Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе





Скачать 97.52 Kb.
НазваниеПрофессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе
Дата публикации21.06.2014
Размер97.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Профессиональная компетентность учителя

и педагогического коллектива

как доминирующее условие внедрения

педагогических инноваций в школе.

Выступление на семинаре 20.04.2010г.

Подготовила Столбовская О.И.,

зам. директора по УВР

МОУ М-Курганской СОШ №1

В МОУ Матвеево-Курганской СОШ №1 накоплен опыт внедрения инноваций – в части изменения содержания образования – переход на обучение по Образовательной системе «Школа-2100» (УМК и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в старшей ступени обучения. Хочу остановиться на внедрении Образовательной системы «Школа-2100».

В 1999-2000 учебном году мы ощутили, что назрели противоречия, которые необходимо разрешить для достижения успеха в обучении детей. На педагогическом совете, обсуждая причины рекордно низкого качества знаний в четверти, мы обнаружили, что между уровнем качества образования в школе и программными требованиями разрыв буквально катастрофический. Мы видели падение интереса к учению у наших учеников, апатию и нежелание заниматься воспитанием у родителей большинства слабоуспевающих детей. Контингент наших учащихся составляли в основном выходцы из малообеспеченных семей. В 2002 году к этим проблемам присовокупились новые условия получения аттестата выпускниками с введением ЕГЭ. Мы работали в достаточно жёсткой конкуренции между школами посёлка, причём наши условия были наименее комфортными, здание было признано аварийным. Стоял вопрос о существовании школы

Мы приняли решение об изменении нашей образовательной политики. Стояла задача определить миссию школы и выработать стратегию её достижения. Процесс самоопределения педколлектива был сложным. Но мы решили, что качество образования будет для нас главным. Миссия школы состоит в обеспечении качественного и доступного образования для всех детей, учете интересов и потребностей каждого обучающегося и общества в целом; ориентация на развитие способностей ребёнка независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания.

Далее пришла помощь со стороны методического кабинета РООА. Для представителей школ района было организовано посещение школы №26 г.Таганрога. В этой школе был организован комплекс школа-детский сад и внедрялись программы Образовательной системы «Школа-2100». Я и учитель начальных классов Поляниченко Н.А. посетили уроки математики в 1 классе и в подготовительной группе, побеседовали с учителями, посмотрели на учебно-методические комплекты. Нас заинтересовала эта информация.

Мы попросили методический кабинет о новой встрече с учителями школы №26, в которой могли бы поучаствовать больше учителей нашей школы. Такая встреча была для нас организована. В новой встрече участвовали уже 6 учителей школы. Далее методический кабинет организовал для ещё 3 учителей начальных классов нашей школы обучение на семинаре по ознакомлению с методикой работы по УМК Образовательной системы «Школа-2100». В Таганрог приезжали авторы учебников Петерсон Л.Г., Бунеевы Р.Н. и Е.В.. На педагогическом совете учителя, побывавшие в школе №26 г.Таганрога и на семинаре, рассказали о благоприятном впечатлении, полученном от первого знакомства с Образовательной системой «Школа2100». Слайд 5. Наше мнение подтверждают другие учителя страны, а также эксперты Российской академии образования. Они считают, что авторскому коллективу «Школа-2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы. Знаниевая парадигма решительно меняется на деятельностную: сейчас не так важно просто много знать, как уметь применять знания на практике, приспосабливая их к изменяющимся условиям деятельности.

В 2000 году мы начали обучение 1-х классов по учебникам «Школы-2100». Коллектив принял решение, что мы перейдём на эти программы всей школой, так как с самого начала понимали важность вопросов преемственности в обучении. Мы опасались, что родители не согласятся покупать комплекты на один год, которые потом нельзя продать. Однако родители согласились почти безоговорочно, после того, как на родительском собрании школы была проведена беседа по разъяснению целей и задач работы школы и была обоснована необходимость перехода на Образовательную систему «Школа-2100».

Далее нам также пришлось разрешать ряд противоречий:

  • Между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной деятельности (а технологии «Школы-2100» продуктивны по сути).

  • Между индивидуальным характером предыдущей деятельности и неразвитостью групповых форм обучения (а групповые формы деятельности широко представлены в методике многих предметов)

  • Между трудностью освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения инновационных задач (особенно трудно было наладить взаимодействие начальной и основной школы).

  • Между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребёнка ( а демократические отношения – условие проблемно-диалогического обучения).

