Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях





Скачать 274.74 Kb.
НазваниеОбщие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер274.74 Kb.
ТипОбщие методические указания
100-bal.ru > История > Общие методические указания
  1   2   3
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы».

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях

Проектную и исследовательскую деятельность подчас трудно разделить. Каждый проект обязательно включает в себя исследование, а исследовательская работа эффективна только при проектном подходе к ее реализации. Поэтому данные направления учебной деятельности мы объединили. Однако следует обратить внимание, что понятие проекта все же представляется более широким, чем исследование. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными, ученическими или с привлечением родителей, представителей местного сообщества и властных структур. В каждом разделе помещены формы проведения исследований и проектов на определенную тему. Вместе с тем, этим не ограничиваются возможности исследовательской работы по изучению истории 1990-х годов. Вы можете предложить собственный проект или направление для исследования. Дадим несколько примеров, которые помогут Вам провести такую работу:

Тема «Из жизни замечательных людей: Судьба человека: 1990-е» (исследование об опыте преодоления трудностей и сохранения человеком собственного достоинства);

Тема «Статья» (написание статьи в газету или журнал определенной политической направленности или ориентированных на отдельную группу интересов

Тема «Проект издания номера газеты или журнала (написания книги)». Определить названия статей, придумать заголовки, разработать дизайн и расположение материалов, основные идеи, кого из авторов (известных деятелей) можно привлечь, какие вопросы задали бы в интервью (виртуальное интервью). Разработать выпуск газеты к определенному числу (после важного события) или политического журнала по определенному месяцу (посвященного событиям месяца).

Тема «Памятник историческому деятелю 1990-х (событию)» (придумать памятники, которые надо поставить и их связь с историей 1990-х, обосновать, почему сделан такой выбор).

Тема «Социальная реклама» (придумать плакат с социальной рекламой, проанализировать имеющуюся рекламу).

Дадим некоторые общие рекомендации по проведению проектов и исследований.

Как провести мини- исследование?

Специфика мини- исследования состоит в том, что в ходе выполнения задания достаточно жестко алгоритмизируется поисковая деятельность, которая основывается на определенных типах умственных операций и четко прослеживается логика получения результатов. Основная цель мини-исследования - научить учащихся последовательности и организации своей практической поисковой деятельности.

При проведении мини- исследования можно выделить ряд этапов:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить в ходе мини- исследования,

  2. Определение главных критериев решения проблемы,

  3. Планирование исследовательской деятельности,

  4. Проведение исследовательской деятельности,

  5. Фиксация результатов исследовательской деятельности,

  6. На основании полученных результатов формулировка выводов и решение проблемы.

Как разработать проект?

Обычно проекты (особенно социальные проекты) связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. Существует огромное количество классификаций проектов, основанных на разных критериях.

Проекты могут быть:

- практико-ориентированными – нацеленными на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;

- исследовательскими – напоминающими настоящее научное исследование, включая обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

информационными – акцентирующими внимание на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

творческими – предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.);

ролевыми – основанными на распределении и выполнении ролей литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. с открытыми до самого окончания проекта результатами.

Основные элементы проектирования:

- определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы,

- формулирование задач и ожидаемых результатов,

- определение ресурсов, составление плана действий,

- выполнение плана,

- подведение итогов,

- оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми),

- рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

Как подготовить реферат?

Слово «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе значит “докладываю, сообщаю”. Практически все словари (“Малая Советская Энциклопедия”, “Российский Энциклопедический словарь”, “Энциклопедический словарь по культурологии” и многие другие) одинаково определяют значение слова “реферат” - “краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Естественно школьники не подготовлены к данной форме работы и поэтому вполне разумно выдвигать другие критерии к написанию школьных работ, распространенных под названием реферата.

Структура работы над рефератом:

1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;

- желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?);

- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания.

3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда).

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов.

4. Введение. Основные требования:

- введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны.

-очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата);

- введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;

- объем введения обычно составляют 2 страницы текста;

- исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница).

Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события).

7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников).

Итак, основные требования к написанию реферата:

1. Необходимо соблюдать определенную форму (титульный лист, оглавление, сноски, оформление источников).

2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и по степени научности) школьному уровню.

3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы.

Процедура защиты реферата включает в себя следующие требования:

  • реферат должен быть представлен к рассмотрению не в день экзамена, а за несколько недель до него (этот вопрос должны решить проверяющие учителя),

  • в день экзамена на реферат должна быть написана рецензия учащего (или другого) преподавателя данного предмета, а также желательно ознакомление всех членов экзаменационной комиссии с рефератом предварительно (последнее в современных условиях российского среднего образования никак не может быть обязательным, а становится договором между преподавателями каждой конкретной школы),

  • защищающий реферат в течение 5-15 минут должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах,

  • защищающий должен ответить на несколько вопросов по представленной проблеме.

Критерии оценки реферата:

  1. Соблюдения формальных требований к реферату,

  2. Грамотное раскрытие темы (о критериях говорилось выше),

  3. Умение четко рассказать о представленном реферате,

  4. Способности понять суть задаваемых по работе вопросов и найти точные ответы на них.

Общие советы и рекомендации учащимся по проектной и исследовательской работе

Проектная и исследовательская работа включает в себя проведение мини-исследований, разработку проектов и подготовку рефератов. Существуют и другие формы учебной работы в данном направлении.

Мини-исследование включает ряд этапов учебной работы:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить в ходе мини- исследования,

  2. Определение главных критериев решения проблемы,

  3. Планирование исследовательской деятельности,

  4. Проведение исследовательской деятельности,

  5. Фиксация результатов исследовательской деятельности,

  6. На основании полученных результатов формулировка выводов и решение проблемы.

Проект представляет собой комплексную работу по решению определенной проблемы. Кстати, мини-исследование может стать частью разработки проекта. Основными элементами проектной деятельности являются следующие:

- определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы,

- формулирование задач и ожидаемых результатов,

- определение ресурсов, составление плана действий,

- выполнение плана,

- подведение итогов,

- оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми),

- рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

Структура работы над рефератом:

1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;

- желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?);

- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания.

3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда).

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов.

4. Введение. Основные требования:

- введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны.

-очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата);

- введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;

- объем введения обычно составляют 2 страницы текста;

- исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница).

Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события).

7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению и оформлению учебно-исследовательской...
Рассматриваются вопросы, связанные с порядком выполнения и оформлением учебно-исследовательской работы студентов. Даны общие требования...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания к спецкурсу Пенза 2009
Содержатся методические указания, вопросы для лучшего усвоения знаний, полученных на лекциях и при работе с литературой, а также...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Разведение...
Методические указания предназначены для повышения эффективности самостоятельной исследовательской работы студентов при выполнении...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconПояснительная записка работы должна содержать
Настоящие методические указания устанавливают общие требования и правила оформления квалификационной работы, выполняемой студентами...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном...
Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconИ методические указания по ее использованию
Для магистрантов и студентов 4 курса (дополнительная квалификация «преподаватель»)
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания для написания исследовательской работы для...
Исследовательская работа представляет собой самотоятельно выполненую работу обучающегося, которая строится на основе имеющихся у...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск