Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания





НазваниеКонтрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер0.58 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > Философия > Контрольные вопросы
  1   2   3   4


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра философии

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

направления (бакалавриат)

033400.62 «Теология»

Мурманск

2012

УДК 1 (075)

ББК 87 я 73

Ф - 56

Составитель методических указаний:

Ольга Дмитриевна Мачкарина, док. филос. наук, профессор
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии

« 07 » июня 2012 г. Протокол № 9.

Рецензенты:
Кравцов Владимир Анатольевич, доктор филос. наук, профессор РГГУ

Каратаева Людмила Николаевна, канд.филос.наук, доцент кафедры связи с общественностью и лингвистики МГТУ;

ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие организационно-методические указания…………………………………....Error: Reference source not found

Тематическое планирование курса……………………………………………….….5

Раздел 1. История античной философии…………………………………………..5

Часть 1. Доклассическая философия Древней Греции. Методические

рекомендации к изучению раздела …………………………………………………...6

Темы семинарских (практических) занятий и методические

рекомендации……………………………………………………………………….…8

Вопросы для самопроверки…………………………………………………………..9

Часть 2. Классический этап античной философии. Методические рекомендации к разделу………………………………………………………………………………...9

Темы семинарских (практических) занятий и методические

рекомендации……………………………………………………………………………12

Вопросы для самопроверки……………………………………………………………14

Часть 3. Эллинско-римский этап развития античной философии. Методические рекомендации к разделу………………………………………………………………..14

Вопросы для самопроверки………………………………………………..

Творческие задания к разделу 1……………………………………………………….15

Методические рекомендации к контрольным работам (реферативным) к первому разделу………………………………………………………….………………………..17

Темы контрольных работ к первому разделу……………………………………..….19

Раздел 2. Средневековая философия……………………………………………..…19

Методические рекомендации к разделу 2……………………………………………..19

Вопросы для самопроверки…………………………………………………………….31

Творческое задание к разделу 2…………………………………………………………31

Методические рекомендации к контрольным работам…………………………..……31

Тематика контрольных работ ко второму разделу……………………………………..32

Контрольные вопросы по курсу…………………………………………………………33

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «История античной и средневековой философии», составленной на основании требований, предусмотренных в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации высшего профессионального образования (ФГОС) третьего поколения, обязательных для реализации образовательных программ, предусмотренных в Мурманском государственном техническом университете. Методические указания подготовлены для студентов направления бакалавриат заочной формы обучения, необходимость которых объясняется увеличением в учебных планах образовательных программ объемов часов на самостоятельную подготовку обучающихся. При составлении данных указаний учитывались рекомендации УМО по философии и наработанный опыт коллектива кафедры философии МГТУ.

В ходе освоения курса студенты знакомятся с процессом смены типов мировоззрения, форм познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Основная цель курса: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО третьего поколения, образовательных программ бакалавриата: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития (ОК-8; ОК-9).

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений (ОК-3; ОК-4).

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-3).

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера (ОК-5; ОК-7).

Самостоятельная работа студента направлена на:

1) выработку навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Данные методические материалы включают в себя: тематическое планирование и программу курса, краткое содержание каждой темы с указанием необходимых для усвоения источников и списка дополнительной литературы, перечень вопросов для самопроверки, тем реферативных работ, проверочные тесты.
Тематическое планирование курса




Наименование тем, их содержание

Ауд. занятия

Сам. раб.

компетенции

Лек.

Практ.




РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
















Часть 1. Доклассическая философия древней Греции

1







ОК-1,ОК-2

ОК-11

1

Тема 1.Возникновение греческой философии







7




2

Тема 2.Ионийская философия. Милетская школа




0,5

7




3

Тема 3. Философские учения Пифагора Самосского. Пифагорейцы




0,5

7




4

Тема 4. Италийская философия. Элеаты







7




5

Тема 5. Философское учение Анаксагора




0,5

7




6

Тема 6. Философия Гераклита Эфесского




0,5

7




7

Тема 7. Философские учения Эмпедокла







7







Часть 2. Классический этап античной философии

0,5







ОК-1,ОК-2

ОК-11

8

Тема 8. Философия атомистов




0,5

7




9

Тема 9. Философия софистов




0,5

7




10

Тема 10. Философия Сократа







7




11

Тема 11.Ранняя античная медицина







7




12

Тема 12. Философское учение Платона




1

8




13

Тема 13 Философское учение Аристотеля




1

8







Часть 3. Эллинско-римский этап развития античной философии

0,5







ОК-1,ОК-2

ОК-11

14

Тема 14. Эллинский этап развития античной философии




0,5

7




15

Тема 15. Римский этап развития античной философии




0,5

8







РАЗДЕЛ 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

2







ОК-1,ОК-2

ОК-11

16

Тема I. Доникейская патристика




0,5

7




17

Тема 2. Александрийское христианство







7




18

Тема 3. Латинская патристика IV -- V веков.




0,5

7




19

Тема 4. Поздняя патристика




1

7




20

Тема 5. Арабская и еврейская схоластика







7




21

Тема 6. Западноевропейская схоластика XI -- XII веков.




