Организационно методические указания





Скачать 303.02 Kb.
НазваниеОрганизационно методические указания
страница1/4
Дата публикации04.07.2013
Размер303.02 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор института

Фундаментальной биологии и

биотехнологии

Сапожников В.А./____________/

«_____» _____________2013 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дисциплина М3.В.2. «ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ БИОХИМИИ РАСТЕНИЙ»


Укрупненная группа 020000 – Естественные науки

Направление 020400.68 – Биология (магистр)

Магистерская программа 020400.68.02 – Физиология растений

Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

Кафедра Водных и наземных экосистем

Красноярск

2013

Организационно – методические указания

составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки

направления (специальности) 020400.68 – Биология (магистр)
Организационно-методические указания составили:

профессор, д.б.н. Голованова Тамара Ивановна ______________

ассистент преподавателя Иванова Анна Николаевна ______________

Организационно-методические указания обсуждены на заседании кафедры Водных и наземных экосистем
________________2013г. протокол №
Заведующий кафедрой Колмаков В.И. __________________


Организационно-методические указания обсуждены на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 2013 г. протокол № _____________
Председатель НМСИ __________________________________________


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Преподаватели дисциплины «Избранные главы биохимии растений» должны регулярно обновлять учебный материал с учетом развития науки и технологий, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества обучения в ВУЗе. Организационно-методические указания (ОМУ) по дисциплине «Избранные главы биохимии растений» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

по укрупненной группе 020000 – Естественные науки,

направления (специальности) 020400.68 – Биология (магистр).

ОМУ является частью учебно–методического комплекса (УМКД) дисциплины «Избранные главы биохимии растений».

В организационно-методических указаниях представлены следующие вопросы:

- общая характеристика дисциплины,

- компетентностный подход при преподавании дисциплины,

- структура дисциплины,

- структура и методика преподавания теоретического курса,

- структура и методика преподавания семинарских занятий,

- структура и методика проведения самостоятельной работы,

- учебно-методические материалы по дисциплине.

  1. Общая характеристика дисциплины

Избранные главы биохимии растений является частью биологической науки, изучающей активность обменных процессов растительных организмов. Биохимия растений отличается спецификой, которая предопределена особенностями растений.

Предметом изучения курса являются пути биосинтеза и использования этих компонентов у растительных организмов в процессе жизнедеятельности, механизмы регуляции метаболических процессов, особенности метаболизма С3- и С4-растений, основное биохимическое различие между растениями и животными.

Цель курса «Избранные главы биохимии растений» - сформировать у студентов представление об особенностях метаболических процессов, протекающих в растительных организмах, относящихся к различным экологическим группам, о механизмах и путях регуляции обменных процессов у растений, дать студентам возможность приобрести запас знаний для чтения периодической литературы и анализировать данные литературы.

Одна из важнейших задач данного курса – это изучение закономерностей метаболических процессов растений и способов их регуляции. Немаловажной задачей является формирование представлений у студентов о первостепенной роли обмена веществ в жизненных процессах организма. Ознакомление студентов с научными достижениями в области биохимии растений.

В ходе изучения данного курса студент должен развивать свои общекультурные и профессиональные компетенции.

В преподавании данной дисциплины, наряду с лекциями, на которые отведено 0,44 з.е. (16 ч), учебным планом по курсу «Избранные главы биохимии растений» предусмотрены семинарские занятия, которые способствуют развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Они стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников, закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекций, прививают навыки самостоятельной работы, способствуют выработки у студентов навыков полемиста; способствуют более глубокому усвоению студентами биологических понятий, повышают их познавательные возможности. Объем семинарских занятий - 0,89 з.е. (32 ч). На семинарских занятиях используются методы интерактивного обучения, основанных на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Высокий уровень освоения дисциплины «Избранные главы биохимии растений» достигается не только в результате выполнения аудиторной работы на лекциях и семинарских занятиях, но и в ходе выполнения самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 1,67 з.е. (60 ч): изучение теоретического курса 0,55 з.е. (20 ч), написание реферата и подготовка презентации - 0, 28 з.е. (10 ч), составление таблиц метаболизма 0,28 з.е. (10 ч), подготовка к зачету – 0,56 з.е. (20 ч).

График учебного процесса и самостоятельной работы представлен в приложении 1.

Структура и содержание разделов дисциплины, наименование каждого раздела, срок его реализации, перечень тем лекционного курса, входящих в раздел, перечень семинарских занятий, самостоятельных видов работ, их конкретное наполнение, формируемые компетенции, умения, знания, навыки приведены в приложении 2 настоящих указаний. Трудоемкость разделов и видов учебной работы – в приложении 3.

2. Компетентностный подход при преподавании дисциплины

В ходе изучения данного курса студент должен обладать следующими общекультурными (ОК):

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

и профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • особенности растительного организма;

  • структуру и физиологию клетки;

  • специфику биохимических процессов у растений, произрастающих в различных экологических условиях;

  • механизм и пути регуляции метаболизма, связанных с жизнью растений;

  • биохимические механизмы адаптации растений к изменяющимся условиям среды.

уметь:

  • систематизировать знания о биохимических особенностях растительного организма, полученные при изучении научной литературы;

  • обобщать знания об особенностях метаболизма у растений различных систематических групп;

  • использовать современных методов исследования при изучении растений и обменных процессов, протекающих в них;

  • грамотно излагать теоретический материал, вести дискуссию;

  • использовать знания, полученные в этом курсе, в своей практической деятельности.

владеть навыками:

- делового общения;

- работы в команде;

- работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения экспериментальных и практических задач в области профессиональной деятельности;

- владеть методологическими основами современной науки;

3. Межпредметная связь

При изучении метаболических процессов, протекающих в растениях, необходимо знать морфологические особенности растительного организма, на какой фазе развития он находится, условия его произрастания, как он взаимодействует с окружающей средой. При изучении биохимических процессов, которые идут либо с затратами АТФ, либо с его синтезом необходимо знать взаимодействия между органеллами, между которыми устанавливаются системы прямых и обратных связей, имеющие существенное значение для поддержания клетки как целостной функциональной единицы. Сложность всех этих структурно-функциональных взаимосвязей в растениях невозможно объяснить без знаний «физиологии растений», «цитологии», «ботаника», «органической химии», «экологии», «агрохимии» «молекулярной биологии», «генетики».

4. Структура дисциплины

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 3 зачетные единицы, что составляет 108 учебных часа (3 з.е.).

Виды занятий: лекционные, семинарские, самостоятельные: самостоятельное изучение теоретического материала, написание рефератов, составление карт метаболизма, подготовка к зачету.

Форма отчета – «зачет».

Аудиторная работа составляет 1,33 з.е. (48 ч), включает:

лекции – 0,44 з.е. (16 ч);

семинарские занятия – 0,89 з.е. (32 ч).

На самостоятельную работу отведено 1,67 з.е.(60 ч), что составляет 55,5 % от общего времени. Самостоятельная работа включает:

изучение теоретического курса, на освоение которого отводится 0, 55 з.е. (20 ч);

написание реферата и подготовка презентации, на написание реферата и подготовки презентации отводится учебной программой 0,28 з.е. (10 ч);

составление таблиц метаболизма, на выполнение данного задания отводится 0,28 з.е. (10 ч);

подготовки к зачету, на данный раздел отводится 0,56 з.е. (20 ч).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализации компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 90 % аудиторных занятий, лекции составляют 33 % аудиторных занятий.

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл.4. 1.

Таблица 4.1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

1,33(48)

1,33 (48)

лекции

0,44(16)

0,44(16)

семинары

0,89 (32)

0,89 (32)

Самостоятельная работа:

1,67 (60)

1,67 (60)

изучение теоретического курса (ТО)

0,55 (20)

0,55 (20)

Реферат и подготовка презентации

0,28 (10)

0,28 (10)

Составление таблиц метаболизма

0,28 (10)

0,28 (10)

Подготовка к зачету

0,56(20)

0,56(20)

Вид итогового контроля

зачет

зачет


5. Структура и методика преподавания теоретического курса

Теоретический курс разделен на пять разделов, в которые входят пять тем, восемь лекций, шестнадцать семинарских занятий. В первый раздел входит две лекции, во второй – шесть лекций, в третий – пять лекций, в четвертый – шесть лекций, в пятый – пять лекций. В таблице 5.1 приведены содержание, темы лекционного курса и реализуемые компетенции.

Таблица 5.1

Содержание разделов и тем лекционного курса

№№

№ раздела дисциплины

Темы лекционного курса

Реализуемые компетентности

1

1. Биохимия растений как наука

Лекция 1. Биохимия растений как наука. Предмет, цели и задачи курса. Место биохимии в системе биологических наук. Особенности растительного организма. История становления биохимии как науки. Методы исследования.

Лекция 2. Метаболизм. Метаболизм и его регуляция. Типы метаболических путей. Катаболические пути. Анаболические пути. Центральные пути обмена. Соотношение катаболизма и анаболизма. Анаплеротический путь.

ОК-4, ПК-2, ПК-10, ПК-11, ПК-13

2

2. Углеводы

Лекция 3. Взаимопревращения углеводов в растительной клетке. Киназные реакции. Мутазные реакции. Изомеразные реакции. Эпимеразные реакции. Альдолазные реакции. Транскетолазные реакции. Декарбоксилирование. Нуклеотидные производные сахаров.

Лекция 4. Восстановительный пентозофосфатный цикл. Карбоксилирование. Восстановление. Регенерация. Основные характеристики карбоксилирования.

Лекция 5. Фотодыхание. Понятие фотодыхания. История открытия цикла. Химизм фотодыхания. Особенности гликолатного цикла. Регуляция фотодыхания.. Физиологическая роль фотодыхания.

Лекция 6. С4-тип фотосинтеза. История открытия С4-пути фотосинтеза. С4-метаболизм у растений НАДФ-малатдегидрогеназного типа. С4-метаболизм у растений НАД-малатдегидрогеназного типа. С4-метаболизм у растений ФЭП-карбоксилазного типа. Разнообразие С4-метаболизма.

Лекция 7. Метаболизм по типу толстянковых. Общие представления о САМ-метаболизме. Фиксация СО2 . Реакции, происходящие на свету. Энергетические затраты при САМ метаболизме. Особенности САМ-растений.

Лекция 8. Окислительный пентозофосфатный путь. Из истории открытия цикла. Две фазы пентозофосфатного пути окисления глюкозы. Фаза 1 - первый окислительный этап пентозофосфатного пути. Фаза 2 - неокислительный этап. Суммарное уравнение пентозофосфатного пути окисления глюкозы. Функции окислительного пентозофосфатного пути.


ОК-4, ПК-2, ПК-10, ПК-11, ПК-13


Разделение теоретической работы на разделы выполнено в соответствии с основными тематическими блоками дисциплины. Это позволяет координировать виды аудиторной и самостоятельной работы, реализовать кредитно-рейтинговый принцип управления учебным процессом.

Основной теоретический материал изложен в отечественных и зарубежных учебниках, список которых приводится в разделе «Учебно-методические материалы по дисциплине». Одна из основных задач лектора, дающего теоретический материал, - сформулировать у студентов логическую структуру дисциплины, познакомить с новейшими открытиями в данной области. Лекции читаются один раз в две недели в девятом семестре, продолжительность лекций составляет два часа.

В начале лекции преподаватель знакомит с планом, формулирует цель и задачи лекции, напоминает содержание предыдущей лекции. В конце лекции лектор должен оставить время для рассмотрения вопросов, которые возникли у студентов во время прослушивания лекции, озвучить вопросы, которые студент должен самостоятельно проработать.

Чтение лекции осуществляется в зависимости от цели и задач, предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов, позволяет сохранять информацию.

6. Структура и методика проведения семинарских занятий

По дисциплине «Избранные главы биохимии растений» предусмотрены семинарские занятия, которые способствуют развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Они стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников, закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекций, прививают навыки самостоятельной работы, способствуют выработки у студентов навыков полемиста. Семинарские занятия должны пробудить у студентов научный интерес, стимулировать научные знания и выводы. Проведение семинарских занятий способствуют более глубокому усвоению студентами биологических понятий, повышают их познавательные возможности. Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Избранные главы биохимии растений» составляет 0,89 з. е. (32 часа). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы. Темы семинарских занятий приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Темы семинарских занятий



п/п

№ раздела

дисциплины

Темы занятий, трудоемкость, ч



3


Классификация липидов. 2 час.



3

Особенности триглицеридов. Гликолипиды. 2 час.



3

Фосфолипиды. 2 час.



3

Взаимопревращение липидов и углеводов. Биологические мембраны, специфика различных мембран растительной клетки. Роль липидов в построении и функционировании мембран. 2 час.



3

Роль липидов в адаптации растений к неблагоприятным факторам среды. 2 час.



4

Особенности обмена аминокислот. Группа аспарагиновой кислоты. 2 час.



4

Особенности обмена аминокислот. Синтез серина и глицина. Пути синтеза аланина. 2 час.

8

4

Особенности обмена аминокислот. Группа орнитина. 2 час.

9.

4

Особенности обмена аминокислот. Серосодержащие аминокислоты. Аминокислоты с разветвленной цепью.2 час.

10.

4

Особенности обмена аминокислот. Гистидин. 2 час.

11.

4

Ароматические аминокислоты. Пути катаболизма аминокислот. 2 час.


12.

5

Пути окисления дыхательного субстрата. Гликолиз. 2 час.

13.

5

ЦТК. Альтернативные пути клеточного дыхания. Глиоксилатный цикл. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы. 2 час.

14.

5

Особенности обмена органических кислот в митохондриях. 2 час.

15.

5

Особенности обмена органических кислот в хлоропластах. 2 час.

16.

5

Особенности обмена органических кислот в цитоплазме. Взаимосвязь различных путей окисления углеводов.2 час.


Семинарские занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий – два академических часа. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1.Выбор темы, определение задач.

2.Подбор дополнительной литературы.

3.Подготовка вопросов для обсуждения.

4.Распределение заданий и тем для сообщений.

5.Организация предварительной работы, консультации.

6.Определение критериев оценки выступлений.

7.Выбор методов и приемов проведения.

8.Подбор средств наглядности.

9.Составление плана проведения семинара.

Семинары организуются с целью повторения и обобщения знаний студентов по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1.Вводное слово преподавателя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления студентов (сообщения по заданным вопросам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений, оценка их выступлений).

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач и может проводиться в виде:

- развернутой беседы,

- докладов,

- обсуждение рефератов,

- семинаров – диспутов,

- мини – конференций.

На семинарских занятиях используются методы интерактивного обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

7. Структура и методика проведения самостоятельной работы

Самостоятельная работа – это неотъемлемая часть подготовки магистра. Навыки самостоятельной работы помогут студенту освоить изучаемую дисциплину и создадут прочный фундамент для самостоятельного изучения дисциплины.

На самостоятельную работу по учебному плану отведено 1,67 з.е (60 ч).

В данном курсе реализуются следующие виды самостоятельной работы:

- изучение теоретического курса – 0,55 з.е. (20 ч).

- подготовка реферата и презентации - 0,28 з.е. (10 ч),

- составление таблиц метаболизма – 0,28 з.е. (10 ч),

- подготовка к зачету – 0,56 з.е. (20 ч).

Рекомендации по организации самостоятельной работы приведены в методических указаниях по самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает подготовку к зачету. Вопросы для подготовки к зачету сформированы в соответствии с учебной программой. Все задания на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы.

Предусматривается самостоятельная работа студентов с возможностью доступа к Интернет – ресурсам и электронным учебным пособиям.

Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации и обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Избранные главы биохимии растений» представлены в приложениях 4, 5.

8.Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная

  1. Льюин, Б. Гены // ред. Д. В. Ребриков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 896 с.

  2. Клетки / / ред. Б. Льюин, Л. Кассимерис, В.П. Лингаппа, Д. Плоппер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 951 с.

  3. Хелдт Г.-В. Биохимия растений // под ред. А.М. Носова, В.В. Чуба. - М.: Бином. Лаборатория знаний. 2011.- 472 с.

Дополнительная литература

  1. Алейникова Т.Л., Авдеева Л.В., Андрианова Л.Е. и др. Биохимия. ГЭОРАР – Медиа, 2006.

  2. Белясова Н.А. Биохимия и молекулярная биология. Изд-во: Книжный дом, 2004.

  3. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под ред. Северина Е.С., Николаева А.Я. ГЗОТАР – МЕД. 2001.

  4. Гамбург К.З. Биохимия ауксина и его действие на клетки растений. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1976.

  5. Гудвин Т., Мерсер А. Введение в биохимию растений. М.: Мир. Т. 1,2, 1986.

  6. Дерфлинг К. Гормоны растений. Системный подход. М.: Мир, 1985.

  7. Евстигнеева Р.П., Звонкова Е.Н., Серебренникова Г.А., Швец. В.И. Химия липидов. М.: Химия, 1983.

  8. Ершов Ю.А., Попков В.А. Общая химия. М.: Высшая школа, 2003.

  9. Запрометов М.И. Основы биохимии фенольных соединений. М.: Высшая школа, 1974.

  10. Землянухин А. А., Землянухин Л.А., Епринцев А.Т., Игамбердиев А.У. Глиоксилатный цикл растений. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.

  11. Клейтон Р. Фотосинтез. Физические механизмы и химические модели. М.: Мир, 1984.

  12. Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. М.: Мир, 2004.

  13. Красильников Л.А., Авксентьева О.А., Жмурко В.В., Садовниченко Ю.А. Биохимия растений. Ростов: Тормсинг Феникс, 2004.

  14. Ленинджер А. Основы биохимии. М.: Мир. Т. 1-3, 1985.

  15. Лобанов В.Г., Прудникова Т.Н., Щербаков В.Г. Биохимия: Учебник для ВУЗов. Под ред. Щербакова В.Г. Изд-во: ГИОРД, 2003.

  16. Ловкова М.Я. Биосинтез и метаболизм алкалоидов в растениях. М.: Наука, 1981.

  17. Мецлер Д. Биохимия. М.: Мир, 1980.

  18. Осипов В.И. Гидроароматические кислоты в жизнедеятельности хвойных. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1979.

  19. Полевой В.В. Фитогормоны. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982.

  20. Страер Р. Биохимия. М.: Мир. Т. 1-3, 1985.

  21. Уоринг Ф., Филлипс И. Рост растений и дифференцировка. М.: Мир, 1984.

  22. Щербаков В.Г., Лобанов В.Г., Прудникова Т.Н., Минакова А.Д. Биохимия. Санкт-Петербург: ГИОРГ, 2005.

  23. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений. Под ред. Третьякова Н.Н. Москва: Колос, 2000.

  24. Филипцова Г.Г., Смолич И.И. Основы биохимии растений. БГУ, 2004.

  25. Фотосинтез: В 2 т. /Под ред. Говинджи. – М.: Мир, 1987.

  26. Эдвардс С., Уокер Д. Фотосинтез С3 и С4 растений: механизмы и регуляция. М.: Мир, 1986. 590 с.

  27. Plant Metabolomics Edited by K. Saito, R.A. Dixon, and L.Willmitzer Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006.

  28. George Kvesitadze, Gia Khatisashvili, Tinatin Sadunishvili, Jeremy J. Ramsden. Biochemical Mechanisms of Detoxification in Higher Plants. Basis of Phytoremediation. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006.

  29. СТО 4.2-07-2010. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности [текст]/ разраб. Т.В. Сильченко, В.К. Младенцева, Л.В. Белошапко.– Введ. впервые 22.10.2010. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 57 с.

  30. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка.

  31. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ. / А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1–3.

Информационные ресурсы

Ссылки на доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по дисциплине.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно методические указания icon«Экологическая биотехнология» Организационно-методические указания
Экологическая биотехнология : организационно-методические указания / Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая. – Красноярск : ООО «Дарма», 2012...
Организационно методические указания iconО организационно
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Организационно методические указания iconРоссийской федерации по делам
Мчс россии разработаны «Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной...
Организационно методические указания iconСтроевая подготовка 12
Общие организационно-методические указания по обучению военной подготовке студентов 1
Организационно методические указания iconМетодические указания по выполнению рефератов V. Примерный перечень...
Организационно-методический раздел
Организационно методические указания iconСпецсеминар
С избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. С. В. Прудникова,...
Организационно методические указания iconРуководство к выполнению курсового проектирования содержит примерный...
Руководство предназначено для студентов специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» всех...
Организационно методические указания iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Организационно методические указания iconТема урока: «Метагалактика- часть безграничной Вселенной»
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
Организационно методические указания iconКонтрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания
Каратаева Людмила Николаевна, канд филос наук, доцент кафедры связи с общественностью и лингвистики мгту
Организационно методические указания iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет
Г генная инженерия промышленно-важных продуцентов и целевых продуктов: Организационно-методические указания [Текст] / сост. И. Л....
Организационно методические указания iconПрограмма вступительных экзаменов по биологии. Организационно-методические...
Экзамен проводится в письменной форме в виде теста и направлен на проверку знаний абитуриентов по биологии
Организационно методические указания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О организационно-методические указания по изучению дисциплины Микробиология экосистем: / сост. Н. Д. Сорокин – Красноярск : ипк сфу,...
Организационно методические указания iconОрганизационно-методические указания
В целях совершенствования подготовки территориальных органов, спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы,...
Организационно методические указания iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы....
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии организационно – технических дисциплин
Организационно методические указания iconАдминистративное право
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Административное право»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск