Скачать 274.74 Kb.
|
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы». Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях Проектную и исследовательскую деятельность подчас трудно разделить. Каждый проект обязательно включает в себя исследование, а исследовательская работа эффективна только при проектном подходе к ее реализации. Поэтому данные направления учебной деятельности мы объединили. Однако следует обратить внимание, что понятие проекта все же представляется более широким, чем исследование. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными, ученическими или с привлечением родителей, представителей местного сообщества и властных структур. В каждом разделе помещены формы проведения исследований и проектов на определенную тему. Вместе с тем, этим не ограничиваются возможности исследовательской работы по изучению истории 1990-х годов. Вы можете предложить собственный проект или направление для исследования. Дадим несколько примеров, которые помогут Вам провести такую работу: Тема «Из жизни замечательных людей: Судьба человека: 1990-е» (исследование об опыте преодоления трудностей и сохранения человеком собственного достоинства); Тема «Статья» (написание статьи в газету или журнал определенной политической направленности или ориентированных на отдельную группу интересов Тема «Проект издания номера газеты или журнала (написания книги)». Определить названия статей, придумать заголовки, разработать дизайн и расположение материалов, основные идеи, кого из авторов (известных деятелей) можно привлечь, какие вопросы задали бы в интервью (виртуальное интервью). Разработать выпуск газеты к определенному числу (после важного события) или политического журнала по определенному месяцу (посвященного событиям месяца). Тема «Памятник историческому деятелю 1990-х (событию)» (придумать памятники, которые надо поставить и их связь с историей 1990-х, обосновать, почему сделан такой выбор). Тема «Социальная реклама» (придумать плакат с социальной рекламой, проанализировать имеющуюся рекламу). Дадим некоторые общие рекомендации по проведению проектов и исследований. Как провести мини- исследование? Специфика мини- исследования состоит в том, что в ходе выполнения задания достаточно жестко алгоритмизируется поисковая деятельность, которая основывается на определенных типах умственных операций и четко прослеживается логика получения результатов. Основная цель мини-исследования - научить учащихся последовательности и организации своей практической поисковой деятельности. При проведении мини- исследования можно выделить ряд этапов:
Как разработать проект? Обычно проекты (особенно социальные проекты) связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. Существует огромное количество классификаций проектов, основанных на разных критериях. Проекты могут быть: - практико-ориентированными – нацеленными на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика; - исследовательскими – напоминающими настоящее научное исследование, включая обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов; информационными – акцентирующими внимание на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; творческими – предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.); ролевыми – основанными на распределении и выполнении ролей литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. с открытыми до самого окончания проекта результатами. Основные элементы проектирования: - определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, - формулирование задач и ожидаемых результатов, - определение ресурсов, составление плана действий, - выполнение плана, - подведение итогов, - оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми), - рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). Как подготовить реферат? Слово «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе значит “докладываю, сообщаю”. Практически все словари (“Малая Советская Энциклопедия”, “Российский Энциклопедический словарь”, “Энциклопедический словарь по культурологии” и многие другие) одинаково определяют значение слова “реферат” - “краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Естественно школьники не подготовлены к данной форме работы и поэтому вполне разумно выдвигать другие критерии к написанию школьных работ, распространенных под названием реферата. Структура работы над рефератом: 1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований: - тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения); - в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими; - желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?); - следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок. 2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания. 3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда). Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов. 4. Введение. Основные требования: - введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны. -очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата); - введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны; - объем введения обычно составляют 2 страницы текста; - исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом. 5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница). Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. 6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события). 7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Итак, основные требования к написанию реферата: 1. Необходимо соблюдать определенную форму (титульный лист, оглавление, сноски, оформление источников). 2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и по степени научности) школьному уровню. 3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов. 4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы. Процедура защиты реферата включает в себя следующие требования:
Критерии оценки реферата:
Общие советы и рекомендации учащимся по проектной и исследовательской работе Проектная и исследовательская работа включает в себя проведение мини-исследований, разработку проектов и подготовку рефератов. Существуют и другие формы учебной работы в данном направлении. Мини-исследование включает ряд этапов учебной работы:
Проект представляет собой комплексную работу по решению определенной проблемы. Кстати, мини-исследование может стать частью разработки проекта. Основными элементами проектной деятельности являются следующие: - определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, - формулирование задач и ожидаемых результатов, - определение ресурсов, составление плана действий, - выполнение плана, - подведение итогов, - оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми), - рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). Структура работы над рефератом: 1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований: - тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения); - в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими; - желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?); - следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок. 2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания. 3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда). Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов. 4. Введение. Основные требования: - введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны. -очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата); - введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны; - объем введения обычно составляют 2 страницы текста; - исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом. 5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница). Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. 6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события). 7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). |
Методические указания по выполнению и оформлению учебно-исследовательской... Рассматриваются вопросы, связанные с порядком выполнения и оформлением учебно-исследовательской работы студентов. Даны общие требования... | Методические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной... Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ | ||
Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников... | Методические указания по выполнению контрольных работ общие положения... Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | ||
Методические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления» Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное... | Методические указания к спецкурсу Пенза 2009 Содержатся методические указания, вопросы для лучшего усвоения знаний, полученных на лекциях и при работе с литературой, а также... | ||
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Разведение... Методические указания предназначены для повышения эффективности самостоятельной исследовательской работы студентов при выполнении... | Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | ||
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | Пояснительная записка работы должна содержать Настоящие методические указания устанавливают общие требования и правила оформления квалификационной работы, выполняемой студентами... | ||
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном... Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | ||
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | И методические указания по ее использованию Для магистрантов и студентов 4 курса (дополнительная квалификация «преподаватель») | ||
Методические указания для написания исследовательской работы для... Исследовательская работа представляет собой самотоятельно выполненую работу обучающегося, которая строится на основе имеющихся у... | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов... |