Скачать 72.42 Kb.
|
МОУ ОО школа №4 им. Ф.Н.Красовского городского округа – город Галич Костромской области УМК «Школа 2100» Предмет: Математика Автор учебника: Л.Г. Петерсон. Класс: 1 Тип урока: ОНЗ «Число 0. Цифра 0. Свойства 0.» Разработка урока составлена педагогом начальных классов МОУ ОО школы №4 им.Ф.Н.Красовского Румянцевой Татьяной Павловной. Галич 2011 Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства 0.» Цели и задачи урока: 1) изучение числа 0 и его свойств; написание цифры 0; 2) формирование навыков счёта в пределах 9, закрепление взаимосвязи между частью и целым; 3) развитие мыслительных операций, речи, наблюдательности, внимания, творческих способностей учащихся; 4) воспитание самостоятельности, активности на уроке, интереса к математике. Оборудование: корзинка с цифрами (1 – 9), фигурки зверей, 3 мешочка, счётный материал: грибы (12 шт.), карточки с веточками, карточки с выводами свойств 0. У учащихся: учебник. Музыка: звуки леса (пение птиц). Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности: Чтобы солнце улыбнулось, Улыбнись и ты скорей. Чтобы время не тянулось, Позови своих друзей. На уроке чтоб не спать, Нужно думать и решать! Мы начинаем урок математики. Послушайте пение птиц, шелест травы. Кто уже догадался, куда мы сегодня отправимся? Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Посмотрите, и лесные жители собрались у ёлочки, что-то обсуждают. Наверное, содержимое этой корзинки. Ведь мы попали не в простой лес, а в тот, где звери любят заниматься математикой. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Оказывается в корзинке находятся карточки с цифрами. - Кто достанет первую цифру? Какое число обозначает эта цифра? Расскажите о ней стихотворение. (Вот один иль единица, очень тонкая как спица). - Какая следующая цифра? Какое число она обозначает? Назовите соседей числа 2: 1 и 3. - А теперь достанем цифру …? (3) Какое число она обозначает? Дайте характеристику числа 3. (Число 3 стоит на третьем месте в натуральном ряду чисел, 3 больше двух на 1 и меньше четырёх на 1, 3 это – 1 да 2, 2 да 1, 1 – 1 – 1). - Следующая цифра? (4) Какое число она обозначает? Назовите состав числа 4: 4 – это 3 да 1, 2 да 2, 1 да 3. - А дальше? (5) Какое число она обозначает? Расскажите о ней стихотворение. (Вот пошла плясать по бумаге цифра 5. Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула). - Достанем ещё цифру. (6) Какое число она обозначает? Дайте характеристику числа 6. (Число 6 стоит на шестом месте в натуральном ряду чисел, 6 больше пяти на 1 и меньше семи на 1, 6 – это 1 да 5, 2 да 4 и т.д.). - Достаём дальше. (8) Какое число она обозначает? Назовите предыдущее число (7) и последующее (9). - И осталась последняя цифра. (9) Расскажите о ней стихотворение. (Цифра 9 иль девятка, - цирковая акробатка, если на голову встанет цифрой шесть девятка станет). Д. 1 2 3 4 5 6 8 9 - Кто заметил, как расположились числа? (в порядке возрастания) А всё ли у нас в порядке? Все ли числа на месте? (нет, ворона утащила цифру 7) Давайте определим её место. Дайте характеристику числа 7. - Ребята, какие два математических действия вы знаете? (сложение и вычитание) - А какие знаки мы используем при их выполнении? (+, – ) Давайте поставим эти знаки между числами. Что получилось? (выражение) 1 + 2 5 – 3 - Прочитайте по – разному. (1 плюс 2, 1 увеличить на 2, к 1 прибавить 2, сумма чисел 1 да 2, первое слагаемое 1 – второе слагаемое 2, 1 да ещё 2 ); (5 минус 3, 5 уменьшить на 3, от 5 отнять 3, разность чисел 5 и 3, уменьшаемое 5 – вычитаемое 3) - А если поставим вот этот знак в конце? (=) Что получится? (равенство) 1 + 2 = 3 5 – 3 = 2 - Что обозначает первое равенство? (чтобы найти целое, надо сложить части) - Где целое? (3) Где части? (1 и 2) - Что обозначает второе равенство? (чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть) Где целое? (5) Где части? (3 и 2) Итог: вы замечательно работали с числами. А для чего мы их изучаем, зачем нам нужны числа? (чтобы считать, решать примеры, обозначать количество предметов) 3. Выявление места и причины затруднения. - Ребята, посмотрите, а синичке нужна ваша помощь. Помогите ей обозначить цифрами количество ягод на веточках.
и т.д. - Ребята, цифры закончились, а веточки нет. (Проблема ?) 4. Построение проекта выхода из затруднения. – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Какой цифрой обозначается пустое множество и каким числом оно записывается, где стоит на числовом отрезке.) – Назовите тему урока. ( Число 0, цифра 0.) Сколько ягод на этой веточке? (нисколько) Какое число обозначает это количество? (0) Назовите в классе предметы, количество которых составляет 0. (0 слонов, 0 диванов и т.д.) - А какой цифрой обозначается число 0? (0) На что похожа цифра 0? (на бублик, букву О, колесо) Ученик …. расскажет нам стихотворение: “Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки”. (приготовить О красного цвета, поставить под последней карточкой) - А теперь откройте учебник на стр.30. Каким числом мы обозначим количество предметов в мешке? (0) Домино? (0 – 0 ) Листьев на дереве? (0) Где находится число 0 на числовом отрезке? (вначале, у начальной точки) Итог: с каким же новым числом мы познакомились? (с 0) (Открытие !) Приглашают зверята на весёлую поляну. (физкультминутка) «Раз, два, три, четыре, пять – На четыре – руки шире, Все умеем мы считать, Пять – руками помахать. Раз – подняться, потянуться, Шесть – за парту тихо сесть». Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладони три хлопка, головою 3 кивка. - Цифры от 1 до 9 вы уже писать научились. А теперь Мудрая Сова научит вас писать цифру 0. Откуда начинаем писать цифру 0? (сверху) Давайте напишем сначала в воздухе. А теперь на стр.31 внизу сначала обведите две цифры, а затем продолжите через клеточку самостоятельно. Очень хорошо. Все постарались. Но Сова предлагает написать ещё строчку. Посмотрите на числа, в какой закономерности они записаны? (первая цифра всё время увеличивается, а вторая не меняется) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Итог: прочитайте записанные числа. Какую цифру вы учились писать сегодня? (0 )(Открытие !) Выведение свойств нуля. а) Когда мы с вами составляли равенства, за нашей работой внимательно наблюдала белочка. Она тоже решила составить равенства, но не числовые. Белочка на зиму делает запасы, заготавливает шишки, грибы. И вот теперь она нашла два мешочка с грибами. Давайте узнаем, сколько грибов лежит в них. - Сколько грибов в первом мешочке? (4) Сколько во втором? (0) (наверное кто – то из зверей забрал). - Каким действием узнали, сколько всего грибов? (сложением) Почему нужно складывать? (ищем целое) Сколько же всего грибов? (4) – т.к. во втором мешке ничего нет, то ничего не прибавляли. - Составьте по этому рисунку числовое равенство. 4 + 0 = 4 - Где целое? (4) Где части? (4 и 0) б) Найдите в учебнике на стр.30, задание 1. Ребята, нарисуйте сами фигуры в мешки и найдите ответ: 3 + 0 = , 0 + 3 = (К трём прибавили пустой мешок, в результате получили те же 3 треугольника, значит, 3 + 0 = 3) - Как вы думаете, всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? (да) - Почему? (При сложении мешка с фигурами с пустым мешком количество фигур не меняется) Как это записать? (а + 0 = а – карточку на доску – открытие!) - Аналогично, 0 + а = а – карточку на доску. Затем проходит работа по установлению других свойств нуля. Итог: какие свойства нуля узнали? (проговорить коротко) Физкультминутка.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа по учебнику на стр.30, № 4. 5 – 5 = 0 (т.к., если от числа отнять то же самое число, получится 0) 8 – 0 = 8 (т.к., если от числа отнять 0, получится то же самое число) и т.д. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - решение примеров на карточках (взаимопроверка); - сверить свои решения с доской. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8 - = 4 (работа по учебнику на стр.31, № 8; найти неизвестное число на основе взаимосвязи между частью и целым) + 3 = 5 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня. А Мудрая Сова приготовила вам загадку, но теперь вы её обязательно отгадаете. « Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке И четыре пескаря. Но смотрите – у ведёрка Появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка, На уху нам принесёт?» (ничего не принесёт, всё съест кот) - Каким числом обозначим количество рыб, которые останутся у Егорки? (0) - Что нового вы узнали о нуле? Ученик: « Коль нуль к числу ты прибавляешь, Иль отнимаешь от него, В ответе тотчас получаешь Опять то самое число». - Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – поднимают раскрытые ладошки, если что-то осталось непонятным – соединяют ладошки, ели вам урок показался сложным и у вас плохое настроение – показывают кулачки. |
Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Конспект урока (9 класс) Тип урока Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом” | ||
Конспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство» На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают | Конспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся | ||
Типы алгоритмов. Алгоритмы с повторениями ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение поурочного плана (технологической карты) представлен подробный план урока, в нем обозначены тема урока, тип урока, методы... | ||
Методическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:... Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства | Исследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение... Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии» | ||
Разработка урока Подготовительный этап: изучение литературного материала по определению «Эргономика», написание сценария урока, определение места... | Урока: изучение нового материала Вид урока Организация целенаправленной деятельности Проводит обзор и беседу с демонстрацией презентации | ||
Урока: изучение нового материала. Цели урока Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово | Конспект урока тема урока: процессор фио (полностью) Лукьянова Анна Александровна Место работы ... | ||
Конспект урока в 6 классе на тему: «Атмосфера: строение, значение, изучение» Цель урока: сформировать представление об атмосфере как о воздушной оболочке Земли | Урока: изучение нового материала Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | ||
Тема урока 1 Цели урока: изучение возможностей ms excel по решению оптимизационных задач методом поиска решения и практическое освоение соответствующих... | Урок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления |