Урока. Изучение нового материала. Цели урока





Скачать 114.82 Kb.
НазваниеУрока. Изучение нового материала. Цели урока
Дата публикации13.07.2014
Размер114.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Тема: Химические свойства кислорода.

Получение кислорода в лаборатории.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, осознания и первичного запоминания особенностей способов получения и химических свойств кислорода по сравнению с другими веществами газами, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии, установить правильность, полноту и осознанность изученных понятий, способах деятельности учащихся.

Развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать предположения и выводы.

Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах.

Методы обучения. Словесные, наглядные (таблицы, рисунки, демонстрации опытов, мультимедиа презентация урока), практические (выполнение упражнений), устный контроль, экспериментальный контроль.

Оборудование и реактивы. На столах учащихся – лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, спиртовка, спички, опорный лист «Химические свойства кислорода. Получение кислорода».

На столе учителя - лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой, лучина, спиртовка, спички, ложка для сжигания веществ, биологические пробирки, химическая воронка, фильтр, химический стакан, демонстрационный штатив, химический столик, перманганат калия, концентрированный и разбавленный раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), сера, фосфор, углерод, железо, медная проволока.

Оформление доски (Приложение 1).

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация субъективного опыта и способов действия.

Цель. Установить различия между понятиями «простое вещество», «химический элемент».

Межпредметные связи. Биология, физика, история.

Беседа по темам «Кислород в природе», «Кислород как химический элемент», «Физические свойства кислорода».

Задание. Продолжи предложение:

  • Самый распространенный элемент –

  • Воздух состоит на 1/ 5 из –

  • Самый жизненно важный элемент –

  • Я коварный поджигатель

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель (если только дров дадите)

Учащиеся работают с периодической системой.

Знаменитые открытия ученых Карла Шееле, Дж. Пристли, Антуана Лавуазье, Д. И. Менделеева (слайды 1-9) (на каждом этапе урока работают все учащиеся, зарабатывая баллы за урок). Максимальное число баллов-7.

  1. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.

  2. Организация восприятия и осознания нового материала.

Цели. Установить оптимальные способы получения кислорода, рассмотреть химические свойства кислорода, развивать внимание, способность его быстро переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

План работы

  1. Способы получения кислорода.

  2. Номенклатура оксидов.

  3. Горение простых и сложных веществ.

  4. Процессы горения и медленного окисления.

(максимальное число баллов-14)

На уроке мы продолжим изучение простого вещества кислорода и познакомимся с различными способами получения и химическими свойствами вещества кислорода.

Существуют различные способы получения кислорода. (Работа с опорным конспектом, приложение 2 (часть 1) или слайд № 10)

Способы получения кислорода:

  1. Биогенный;

  2. Разложение сложных веществ;

  3. Разложение воды электрическим током;

  4. Разделение воздуха на составные части.

Вопросы к блоку 1.

  1. Каким способом кислород образуется в природе?

  2. Какой химический способ был изобретен раньше других?

  3. Какие способы основаны на химических свойствах, а какие на физических?

Раньше других изобретен химический способ получения кислорода из сложных веществ. Один из наиболее простых и доступных его вариантов - нагревание пермангагата калия (KMnO4). Для этого необходимо: а) собрать прибор (который состоит из пробирки с газоотводной трубкой, ваты, резиновой пробки); б) закрепить прибор в лабораторном штативе. Вопрос. Каким образом нужно закрепить прибор и собрать полученный газ? (Варианты закрепления прибора для получения газа и сбора кислорода нарисованы на доске и собраны на демонстрационном столе учителя) (слайд 11)









А) Б)

В)






А) Б)
(слайд 12)
Лабораторный опыт. Подготовка прибора для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха.

Учащимся предлагается, выбрав один из предложенных вариантов, собрать прибор из необходимого оборудования, закрепить его в лабораторном штативе.

Обсуждение выбора учащихся по вопросам:

  1. Физические свойства газов;

  2. Определите и сравните молярные массы кислорода и водорода;

  3. Сравните молярные массы воздуха и кислорода.

  4. Каким образом можно доказать наличие кислорода в сосуде?

В ходе обсуждения приходим к правильному варианту закрепление прибора для получения газа-кислорода и на доске зачеркиваем неправильные варианты.

Работа с учебником химии. Рисунок 4.5 стр. 81 [1]. Вопрос. На каких свойствах кислорода основано собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды?
Демонстрационный эксперимент. Получение кислорода разложением пероксида водорода и перманганата калия. (Приложение 3,4)

Работа с уравнениями реакций:

  1. Записать уравнения реакций и произвести расстановку коэффициентов.

  2. Сколько веществ вступает во взаимодействие и сколько образуется?

  3. Каковы условия проведения реакций?

Запись в тетради учащихся:

  • Реакция разложения – из одного сложного вещества образуется несколько веществ;

  • Реакции разложения, проводящиеся при нагревании – термическое разложение;

  • Катализаторы – вещества, которые ускоряют ход реакции, но сами при этом не расходуются. Реакции, идущие в присутствии катализатора называются каталитическими.

Под химическими свойствами понимают совокупность химических реакций. Мы уже знаем, что реакции горения особенно интенсивно протекают в атмосфере кислорода.

Демонстрационный эксперимент. Горение простых и сложных веществ в кислороде (Приложение 5).

Записываем уравнения реакций и записываем в тетради выводы:

  • Интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода;

  • Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями окисления;

  • Сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород называются оксидами.

Работа с опорным конспектом блок 2 или слайд № 13 (Приложение 2)

Во всех опытах мы наблюдаем, что процессы горения (окисления) возникают, либо резко увеличиваются при внесении нагретого вещества в атмосферу кислорода. Вопрос: а существуют ли реакции окисления, которые протекают без предварительного нагревания?

Работа с опорным конспектом блок 3 или слайды № 14-15 (Приложение 2)

5. Первичное закрепление.

  • Работа с новыми понятиями (запись на доске или слайд 16);

  • Работа с опорным конспектом блок 4 или слайд № 17

(максимальное количество баллов-16 баллов)

6. Подведение итогов и выставление оценок

37-35 баллов – «5»

34-28 баллов – «4»

27-20 баллов – «3»

ниже 20 баллов – «2»

7. Информация о домашнем задании.

8. Рефлексия.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Гузей Л. С. и др. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 4-изд. – М.: Дрофа, 1999. – 304с.

  2. Хомченко Г. П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей/ Г. П. Хомченко, Ф. П. Платонов, И. Н. Чертков. – М.: Просвещение, 1978. – 205с.

  3. Горковенко М. Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриеляна; Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой; Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284с.

  4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 1997. – 336с.

  5. Лидин Р. А. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 –11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М. : Просвещение, 2002. – 189 с.







ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Тема урока: Химические свойства кислорода Число

Таблицы: Новые понятия:

Получение и собирание газов Термическое разложение

Лабораторный штатив Катализатор

Спиртовка Каталитическое разложение

Кислород в природе Оксиды

Окисление

Горение

Медленное окисление
Приложение 2

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА.


1. Способы получения кислорода:

1) биогенный;

2) разложение сложных веществ;

3) разложение воды электрическим током;

4) разделение воздуха на составные части.




2. Слово Название Указание валентности ( в скобках ) для тех случаев, когда

«оксид» + элемента + элемент имеет переменную валентность

Например: H2O – оксид водорода, CaO – оксид кальция, HgO – оксид ртути (II)

3. Сравнение процессов горения и медленного окисления


Вопросы

Горение

Медленное окисление

1. Примеры

Горение топлив: торфа, угля, природного газа, бензина и др. горючих веществ - серы, парафина и др.

Дыхание живых организмов, окисление органических удобрений, прогоркание сливочного масла, ржавление чугуна, стали

2. К каким группам реакций относятся

Реакции окисление экзотермические

3.Каковы признаки протекания?

Выделение теплоты и света

Выделение незначительного количества теплоты

4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?

Разогрев до температуры воспламенения

5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?

1) прекратить доступ О2

2) Понизить температуру среды ниже температуры


4. Упражнения для самоконтроля

1. В ряду формул веществ выберите оксиды, дайте им название

CS2, MgO, PH3, SO2, CO2, Al2O3, Mg3N2, ZnO.

2. Продолжите уравнения реакций окисления

а) Zn + O2  в) CH4 + O2  б) Al + O2
Приложение 3

Опыт Получение кислорода из пероксида водорода.

Оборудование и материалы. Плоскодонная колба, делительная воронка, простая воронка, цилиндр для собирания кислорода со стеклянной пластинкой, кристаллизатор, 2 штатива с лапками, лучина, пероксид водо­рода (10%-ый), оксид марганца (IV).

Соберите прибор, как указано на рисунке 1. Наполните цилиндр водой и закрепите его в кристаллизаторе. В колбу вне­сите, чайную ложку оксида марганца (IV). В делительную во­ронку налейте пероксид водорода и по каплям добавляйте его в колбу:

2О22Н2О + О2

Вытесните воздух из прибора. Проверьте наличие выделяю­щегося кислорода тлеющей лучиной. Затем подведите газоотводную трубку под опрокинутый цилиндр с водой и наполните его кислородом. Если выделение кислорода замедлится, можно немного подогреть колбу.

По окончании опыта сначала выньте газоотводную трубку из воды. Переверните цилиндр с кислородом и тлеющей лучи­ной проверьте наличие в нем кислорода.
Приложение 4

Опыт Получение кислорода и изучение его свойств

Оборудование и материалы. Лабораторный штатив с лапкой, пробир­ка с пробкой и газоотводной трубкой, химические стаканы (2 шт.) или банки с пробками, стеклянные пластины (2 шт.), железная ложечка, лучинка, спиртовка (горелка), спички, стакан с водой, Перманганат калия, древесный уголь, извест­ковая вода.

Подготовьте прибор для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха, как это показано на рисун­ке 2а.

В пробирку насыпьте примерно на 1/4 ее объема перман­ганат калия, вложите внутрь пробирки вблизи отверстия рыхлый тампон ваты (пробирку держите пальцами), За­кройте теперь пробирку плотно пробкой, в которую встав­лена газоотводная трубка.

Проверьте прибор на герметичность. Для этого, плотно зажав пробирку в руке, опустите конец газоотводной трубки в стакан с водой. Если наблюдается выделение пузырьков воздуха, находящегося в пробирке, значит, прибор герме­тичен.

После этого укрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки должен доходить почти до дна стакана (или банки) для собирания кислорода.

Зажгите спиртовку (или горелку) и начните нагревать пробирку. Сначала обогрейте всю пробирку, затем постепенно передвигайте спиртовку таким образом, чтобы разложение вещества начиналось с поверхности

Выделяющийся при разложении перманганата калия кислород постепенно заполняет пробирку и газоотводную трубку, и по мере накопления он начинает вытеснять воздух из стакана. Полноту заполнения сосуда (стакана или банки) кислородом можно проверить с помощью тлеющей лучинки, поднеся ее к краю стакана. Когда вы убедитесь, что сосуд полностью заполнился кислородом, закройте стакан стек­лянной пластинкой (банку можно закрыть заранее приго­товленной пробкой). В данном опыте кислород собирают методом вытеснения воздуха; можно использовать также метод вытеснения воды
Приложение 5

Опыт Горение в кислороде угля, серы, фосфора и же­леза.

