Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения





Скачать 380.08 Kb.
НазваниеОрганизация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения
страница1/3
Дата публикации22.10.2013
Размер380.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3


Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области

Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения


Автор опыта:

Голубятникова Ольга Ивановна,

учитель химии и биологии

МОУ Глуховская СОШ

Алексеевского района

Белгородской области

Алексеевка

2012
Содержание

I. Информация об опыте……………………………………. ………………3

II.Технология опыта…………………………………………….....................8

III.Результативность опыта ………………………………………………...14

IV.Библиографический список……………………………………………..16

V.Приложение к опыту……………………………………………………...17

I.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить.

А. Дистервег
Условия возникновения опыта

Опыт возник в процессе преподавания химии в 8-11 классах МОУ Глуховская СОШ Алексеевского района Белгородской области.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  обучающихся.

В процессе работы автор опыта наблюдала низкий уровень навыков выполнения самостоятельной работы у обучающихся, вследствие чего снижался и интерес к предмету. Поэтому, возникла необходимость в решение данной проблемы через разработку и внедрение в учебный процесс системы самостоятельных работ для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

В сентябре 2008 года была проведена диагностика по определению исходного состояния познавательной активности обучающихся 8-11 классов. Был использован опросник, разработанный лабораторией психологического обеспечения образования, автор психолог Пашнев Б.К.



Оценка уровня познавательной активности производилась по следующей шкрле: 0-12 баллов – низкий уровень, 12-22 балла – средний уровень, 22-42 балла – высокий уровень. С учётом целей и поставленных задач возникла необходимость в создании условий для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной работы на уроках химии.
Актуальность опыта

В настоящее время, в связи с переходом на Стандарты нового поколения, акценты в обучении переносятся с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении химии сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности ученика, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность обучающихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

Ведущим направлением предлагаемой педагогической технологии является организация самостоятельной работы на уроках химии в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эта проблема является актуальной, так как в настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у обучающихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки; не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях.

В своей педагогической деятельности автор опыта столкнулась со следующим противоречием:

  • между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и целями, которые ставит общество, родители и сами ученики, - получение востребованных знаний, полезных практических навыков и умение самостоятельно применять их на практике.


Ведущая педагогическая идея опыта

Анализ выявленного противоречия позволил сформулировать ведущую педагогическую идею опыта: создание необходимых условий для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся путём совершенствования навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках химии.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в течение трёх лет: с сентября 2008 года по май 2011 года, то есть с момента обнаружения противоречий до момента выявления результативности. Эта работа проводилась в несколько этапов:

I этап (констатирующий) –сентябрь 2008 года – май 2009 года;

II этап (формирующий) – сентябрь 2009- декабрь 2010;

III этап (контрольный) – январь-май 2011 года.

На первом этапе был подобран диагностический материал и проанализирован уровень сформированности навыков самостоятельной работы в 8-11 классах. Кроме этого, был изучен имеющийся опыт работы по формированию учебно-познавательной компетенции обучающихся, формах организации самостоятельной работы на различных этапах урока, имеющийся у других авторов. Анализировались печатные и информационные ресурсы по данной проблеме с целью формирования теоретической базы опыта.

На втором этапе разрабатывались и применялись на различных стадиях урока разные формы самостоятельной работы, формировался банк дидактических материалов, промежуточные результаты опыта рассматривались на заседаниях учителей химии Иловского школьного территориального округа.

На третьем этапе была проведена диагностика результатов работы по теме опыта, которая показала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по совершенствованию навыков самостоятельной работы и формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии. Кроме этого, опыт тесно связан с образовательным процессом школы в целом, так как в ходе его реализации решаются задачи формирования метапредметных навыков и формирования личности школьников.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи:
1. формирования личности и ее самосовершенствования (Г.К.Селевко),
2. познавательной самостоятельности и ее проявления (В.В.Гузеев),
3. развития личности в образовательном процессе (И.Ф.Исаев),
4. деятельностного подхода (Л.С.Выгодский),
5. концепции активизации учебной деятельности (Т.И. Шамова),
6. технология развития критического мышления,
7. личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская).

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Одной из ведущих компетенций, которая позволяет формировать самостоятельную познавательную активность, является учебно-познавательная. В соответствии с идеями Хуторского А.В., учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примерами учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме являются следующие:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.

Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.   Существует множество различных направлений в исследовании природы самостоятельности школьников в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний, то есть способствует активизации познавательной деятельности. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.Коменского, Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского. Второе направление берет свое начало в трудах Я.Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д.Ушинского. Самостоятельную деятельность учащихся К.Д. Ушинский считал «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения». При этом он подчеркивал необходимость учета возрастных особенностей обучающихся.
Б.П.Есипов в 60-тых годах прошлого века обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время. В данном определении не отражается роль учителя, однако по существу самостоятельные работы обучающихся на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Доказана большая роль самостоятельных работ в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда.

  А.И.Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Как считает Д.Б. Эльконин, познавательная деятельность современного подростка в значительной мере определяется новообразованиями этого возраста – стремлениями к взрослости, а вместе с ним стремлением к самостоятельности. Этот возраст отличается избирательной способностью к тем или иным сторонам обучения. Положительной стороной этого качества является готовность подростков ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Отсюда и заметный интерес к самостоятельной работе на уроках, так и за его пределами.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил сделать вывод, что правильно организованная самостоятельная работа на уроках химии способствует созданию ситуации успеха для ребёнка, формирует его учебно-познавательную компетентность и повышает интерес к изучению предмета.

Новизна опыта Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии, разработке системы дидактических материалов для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся 8-11 классов.

Раздел II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цели и задачи

Приоритетным направлением предлагаемой педагогической технологии является формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся через систему самостоятельных работ на уроках химии. Для успешного решения этой проблемы были определены цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках химии.

Задачи:
1. Провести вводную диагностику уровня познавательной самостоятельности обучающихся.
2. Проанализировать, отобрать и отструктурировать учебный материал с целью организации разнообразных видов самостоятельной  работы обучающихся.
3. Разработать дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся, способствующие формированию их учебно-познавательной компетенции.
4. Организовать мониторинг и отслеживание результатов применяемой педагогической технологии. 5.Включить каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом.

Организация учебно-воспитательного процесса

При организации самостоятельной работы на уроках, в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся автор опыта использует современные педагогические технологии.

Базовая модель урока, основанная на использовании технологии развития критического мышления, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия (Приложение №1).

На стадии «вызов» ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?». Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На данном этапе автором опыта используются следующие приёмы:

1).Прием “Ассоциация”. Например, обучающимся предлагается прочитать тему урока «Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения» и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “жёсткость воды”?

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске, потом записи анализируются.

2).Прием «Допиши фразу». Например, при изучении темы «Кислород» обучающимся предлагается самостоятельно дописать фразу «Если бы в атмосфере уменьшилось содержание кислорода, то…» Школьники на своих рабочих листах дописывают фразу и потом по цепочке озвучивают.

3).Прием “Покопаемся в памяти”. Обычно проводится в виде групповой работы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? После того как обучающиеся записали все, что знали по данной теме, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями.

4).Прием «Мозговой штурм».

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Например, задаётся вопрос: «Как повысить практический выход продукта реакции при производстве аммиака в промышленности?» На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа) и используются следующие приёмы: 1).Прием инсерт (Пометки на полях). Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Обучающиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

2).Дневники и бортовые журналы

При самостоятельной работе над текстом или новым материалом обучающиеся заполняют таблицу. Например, при изучении темы «Железо и его соединения» предлагается такой текст. «Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти. В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови взрослого человека составляет в среднем 3-4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика». После самостоятельной работы над текстом обучающиеся заполняют таблицу:

Это я уже знал

Узнал новое

Есть вопрос. Хочу узнать.



















3).Прием кластеры («гроздь).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Например, после самостоятельной работы над текстом учебника или прослушивания рассказа учителя обучающимся предлагается составить кластер (Приложение 2).

На заключительном этапе урока – этап рефлексии - происходит корректировка и систематизация знаний, учитель помогает обучающимся определить направления в дальнейшем изучении материала, обучающиеся активно пересматривают свои представления. Для этого используются следующие приёмы:1).Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам. Обучающиеся самостоятельно обобщают изученный материал в форме синквейна. Например, при изучении темы «Алюминий» в 9 классе обобщённый синквейн может иметь следующий вид:

Алюминий
Пластичный, серебристый,
Хорошо проводит электрический ток, тепло
Лёгкий, активный
Металл.


2).Приём «Древо познания»

Предварительная работа: готовятся карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешиваются» на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишется вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что

-«красные яблоки» уже созрели – они висят высоко, сорвать их тяжело - задания на них самые трудные,

-«желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – задания тоже легче,

-«зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и задания самые простые. Например, при изучении темы «Реакции ионного обмена» в 9 классе:

А).Задание для «зелёного яблока»: напишите полное и сокращённое ионное уравнение, которые протекает между водными растворами гидроксида калия и соляной кислоты.

Б). Задание для «жёлтого яблока»: с какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида калия: хлорид натрия, вода, оксид углерода, сульфат меди, хлорид серебра, сероводород? Напишите уравнения осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде, назовите соли.

В).Задание для «красного яблока»: укажите, какой ион является общим реактивом для распознавания следующих веществ: гидроксид алюминия, оксид цинка, хлорид меди (II), гидроксид бария.

Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня их самооценки.

Данные приёмы технологии критического мышления способствуют повышению познавательной активности обучающихся и формируют их учебно-познавательную компетентность.

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является использование тестовых технологий при проведении самостоятельных работ. Тренировочные тестирования небольшого объёма проводятся регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на проверку метапредметных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). В целях активизации познавательной деятельности в каждом классе по различным темам автором опыта составлены тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний обучающихся. (Приложение 3). Эффективной работе по формированию учебно-познавательной компетенции способствует использование информационно-коммуникативных технологий. Например, самостоятельные работы, оформленные с помощью слайдовой презентации, более интересны для обучающихся и позволяют быстро провести само- или взаимопроверку результатов с последующей коррекцией знаний Большой интерес представляют для обучающихся творческие задания, для выполнения которых требуется использовать ресурсы сети Интернет, например, задания по истории открытия различных веществ, интересные факты из жизни учёных, заметки в Химический уголок. Школьники обычно ответственно относятся к таким заданиям, готовят сообщения, слайдовые презентации, что активизирует их познавательную деятельность и повышает интерес кпредмету. Формированию учебно-познавательной компетенции способствует организация на уроке групповой работы с использованием проблемных ситуаций (Приложение 4).

Важным фактором реализации деятельностного подхода на уроках химии является самостоятельное выполнение обучающимися лабораторных опытов. Наибольший эффект такая работа даёт при использовании групповой формы. Например, лабораторный опыт для группы из 3 человек в 9 классе. Цель: разобраться в сущности реакций ионного обмена между веществами, одно из которых практически нерастворимо в воде.
1. Проведите реакции между данными веществами. Если нужно, нагрейте реагирующую смесь.
Индивидуальные задания для каждого из 3 обучающихся:
CuO и H
2SO4
CaCO
3 и HCl
Cu(OH)
2 и HNO3
Проверьте результаты опытов друг у друга. По какому признаку можно судить, что реакции осуществились?
2. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый обучающийся пишет химическое уравнение проведенной реакции в полной и сокращенной ионной форме).
Проверьте правильность записей друг у друга.
3.Сделайте вывод: чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих: а) между веществами, растворимыми в воде; б) между веществами, одно из которых в воде нерастворимо?

Повышению учебной мотивации к предмету химии способствуют различные задания, содержащие элемент занимательности (кроссворды, «крестики-нолики» и другие игровые задания). Они способствуют снятию психологического напряжения при выполнении задания, делают этот процесс интересным. В игровой форме самостоятельные работы проводятся на разных этапах урока. (Приложение 5).

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. На своих уроках автор опыта использует следующие способы создания проблемных ситуаций, которые разрешаются в ходе самостоятельной работы обучающихся:

1).Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, предлагается экспериментальная задача: в трёх пробирках без этикеток находятся растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

2).Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность обучающимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. 3).Вопросы проблемно-практической направленности, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся. Например, задание при изучении темы «Алканы» в 10 классе «В шампуни в качестве образователей и стабилизаторов пены добавляют додецилбензол. Составьте формулу этого вещества, зная, что додекан – это алкан, содержащий в цепи 12 атомов углерода». Все представленные задания помогают заинтересовать обучающихся новым материалом, более вдумчиво отнестись к его изучению. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета «Химия».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconОрганизация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии
Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconО рга низация групповой работы через игровые методики, как средство...
Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconМаоу сош №4, г. Тобольск ксо как средство развития интегративной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconЛичностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconИ. Ю. Усатова Электронная почта
Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconИгровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности учащихся как средство эффективной работы на уроках математики
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на II и III ступенях обучения iconУчебно-исследовательский проект как ресурс для формирования общих...
Является одной из главных задач при подготовке будущих специалистов на уроках физической культуры в учреждениях среднего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск