Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо





Скачать 140.68 Kb.
НазваниеОрганизация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо
Дата публикации28.08.2013
Размер140.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Л. Л. Скоморохова ‒ учитель начальных классов, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 2, «Лучший учитель России»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) РАБОТЫ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в начальных классах, работающих по ФГОС НОО
Занятия кружка «Проектная деятельность младших школьников» в 1 классе рассчитаны на один час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Программа курса состоит из трех подпрограмм: тренинг, исследовательская практика, мониторинг. Занятия в рамках тренинга начинаются со второй четверти. В первом классе закладывается основа развития исследовательских способностей учащихся. Дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблему; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Во 2, 3, 4 классах знания, полученные в 1 классе, будут повторяться, усложняясь от класса к классу.

Подпрограмма «Тренинг» даёт возможность детям в игровой форме овладеть необходимыми для исследовательской деятельности знаниями, умениями и навыками. Рассмотрим задания, помогающие развить умение видеть проблему.

Задание «Посмотрите на мир чужими глазами».

Ребёнку необходимо изменить собственную точку зрения, посмотреть на один и тот же объект с разных точек зрения. Например, учащимися предлагается ситуация: « В 1 классе просто «эпидемия» ‒ все играют в космических пришельцев…». Необходимо продолжить рассказ, оценив ситуацию с точки зрения учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника, одного из космических пришельцев.

Ситуаций может быть много. Но в ходе выполнения задания важно, чтобы дети были раскованны, отвечали смело. Учителю необходимо на первых порах воздерживаться от критики, но не скупиться на похвалу и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы.

Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа».

«Представь себе, что ты на какое-то время стола столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни». При выполнении задания учитель поощряет самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы. Необходимо отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую чёрточку, свидетельствующие о глубине проникновения ребёнком в новый, непривычный для него образ.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

При выполнении этого задания детям дают возможность сначала хорошо подумать, что могло закончиться так. В первую очередь оцениваются логичность и оригинальность изложения: «…Нам так и не удалось выехать на дачу»; «… И тут прозвенел звонок»; «…Котёнок так и сидел на дереве» и т.д.

Метод шести думательных шляп.

Эта методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того, чтобы научиться творчески решать задачи, он предлагает не пытаться сделать всё сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. При этом надо мысленно снимать и одевать разные шляпы. Почему именно шляпы? Потому что именно головной убор в первую очередь указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Психологи считают, что, снимая и надевая на себя шляпу, человек может быстро поменять социальную роль. Каждый цвет шляпы несёт в себе определенную роль. Надев ту или иную шляпу, человек начинает рассматривать проблему с точки зрения, предписанной каждой шляпе.

Белая шляпа ‒ факты, цифры, информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа ‒ эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Чёрная шляпа ‒ осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа ‒ преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Синяя шляпа ‒ размышление о сути. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Примером такой ситуации может быть обсуждение проблемы выпуска газеты класса.

Задание “Сколько значений у предмета?”

Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…). Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание “Назовите как можно больше признаков предмета”.

Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.

(Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу, и т. д.).

Я постаралась наиболее полно раскрыть всего лишь один аспект развития исследовательских умений. В ходе работы над развитием исследовательских умений и подготовки проектов у нас появилась памятка для родителей, учителей и учащихся.

Памятка для родителей

Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

• Что такое учебное исследование в школе? (Немного теории)

• Каковы этапы выполнения учебного исследования?

• Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

• Что такое учебное исследование в школе? (Немного теории)

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из разнообразных материалов с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. При выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.

Каковы этапы выполнения учебного исследования?

Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы исследования; выдвижение первоначальных идей; сбор материала; обобщение материалов; реализация проекта (доклад, макет и т.д.); защита проекта.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности? На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие ‒ помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Памятка для учителей

Как организовать исследование

Экспресс-исследование

Эта форма организации предполагает массовое участие детей: и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), исследования по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, и т.п.

Долговременные исследования: ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования), предлагает возможные варианты решения, собирает материал, делает обобщения, готовит проект (доклад, макет и др.), защищает проект.

Как выбрать тему исследования?

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд. Темы можно объединить в три основные группы: фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; теоретические ‒ эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.; эмпирические ‒ темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Правила выбора темы

• Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

• Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

• Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

• Сочетание желаний и возможностей.

• С выбором темы не стоит затягивать.

Классификация тем для исследовательской деятельности учащихся

Общие направления исследований: живая природа, человек, общество, культура, земля, вселенная, наука, техника, экономика.

Основные науки и виды деятельности:

Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование.

Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.

Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

Культура: язык, религия, искусство, образование.

Земля: география, климат, строение Земли.

Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки. Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и строительство.

Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

Специфическими ключи к поиску и систематизации информации.

Направление ‒ живая природа, область знаний ‒ зоология: где живет, чем питается, основные особенности (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); поведение; кто главные враги.

Направление «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели»: общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился; характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.); где провел жизнь; первые серьезные работы; основные достижения и результаты деятельности;

• основные работы о нем; как к нему относились современники; как к нему относятся в наше время.

Направление ‒ Земля, область знаний ‒ география. Крупнейшие озера мира: названия крупнейших озер; их географическое положение, климатические условия; основные характеристики: пресные или соленые; животный и растительный мир этих озер; какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности; характеристика экологической ситуации.

Направление Вселенная, тема ‒ планеты Солнечной системы: перечень планет; происхождение названия; общая характеристика каждой (размеры, удаленность от Земли, время обращения вокруг Солнца, удаленность от Солнца, исследования планеты людьми, условия на планете).

Материалы для младших школьников

по самостоятельной исследовательской практике

(Памятка для учащегося)
I. Как выбрать тему исследования. Попробуй задать себе следующие вопросы:

• Что мне интересно больше всего?

• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

• Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

• Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?

• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

• Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками.

Тему исследования надо записать. Какими могут быть исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические – предусматривает изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

II. Цель исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. Запиши цель своего исследования.

III. Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.

IV. Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

V. Организация и методика исследования

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Список доступных методов исследования: подумать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме; найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

VI. Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется дать определения основным понятиям; классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; ранжировать основные идеи; предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); выработать суждения и умозаключения; сделать выводы; указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал; подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования; приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое, чем он отличается от других объектов, чем похож на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих и существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.

4. Ранжировать основные идеи.

Ранжировать идеи ‒ выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая по значимости занимает второе место, какая – третье и т.д.

5. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Выработать суждения и сделать умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы.

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования: какие гипотезы проверялись; какие использовались методы и средства исследования; каким был план исследования; какие результаты были получены; какие выводы сделаны по итогам исследования; что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

VII. От чего зависит успех исследования?

• Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

• Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

• Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

• Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

• Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

• Действуя, не бойся совершить ошибку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconСамостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной...
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconИнформационные материалы по результатам контроля реализации фгос ноо в 1-х классах
На основании плана школы по контролю внедрения и реализации фгос ноо, в период с 26. 01. 2012 по 15. 02. 2012 г проведён контроль...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках...
Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо мбоу сош№3 р...
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1-3 классов, требованиям фгос ноо
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconКонкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро
«фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconКонкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро
«фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconРасписание внеурочной деятельности в 1-3 классах по фгос ноо в мкоу сош №40 на 2013-2014 уч г

Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности....
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconОрганизация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconСправка по реализации фгос ноо и ООО в гбоу сош №14 г о. Жигулевск
Цель: изучить состояние деятельности учреждения по созданию условий реализации фгос ноо и ООО
Организация проектной (исследовательской) работы при реализации социального направления внеурочной деятельности в начальных классах, работающих по фгос ноо iconКурсовая переподготовка по фгос ноо в профессиональном учебном заведении...
Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации фгос ноо»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск