Скачать 440.71 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор институтаФундаментальной биологии и биотехнологии Сапожников В.А./____________/ «_____» _____________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина М3.В.2. «ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ БИОХИМИИ РАСТЕНИЙ» Укрупненная группа 020000 – Естественные науки Направление 020400.68 – Биология (магистр) Магистерская программа 020400.68.02 – Физиология растений Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Водных и наземных экосистем Красноярск 2013 РАБОЧАЯ программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки направления (специальности) 020400.68 – Биология (магистр) Программу составили: профессор, д.б.н. Голованова Тамара Ивановна ______________ ассистент преподавателя Иванова Анна Николаевна ______________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Водных и наземных экосистем ________________2013г. протокол № Заведующий кафедрой Колмаков В.И. __________________ Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 2013 г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ 1. Цели и задачи изучения дисциплины
Избранные главы биохимии растений является частью биологической науки, изучающей активность обменных процессов растительных организмов. Предметом изучения курса являются пути биосинтеза и использования этих компонентов у растительных организмов в процессе жизнедеятельности, механизмы регуляции метаболических процессов, особенности метаболизма С3- и С4-растений, основное биохимическое различие между растениями и животными. Цель курса «Избранные главы биохимии растений» - сформировать у студентов представление об особенностях метаболических процессов, протекающих в растительных организмах, относящихся к различным экологическим группам, о механизмах и путях регуляции обменных процессов у растений, дать студентам возможность приобрести запас знаний для чтения периодической литературы и анализировать данные литературы. 1.2 Задачи изучения дисциплины Одна из важнейших задач данного курса – это изучение закономерностей метаболических процессов растений и способов их регуляции. Немаловажной задачей является формирование представлений у студентов о первостепенной роли обмена веществ в жизненных процессах организма. Ознакомление студентов с научными достижениями в области биохимии растений. В ходе изучения данного курса студент должен обладать следующими общекультурными (ОК): ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; и профессиональными компетенциями (ПК): ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы). ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть навыками: - делового общения; - работы в команде; - работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения экспериментальных и практических задач в области профессиональной деятельности; - владеть методологическими основами современной науки. 1.3. Межпредметная связь Курс «Избранные главы растений» дает представление об особенностях растительного организма и метаболических процессов, протекающих в растении. В курсе используются знания ботаники, химии, цитологии, физиологии растений, молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, растениеводства, агрохимии. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 3 зачетных единицы, что составляет 108 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 60часов. Виды занятий: лекционные, семинарские, самостоятельные: самостоятельное изучение теоретического материала, написание рефератов, составление карт метаболизма, подготовка к зачету. Форма отчета – «зачет». Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1. Таблица. 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) Дисциплина «Избранные главы биохимии растений» представляется пятью разделами. Тематический план занятий, их объем и формируемые на уровне разделов компетенции приведены в табл. 3.1. Таблица 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Содержание разделов и тем лекционного курса приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
3.3 Практические (семинарские) занятия Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Избранные главы биохимии растений» составляет 0,89 з. е. (32 часа). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 1). Содержание семинарских занятий и распределение часов семинарских занятий по модулям представлены в табл. 3.3. Занятия протекают таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность их в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет им не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают их нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студента: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Таблица 3.3 Темы семинарских занятий
3.4 Лабораторные занятия Дается перечень лабораторных работ и их объем или делается запись: «учебным планом не предусмотрены».
3.5 Самостоятельная работа В дисциплине «Избранные главы биохимии растений» реализуются следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельное изучение теоретического материала – 20 час.(0,55 з.е.), написание рефератов и подготовка презентации – 10 час.(0,28 з.е.), составление карт метаболизма – 10 час.(0,28 з.е.), подготовка к зачету – 20 час.(0,56 з.е.). Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение 1). Программой предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов: 1 - индивидуально или в группе повторение теоретического материала прочитанных лекций; 2 - индивидуальное изучение теоретического материала с использованием основной и дополнительной литературы при подготовке к лекциям, семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю, индивидуальное написание рефератов,
На самостоятельное изучение выносятся вопросы в соответствии с тематикой лекций и семинарских занятий (см. разделы 3.2. и 3.3.) 3.5.1. Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, схема, таблица, написание рефератов. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов (сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы. В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою. Задание по написанию реферата выдается лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point. На самостоятельное изучение выносятся в соответствии с тематикой лекций следующие вопросы: Раздел 1. История развития биохимии растений. Вклад отечественных исследователей в развитии биохимии растений. Раздел 2. Свойства моносахаридов. Производные моносахаридов и гликозидов. Сахароспирты. Аминосахара. Рибулозобисфосфаткарбоксилаза/оксигеназа: особые свойства. Активация RubisCO. Олигосахариды. Биосинтез олигосахаридов. Полисахариды. Резервные и структурные полисахариды. Биосинтез полисахаридов. Гликолиз. Механизм гликолиза. Регуляция гликолиза. Окислительный пентозофосфатный цикл. Механизм, регуляция. Значение цикла. Раздел 3. Классификация липидов. Значение липидов в жизнедеятельности растительного организма. Основные направления препаративного синтеза фосфоглицеридов. Синтез фосфолипидов алкильного типа. Синтез фосфорсодержащих сфинголипидов. Глицеролипиды – компоненты мембран и являются запасом углерода. Раздел 4. Физические и химические свойства аминокислот. Кислотно основные свойства. Стереохимия аминокислот. Спектры поглощения. Химические реакции аминокислот. Особенности синтеза аминокислот. Катаболизм аминокислот. Раздел 5. Строение и распространение органических кислот. Участие митохондриального метаболизма для синтеза глутамата. Глутамат – предшественник для синтеза хлорофиллов и цитохромов. Циклические органические кислоты. Хинная и шикимовая кислоты в растениях. Участие хинной кислоты в образовании ароматических веществ. Метабозизм хинной и шикимовой кислот. Шикиматный путь синтеза ароматических аминокислот. 3.5.2. Темы рефератов Реферат – краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента в соответствии с темами лекций, семинаров и тем самостоятельного изучения теоретического материала с согласия преподавателя. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность. Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат включает основное содержание первоисточника с обязательным указанием точки зрения составителя, позиции, с которой он рассматривает проблему. В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы- 3 лет. Реферат оформляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной работы. Ниже приведены рекомендуемые темы рефератов из всех разделов дисциплины: Внутриклеточная локализация ферментов С4-цикла в клетках мезофилла. Локализация ферментов и внутриклеточный транспорт метаболитов С4-цикла в клетках обкладки проводящих пучков. Регуляция ферментов С4-цикла. Синтез крахмала и сахарозы у С4-растений. Открытие САМ-метаболизма. Путь углерода у САМ-растений. Энергетические затраты при САМ-метаболизме. Экологическое значение САМ-метаболизма. Участие пролина в общих реакциях метаболизма. Пролин и ядерные белки. Глюконеогенез в растениях. Оформление реферата должно соответствовать ГОСТ Р 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Объем реферата должен составлять 20−30 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Избранные главы биохимии растений», приведенного в конце данных методических указаний (прил. 1). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на семинарских занятиях в интерактивной форме, т.е. в том числе и с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 1). 3.5.3.Составление карты метаболизма. Составление карты метаболизма позволяет проанализировать, систематизировать и обобщить теоретический материал и метаболические процессы основных групп соединений. 3.5.4.Самоконтроль Самоконтроль – это один из важнейших элементов при проверке усвоения пройденной темы по изучаемой дисциплине. Промежуточный контроль (ПК) проводится в соответствии с графиком самостоятельной работы. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40% от объема текущей аттестации и полностью выполнившие следующий объем работ: - выполнение и сдача реферата; - написание карты метаболизма; - успешная сдача промежуточного контроля. 3.6 Структура и содержание модулей дисциплины (см. приложение 2). Структура и содержание модулей дисциплины отражены в прил. 2. 4. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Это дискуссии, развернутые беседы, семинары-диспуты и другие формы, которые в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. На семинарских занятиях используются методы интерактивного обучения, основанных на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Семинар – это групповая форма теоретического обучения, применяемая для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы. Семинарское занятие – это одна из форм обучения студентов, позволяющее «включить студентов в активный мыслительный процесс, заинтересовать их обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию». Развернутая беседа - это наиболее распространенная форма семинарских занятий. Предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятий с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, выступления студентов и их обсуждение, вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь наибольшее число студентов. Развернутая беседа предполагает запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Эти сообщения являются дополнениями к состоявшимся выступлениям. Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждает студентов прийти к самостоятельному правильному ответу. Беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда студенты ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Этот метод предполагает наличие у студентов определенного запаса знаний, представлений, понятий. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу. Доклады готовят студенты по заранее предложенной тематике. Задача данной формы семинарских занятий – привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, стремление к поиску источников для раскрытия данной темы. На обсуждение выносятся 2 – 3 доклада, продолжительностью 15 – 20 минут. Назначаются содокладчики, которые дополняют основного докладчика, но не повторяют текст его доклада. Далее проводится обсуждение содержания доклада. Тематика докладов самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинара или отражать лишь одну его сторону. Основная задача семинара-диспута – это выработка у студентов навыков полемиста. Студенты делятся на группы. С докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами другой. В ходе полемике студенты формируют у себя находчивость, способность отстаивать свои позиции. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки. Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания. Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 67 % аудиторных занятий, лекции составляют 33 % аудиторных занятий. 5. Учебно-методические материалы по дисциплине 5.1. Основная
5.2. Дополнительная литература
5.3. Информационные ресурсы Ссылки на доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по дисциплине. |
Протокол от 2013 г. № Председатель цикловой комиссии / Мельникова... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП | Программные продукты Ур кошелева Е. В, зав отделением по специальности Вострикова О. В., председатель пцк №1 Хейфец М. И., председатель пцк №2 Васильева... | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол №5 Педагогического совета от 04. 2013 Председатель: Карташов А. Г Для проведения торжественных мероприятий по празднованию 70 – летнего юбилея колледжа разработан приказ о проведении подготовительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Алтайском крае, решением Общелицейского родительского комитета (протокол №13 от 08. 05. 2013) и Совета лицея года протокол №5 от... | Протокол заседания регионального координационного совета общероссийского... Цыганков В. И., председатель Объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский Крайсовпрофа» Булдашов С. Н., представитель... | ||
Протокол заседания счётной комиссии Всероссийского конкурса профессионального... Горева Павла Михайловича, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой креативной педагогики аноо «Межрегиональный центр инновационных... | Руководство учреждения Протокол от 30. 08. 2013 г.№1 Протокол от 28. 08. 2013 г.№1 от 30 августа№205а/п | ||
«29» августа 2013 г. Принято на заседании мо председатель мо Рабочая программа по французскому языку(второй) 6 -й класс на 2013 -2014 учебный год | Протокол заседания регионального координационного совета общероссийского... Светлаков Д. Д., председатель Регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Фридман... | ||
Согласовано председатель пк в. Ф. Огнев Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устава школы, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год, Положением о промежуточной аттестации... | ||
Протокол №4 от 19. 01. 2012 г. Председатель педагогического совета Программа по организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания «Бригантина» | Протокол №5 от 24. 04. 2012 года Председатель педагогического совета Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания | ||
Протокол заседания №1 от 30. 08. 2012. Председатель педагогического совета Цели и задачи образовательной программы третьей ступени среднего общего образования | Протокол №4 от 26. 09. 2009г. Председатель Иванов А. А. Согласована управляющим Советом Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 Г. тОмска |