На педагогическом совете была создана творческая группа по поиску решения проблем. Состав группы меняется ежегодно, активное участие принимают социальный педагог, позднее, когда в школе появились психолог и логопед, то тоже активно включились в работу.

    Работа по новой программе «Школа-2100» потребовала переосмысления работы всего коллектива школы, освоения новых педагогических технологий и принципов обучения и воспитания. Работу по освоению новых программ и технологий планируем на заседании Методического Совета для разрешения наиболее важных проблем педагогической практики. С помощью методкабинета был разработан план освоения Образовательной системы «Школа-2100». Вначале мы не до конца осознавали, насколько целостной и глубоко продуманной является эта система. Поверхностный подход не приводит к успеху, в этом, мы считаем, основная причина того, что некоторые учителя, выбрав комплект «Школы-2100», затем от него отказываются. Когда у нас возникла проблема, мы обратились в методический кабинет, получили консультации по организации групповой работы, по организации проблемного обучения, в целом неплохо разработанных в нашей науке и практике. Также в 2002 году мы написали коллективное письмо авторам нашего комплекта. Нам ответила Екатерина Валерьевна Бунеева, вопросы учителей русского языка и начальных классов были освещены. Также в подарок Екатерина Валерьевна прислала несколько методических пособий. С тех пор школа поддерживает тесную связь с авторским коллективом Образовательной системы «Школа-2100». Представители школы участвуют в ежегодных мартовских Всероссийских научно-практических конференциях в Москве, которые происходят в АПКи ПРО, проходят курсы повышения квалификации по программам Образовательной системы «Школа-2100». Непосредственное общение с авторами, учеными-методистами с мировым именем, позволяет коллективу поддерживать высокий уровень обучения и воспитания. У нас ежегодно проходят школьные научно-практические конференции, на которых подводятся итоги работы по проблеме школы, разрабатываются перспективы будущего развития. Эти конференции стараемся проводить, используя продуктивные методы обучения в соответствии с технологиями «Школы-2100», чтобы учителя практически осваивали технологии работы и убеждались в их продуктивности.

Школа выписывает журнал «Начальная школа плюс до и после», который помогает разрешить некоторые проблемы. Также мы регулярно приобретаем тематические сборники научно-методических статей авторов нашей программы.

 

Курсы г.Таганрог

Курсы

г. Москва

Семинары г.Ростов

Семинары

г.Москва

2000

2










2001

3










2005

 

1

1

1

2006

 

1

1

1

2007




1







2008

 

1

2

1

2009







4

 

2010




1








Мы убеждены, что в основе успеха любой педагогической инновации лежит подбор педагогических кадров и их обучение. Поэтому методическая служба школы активно разрабатывает программы внутришкольного обучения, сотрудничает в этом с методическим кабинетом РООА. При этом особое внимание обращаем на индивидуальные запросы каждого учителя, помогаем освоить отдельные методы, организуем посещение уроков опытных учителей, организуем обмен методическими пособиями и учебниками между учителями. Мы стараемся создать доброжелательную атмосферу, когда учителю не страшно признаться, что у него что-то не получается и попросить помощи. Одобрение коллег становится дополнительной мотивацией деятельности учителя.

Мотивацией деятельности учителя по освоению программ служило и материальное поощрение - когда было возможно, до перехода на новую систему оплаты труда, когда школа была более свободна в выборе оснований для доплат, доплачивали 5% к ставке ежемесячно учителям, осваивавшим новые программы и учебники (особенно по «Школе-2100»). Поощрением становится и премирование по результатам полугодия и учебного года, когда дети успешно осваивают программу (это происходит, если учитель старается воплотить комплексно технологии «Школы-2100»). Учителя, наиболее активно и плодотворно работающие по технологиям и УМК Образовательной системы «Школа-2100», успешно проходят аттестационные процедуры и получают квалификационные категории. Районный методкабинет оказывает содействие в подготовке учителей к аттестации и проведению аттестационных процедур в школе на вторую категорию, консультирует учителей, подавших заявку на первую и высшую квалификационную категорию.

Внедрение инновации – освоение новых программ и технологий – также было нелёгким. Мы были первыми в нашем районе, работающими по Образовательной системе «Школа-2100», к тому же в школе № 26 г.Таганрога сменилось руководство, а с ним и направление работы, и наше сотрудничество с ними прервалось. Временами было трудно, но не всегда детям, а учителям, которые иногда побаивались такого сложного материала. Дети же усваивали, причём в классах почти исчезли не только двоечники, но и удовлетворительных оценок на удивление мало - четыре-пять на класс из 18 человек. Даже те дети, которых учителя считали слабыми и почти безнадёжными, постепенно развивались и догоняли класс.

Самое главное, не падает интерес к учению, дети активны на уроках, многие любят читать книги. Сказки и тексты учебников необычны, действие в них динамично, увлекательно. Если сравнить с другими программами, то видно, как тонко авторы понимают детскую психологию. То, что учителям кажется спорным, оказывается, в итоге работает на результат.

Большую роль играет система мониторинга – отслеживания результатов обучения по итогам полугодия и учебного года. Своевременное реагирование на все негативные явления, выявленные в ходе мониторинга, распространение передового педагогического опыта, постоянная работа на результат - вот те управленческие решения, которые мы стараемся принимать по итогам этой работы.

Обучение по программам «Школа –2100» ведёт к устойчивому росту всех основных показателей, к смене контингента – к нам стали приводить своих детей родители, заинтересованные в хорошем образовании, к росту авторитета школы в социуме. Мы же по-прежнему не проводим никакого отбора, принимаем всех, имеющих медицинскую карту с допуском к обучению в общеобразовательной школе. Не проводим деления и внутри школы, то есть в классе могут быть как подготовленные к школе, так и совсем не подготовленные дети.

Результативность обучения в МОУ М-Куроганской СОШ №1

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

2002-2003

92%

28%

2003-2004

93%

31%

2004-2005

96%

35%

2005-2006

94%

36%

2006-2007

95%

41%

2007-2008

96%

42%

2008-2009

96%

45%


Мы продолжали работать, самостоятельно преодолевая трудности, совещались с методкабинетом. Оказалось, что многие направления работы мы самостоятельно, независимо от авторов, разработали в правильном направлении. Это касается проблемы преемственности между детским садом и школой, между начальной школой и основной. Мы самостоятельно додумались проводить совместные заседания ШМО учителей начального обучения и русистов, или ШМО учителей начального обучения и математики, ШМО учителей начального обучения и историков. Это помогает разрешить многие проблемы, выработать общую стратегию действий, устранить взаимные претензии. Педагогический совет «Преемственность в обучении и воспитании школы и ДОУ» 30.11. 2005г. с участием методиста ДОУ «Сказка» Кущенко Г.Н., методиста ДОУ «Аленушка» Удовенко Ж.А., психолога ДОУ «Алёнушка» Клименко О.М. прошёл результативно для всех участников.

На региональном уровне школа является пилотной по апробации УМК по русскому языку и литературы автора Бунеева Р.Н. (5, 8 классы).

В районе наша школа является опорной по внедрению УМК Образовательной системы «Школа-2100». На базе школы проводились семинары для директоров, завучей по проблеме освоения новых образовательных программ, дважды проводились РМО начальных классов по технологиям обучения по Образовательной системе «Школа-2100» (в 2004 и 2010 годах).

Освоение в комплексе всех принципов обучения по Образовательной системе «Школа-2100», овладение ими на технологичном уровне, является главной задачей педагогического коллектива, основой профессионального роста педагогов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
««Систематизация управления качеством образования как основное условие модернизации учебно-воспитательного процесса» и методической...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconУтверждаю. Директор мкс(к)оу школы-интерната №11
Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как условие обеспечения качественного коррекционно-развивающего...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Профессиональная компетентность педагогических работников как средство повышения качества образования»
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconСоблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную...
Нание и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную ком­петентность современного...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconМетодическая работа педагогического коллектива
Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconМетодическое объединение учителей эстетического воспитания Научно-методическая тема
Научно-методическая тема: «Профессиональная компетентность учителей эстетического воспитания как условие качественного обновления...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconКомпетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий,...
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, компетентность, компетенция, профессиограмма
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как ресурс внедрения...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconИнновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии....
Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconВ соответствии с решением педагогического совета №5 от 08. 04. 2011г...
В соответствии с решением педагогического совета №5 от 08. 04. 2011г и с целью выработки стратегии действий педагогического коллектива...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconРешение кафедры
...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива как доминирующее условие внедрения педагогических инноваций в школе icon1 профессиональная подготовка
В 2011 -2012 учебном году работа педагогического коллектива колледжа была направлена на реализацию второго этапа программы развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск