Скачать 80.68 Kb.
|
Автор: Мещенкова Жанна Владимировна Полное название образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области Предмет : интегрированный урок - окружающий мир и математика Класс: 2 класс, 8 лет Тема урока: Лес – многоэтажный дом Цель урока: формировать у младших школьников потребность в общении с природой. Задачи урока: закрепить знания учащихся о лесе как природном сообществе, о видах леса и его особенностях; воспитывать бережное отношение ко всем представителям «царства живой природы»; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи на сравнение. Учебно-методическое обеспечение: 1.Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир: 2 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 часть, М. Вентана-Граф, 2009; 2.Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. «Математика: 2 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 часть, М. Вентана-Граф, 2009; Время реализации урока: 45 минут Авторский медиапродукт: 1. редактор MicrosoftPowerPoint, текстовыйредакторMicrosoftWord. 2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала. Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: карточки с разноуровневыми заданиями, мультимедийный проектор, слайдовая презентация « Лес – многоэтажный дом», учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир: 2 класс». План проведения урока:
Ход урока:
Сегодня мы совершим необычное путешествие, и поможет нам сделать его увлекательным наш друг – компьютер. (Слайд 3). Угадайте загадку: На горе шумит, а под горой молчит. (ЛЕС)
-Что же такое ЛЕС? (Лесом обычно мы называем место, где растёт много разных деревьев. А на самом деле, лес – многоэтажный дом.) Слайд 1. -Что вам известно об этажах леса? (Действительно, лес – это не только деревья, но и кустарники, травы, мхи, лишайники и грибы.) Кто бывал с лесу, тот знает, что лес очень красив в любое время года. (Слайды 4-7): лес похож на терем расписной – осенью; спящий лес неотразим и задумчив – зимой; он манит в зелёную чащу – летом; и, конечно, неописуемо красив – весной когда всё живое пробуждается от зимнего сна. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, лес воспет в музыке, в песнях, кистью художника. (Прослушивание стихотворения С. Маршака «Праздник леса»). 3.Закрепление знаний учащихся о хвойных лесах . -О лесе сложено много пословиц и поговорок. Какие известны вам? (Слайд 8). -Какие типы леса вы знаете? (Слайд 9). -Какие деревья можно встретить в хвойном лесу? (Слайд 10, 11). Оказывается, хвоинки – это те же листья, но только видоизменённые. ЗАДАНИЕ (по группам). Если правильно решите примеры на сложение и вычитание и составите слова, то узнаете названия ещё двух хвойных деревьев. (Карточки с дифференцированными заданиями представлены на слайде 12). Пихта – это хвойное дерево, из древесины которого изготавливают музыкальные инструменты. (Слайд 13). Кедр – хвойное дерево, которое даёт плоды-орешки только через 30 лет после того, как его посадят, и плодоносит кедр 1 раз в 6 лет. (Слайд 14). -Подумайте, ко всем ли хвойным деревьям относится загадка: Летом и зимой они в рубашке одной? Действительно, есть такое хвойное дерево, которое осенью сбрасывает все свои хвоинки и остаётся без одежды. Это лиственница – хвоинки этого дерева более нежные и мягкие, чем у других хвойных деревьев. (Слайд 15). 4. Физминутка (под музыку): Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем: крылья сложили назад. 5. Закрепление знаний о лиственном лесе и его представителях. -Угадайте, о каком лиственном дереве говорится в загадке? (Слайд 16): Изба белёна, а маковка зелёна. Конечно, это берёза. -Что знаете об этом дереве? (Русская берёзка – символ России, её называют спасительницей. Живёт 100- 150 лет) Дополнительный материал. (Слайд 17). В старину о ней пели в народе как о дереве «об четыре дела»: «первое дело — мир освещать, второе дело — крик утешать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать». Тогда лучинами из березы освещали убогие крестьянские избы; береза давала деготь, которым смазывали скрипевший колесный транспорт; больных лечили целебными березовым соком, почками, настоем листьев; банные веники и метлы служили крестьянской санитарии и гигиене. (Слайд 18). А это что за великан? -Правильно это дуб. Народ связывает с ним силу, могущество и долголетие. Дополнительный материал. Дуб живет в среднем 1000 лет. Диаметр ствола может превышать 2 м. Чем больше возраст дерева, тем выше качество его древесины. Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев — вода в них не "цвела", была студеной и чистой. В нехитром крестьянском хозяйстве считались самыми лучшими дубовый стол, дубовая ступа. Из дуба гнули полозья, делали бочонки, кадки. Сваи в реку тоже забивали дубовые. Одним словом, дуб не был подвластен времени — не гнил в воде, его не "брал" шашель, не портили ни ветер, ни солнце. -О каком дереве говорится в загадке: Весной зеленела, летом загорала, Осенью одела красные кораллы? (Слайд 18). Рябина — ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение. В её плодах, например, железа. витамина С и йода, например, больше, чем в яблоках, грушах, вишне и малине. Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. ЗАДАНИЕ. Сравни по высоте разные деревья. Составь задачи на сравнение. Пример 1. Высота дуба 40 м, а эвкалипт вырос до 150 м. На сколько метров дуб ниже эвкалипта? (150 – 40 =110 метров.) Пример 2. Во сколько раз дуб выше берёзы, если высота дуба 40 м, а берёзы – 20м? (40: 20 = 2раза) -Какие из этих деревьев не встречаются в наших краях? (Эвкалипт и секвойя). -Посмотрите, какие ещё деревья можно растут в лиственных лесах. (Слайды 21- 23): осина, тополь, клён. Вывод: мы говорили об одном ярусов леса, который составляют ДЕРЕВЬЯ. 6. Музыкальная пауза. Сейчас мы выйдем из-за парт, закроем глаза и представим, что идём по лесной тропинке, дышим свежим воздухом и наслаждаемся пением птиц. (Музыкальный слайд 20) 7. Закрепление знаний учащихся о кустарниках. -Как вы думаете, а могли бы жить деревья в лесу без кустов? Конечно же, нет! Ведь именно в кустах гнездится большинство лесных птиц. А без птиц стали бы гибнуть деревья, потому что для насекомых дерево – это накрытый стол. - А как различить, где дерево, а где кустарник? Может быть по высоте? НЕТ! У дерева есть один твёрдый ствол, а у кустарника – несколько одинаковых по толщине стволиков, более тонких и гибких. -Давайте посмотрим, какие кустарники можно встретить в лесу: Ива – растёт на самом краю леса, у воды. (Слайд 25). Боярышник – лекарственное растение. (Слайд 26). Смородина –красная, чёрная, белая – самая полезная ягода. (Слайд 27). Шиповник – богат витаминами, кладовая витамина С. ( Слайд 28). А вот и хвойный кустарник – можжевельник или ВЕРЕС. Его ветками убивают микробы в бочках, банях, а розоватая древесина идет на изготовление карандашей. (Слайд 29). Вывод: кустарники образуют следующий ярус растений леса, а отличаются от деревьев количеством стволов, кусты как и деревья бывают лиственные и хвойные. 8.Закрепление знаний о травянистых растениях. Мы уже говорили о «знакомых незнакомцах» - растениях, которые люди часто видят в лесу, но не обращают на них внимания. Растения нижнего яруса леса –травы (травянистые растения) - ярус самый многочисленный, с тонкими легко ломающимися стебельками. Их очень много, в том числе лекарственных и ядовитых. - Я буду показывать картинки, а вы хором называть знакомое травянистое растение: Ландыш – лекарственное и ядовитое растение. (Слайд 30). Ромашки – лесные сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Слайд 31). Подорожник – лекарственное растение, его ещё называют порезник, ранник, чирьева трава. (Слайд 32). СТОП! Вороний глаз – опасное, ядовитое растение! (Слайд 33). Подснежники – ранней весной самыми первыми появляются в лесу очень нежные, хрупкие, красивые цветы. (Музыкальный слайд 34). 9. Подведение итогов. Рефлексия. -Почему же лес называют многоэтажным домом? Ответы детей. (Слайд 35). Каждый лес имеет свой облик и характер. Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. Растения а лесах располагаются ярусами. В смешанном лесу два первых яруса занимают хвойные и лиственные деревья, третий ярус – кустарники и кустарнички, а самые нижние – четвёртый и пятый – травы и мхи. «Жителями» нижних этажей являются ягоды, цветы и грибы. Леса не только украшают нашу Землю! Лес даёт нам кислород, лекарства, защищает нас от вредных микробов. Лес – богатство народа! Долг каждого из нас - бережно относится к лесным богатствам. Закончим урок коротким, но ёмким призывом (Слайд 36): БЕРЕГИТЕ ЛЕС!!! - Понравилось ли вам путешествие по лесу? -Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: найдите дополнительную информацию о других названиях подснежника. (ответы: ГАЛАНТУС, ПЕРВОЦВЕТ). Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
2. http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=463181 3. http://www.uvaga.biz/ryabina/glava_i_vse_o_ryabine 4http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9C%D0%BE%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA/ 5. Е.В. Карпова. «Дидактические игры в начальный период обучения». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль « Академия развития», 2007. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«Мурманский дошкольный детский дом «светлячок» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Тема занятия: «Мой дом – моя » Возраст детей Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Конспект занятия для старшей группы. Тема: «Мой дом моя крепость» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Королевства. На карте изображены пункты, по которым двигаются в течение всего урока: «Улица Воспоминаний», «Дом Сказок», «Замок Героев»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Встреча Нового года – карельский дед мороз Паккайне и снегурочка Лумминайне – поход в лес – гадания на бересте – чаепитие в деревенском... | Реферат на тему: Автор: Юрнова Анна Лес очень разный. На севере нашей страны простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр – это... | ||
Литература: Детские народные подвижные игры: Кн для воспитателей... На земле чертят круг диаметром 5 — 10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика.... | Урок обобщение по теме «Природные сообщества (лес, луг, водоем, поле)» Цель: обобщить и систематизировать знания о природных сообществах – лес, луг, водоем, поле | ||
Урок №2 тема: лес и его обитатели задачи Ребята, сегодня продолжаем тему «Лес и его обитатели». Посмотрите видеофильм и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, которые... | Урока: 1 изучение Кто уже догадался, куда мы сегодня отправимся? Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Посмотрите, и лесные жители собрались... | ||
Классный час "Оренбургский край, край родных берез, тополиный край" Помните, у Пришвина есть замечательные слова: “Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем... | Динамика современного литературного процесса А. Кима «Отец-Лес»,что позволит приблизиться к объективному раскрытию содержания кимовской прозы. Это и обусловливает актуальность... | ||
Аннотация к рабочим программам архитектурных дисциплин кафедры «архитектуры... Многоэтажный гараж-стоянка для легковых автомобилей хранения и ежедневного обслуживания 300 легковых автомобилей | «Многоэтажный гараж для лекговых автомобилей» Для то цели используются расположенные один над другим ярусы, въездные и выездные рампы, заправочные колонки и резервуары для топлива,... |