Оборудование и материалы. Газометр или баллон с кислоро­дом, промывалка Тищенко с концентрированной серной кислотой, 4 метал­лические, покрытые асбестом ложечки, спиртовка, напильник, 4 банки на 1000 мл, 4 стекла для покрытия стаканов, шпатель или ложечка, тигельные щипцы, наждачная шкурка, корковая пробка, стеклянная трубка по высоте стакана, согнутая под прямым углом, уголь, сера, красный фосфор, тонкая железная проволока, синие лакмусовые бумажки большого размера, извест­ковая вода, дистиллированная вода.

Наполните 4 банки кислородом путем медленного вытес­нения воздуха из них до проведения урока. Кислород пропускайте через промывалку Тищенко с концентрированной серной кислотой.

а) Горение угля. Налейте в банку с кислородом около 100 мл дистиллированной воды и опустите в стакан накаленный небольшой кусочек древесного угля, помещенный на железную асбестированную ложечку для сжигания (рис. 3-а). После полного сгорания угля взболтайте воду в банке с образовав­шимся углекислым газом для его растворения; проверьте синей лакмусовой бумажкой реакцию среды: С + О2СО2

СО2 + Н2ОН2СО3

Прилейте в банку прозрачной известковой воды: СО2 + Са(ОН)2СаСО3|+Н2О

Появление взвеси указывает на наличие углекислого газа

б) Горение серы. Во вторую банку с кислородом и дистиллированной водой опустите кусочек зажженной серы (рис.3 б):

S+O2=SO2

Отметьте различие в яркости пламени горящей серы в воз­духе и в кислороде. Взболтайте образовавшийся оксид серы (IV) с водой в банке, прикрывая ее стеклом. Проверьте лакмусом реакцию среды:

SO2 + H2O-H2SO3

в) Горение фосфора. В третью банку с кислородом и ди­стиллированной водой опустите ложечку с красным фосфором, зажженным на воздухе. Фосфор горит ослепительным пламенем (рис. 3 в):

Р4 + 5О2 = 2Р2О5

После окончания горения взболтайте оксид фосфора с водой и сделайте пробу лакмусом: Р2О5 + 3Н2О2Н3РО4

г) Горение железа. В банке для сжигания железа насыпьте чистый песок, который должен покрыть все дно на 2—3 см. Это необходимо, чтобы банка не лопнула от расплавленной желез­ной окалины. Тонкую железную проволоку тщательно очистите шкуркой от оксидов. На стеклянной палочке сделайте спираль из этой проволоки. К концу спирали прикрепите корковую проб­ку или ее часть для поджигания железа. Удерживая спираль тигельными щипцами, подожгите пробку. Спираль медленно опустите в кислород. Железо горит с сильным треском без пла­мени, разбрасывая яркие искры (рис. 3 г):

3Fe + 202Fe304

Опыт протекает нагляднее, если сжигание железа проводить при непрерывной подаче кислорода, т. е. в его избытке.




Рис.1. Получение кислорода из пероксида

водорода.





Рис.2. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха (а);

методом вытеснения воды (б)





Рис.3. Горение в кислороде

а-угля; б-серы; в-фосфора; г-железа.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрока: изучение нового материала. Цели урока
Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение темы урока, цели, задач урока, мотивация учеников на изучение нового материала
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconКонспект урока информатики в 2 классе Дата: 13. 02. 2007 Класс: 2...
Оборудование: компьютер, проектор, проигрыватель, карта острова сокровищ, наглядный материал
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрок 11-12 Цель урока
...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconКонспект урока по природоведению 5 класс тема : «Воздух»
...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconКонспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются...
...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconКонспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна
Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрока: изучение нового материала Вид урока
Организация целенаправленной деятельности Проводит обзор и беседу с демонстрацией презентации
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение...
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрока: Изучение нового материала Цели
Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, развивать культуру общения при работе в паре во время выполнения лабораторного...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconСамостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока
Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрок химии в 9 классе
...
Урока. Изучение нового материала. Цели урока iconУрока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у учащихся...
Оборудование: учебник, текст документа «Из статута парижских ткачей шерсти», карта «Европа в 16-первой половине 17 века»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск