Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии





Скачать 66.87 Kb.
НазваниеОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии
Дата публикации27.05.2015
Размер66.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Е.А. Яцюк МБОУ Среднеахтубинская СОШ 1

Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии.

Учебно – познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее наученного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего. В объективном плане – творение того, чего еще не было, в субъективном – освоение того, что еще не было освоено человеком (Петрова, 1999. С.36). В учебном процессе познавательная деятельность ученика – это процесс перехода учащихся от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания (Щукина, 1986. С.36). Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в собственных силах.

Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного заведения, овладение основными правилами и процедурами действий (Герасименко, 2000. С. 66-67). В исследовательской деятельности учащимся приобретаются объективные знания в том случае, если она же при этом выражает свою характеристику – объективность. Объективность знаний закрепляется тогда, когда они осмысливают и превращаются в личностные ценности, мировоззренческая позиция при этом проявляет ещё одну свою характеристику – осмысленность. Осмысливаются только те знания, которые не вступают в противоречие с имеющимися уже в сознании личности ценностями.

Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося (Леонтович, 2001. С.147-148).

Рассматривая метод проектов, как один из способов организации исследовательской деятельности, Л. Левчук и В. Жинжило (2001. С. 9-14) определяют его как «целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских задач, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе, надпредметной основе». Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, а, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе. Исследовательская деятельность должна строиться на принципах доступности, естественности, осмысленности, самостоятельности, экспериментальности, культуросообразности. Системообразующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности учащихся. Ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности. Для того чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования.

Так ученица 11 класса Валерия С. заинтересовалась вопросом влияния качества водопроводной воды на здоровье человека после того, как прослушала лекцию на данную тему. Валерия изучила соответствующую литературу и провела социологический опрос учащихся 10 - 11 классов по вопросу значимости использования бытовых водопроводных фильтров. Выяснив, что подавляющее большинство семей опрошенных учащихся не использует бытовые водопроводные фильтры, она выполнила исследовательскую работу по оценке водопроводной воды и воды, прошедшей через бытовой фильтр. С полученными результатами выступила на школьном (открытом) фестивале проектов. Кроме того, ознакомила учащихся школы с данными по влиянию качества воды на здоровье человека. Выполнив задание и , доведя исследование до логического конца, Валерия получила удовлетворение от своей деятельности. Благодаря практической, экологической направленности и значимости, проект широко востребован учащимися, родителями и педагогами.

Таким образом, лучше всего ученик может реализоваться в лабораторном исследовании, где он изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле.

Задача исследовательской деятельности заключается в организации условий в образовательном учреждении, позволяющих наиболее полно реализовать мировоззренческие позиции и воплотить их в социальные роли, позволяющие создать эффективную образовательную среду. Основное направление в организации исследования должно состоять в раскрытии роли науки в решении важных жизненных вопросов. Убеждение в том, что наука вооружает человека для познания природы и создания материальных ценностей приводит учащихся к пониманию важностей процесса приобретения научных знаний. При написании рефератов по теме исследования учащиеся непременно обращаются к жизнедеятельности конкретных ученых, занимавшихся разработкой данной проблемы. Вот краткие выдержки из них:

« На памятнике Ламарку … выбиты слова: « Потомство будет восхищаться Вами, оно отомстит за Вас» … Потомки не только оценили труды Ламарка, но и признали его великим учёным… Под конец жизни Ламарк ослеп. Десять лет он прожил, не видя окружающего мира. За ним ухаживала его дочь Корнелия. Она писала под его диктовку до последнего дня жизни ученого. Всеми забытый Ламарк умер… Но проблема влияния внешней среды на органический мир, впервые поставленная им – признается и в наши дни… Хотя он и истолковал причины эволюции неверно, но один из первых смело отстаивал… принцип эволюции. Именно в этом - главная заслуга великого французского натуралиста».

«Ф. Энгельс отметил, что Дарвин нанес сильнейший удар идеалистическим представлением о природе… Он сравнивал заслуги Дарвина в открытии законов развития природы заслугами К. Марка, открывшего законы развития общества… Д.И. Писарев называл Дарвина гениальным мыслителем и считал, … что всякий, кто прочтет его книгу, удивляется, как это он сам не додумался давным– давно до таких ясных выводов».

«Мендель стал основоположником учения о наследственности, создателем новой науки – генетики. Он настолько опередил свое время, что при жизни… никто не понял значения его открытий. Лишь через шестнадцать лет после его смерти ученые заново прочли и осмыслили написанное Менделем».

Такие работы учащихся позволяют им обозначить перспективы применения исследования в образовательной системе.

Ведущий принцип исследовательской деятельности – принцип самостоятельности. Ведущими средствами для достижения поставленных целей явились: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий по мировоззренческой проблематике в приближенных к реальной деятельности ситуациях, создание рефлексивных ситуаций успеха. Например, для возбуждения эмоционального отношению к изученному материалу по теме « Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы» (биология 10 класс) мы начали урок с выступления учащихся с докладами о состоянии загрязнения атмосферы в г.Волжский. Внесение в содержание урока таких сообщений переключает внимание старшеклассников от переживания предстоящих трудностей освоения материала на мотив предстоящей деятельности. Выполняя дальнейшие задания, они думали о том, кому необходима их помощь. Так, ученица 11 класса Полина Ф. заинтересовалась ухудшением состояния хвойных на территории школы и предположила, что причиной ухудшения является загрязнение атмосферы заводами г. Волжский, в черте которого находится наш посёлок. Полина выполнила исследовательскую работу по оценке состояния хвойных на территории МБОУ Среднеахтубинская СОШ 1, с которой выступила на ученической конференции в г. Ленинск, организованной дирекцией Природного парка « Волго- Ахтубинская пойма». Владея определенной информацией, она получила возможность прогнозировать дальнейшие последствия загрязнения атмосферы и прогнозировать пути развития событий. После выполнения исследовательских работ чувство собственной значимости переполняет ребят. Данная работа стимулирует их к использованию полученных знаний на практике. У них появляется стремление опробовать себя в роли исследователя, доказать свою значимость. Они начинают усиленно заниматься на уроках и дома, причем не только по биологии, но и по другим предметам, знания которых необходимы для исследования.

Создавая условия для полного проявления самости учащихся, я наблюдала изменения в них самих. Ребята стали способными к изменению обстоятельств своей деятельности, изменению себя, своего субъективного пространства саморазвития. Они с интересом выполняют свои самостоятельные работы, применяют свои знания в разнообразных видах учебно – практических работ. Некоторые из школьников стали проявлять повышенную склонность к самообразованию, самостоятельно удовлетворяя свою любознательность и инициативность. В результате – повышение качества знаний и способность к определению своего места в мире.

Список литературы

  1. Гаджиев, Г.М. Учебно – технологический комплекс подготовки школьников к проектно – преобразовательной деятельности / Г.М. Гаджиев // Наука и школ. - №3. – 2003. – С. 25-28.

  2. Галиева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования /

Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров // Школа. – М.: «Школа». – 2001. - №2. – С. 69-74.

  1. Лебедева, Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - №5. – С. 116-120.

  2. Методическое пособие для участников проектной деятельности // Перемены. Педагогический журнал. – 2002. – №4. – С. 86-104.

  3. Пилюгина, С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности / С.А. Пилюгина // Школьные технологии. – 2002. - №2. – С. 196-199.

  4. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е.В. Тяглов. – М.: Глобус, -2008. – С. 6-35.

  5. Е.А Якушкина, Т.Г. Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина Биология 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель 2009. – С. 3-25.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconСамостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной...
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconПлан работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических...
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconОбщие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»...
«Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии icon«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»
«основы проектной деятельности», способных к самостоятельной исследовательской деятельности. В рамках внеклассного мероприятия возможно...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconХаритонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности...
Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconОрганизация проектной (исследовательской) работы при реализации социального...
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconТема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Вводный инструктаж по охране труда. Организация труда и оборудование рабочего места. Ознакомление с основными разделами
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconТематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии iconОрганизация учебно-исследовательской деятельности младших школьников...
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск