Урок русского языка
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.
Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
приобретение навыков работы со словарём.
Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.
Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Формировать предметные компетенции учащихся.
В результате:
ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;
знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.
Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;
находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;
находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.
Метод обучения: проблемный (исследовательный).
Форма работы: групповая (работа в малых группах, работа в парах)
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова».
Для отслеживания личностных результатов учащихся: карточки или тетрадь самоконтроля. Важно, чтобы эта работа носила системный характер. Ежеурочно ученик оценивает самостоятельно свою работу на каждом этапе урока, при этом нет баллов 1,2. В конце урока школьник проводит сравнение ожидаемых результатов своей деятельности с достигнутыми, делает вывод и ставит перед собой новые цели на следующий урок. Цели могут быть разнообразные, актуальные для самого ребёнка. Цели для следующего урока учащийся может прописывать дома при выполнении домашнего задания или вначале урока.
Карточку или тетрадь самоконтроля учащийся может представлять учителю не на каждом уроке, но учителю необходимо проследить за тем, чтобы данная работа велась в системе.
Пример карточки или страницы тетради представлен после конспекта урока.
Методы, применяемые на уроке, создают условия для реализации ФГОС (II)
Краткое описание использования технологий, методов, методических приёмов и их эффективности
Представленный урок является составной частью системы уроков в основе которых лежат элементы адаптивной методики Ольги Леонидовны Соболевой. Основная цель данной методики: гармонизация деятельности мозга ребёнка на всех этапах обучения и на этой основе – повышение эффективности процесса обучения.
Основная идея заключается в практической реализации «двуполушарного» подхода к обучению на материале предмета «Русский язык». Русский язык как школьный предмет – благодатное поле для действия этого принципа. В языке единство логоса и образа очень наглядно. Что может быть логичнее и одновременно образнее, чем две основные единицы языка – слово и предложение? Логас и образ в нашем мышлении неотделимы друг от друга, поэтому существующее в учебном процессе разделение того и другого, противоречит мыслительной природе человека.
Параллельное обращение к разным типам мышления ребёнка в процессе изучения каждой темы - важнейший дидактический принцип, который должен быть реализован в современных предметных методиках. В результате такого соединения возникает адаптивная методика, позволяющая ребёнку максимально адаптироваться к учебному процессу во всех его проявлениях. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга ребёнка и на этой основе – повышение эффективности учебного процесса. При этом методика предполагает интенсивное использование учителем современных технологий преподавания. Психолого-педагогические задачи: расширить мыслительное пространство ребенка; создать условия для максимальной активизации непроизвольного внимания; развивать альтернативное мышление; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия обучающехся; используя анимационные картинки, компьютерные персонажи, рисунки, схемы, таблицы, компьютерные диктанты и изложения, научить детей сорганизовать гармонизированную работу обоих полушарий мозга и способствовать их эффективному развитию; научить генерировать новое - новые идеи и новые образы; поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе.
Альтернатива «двуполушарным» учебникам — изменение образовательного процесса за счёт внедрения ИКТ, так как ИКТ позволяет динамично использовать не только материалы учебника, но и привлекать любые источники информации, включая ресурсы Интернет и мультимедиа-технологии.
.
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока.
Этапы урока
| Методические комментарии.
| Двуполушарный подход
| Орг. момент (3 мин.)
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Эмоциональный настрой
«Говорим красиво!» - минутка говорения
| Слова учителя.
Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём.
А.Тарковский.
Осознание услышанного, ответы на вопросы.
| Предлагается послушать и устно рассказать, на какие размышления наводят строки Арсения Тарковского.
Презентация (слайд 3)
| Для создания условий для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса в начале каждого урока организуются минутки говорения. Дети слушают эмоциональную речь учителя, обычно сопровождаемую музыкой, затем делают небольшие выступления по теме (3-5 предложений). Важно, что выступают только по желанию. Регулярное проведение минутки говорения способствует тому, что дети постепенно начинают говорить свободнее, начинают слышать речь других, стараются более точно подбирать слова для выступления.
| 2. Объяснение нового материала (10 мин.)
Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.
Содержание этапа: выведение темы, целей, показ практической значимости изучаемого материала.
Для отслеживания личностных результатов используем «карточки самоконтроля.
1) Предъявление
| 2. Что за шутки?
Говорят,
На быках
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река –
Ни единого быка!..
НЕ пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелегкого труда?
Ну а мост на чем тогда? А.Шибаев.
Учитель :
- Вы уже знаете, что если я в самом начале урока не называю вам новую тему, то вам самим придётся провести своё исследование и сказать мне о том, что мы будем изучать сегодня на уроке.
2) Разъяснение осознание - Почему участники диалога не могут понять друг друга?
(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает)
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:
- Сколько лексических значений имеет слово?
1 Задание для учащихся: учитывая лексическое значение слова изобразить, нарисовать предмет:
1 ряд – айсберг
2 ряд – гребень
3 ряд – шляпка Ученики взаимодействуют в парах, обсуждают и создают рисунки заданных предметов.
Учащиеся сравнивают рисунки, сопоставляя их друг с другом. В ходе этой работы происходит анализ представленных на рисунках предметов – выделение в них общего и различного. Учащиеся путем сравнения приходят к обобщению, что предмет может в себя включать только одно понятие (айсберг) или несколько значений.(шляпка, гребень). - А теперь давайте посмотрим и сравним.
|
Презентация (слайд 4,5)
Учитель читает стихотворение,
занимательный текст А. Шибаева и предлагает подумать какое отношение он имеет к теме урока.
С этими заданиями школьники работают в течение всего урока, на котором поочередно представлены стадии объединения пар и групп Создаются следующие пары.
ЛП – ПП
ЛП – ЛП
ПП – ПП
(ЛП – развитое левое полушарие, ПП – развитое правое полушарие)
Слайд 6,7
На второй стадии работа проводится в тройках (по рядам)
|
На данном этапе урока материал подбирался таким образом, чтобы в работу могли активно включиться как «левополушарные», так и «правополушарные» дети.
Учитывая особенность восприятия «правополушарных» я стараюсь использовать наглядность в виде рисунков, картин, ярких цветовых пятен. Поэтому всё, что проговаривается на уроке, находит своё отражение в презентации.
Для «правополушарных» очень важно самим воспроизводить образы, поэтому даётся такое задание.
«Левополушарным» легче работать со словом, составлять словосочетания, предложения. В групповой работе «правополушарные» дополняют «левополушарных», т.е. взаимодействуя друг с другом лучше усваивают новый материал. При этом групповая работа помогает развивать коммуникативные навыки .
Группы сформированы в зависимости от особенностей латерального фенотипа. На данной стадии дается задание на ассоциативное мышление. .
Каждый этап урока продублирован в презентации. Работа с картами самоконтроля
| 3) Запоминание
| 2 Задание: составить под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки.
Например: 1 ряд - огромный айсберг
На нас двигался огромный айсберг.
2 ряд – шляпка гриба;
соломенная шляпка.
3 ряд – гребень горы;
гребень петуха.
Учитель:
Попробуйте ответить на вопрос
- Сколько лексических значений могут иметь слова?
(Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова имеют несколько значений.)
Работа с учебником с. 136-137
Чтение теоретического материала
| На третьей стадии школьники работают в четвёрках.
Слайд 8 Знакомство с новым понятием «однозначные и многозначные слова»
| Логическое и ассоциативное мышление работает параллельно.
Работа с картами самоконтроля
| 4) Воспроизведение
| 3 Задание: найти в толковом словаре значение слов
1 ряд – озимь
2 ряд – реять
3 ряд - алмазный
Учитель:
- Почему эти слова являются многозначными?
(имеют несколько значений)
- Что объединяет эти значения? (сходство)
- Все эти значения расположены в одной или разных словарных статьях? (В одной словарной статье)
- Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными? Работа с учебником с.137
| Слайд 9,10 На четвёртой стадии учащиеся проводят наблюдение за многозначными словами в толковом словаре . Определяют по какому признаку объединяются слова в словарной статье (по признаку сходства значений, а также расположение значений в одной словарной статье.)
Учащиеся делают вывод и читают теоретический материал на с.137
| ЛП) Поскольку в учебниках по русскому языку новый материал предлагается изучать преимущественно индуктивно (от частного к общему), то можно использовать учебное пособие.