0,5

7




22

Тема 6. Высокая схоластика




0,5

7




23

Тема 7. Поздняя схоластика.




1

7







ИТОГО

4

10

157






РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
Часть 1. Доклассическая философия древней Греции

Приступая к изучению тем раздела «Античная философия», необходимо обратить внимание на то, что античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название эпохи «фейерверка идей», датируемой концом VII в. до н.э. до V-VI веков н.э.

Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.

В античной философии можно выделить четыре периода:

Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;

Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)

Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.

Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)

В ходе изучения тем обратите внимание на то, что античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как «первовещество» или «субстанция», находящееся в постоянном движении и превращении.

Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.

В ходе изучения курса студент должен:

Знать: основные направления философской мысли доклассического этапа развития античной философии, основные проблемы, обсуждаемые мыслителями данного периода, содержание философских дискуссий по проблемам общественного развития (ОК-8; ОК-9).

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений (ОК-3; ОК-4).

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-3).

Изучая литературу, раскройте содержание тем раздела:

Тема 1. Возникновение греческой философии.

Мифогенная концепция происхождения античного мышления. Диалектика Древнегреческого мифа. Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество. Представления Гесиода о природе, мире и космосе. Гносеогенная концепция происхождения античного мышления

Тема 2. Ионийская философия. Милетская школа.

Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе. Философское учение Фалеса Милетского о первоначале. Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало. Натурфилософия Анаксимена. Значение и роль натурфилософии милетской школы в античной культуре.

Тема 3. Философские учения Пифагора Самосского. Пифагорейцы.

Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба. Учение о числе как основе мира. Нумерология. Учение о душе. Этическая и социальная доктрина. Ранние пифагорейцы.

Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.

Тема 4. Италийская философия. Элеаты.

Учение о космосе как о целостном континууме. Мифопоэтический взгляд Ксенофана на сущее. Учение Парменида о Едином. Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона. Значение элеатов в истории философии.

Тема 5. Философское учение Анаксагора.

Анаксагор в истории философии. Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса. Анаксагоровское учение о гомеомериях. Психология и теория познания у Анаксагора.

Тема 6. Философия Гераклита Эфесского.

Личность Гераклита в истории философии. Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме. Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса. Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.

Тема 7. Философские учения Эмпедокла.

Личность Эмпедокла в истории философии. Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме. Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания. Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.
Изучая предлагаемую литературу, студент должен раскрыть содержание тем курса, подготовиться к семинарским (практическим) занятиям.
Тематика семинарского (практического) занятия
Семинар 1.

Тема : Ранняя греческая философия

Вопросы для обсуждения:


  1. Эпические истоки предфилософии. Гомер. Гесиод и его представления о природе и космосе.

  2. Проблема первоначала. Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.

  3. Античная диалектика.

Для подготовки к семинару в форме круглого стола выполнить задания:

  1. Изучить первоисточники:

  1. Грейвс РМифы Древней Греции / Пер. с англ. К.П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А.А. Тахо-Годи. М., 1992.

  2. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. / Изд. подготовил А.В. Лебедев. М., 1989.

  3.  Эллинские поэты. VIII -III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1999.




  1. Подготовить выступление о творчестве античного мыслителя (по выбору студента), дать анализ его основным идеям, продемонстрировать новизну идей для соответствующего исторического периода и востребованность нового прочтения трудов этого мыслителя (Например, «Фалес сегодня», «Читая Гераклита»)


Учебники:


  1. Гриненко, Г. В. История философии : учебник для бакалавров : [базовый курс]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 684 с.

  2. Асмус, В. Ф. Античная философия. - 3-е изд. - М. : Высш. шк., 2001, 1999, 1998. - 400с.

  3. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М. : Мысль, 1989. - 204 с.

  4. Льюис, Дж. Г. Античная философия : от Фалеса до Сократа. - Минск : Галаксиас, 1997. - 208 с. - (История философии в биографиях).

  5. Льюис, Дж. Г. Античная философия: от Евклида до Прокла. - Минск : Галаксиас, 1998. –224с

  6. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров : [базовый курс] / С.-Петерб. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 508 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

  7. Марков, Б. В. Философия : для бакалавров и специалистов : учебник для вузов. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 426 с. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения).



Дополнительная литература


  1. Вернан. Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

  2. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

  3. Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М., 2012.

  4. Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

  5. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. / Под ред. Л. Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб., 2000.

  6. Лебедев А.В. Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник 87. 1987. С. 29-46.

  7. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972.

  8. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983)

  9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979.

  10. Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1985; 2-е, дораб. и доп. изд. М., 1994.

  11. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902.

  12. Томсон Дж. Первые философы. Пер. с англ. М., 1959.

  13. Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 142-146.

  14. Панова, О.Б. Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории Античной культуры / О.Б. Панова // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 76-89.

  15. Розин, В.М. Становление античной культуры / В.М. Розин // Философские науки. – М., 2006. -№ 6,8.- С.22-25, С.39-51.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные черты античной философии.

  2. Определите основные школы Древней Греции.

  3. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

  1. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

  2. Дайте представление о софистах.

  3. Раскройте философские идеи Пифагора и его учеников.

  4. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?

  5. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?


Часть 2. Классический этап античной философии
Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую лите­ратуру и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бы­тия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "сти­хийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма.

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы: новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос, в представлении античного ученого, охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот – все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые элементы: воздух, огонь, вода, земля или определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических «атомах» - числах; третьи (элеаты) усматривали основу миру в едином, незримом бытии; четвертые - считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) – земной шар - лишь тень, результат воплощения царства «чистой» мысли. Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми по отношению друг к другу. Не порвав еще до конца с мифологией, античные мыслители отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V веке до нашей эры (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проход через всю дальнейшую историю философии.

Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное свойство, например Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы. К подобным исследованиям еще не применялся термин диалектика. Первоначально этим термином обозначались:

  1. способность вести спор посредством вопросов и ответов - метод майевтика Сократа (древне-греческое μαιευτική – повивальное искусство);

  2. искусство классификации понятий, разделения вещей на рода и виды (Аристотель)

Аристотель считается изобретателем диалектики. Зенона, который подверг анализу противоречия, возникшее у исследователя при попытке мыслить понятия «движения» и «множества». Сам Аристотель отличает диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.

Платон вслед за элеатами определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, но обосновывает диалектические выводы о том, что высшие рода сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое иное. Следующие бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

Не обошли стороной мыслители эпохи античности и проблему человека, причем как субъекта, обладающего активным творческим началом, способным к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.

В ходе изучения курса студент должен:

Знать: основные направления философской мысли классического этапа развития античной философии, основные проблемы, обсуждаемые мыслителями данного периода, содержание философских дискуссий по проблемам общественного развития, учение Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений (ОК-3; ОК-4).

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-3).
Более подробное изучение раздела предполагает ознакомление с текстовыми материала и учебной литературой и раскрытие тем курса:
Тема 8. Философия атомистов.

Истоки и смысл античного атомизма. «Большой Мирострой» Левкиппа. Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома. Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов. «Трактат о цветах» Демокрита. Значение греческого атомизма в истории мышления.

Тема 9. Философия софистов.

Софисты как первые учителя мудрости в античности. Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора. Этика, теория познания, вопросы политики у софистов. Обращение софистов к проблеме человека.

Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)

Тема 10 Философия Сократа.

Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики. Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье. Сократизм как философия познающего субъекта. Теология Сократа. Диалектика Сократа. Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).

Тема 11. Ранняя античная медицина.

Мифогенная концепция врачевания. Асклепий. Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь». Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий. Медицинский и философский дискурс в античности.

Тема 12. Философское учение Платона.

Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.

Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона. «Ранний» Платон. Диалоги Платона: «О справедливости». «О добродетели».

Платоновская концепция субъекта. «Алкивиад первый». Выяснение вопроса о справедливости. Роль наставника в воспитании. Понятие о справедливости коренится в душе. Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе. Философия и политика.

Критика софистической концепции воспитания. «Гиппий больший». Обсуждение вопроса о прекрасном. Критика сенсуалистических, бытовых, утилитаристских и прочих концепций прекрасного. Прекрасное как совершенно особенное бытие. Формирование проблематики Идеи. «Протагор». Обсуждение вопроса о добродетели. Критика возможности научения добродетели. Добродетель знания. «Горгий». Обсуждение вопроса о риторике как средстве воспитания гражданина. Софистическая концепция риторики как искусства. Сократическая концепция риторики как сноровки. Искусство и угодничество. Проблема насилия и справедливости. Сократическое требование упражнения в справедливости. Платоновское учение об Эросе как овладении благом. «Пир». Тезисы об Эросе. Эрос как древнейшее божество, два Эроса, Эрос присущ всей природе, Эрос как стремление двух человеческих половин друг к другу, красоте Эроса, Эрос как стремление к благу. «Федр». Любовь как влечение.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны»
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconОсновы компьютерной графики
Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Содержит организационно-методические...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»
Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические материалы для студентов заочного отделения специальностей...
В учебном издании излагаются задачи, общие методические указания по изучению курса «Основы аудита», приводятся практические задания...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconПрограмма по дисциплине «Техническая диагностика на транспорте»
Гос впо РФ. Содержит организационно-методические указания, контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала,...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине
...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconПрограмма по дисциплине «Коммерческая деятельность»
Программа содержит организационно-методические указания, темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы для самостоятельной...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности 240801. 65
Методические указания по курсу «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рекомендациями Минобразования России...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconСтроевая подготовка 12
Общие организационно-методические указания по обучению военной подготовке студентов 1
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания icon«Экологическая биотехнология» Организационно-методические указания
Экологическая биотехнология : организационно-методические указания / Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая. – Красноярск : ООО «Дарма», 2012...
Контрольные вопросы по курсу общие организационно-методические указания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочников...
Охватывают такие вопросы, как определение амплитуд скорости, ускорения и энергии, периода механических колебаний, силы тока, напряжения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск