Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»





НазваниеУмк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»
Дата публикации01.07.2014
Размер77.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Белоярского района

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3
г. БЕЛОЯРСКИЙ»


УМК ОС «Школа 2100»


«Деятельностный подход к обучению

как средство формирования УУД ученика»
подготовила

Мандзюк Анна Брониславовна,

учитель начальных классов высшей категории

Белоярский 2012
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип которого - деятельностный подход к усвоению новых знаний.

Технология проблемного обучения стала близка и понятна мне сразу, как только я прочитала книгу Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками». Перечитала пособие несколько раз для того, чтобы овладеть основами данной технологии и понять главное: применяя данную технологию, учитель ничего не даёт ученику в готовом виде, а организует поиск неизвестного, понимая, что развивает и формирует школьника не столько само знание, сколько метод его приобретения.

Мой педагогический стаж - 30 лет. Сейчас работаю учителем начальных классов в гимназическом классе по Образовательной системе «Школа 2100», в основе которой проблемно-диалогическое обучение. Применяя технологию проблемного обучения, в основе которой – деятельностный подход к усвоению новых знаний,- учу детей определять границы своего знания, ставить и разрешать проблемы. Мои ученики участвуют в формулировании темы урока, решают проблемные ситуации, прикладывают личные усилия к добыванию знаний, изобретают свои способы запоминания, делают «собственные открытия», выполняют творческие задания. Так я работаю над формированием универсальных учебных действий учащихся, готовлю их к обучению по новым ФГОС.

Цели проблемного обучения полностью соответствуют требованиям нового Государственного образовательного стандарта:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Структура проблемного урока следующая:




Этапы урока

Требования к этапам

1

Орг. момент (1-2 мин.)

1. Включение детей в деятельность.

2. Выделение содержательной области.

2

Актуализация знаний (5-7 мин.)

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций,

достаточных для построения нового знания.

2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

3

Постановка проблемы (5 мин.)

Выявление и фиксирование в громкой речи:

1) где и почему возникло затруднение;

2) темы и цели урока.

4

"Открытие" детьми нового знания (10 мин.)

1. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2. Подведение детей к "открытию" нового знания с

помощью подводящего или побуждающего диалога.

3. Использование материальных или материализованных моделей.

4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаками.

5

Первичное закрепление

1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действия.

2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми

типовых заданий на новый способ действия.

2. Создание мотивации на успех у каждого ребенка.

7

Повторение

1. Включение нового знания в систему знаний.



Предлагаю несколько фрагментов уроков, позволяющих понять, как посредством деятельностного метода ученики участвуют в проблемном диалоге, определяют тему урока.

Р. Н. Бунеев. Русский язык (3класс).

Тема. Ь знак на конце существительных после шипящих.

Задание учащимся.

-Вставьте Ь знак в слова, где считаете нужным.

Луч…, рож…, нож…, ноч…

(Ученики написали по-разному. Например: «Лучь, рож, нож, ночь»).

-Почему вы так написали?

(Определяли по твёрдому или мягкому звучанию согласного на конце слова).

-Посмотрите, как правильно записать эти слова.

(Учитель выставляет таблицу с правильно записанными словами).

- Что вы предполагали вначале?

(Мы написали, как слышали)

-А что надо знать, чтобы написать слова правильно?

(Нужно знать правило написания мягкого знака после шипящих)

-Так какая тема сегодняшнего урока?

(Правописание Ь на конце существительных после шипящих).

Далее ученики работают в группах: одна группа рассматривает существительные мужского рода и приходит к выводу, что мягкий знак в них не пишется; другая группа работает со словами женского рода и приходит к выводу о том, что в таких существительных мягкий знак пишется. Таким образом, ученики через собственную деятельность «открывают новые знания», прикладывают усилия, на уроке нет пассивных наблюдателей, а это значит, что тема будет усвоена школьниками прочно.

На уроках чаще всего создаю проблемные ситуации, которые содержат в себе противоречие, вызывающее удивление или затруднение.

Проблемные ситуации с удивлением.

А. А. Вахрушев. Окружающий мир. (2класс)

Тема: «Горная экосистема»

- Ребята, как вы думаете, Солнце очень горячее? (Да)

- Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко)

- Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да)

- Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее. Да? (Да)

- Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку. Назовите, что это? (Гора)

- Рассмотрите её, обратите внимание на цвета. (Дети рассматривают картинку, описывают её).

- Покажите самое холодное место на картинке. (Это вершина горы)

- Не вы ли говорили, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

Ученики удивлены, так как одновременно были предъявлены противоречивые факты.

Далее школьники определяют тему урока.

- Какие вопросы у вас возникают? (Почему на вершине горы, которая находится ближе к Солнцу, чем земля у подножья горы, холоднее).

- Так о чём мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока?

(Горная экосистема).

В ходе урока школьники находят ответ на проблемный вопрос: делают вывод о том, что экосистемы в горах переходят постепенно от холодных зон к тёплым: на вершинах находятся ледники; где-то в середине гор есть леса (лесная зона), ещё ниже - альпийские луга.

Проблемные ситуации с затруднением.

Ученики испытывают затруднение, т. к. практическое задание не сходно с предыдущим.

Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы в форме вопроса, не совпадающего с темой. Этот путь является наиболее сложным и для учителя, и для учеников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы, а затем – к поиску её решения.

Р. Н. Бунеев. Русский язык. (3 класс)

Тема урока. Разделительный Ъ знак.

Задание учащимся: вставить пропущенную букву в слова.

Сем…я, в…юга, друз…я, об…явление.

- Как написали слова? (По-разному.)

- В чём расхождение? (Одни написали Ь знак, другие – Ъ.)

-Сколько мнений получилось? (Два.)

- Почему разные мнения? (Мы не знаем, когда пишется Ъ.)

- Так какова тема нашего урока? ( Написание разделительного Ъ.)

В ходе урока ученики «открывают» правило написания разделительного твёрдого знака, выполняют тренировочные упражнения на закрепление правила.

Р. Н. Бунеев. Русский язык . (3 класс)

Тема. Правописание гласных Ы, И после Ц.

(Ученики знают правило, но не знают исключений).

- Запишите слова под диктовку на листочках. (Учащиеся записали «циплёнок», «циган»).

- Вы выполнили задание неверно. (Почему?)

- Каким правилом вы пользовались при записи слов? (Правилом написания гласных после Ц)

- Существуют слова-исключения, которых вы ещё не знаете. Так что вы должны будете сегодня узнать, для того чтобы не допускать ошибок? (Правописание слов-исключений).

Учебная проблема поставлена, и начинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения.

Поиск решения на проблемном уроке происходит по-разному: это и подводящий диалог, и постановка учебной проблемы, которая пошагово приводит школьников к открытию нового знания. Этот путь обеспечивает развитие логического мышления и формирование УУД.

Педагогические преимущества проблемного изложения знаний очевидны: в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия.

В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. Ребёнок учится только через действие, а значит – формируются прочные универсальные учебные действия, необходимые как для дальнейшего обучения, так и для жизни.

Использованная литература:


  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя - М.: « АПКиПРО», 2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconДеятельностный подход в обучении как основа формирования ууд
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен, в первую очередь, на формирование средств...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconУтверждена Постановлением Госкомстата России от 05. 01. 2004 №1 код
Провести методическую декаду шмо учителей предметов гуманитарного цикла «Системно-деятельностный подход к обучению как средство реализации...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconЛичностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconАналогия как средство формирования познавательных учебных действий на уроках математики
Ууд), среди которых важнейшее место занимают познавательные ууд. Одной из составляющих этой группы являются логические ууд, формируемые...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconРайонный семинар
«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Перспективная начальная школа» и ос «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconПриёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconТема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности...
Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconСистемно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вторник- конференция по теме «Образовательные технологии и формы обучения как средство формирования ууд в школе»
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconПрофессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива...
Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в...
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» iconКалужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия...
Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск