Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд





Скачать 62.67 Kb.
НазваниеДеятельностный подход в обучении как основа формирования ууд
Дата публикации03.07.2014
Размер62.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Деятельностный подход в обучении как основа формирования УУД

Гудкова Снежана Николаевна, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 7» (г. Чайковский, Пермский край)

Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки представляется неактуальной. От каждого сегодняшнего ученика требуется самостоятельное мышление, способность разбираться в ситуации и находить решение. Ведущей ценностью и целью образования XXI века становится умение учиться, становление учебной самостоятельности детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен, в первую очередь, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников.

Положительные изменения в системе современного образования во многом зависят от новой организации учебно-воспитательного процесса в школе. Связано это с организацией усвоения школьниками знаний и умений в форме учебной деятельности. Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и способов действий, по овладению основами наук, складывается постепенно.

Долгое время я, как и многие мои коллеги, вела детей по дороге знаний с помощью традиционного обучения. Но всё чаще задумывалась, почему дети не умеют применить полученные знания на практике. И теперь я понимаю, что основная проблема в том, что у них не формируются ключевые компетенции.

Так я пришла в систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, потому что именно эта система даёт новое качество, направленное на современные цели образования: становление учебной самостоятельности, развитие ключевых компетенций, создание условий для нравственного развития личности. Теперь основной целью моей педагогической деятельности стало научить ребенка учиться!

На своих уроках я применяю технологию организации учебной деятельности учащихся. На мой взгляд, главным здесь является то, что я иначе стала строить урок: теперь мои ученики активно участвуют в постановке учебной задачи и её решении, в поиске общих способов действия, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Реализация системы РО предполагает освоение технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Значение контролирующей и оценочной деятельности велико: ученик, учитель и родители получают представление о степени сформированности знаний, умений и способов действий, что позволяет скорректировать процесс обучения. Но, чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку. Для этого специально организую уроки контроля и оценки.

Я стала использовать стартовые контрольные работы по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Стартовая работа включает задания двух типов: 1 – на проверку остаточных знаний, 2 – задания «на разрыв». Стартовая работа проводится в начале каждого учебного года в фазе запуска и помогает спланировать работу по повторению изученного материала в группах, в которые объединяются учащиеся со схожими ошибками в работах, что позволяет продуктивнее использовать время урока и способствует сознательному усвоению знаний, умений и способов действий учащимися. А с помощью заданий «на разрыв» - в них включён материал, который предстоит изучать в учебном году - дети определяют "это я уже знаю и умею, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать" и составляют Карту знаний по предмету, где прописываются все темы, которые предстоит изучить. В течение учебного года мы обращаемся к Карте знаний, отмечая результаты изучения каждой темы.

Если целенаправленно работать в этом направлении, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. И тогда вместо дошкольного "я не могу решить эту задачу" может родиться учебное "я могу решить эту задачу, если...". Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, где нет готовых образцов, где высок риск ошибки, - в этом и состоит приращение рефлексивной способности оценивать себя.

В течение учебного года систематически работаем с критериями оценивания: в ходе изучения темы мы с детьми определяем критерии освоения темы, затем они отражаются в Оценочном листе к проверочной работе. Учащиеся после выполнения проверочной работы оценивают свои умения, отмечают трудности. В конце учебного года проводится итоговая проверочная работа. Завершающим этапом является аналитическая работа с Картой знаний: чему научились за год.

Целенаправленная работа по развитию у учащихся контрольно-оценочных умений способствует формированию учебной самостоятельности школьника, что является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности. Таким образом, я развиваю в детях регулятивные учебные действия.

Для полноценного развития в детях контрольно-оценочной самостоятельности для меня важно индивидуализировать образовательный процесс. Но на уроке в коллективно-распределенной деятельности организовать индивидуальный процесс с учащимися достаточно сложно, поэтому я ввожу новые формы обучения, которые позволили бы ребенку развиваться в соответствии с его способностями, т.е. индивидуально.

Основной формой обучения остаётся урок, но теперь мои уроки стали разными: учебные занятия, уроки-мастерские, специально организованная домашняя самостоятельная работа и уроки-презентации домашней работы, решение проектных задач.

В конце изучения каждой темы проводится проверочная работа, а после нее – учебное занятие. Учебное занятие – место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения, а также место, где происходит обсуждение и согласование оценки учителя и учащихся.

Способствует формированию индивидуального учебного действия учащихся «Домашняя самостоятельная работа». Ученики получают набор карточек (комплексное задание по уровням) вместо ежедневных домашних заданий: задания 1-го уровня направлены на повторение изученного материала, задания 2-го уровня – на отработку текущей темы, а задания 3-го уровня позволяют выйти за пределы урока, так как содержат задания повышенной сложности. В каждом уровне есть и задания на формирование УУД.

В ходе изучения темы ученик выполняет домашнюю самостоятельную работу, но у него могут возникнуть трудности, вопросы. Для рассмотрения вопросов учащихся и для помощи им в выполнении домашней работы вводятся специальные уроки-мастерские. На таких уроках обучение строится по запросу учащихся, ведется работа над формированием конкретного умения.

Все задания, которые были выбраны, учащиеся выполняют в специальной тетради для домашней самостоятельной работы. Результаты домашней самостоятельной работы предъявляются на уроке–презентации. Презентация может быть в разной форме. Такие уроки - одни из самых любимых уроков у учащихся. Они учатся выступать, оценивать, анализировать и сравнивать свою работу с другими. Такой вид деятельности создаёт условия для выхода в проектный режим.

Таким образом, изучение каждой темы циклично: урок постановки учебной задачи, выработка способа решения учебной задачи, моделирование открытого способа, уроки отработки способа, уроки-мастерские по вопросам в домашней самостоятельной работе, урок-презентация, проверочная работа по изучаемой теме, учебное занятие. Всё обучение можно рассматривать по трём основным линиям: линия коллективной работы со всем классом, линия индивидуальной работы в школе (уроки-мастерские, учебные занятия), линия индивидуальной работы дома (домашняя самостоятельная работа).

Меня радует, что в ходе такой систематической работы мои ученики учатся планировать свою работу, берут ответственность за ее выполнение на себя; при отборе карточек учатся делать осознанный выбор на конкретные умения; имеют возможность выхода за пределы программы. Таким образом, формируется индивидуальное учебное действие каждого ученика и личностные качества, которые позволяют ребенку «научиться учиться».

Также я освоила методику разработки и организации с учащимися решения проектных задач. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным». Особенность проектной задачи в том, что она подходит как для работы по овладению понятием, новым способом действия, так и для диагностики освоенных ребенком способов, умений. Это, в свою очередь, позволяет вывести обучение на компетентностный уровень, т.е. решить проблему применения знаний, умений и способов действий в нестандартных практических ситуациях. Решение проектных задач также помогает мне организовать учебное сотрудничество детей и развивать коммуникативные учебные действия, дает возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. С формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, развития их познавательных способностей начинается учебная самостоятельность учащихся, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconУмк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconРайонный семинар
«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения»
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconУрока Сроки проведения: 31 марта 4 апреля
Тема: «Системно – деятельностный подход к уроку как основа реализации фгос. Проектирование современного урока»
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании как механизм реализации фгос нового поколения»
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Системно деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа фгос общего образования
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconОтзывы участников пилотного проекта «Педагогический десант»
«Системно-деятельностный подход как основа достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов», «Продуктивные...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconПрика з
Управления муниципального образования №39-д от 18. 02. 2010г. «О проведении городского методического семинара» 25 февраля 2010 года...
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconДень модуля естественно-математического модуля
Деятельностный подход в обучении дисциплинам естественно-математического цикла как способ социализации обучающихся
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Деятельностный подход в обучении как основа формирования ууд iconКурсы повышения Квалификации
Центр дистанционного образования «Эйдос», «Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации фгос», г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск