 8 /
29%
|
В детском саду сформировано 3 группы педагогов. В основе деления лежит дифференциация по уровню практического мастерства:
1 группа – педагоги - исследователи, работающие в инновационном режиме, разрабатывающие программы и технологии - 14 человек (50%);
2 группа – педагоги, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей ребенка, учитывающие индивидуальные особенности и интересы детей, использующие готовые, разработанные другими методики, выбирая из них те, которые больше всего подходят данному ребенку или группе детей – 11 педагогов (39%);
3 группа – педагоги – исполнители, требующие индивидуальной помощи и использующие в своей работе готовые технологии и методы обучения, не добиваясь в них собственных оригинальных изменений или дополнений – 3 педагога (11%).
По восприимчивости к новому выделены 2 группы педагогов, участвующих в инновационной и экспериментальной работе:
1 группа – педагоги, восприимчивость к новому у которых очень сильно выражена – 19 человек (68%);
2 группа – педагоги, у которых восприимчивость выражена – 9 человек (32%).
|