Скачать 77.9 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Белоярского района «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» УМК ОС «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования УУД ученика» подготовила Мандзюк Анна Брониславовна, учитель начальных классов высшей категории Белоярский 2012 Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип которого - деятельностный подход к усвоению новых знаний. Технология проблемного обучения стала близка и понятна мне сразу, как только я прочитала книгу Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками». Перечитала пособие несколько раз для того, чтобы овладеть основами данной технологии и понять главное: применяя данную технологию, учитель ничего не даёт ученику в готовом виде, а организует поиск неизвестного, понимая, что развивает и формирует школьника не столько само знание, сколько метод его приобретения. Мой педагогический стаж - 30 лет. Сейчас работаю учителем начальных классов в гимназическом классе по Образовательной системе «Школа 2100», в основе которой проблемно-диалогическое обучение. Применяя технологию проблемного обучения, в основе которой – деятельностный подход к усвоению новых знаний,- учу детей определять границы своего знания, ставить и разрешать проблемы. Мои ученики участвуют в формулировании темы урока, решают проблемные ситуации, прикладывают личные усилия к добыванию знаний, изобретают свои способы запоминания, делают «собственные открытия», выполняют творческие задания. Так я работаю над формированием универсальных учебных действий учащихся, готовлю их к обучению по новым ФГОС. Цели проблемного обучения полностью соответствуют требованиям нового Государственного образовательного стандарта:
Структура проблемного урока следующая:
Предлагаю несколько фрагментов уроков, позволяющих понять, как посредством деятельностного метода ученики участвуют в проблемном диалоге, определяют тему урока. Р. Н. Бунеев. Русский язык (3класс). Тема. Ь знак на конце существительных после шипящих. Задание учащимся. -Вставьте Ь знак в слова, где считаете нужным. Луч…, рож…, нож…, ноч… (Ученики написали по-разному. Например: «Лучь, рож, нож, ночь»). -Почему вы так написали? (Определяли по твёрдому или мягкому звучанию согласного на конце слова). -Посмотрите, как правильно записать эти слова. (Учитель выставляет таблицу с правильно записанными словами). - Что вы предполагали вначале? (Мы написали, как слышали) -А что надо знать, чтобы написать слова правильно? (Нужно знать правило написания мягкого знака после шипящих) -Так какая тема сегодняшнего урока? (Правописание Ь на конце существительных после шипящих). Далее ученики работают в группах: одна группа рассматривает существительные мужского рода и приходит к выводу, что мягкий знак в них не пишется; другая группа работает со словами женского рода и приходит к выводу о том, что в таких существительных мягкий знак пишется. Таким образом, ученики через собственную деятельность «открывают новые знания», прикладывают усилия, на уроке нет пассивных наблюдателей, а это значит, что тема будет усвоена школьниками прочно. На уроках чаще всего создаю проблемные ситуации, которые содержат в себе противоречие, вызывающее удивление или затруднение. Проблемные ситуации с удивлением. А. А. Вахрушев. Окружающий мир. (2класс) Тема: «Горная экосистема» - Ребята, как вы думаете, Солнце очень горячее? (Да) - Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко) - Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да) - Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее. Да? (Да) - Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку. Назовите, что это? (Гора) - Рассмотрите её, обратите внимание на цвета. (Дети рассматривают картинку, описывают её). - Покажите самое холодное место на картинке. (Это вершина горы) - Не вы ли говорили, чем ближе к Солнцу, тем теплее? Ученики удивлены, так как одновременно были предъявлены противоречивые факты. Далее школьники определяют тему урока. - Какие вопросы у вас возникают? (Почему на вершине горы, которая находится ближе к Солнцу, чем земля у подножья горы, холоднее). - Так о чём мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока? (Горная экосистема). В ходе урока школьники находят ответ на проблемный вопрос: делают вывод о том, что экосистемы в горах переходят постепенно от холодных зон к тёплым: на вершинах находятся ледники; где-то в середине гор есть леса (лесная зона), ещё ниже - альпийские луга. Проблемные ситуации с затруднением. Ученики испытывают затруднение, т. к. практическое задание не сходно с предыдущим. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы в форме вопроса, не совпадающего с темой. Этот путь является наиболее сложным и для учителя, и для учеников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы, а затем – к поиску её решения. Р. Н. Бунеев. Русский язык. (3 класс) Тема урока. Разделительный Ъ знак. Задание учащимся: вставить пропущенную букву в слова. Сем…я, в…юга, друз…я, об…явление. - Как написали слова? (По-разному.) - В чём расхождение? (Одни написали Ь знак, другие – Ъ.) -Сколько мнений получилось? (Два.) - Почему разные мнения? (Мы не знаем, когда пишется Ъ.) - Так какова тема нашего урока? ( Написание разделительного Ъ.) В ходе урока ученики «открывают» правило написания разделительного твёрдого знака, выполняют тренировочные упражнения на закрепление правила. Р. Н. Бунеев. Русский язык . (3 класс) Тема. Правописание гласных Ы, И после Ц. (Ученики знают правило, но не знают исключений). - Запишите слова под диктовку на листочках. (Учащиеся записали «циплёнок», «циган»). - Вы выполнили задание неверно. (Почему?) - Каким правилом вы пользовались при записи слов? (Правилом написания гласных после Ц) - Существуют слова-исключения, которых вы ещё не знаете. Так что вы должны будете сегодня узнать, для того чтобы не допускать ошибок? (Правописание слов-исключений). Учебная проблема поставлена, и начинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения. Поиск решения на проблемном уроке происходит по-разному: это и подводящий диалог, и постановка учебной проблемы, которая пошагово приводит школьников к открытию нового знания. Этот путь обеспечивает развитие логического мышления и формирование УУД. Педагогические преимущества проблемного изложения знаний очевидны: в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний. Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие). Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. Ребёнок учится только через действие, а значит – формируются прочные универсальные учебные действия, необходимые как для дальнейшего обучения, так и для жизни. Использованная литература:
|
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен, в первую очередь, на формирование средств... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются... | ||
Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05. 01. 2004 №1 код Провести методическую декаду шмо учителей предметов гуманитарного цикла «Системно-деятельностный подход к обучению как средство реализации... | Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Аналогия как средство формирования познавательных учебных действий на уроках математики Ууд), среди которых важнейшее место занимают познавательные ууд. Одной из составляющих этой группы являются логические ууд, формируемые... | ||
Районный семинар «Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых... | Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:... Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк «Перспективная начальная школа» и ос «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального... | Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете | ||
Тема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности... Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего... | Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | ||
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вторник- конференция по теме «Образовательные технологии и формы обучения как средство формирования ууд в школе» | ||
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива... Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в... | Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия... Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения |