Скачать 123.7 Kb.
|
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Рождественского Уржумского района Кировской области Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии. Автор Максимова Татьяна Николаевна учитель химии МКОУ ООШ с.Рождественского с.Рождественское, 2011 Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение химией в изменившихся условиях обучения химии в школе. В методической литературе и в периодической печати пропагандируют всё новые и новые методы и приёмы рефлексии, я повышаю уровень своего педагогического мастерства через самообразовательную работу, апробирую элементы методик и инновационных технологий, направленных на осуществление рефлексивного подхода.
Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить дальнейшие цели работы, скорректировать образовательный путь. Рефлексия связана с целеполаганием. Одна из задач рефлексии – выяснить, что происходило на уроке. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Учебной рефлексии может подвергаться:
Проблема, над которой я работаю «Поиск путей осуществления рефлексивного подхода по отношению к учащимся на уроках химии». Основная цель – формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности.
В процессе обучения химии решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи: 1. Воспитание интереса к изучению химии. 2. Формирование коммуникативной культуры. Поэтому, для достижения максимального результативного осуществления рефлексивного подхода по отношению учителя к учащимся на уроках работа строится по следующим направлениям:
Данные направления реализуются через многочисленные формы, приемы и методы, направленные на формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности на уроке химии. Рефлексия
Рефлексия в педагогике.
Ожидаемые результаты этой работы для меня, как учителя:
Ожидаемые результаты для учеников:
Анализ рефлексивной деятельности учащихся приводит к выводу: дети способны уже с седьмого класса описывать свои чувства и переживания при выполнении заданий по химии; дети могут конкретизировать свои успехи или неудачи; рефлексивные записи помогают сформулировать и зафиксировать конкретные достижения на данный период, чтобы можно было позже сравнить его с последующими достижениями; у некоторых детей записи носят формальный характер; у других учеников они носят яркий эмоциональный оттенок; а у некоторых рефлексивные записи говорят об осмысленности этапов работы и осмыслении способов своей деятельности по конкретной теме. Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, требуется делать обзор их мнений, отмечать те, у кого глубина самоанализа повышается. Я согласна с высказыванием А.В. Хуторского, что ученик, чья творческая работа была отмечена (выделена среди наиболее интересных или необычных или запоминающихся) учителем или самими детьми, уже никогда не забывает достигнутых результатов. Творческая деятельность у них начинает занимать всё большее место в их учёбе. У них вырабатывается навык личностного творческого подхода ко всем вопросам. Я на практике убеждаюсь, насколько важна эта работа и для ученика, и для учителя. Для ученика она заключается в осознании своей деятельности: формулируются получаемые результаты, конкретизируются этапы изучения определенной темы, проблемы ученика в данной теме, проблемы класса в этой теме, способы решения проблемы, как меняется отношение ученика к своей деятельности и деятельности класса и так далее. Действительно, понимание способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности помогает осознать свою индивидуальность и свое предназначение. А вот неосознание этого снижает эффективность обучения, т.е. рефлексия помогает осознать образовательный процесс и тем самым сделать его продуктивным. Анализ рефлексивной деятельности учащихся показал, что по сути дела, рефлексия – это главная часть деятельности: без осознания и без фиксации результатов любой деятельности нельзя продемонстрировать и проанализировать их. Без фиксации рефлексии трудно было бы увидеть, как дети седьмого класса эмоционально описывают свои чувства к химии. Некоторые приёмы организации рефлексии на уроке: Рефлексия эмоционального состояния (проводится в конце урока).
- изменить атмосферу в классе; - проверить уровень усвоения учащимися материла. На листе ватмана нарисованы острова
Рефлексия содержания учебного материала. 1.Прием незаконченного предложения, тезиса. Варианты:
2.Синквейн позволяет учителю решить несколько задач. Во-первых изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить как они усвоили важнейшие понятия темы. Синвейн обогащает словарный запас, готовит к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, использование его на разных стадиях урока имеет разные задачи:
Синкейн – пятистрочная строфа: 1 – ключевое слово, 2 – два прилагательных, 3 – три глагола, 4 – короткое предложение
3.Учащимся предлагается плакат из трех ступеней. 1 ступень – испытываю затруднения 2 ступень – усвоил, но нужно помочь 3 ступень – усвоил новое знание и научился применять его на практике. Развитие самоанализа и самооценки
Оценка эффективности работы на уроке.
Рефлексия работы в группе. Чтобы показать учащимся как они работали в группе, какой уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Сравнительная характеристика процедур анализа, самоанализа и рефлексии урока
Вывод: Рефлексия для педагога
Наиболее значимыми результатами своей деятельности по данной теме я считаю:
Большинство личностно – ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов из разряда поясняющих или констатирующих факты. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности. В дальнейшем я планирую повышать уровень своего педагогического мастерства через самообразовательную работу, апробирование элементов методик и инновационных технологий, направленных на осуществление рефлексивного подхода. ЛИТЕРАТУРА
|
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации... | Организация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как... Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии | ||
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках... | Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | ||
Тема лекции, разделы и их содержание Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического... | Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | ||
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | «Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | ||
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | Рабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю) ... | ||
Примерная программа предмета «Технология» Организация проектной деятельности на уроках технологии в основной школе в свете внедрения фгос | Маоу сош №4, г. Тобольск ксо как средство развития интегративной... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Организация исследовательской деятельности обучающихся Первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности гаоу дпо ирост, д п н., профессор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи. Статья Нелидиной Ирины Николаевны, учителя моу сош с. Старый... |