Скачать 1.72 Mb.
|
ББК 74.00 УДК 37 О-64
ББК 74.00 УДК 37 Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.
КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Н.М. Тряскина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Современный переход к единой европейской системе образования ставит перед педагогической наукой задачи по формированию компетентного педагога-исследователя, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в образовательном процессе. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего учителя является не только вооружение его знаниями учебных дисциплин, но и формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская компетенция специалиста является составной частью профессиональной компетентности, формируется и проявляется в деятельности и обеспечивает ее эффективность. Исследовательская компетенция педагога – это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. В отечественной системе образования принят перечень ключевых компонентов исследовательской компетенции. Исходя из модели деятельности А.Н. Леонтьева, выделяют четыре группы компонентов: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, операционный. Когнитивный компонент рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей профессиональной деятельности. Мотивационный компонент – это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека. Ориентировочный компонент – это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях. Операционный или технологический компонент – это совокупность умений субъекта выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности. [2] Исследователи сходятся во мнении о том, что формирование исследовательской компетенции педагога осуществляется в условиях:
Г.Н. Лобова выделяет два уровня исследовательской компетенции: учебно-исследовательская и научно-исследовательская и считает, что учебно-исследовательская компетенция студентов педагогического колледжа должна предполагать умение студента поставить задачу, предварительно проанализировав имеющуюся информацию, условия, методы, предполагаемый ход педагогического эксперимента. С другой стороны, она обеспечивает активную деятельность студентов по приобретению необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, которая завершается самостоятельным решением студентами задач, уже разработанных в науке. [1] За период обучения в педагогическом колледже каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных видов работ учебно-исследовательского характера: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы, проекты. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью научности, глубиной проработанности проблемы и объемом. Все виды работ помогают студентам овладевать современными методами поиска, обработки и использования информации, осваивать некоторые методы научно-исследовательской деятельности, отстаивать свою педагогическую позицию, что, в конечном счете, формирует интерес и творческое отношение к своей профессии. Сделаем акцент на таком виде учебно-исследовательской деятельности студента, как курсовая работа. Курсовая работа – это самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники информации, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; - углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой; - развития компетенций будущих специалистов в области использования теоретических знаний при решении профессиональных практических задач; - формирования компетенций, связанных с использованием справочной, нормативной, статистической и правовой, научной и методической документации; - развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер, каждая из которых имеет свою структуру (Таблица 1). Таблица 1 Виды курсовых работ и их структура
|
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную... | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | ||
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной... Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой... | Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | ||
Отчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Л. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты... Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей... | Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской... ... | ||
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии | В школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской... В течение двух дней 18 и 21 марта в школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской деятельности среди... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Научно-исследовательская работа процесс совместной деятельности студентов/... О научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения... |