Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы





Скачать 310.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер310.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3


Содержание

Введение………………………………………………………2

Метод проектов на уроках в начальной школе………….3

1.Актуальность метода проектов …………………………..3

2.Общие подходы к этапам проекта……………………... 6

3.Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов……………………………………7

4. Классификация проектов………………………………..8

5. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста……..........................................................................9

6. Классификация проектов по продолжительности……..10

7. План работы учителя по подготовке проекта…………..10

8. Этапы создания проекта…………………………………..11

9. Особенности учебных проектов младших школьников…12

10. Проблема отсутствия у детей умения поисковой деятельности……………………………………………………..14

11.Методические рекомендации по использованию метода

проектов в образовательном процессе начальной школы…………………………………………………………..…15

Заключение………………………………………………………16

Приложение………………………………………………………18





Введение.

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия »

В.Гузеев

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.



Метод проектов на уроках в начальной школе.

Актуальность метода проектов.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

На мой взгляд метод проектов - это очень интересная работа. Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми экологический спектакль, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим. Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого

Общие подходы к этапам проекта.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
    6. Защита проектов. 
    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Основные цели, которые я ставлю для организации проектной деятельности учащихся младших классов:

- активизация проектной деятельности учащихся;

- формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий учащихся (самоконтроля) и оценки (самооценки);

- развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.

Работу организую по следующему плану:

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Изучение вопроса, объекта исследования.

  4. Сбор материала.

  5. Обработка материала, получение результата, анализ.

  6. Отчёт о проделанной работе.

Оформление результатов проекта реферат или доклад, презентация, выпуск стенгазеты, выступление и т. д. – какой выход запланировали.

Классификация проектов.

Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

  3. Выполнение проекта – практическая часть.

  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты могут классифицироваться:

  • по составу участников;

  • по целевой установке;

  • по тематике;

  • по срокам реализации.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

  4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития личности ребенка:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);

  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);

  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов как средство...
1 Теоретические основы метода проектов как средство формирования речевых умений
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по практическому использованию г. Устюжна
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconРекомендации по формированию исследовательских и творческих умений...
Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconПрименение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе по теме
Данная работа посвящена использованию проектной методики при обучении английскому языку учащихся старшего звена средней школы
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат»
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетод проектов в обучении иностранному языку
Целью метода проектов является устранение зависимости студента от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconВ области географии и геоэкологии
«Турбион-технология» – инновационная методика повышения эффективности метода проектов. Главная цель данной разработки – совершенствование...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconИспользование метода проектов на уроках в начальной школе
В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»
Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по проведению интегрированного урока: Немецкий...
Инновации и творчество в современном образовательном процессе
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconМетодические рекомендации по использованию технологии исуд в учебно-воспитательном процессе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Орехово-Зуево Московской области
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconПлан-график использования оборудования в образовательном процессе...
Ноутбук, интерактивная доска, проектор мультимедийный, презентация, гербарий для начальной школы
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы iconРабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе: Государственного...
Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск