Муниципальное автономное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕнИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22 Г. тОМСКА Утверждена
Управляющим
советом школы
(протокол №4 от 26.09.2009г.
Председатель Иванов А.А.) СОГЛАСОВАНА
Управляющим Советом
(протокол №7 от 15.10.12г.)
Председатель УС___________
О.П. Атамова
Инновационная образовательная программа Самостоятельная деятельность школьника как результат реализации компетентностного подхода в образовании
Оглавление ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ 3
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ 6
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 17
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 35
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ 38
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 39
Инновационная Образовательная Программа САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Сегодня Россия стоит перед глобальным вызовом – нарастающим технологическим отставанием от развитых стран, недостаточным уровнем производительности и культуры труда. В связи с этим в стране разворачиваются процессы технологической и социокультурной модернизации. Предметом модернизации является само общество как система экономических, политических, социальных и личностных отношений. Несомненно, система образования занимает одну из центральных позиций инновационных процессов государства. Закон «Об образовании», Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Комплексный проект модернизации образования, инициатива президента РФ «Наша новая школа» ставят перед образованием новые ориентиры по развитию человеческого потенциала страны.
Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года «Третье направление. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».
Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения, ответственно и эффективно действовать в быстро меняющемся современном мире.
Самостоятельность как ответственное, инициативное, рациональное поведение, совершаемое собственными силами и в сотрудничестве с другими – это основной вектор взросления. Это означает, что направленность образовательного процесса должна быть ориентирована на формирование познавательной самостоятельности школьника и развитие его творческих способностей.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ А. Дистервег писал: «Учи как можно меньше, всякая методика плоха, если приучает обучающихся к простой восприимчивости или пассивности, и хороша, если возбуждает в них самостоятельность».
Процесс рассмотрения самостоятельной деятельности с теоретической, психологической и дидакто – методической точек зрения обеспечивает создание общетеоретических основ самостоятельной деятельности. В них определена сущность самостоятельной деятельности, выделены ее виды, формы и условия организации, а также элементы руководства ею со стороны педагога.
Проблема развития учебной самостоятельности является одной из актуальных проблем современного образования. На сегодняшний день вопрос о том, как происходит становление самостоятельности у школьников остается открытым.
Для изучения данного вопроса рассмотрим содержание понятия «самостоятельность».
С одной стороны, самостоятельность рассматривается в психологии как волевая черта личности. Под самостоятельностью понимается «способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного (достижение цели), самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки». В этом случае самостоятельность есть устойчивое, независимое от той ли иной деятельности качество личности.
С другой стороны, проявление самостоятельности связано с деятельностью или готовностью к ней, т.е. самостоятельность есть способ организации человеком своего действия и деятельности.
Для нас более важна вторая сторона, а именно – «действенная форма самостоятельности». «В педагогике развития целевое поле определено – это последствие выращивания субъектных или самостоятельных инициативных и ответственных форм детской работы. Субъектной формой организации поведения является действие, образующее целевое звено, и тем самым заданное как выращивание индивидуального или собственного действия либо действенных форм включения в социокультурную реальность.
Развитие самостоятельной деятельности обучающиеся проходит несколько уровней, которые реализуются через учебные и образовательные программы, связанных с определенным объемом самостоятельной работы
Построение образа будущего через образовательный маршрут обучающегося (Приложение 1)
Схема 1
Образованный человек – это тот человек, для которого вхождение в различные социальные, культурные области есть построение собственного действия»1. Два акцента в понимании самостоятельности связаны, на наш взгляд, с разными формами ее проявления – начальной и конечной. Становление самостоятельности происходит при построении, организации человеком своего действия и только позднее можно говорить о самостоятельности как о таком качестве личности, проявление которого уже не зависит от конкретной деятельности.
Рассмотрев самостоятельность с разных сторон – как самостоятельное действие и как качество личности – можно предположить, что в движении от действия к способности состоит общая логика становления самостоятельности. С 2002 г в нашем образовательном учреждении внедряется компетентностый подход.
Проанализировав деятельность школы, мы пришли к выводу, о необходимости развития самостоятельности обучающихся.
Самостоятельность связана с возникновением собственно образовательных целей и подразумевает то, что ребенок сам выбирает или строит средства достижения этих целей. Для этого необходимо создать такую образовательную среду, в которой ребенок может осуществлять выбор действия, принимать решения и отвечать за результаты своих действий.
Эти условия реализуются при особой организации образовательного пространства
На уроке:
1. зона работы с учителем
2. зона работы с учебниками и дополнительной литературой
3.зона работы с современными информационными (компьютер, Интернет) источниками.
Внеурочное время:
место ответственного действия ученика – подиум, способствующий самовыражению ребёнка
зона рефлексивных кругов, которая позволяет осуществить внутренний самоанализ через Шкатулку творчества на начальной ступени и Портфолио в подростковой и старшей ступенях.
зоны отдыха – места общения детей и учителя.
Применение современных образовательных технологий и накопленный опыт работы педагогов по компетентностному подходу позволяет организовать образовательное пространство для формирования самостоятельной деятельности.
В связи с непрерывно ускоряющимися процессами изменений меняется зона ведущей деятельности учителя. Развитие самостоятельности обучающихся происходит наиболее эффективно в деятельностной среде открытого образовательного пространства с применением специальных заданий на разных уровнях обучения. Уровни представлены на схеме 2
Схема 2
Для развития самостоятельности обучающегося в образовательном процессе школы необходимо предоставлять пространство выбора под запрос ученика, способствовать формированию индивидуальной образовательной программы, направленной на личностное развитие на основе компетентностного подхода.
Образовательный процесс должен ориентироваться на ученика, так как соединение усилий педагога и обучающегося приведут в конечном итоге к формированию сквозных результатов для успешного овладения реальным уровнем социальной практики. Сквозные образовательные результаты являются не только основой преемственности между ступенями образования, но и формируют умение человека учиться всю жизнь.
Для этого необходимы повышение квалификации и программно-методическое обеспечение по указанной теме. В целом программа является организационной основой осуществления образовательной политики школы в сфере изменения содержания образования и информатизации образования.
|