(ПП) Опора на наглядность при изучении темы в учебнике на с. 136 помогает ребятам лучше усваивать материал. Работа с картами самоконтроля
| 3.Закрепление изученного материала (25 мин.)
Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в ходе изучения темы.
Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; отработка умения оперировать полученными ранее знаниями.
| Выполнение упражнения 332 с.138
Учитель:
- Сначала рассмотрите рисунки, потом прочитайте текст, затем снова возвратитесь к рисункам.
- О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С.А. Васильева
Лучами красит солнышко стальное полотно.
Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.
Учитель:
- Какие слова помогают нам раскрыть значение слова «полотно»?
(смотрю в окно)
- Какое ещё бывает полотно?
(полотно ткани, шёлковое, льняное полотно)
- Что общего в значениях этого слова, форма предмета или характер действия?
(Форма предмета)
(Стальное полотно, железнодорожное полотно, шёлковое полотно, и т. д). Упражнение № 335
Учитель:
- Ребята, обратите внимание на то, что на этих рисунках в шуточной форме обыграно неправильное употребление многозначных слов. Нам необходимо эти ошибки исправить. На своих листочках вы схематично нарисуйте, как должно быть правильно, а мы потом проверим. А под рисунками напишите соответствующее предложение из упражнения №335.
Учитель:
- А сейчас мы немного поиграем, а заодно посмотрим, как вы усвоили новый материал.
|
Слайд 11 Учащиеся вновь обращаются к рисункам.
Далее учащиеся по заданию учебника составляют и записывают словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях.
Слайд 12
Данное задание рассматривается по аналогии с предыдущим: сначала рассматриваются рисунки, затем следует чтение предложений, потом вновь возвращение к рисункам.
Слайды 13-16
|
Работа с картами самоконтроля
(ПП) Типу психической деятельности таких учащихся соответствуют нестандартные уроки, игровые моменты на них.
| 4. Задание на дом (2-3 мин)
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Содержание этапа: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания методики выполнения задания.
| 1. Придумать 2-3 предложения неправильного употребления значения многозначного слова и записать их в тетрадь. 2. Нарисовать 2-3 рисунка с неправильным употребление многозначности слова (подобно упр.335), составить предложения соответствующие картинкам и записать в тетрадь. 3. Выучить правило на стр.137. (Всем!) 4. Составить мини сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова»
| Слайд 17
| Домашнее задание учащимся предлагалось выполнить по выбору. Дифференцированное задание позволяет каждому ребёнку «праволушарному» или «левополушарному» выбрать для себя задание, которое будет ему интересно выполнять.
| 5. Итоги урока (2-3 мин.)
Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы на уроке.
Содержание этапа: рефлексия. Соотнесение целей, поставленных в начале занятия, с достигнутым результатом, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, умений и навыков, продемонстрированных ими во время урока. Оценки выставляются с учётом обеспечения эмоционального благополучия учащихся, т.к. школьники надеются, что оценят не только итог, но его усилия.
| Слово учителя:
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова? - Каждый из вас в начале урока поставил определённую цель. Что сегодня у вас получилось, что ещё требует доработки? Какую цель мы можем поставить на наши последующие занятия?
| Слайд 19
При подведении итогов урока учитель определяет эффективность работы учащихся, выставляются оценки за урок.
| Работа с картами самоконтроля
|
Карта самоконтроля
Фамилия, имя Класс: Тема урока: Чему я должен научиться на этом уроке:
У меня получилось:
Требует доработки:
№
| Содержание задания
| Баллы
| Дополнительное
задание
| «Говорим красиво!» - минутка говорения
| 0 3 4 5
| 1
| Задание: учитывая лексическое значение слова, нарисовать предмет
| 0 3 4 5
| 2
| Задание: составить под каждым рисунком словосочетание и предложение
| 0 3 4 5
| 3
| Задание: найти в толковом словаре значение слов
| 0 3 4 5
| 4
| Выполнение упражнения 332 с.138
| 0 3 4 5
| 5
| Выполнение упражнение № 335
| 0 3 4 5
| 6
| Лингвистические загадки
| 0 3 4 5
|
Итог |